Надо Знать

добавить знаний



Дариус Мийо



Дариус Мийо

Дариус Мийо ( фр. Darius Milhaud , * 4 сентября 1892, Экс-ан-Прованс - ? 22 июня 1974) - французский композитор.

Смелый новатор, Мийо широко разработал технику политонального письма, т.е. одновременного сочетания двух и более тональностей. Знаменитый своими экспериментами с необычными инструментальными составами и оригинальными ритмическими находками, связанными с обращением к нетрадиционным источникам (американский джаз и бразильский фольклор).


Биографические сведения

Мийо родился 4 сентября 1892 в Экс-ан-Провансе. Учился в Парижской консерватории у К. Леруа (гармония), А. Жедальжа (контрапункт) и Ш.-М. Видора (фуга). Недовольный консерватизмом Леруа, Мийо показал учителю свою сонату, столь розьярила профессора, студент был изгнан из класса. Однако Мийо пользовался благосклонностью Жедальжа, который поощрял его композиторские поиски. Смолоду Мийо была далекая музыка Вагнера, вместо одной из любимых стала опера К.Дебюсси "Пеллеас и Мелисанда". В первых опусах Мийо заметно сильное влияние стиля Дебюсси.

В 1916 Мийо вместе с поэтом и дипломатом П. Клоделем, ставший послом Франции в Бразилии, отправился в качестве его секретаря в Рио-де-Жанейро. Он заинтересовался бразильским фольклором, народными песнями что впоследствии отразилось в его "бразильских напевах" (Saudades do Brasil, 1920-1921). После возвращения в Париж в 1918 сотрудничал с Ж. Кокто и с бельгийцем П. Коллером (автором книги о композиторе), вошел в группу музыкантов ( "Французская шестерка"). В 1920 сюита Мийо "Протей" (Protee) произвела настоящий скандал, и некоторое время любая премьера Мийо давала повод для публичного шума. Мийо, однако, это не смущало, и он продолжал экспериментировать. Первой большой работой композитора стала опера "Эвмениды" (Les Eumenides, 1917-1922) по трагедии Эсхила (в переводе Клоделя), вполне выдержана в политональний манере. Для своего времени это был слишком смелый произведение, и полностью опера была поставлена ​​лишь в 1949. Тем временем репутацию Мийо создали другие произведения - балеты "Бык на крыше" (Le Boeuf sur le Toit, 1919), "Сотворение мира" (La creation du monde, 1923), "Салат" (Salade, 1924) и "Голубой экспресс" (Le train bleu, 1923 - 1924). Мийо продолжал сочинять оперы, среди них - "Несчастье Орфея" (Les malheurs d'Orphee, 1924), "Эстер де Карпентра" (Esther de Carpentras, 1925), "Бедный матрос" (Le pauvre matelot, 1925) и "Христофор Колумб "(Christophe Colomb, 1930). Оперу "Медея" (Medee, 1938) он составил на либретто своей жены Мадлен.

При Второй мировой войны Мийо эмигрировал в Америку, где стал профессором композиции в Миллс-колледже ( Окленд, шт. Калифорния). В последующие годы одна за другой появились десять больших симфоний и две большие оперы - "Боливар" (Bolivar, ор. 236, 1943) и "Давид" (David, ор. 320, 1952). За свою долгую жизнь Мийо написал концерты почти для всех инструментов, в том числе для маримба соло и для ударных.

После войны композитор преподавал композицию одновременно в Парижской консерватории и в Миллс-колледже. Мийо всегда привлекали оригинальные комбинации небольшого числа инструментов, он был мастером тембра и камерного письма, но столь же искусно композитор творил и для больших исполнительских составов. Среди его произведений для большого симфонического оркестра - 12 симфоний и несколько фортепианных концертов. В 1949 в Париже вышла автобиография Мийо "Заметки без музыки" ( фр. Notes sans musique ). В 1972 Мийо был избран членом французской Академии изящных искусств.

Среди известных учеников Д.Мийо - Дэйв Брубек (Dave Brubeck), Филип Гласс (Philip Glass), Стив Райх (Steve Reich), Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen), Янис Ксенакис (Iannis Xenakis)

Умер Мийо в Женеве 22 июня 1974.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам