Надо Знать

добавить знаний



Дарио Фо


Dario Fo portrait.jpg

План:


Введение

Nobel prize medal.svg

Дарио Фо ( итал. Dario Fo ), 24 марта 1926, Санджай) - итальянский драматург, режиссер, теоретик театра, художник. Лауреат Нобелевской премии по литературе ( 1997), почетный доктор римского университета "Ла Сапиенца" ( 2006).



1. Биография

Дарио Фо, июнь 2007

Дарио Фо родился в селе Санджана (провинция Варезе). Отец будущего драматурга работал железнодорожником. Оба родителя должны антифашистские убеждения, а отец был членом социалистической партии. С детства у Фо оказался большую тягу к искусством. Несмотря на трудности, родители решили поддержать сына в его художественных интерес. С 1940 года Дарио Фо поступил на факультет сценографии в миланской Академии Брера, где изучал живопись, а в 1945 году перешел на обучение на факультет архитектуры Миланского политехнического института.

Первые произведения Фо написал в студенческие годы. Это были небольшие монологи, сатирические скетчи, полуфантастические рассказы (похожие на народные предания). Эти произведения он исполнял в кругу друзей и со временем приобрел популярность. С 1952 года Фо работает на радио, где исполняет свои юмористические монологи.

1953 Фо оставил институт и полностью посвятил себя творчеству. Он основал театр-варьете вместе с актерами Ф. Парент и Д. Дуран. Для этого театра он написал и поставил два фарса "Пальцем в глаз" (1953) и "Связать здоровых (1954). Вскоре оба произведения были запрещены цензурой. В то время на творческое развитие Фо большое влияние имел французский мим и режиссер Жак Лекок.

1954 Фо женился на актрисе Франке Раме, которая стала его постоянной партнершей и работала артисткой в ​​его театре. В 1955-1957 pоках Фо писал сценарии для кино, выступал как художник и исполнитель в некоторых фильмах, в частности у режиссера Карло Лидзани. В 1957-1958 годах тандем Фо-Раме делает свой дебют в Миланском Пикколо Театро, затем отправляется в годовой тур по всей Италии.

В 1959 году он создал новый театр "Труппа Дарио Фо - Франке Раме", для которого писал комедии. Особенно успешной была пьеса на три акта "Архангелы не играют во флиппера" ("Gli archangeli giocano a flipper", 1959), фарсовая комедия, сатира на чиновничью бюрократию, и комедия "Изабелла, три каравеллы и болтун" ("Isabrella, tre caravelle e un cacciabelle ", 1963) - о Христофора Колумба, его открытия и нелегкие отношения с королевской властью Испании. В 1961 году проходит первое выступление за рубежом в Стокгольме, затем в Польше. Театр Дарио Фо побывал в 73 странах мира.

Война в Вьетнаме и студенческая революция 1968 года, прокатившаяся по всей Европе, побудили Фо полностью изменить свое отношение к театру и к роли драматурга в современном обществе. Он отказался от коммерционности и стал заметным представителем политического театра, - движения, приобрел популярность, в том числе и во Франции. При поддержке Арке (ARCI), культурной организации итальянской компартии он организовал новый театр "Нуова шена" (новая сцена), в который вошли около 30 актеров. Фо написал и поставил несколько комедий о борьбе пролетариата с капиталом в стилистике агитпропа. Успешной была комедия "Рабочий знает 300 слов, а хозяин 1000. Поэтому он хозяин" ("L'operaio conosce 300 parole 1000 per queato lui e il padrone", 1969).

В 1969 году Фо создал свое самое известное произведение - "Мистерию-буфф" ("Misted Buffo", 1969). Этот остросатирические произведение был направлен как на правых, так и на левых, в частности на итальянских коммунистов. Поэтому в 1970 году после длительных дискуссий Фо и Раме оставили театр "Нуова шена и вышли из рядов коммунистической партии. Того же года они создали новый независимый театр ультралевой направленности "Ла Коммуна". Одной из лучших комедий Фо, созданных в этот период - пьеса "Случайная смерть анархиста".

По приглашению RAИ 2 Фо возвращается на телевидение. 1977 Фо разработал несколько крупных телевизионных проектов, в частности многосерийный телевариант спектакля "Мистерия-буфф". В 1982 году он поставил моноспектакль по материалам средневековых фарсов "Непристойное байка". В 1977-1979 годах написал несколько пьес женского направления, в частности пьесу "Весь дом, постель и церковь" (1977) и комедию Свободная пара".

В 1981 году Копенгагенский университет наградил Фо престижной премией Соннинг, которую он посвятил Франке. В 1990-1991 годах Дарио Фо снова выступает на сцене со своими новыми монологами.

Нобелевская премия по литературе 1997 года была присуждена Дарио Фо "за то, что он, следуя средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетенных.

На протяжении всей своей творческой жизни Дарио Фо и Франка Раме вели активную общественную жизнь, которая иногда превращалась в политическую борьбу. В сатирических комедиях Фо на евангельские сюжеты "Архангелы не играют во флиппер (1959), "Мистерия-буфф" (1969), а также в пьесе "Случайная смерть анархиста" (1971) социальный гротеск доведен до карикатуры.

К 1986 году Фо написал сорок пьес, которые идут сейчас в 48 странах мира, в том числе и в Украине ( Киев ( Киевский академический театр "Колесо"), Львов, Ужгород и др.).

В 1997 году Фо получил Нобелевскую премию по литературе. По мнению Фо, эта премия для него - "это признание слова, исполняемого со сцены". С. Аллен, постоянный секретарь шведской Академии, сказал при вручении награды: "Дарио Фо - одна из центральных фигур европейского театра последних десятилетий. Он подражает средневековых шутов, лихо критикуя и защищая угнетенных. Он открывает нам глаза на злоупотребления чиновников и общественные несправедливости".

2001 года Фо стал членом международного колледжа патафизикы, созданного в честь Альфреда Жарри. В 2008 году принимал участие в съемках фильма-расследования Джульетто Кьеза 9/11.Розслидування с нуля о событиях 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.


2. Творчество

Дарио Фо (11 июля 2008 года)

Театр Фо непосредственно связан с традицией комедии дель арте, для его пьес характерна импровизационность, фарсовое начало, отказ от психологизма, соединение реальности и фантастики, гротесковость, буффонада, высокий ритм, использование музыки и песен.

Он автор сценических фарсов-арлекинада ("Пальцем в глаз, 1953), документальных политических драм в традициях Брехтовского театра ("Народная война в Чили", 1973, и др.), гротескно - сатирических пьес, проникнутых черным юмором, насыщенных актуальными аллюзиями и построенных на актерской импровизации. Здесь приемы агитпроповского сатиры переплетаются с элементами средневековых площадных Дьяблере, комедии дель арте, ярмарочного театра кукол, цирковой клоунады.


2.1. Мистерия-Буфф

Мистерия-Буфф ("Mistero buffo", 1969) - это комическое мистерия по сюжетам Евангелия, средневековых хроник Италии и Франции. Пьеса состоит из отдельных сцен: "Воскрешение Лазаря", "Рождение комедианта", "Бонифаций VIII" и др.. Создавая "Мистерию ...", Фо опирался на апокрифические евангелия. Он принимал известные сюжеты и перетлумачував их. В пьесе очень много действующих лиц, но, по замыслу автора это моноспектакль. Всех персонажей исполняет один актер. Впервые Фо поставил "Мистерию-буфф" в 1969 году. С тех пор содержание пьесы чрезвычайно расширился: чтобы выполнить ее всю, нужен не один вечер. Пьеса имеет открытую структуру. Это своеобразная театральная импровизация, и хотя она может принять и принимает новые сюжеты, новые сцены, при этом ее структура не нарушается, а остается устойчивой. Собственно игровой сюжет легко и свободно переходит в непосредственное общение со зрителями. Фо подталкивает к разговору о проблемах современной политики, используя для этого даже малейший повод. Имея тонкое чувство зала, он импровизирует и порой неожиданно даже для своих коллег добавляет к спектаклю новые, незапланированные ранее сцены. Не существует двух одинаковых спектаклей по "Мистерия-буфф", и опубликованные варианты пьесы отличаются друг от друга. Так среди персонажей этой пьесы в свое время побывали (наряду с собственно персонажами комедии) все ведущие политики Италии и мира последних трех десятилетий.


2.2. Случайная смерть анархиста

Случайная смерть анархиста ("Morte accidentale di un anarchico", 1970) - яркий, сценический, полон юмора произведение. По форме и жанру - это фарс. По содержанию - своеобразное расследование загадочной смерти человека, "случайно выпала из окна" полицейского участка при загадочных обстоятельствах. Одновременно это произведение о власти искусства над людьми, что является одной из любимых тем театра Дарио Фо.

3. Избранные произведения

Автограф Дарио Фо
  • Il dito nell'occhio ( 1953)
  • Sani da legare ( 1954)
  • Non tutti i ladri vengono per nuocere ( 1958)
  • Gli arcangeli non giocano a flipper ( 1959)
  • Aveva due pistole con gli occhi bianchi e neri ( 1960)
  • Chi ruba un piede fortunato in amore ( 1961)
  • Isabella, tre caravelle e un cacciaballe ( 1963)
  • [[Settimo: ruba un po 'meno ( 1964)
  • La colpa sempre del diavolo ( 1965)
  • La signora da buttare ( 1967)
  • Grande pantomima con pupazzi grandi, piccoli e medi ( 1968)
  • L'operaio conosce 300 parole, il padrone 1000: per questo lui il padrone ( 1969)
  • Mistero buffo ( 1969)
  • Morte accidentale di un anarchico ( 1970)
  • Morte e resurrezione di un pupazzo ( 1971)
  • Tutti uniti! Tutti insieme! Ma scusa quello non il padrone? ( 1971)
  • Il Fanfani rapito ( 1973)
  • Non si paga, non si paga! ( 1974)
  • Clacson, trombette e pernacchi ( 1981)
  • Coppia aperta, quasi spalancata ( 1983)
  • Il papa e la strega ( 1989)
  • Johan Padan a la descoverta de le Americhe ( 1991)
  • Il diavolo con le zinne ( 1997)
  • Lu Santo Jullare Franesco ( 1997)
  • Marino libero, Marino innocente ( 1998)
  • Il paese dei mezarat ( 2002)
  • L'anomalo Bicefalo ( 2003)
  • Sotto paga! Non si paga!]] ( 2007)

Литература

  • Binni L. Dario Fo. Firenze: La nuova Italia, 1977
  • Puppa P. Il teatro di Dario Fo: dalla scena alla piazza. Venezia: Marsilio, 1978
  • Chiara Valentini: La storia di Dario Fo, Milano, Feltrinelli, 1997, ISBN 88-07-81475-7
  • Tony Mitchell: Dario Fo. People's court jester, Methuen, London 1999, ISBN 0-413-73320-3
  • Antonio Scuderi: Dario Fo and Popular Performance, Legas 1998
  • Tom Behan: Dario Fo. Revolutionary Theater, Pluto Press, London 2000, ISBN 0-7453-1357-4
  • Behan T. Dario Fo: revolutionary theatre. London; Sterling: Pluto Press, 2000
  • Farrell J., Scuderi A. Dario Fo: stage, text, and tradition. Carbondale: Southern Illinois UP, 2000
  • Farrell J. Dario Fo and Franca Rame: harlequins of the revolution. London: Methuen, 2001
  • Concetta D'Angeli - Simone Soriani: Coppia d'arte - Dario Fo e Franca Rame, Edizioni Plus, Pisa, 2006, ISBN 88-8492-338-7 [1]
  • Simone Soriani: Dario Fo. Dalla commedia al monologo (1959-1969), Corazzano (PI), Titivillus, 2007
  • Шкляр Л.Е, Госпиталь А. Г. Под знаком Нобеля. Лауреаты Нобелевской премии по литературе 1901-2006. - К.: Грамота, 2006. - 504 с.,

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам