Надо Знать

добавить знаний



Дева Мария


Vladimirskaya.jpg

План:


Введение


Богородица, Дева Мария, Матерь Божия, Мария ( арам. מרים - Мариам) - мать Иисуса Христа ( Лк. 1:26-56, Лк. 2:1-7, Мф. 1:16-25). С Нового Завета известно, что жила в Назарете ( Мр. 1:9) в Галилее со своим мужем Иосифом.


1. Рождение Марии

Святая Дева Мария ( Оранта), мозаика Собора Софии Киевской

Сведения о рождении Девы Марии не упоминаются в Новом завете, а переданы только в апокрифической литературе. Согласно апокрифическим Протоевангелие Иакова родителями Марии были Святой Иоаким и Святая Анна : позже так учили святые Иоанн Дамаскин, Григорий Нисский, Герман Константинопольский, Фульберт Шартрский, и многие другие учителей Церкви - и это стало неотъемлемой частью Священного предания.

Местом рождения, как правило, считают Иерусалим; так утверждал Святой Софроний и с ним соглашался святой Иоанн Дамаскин.


2. Честь Богородицы

Уважение к Богородице развивается в христианстве медленно и, хотя его собственно надо начинать уже с евангелиста Луки, все же в первых веках христиане больше интересовались содержанием нового учения, моральной его страницей и организацией Церкви и определением отношений между христианством и Иудаизм.


3. История почитания Богородицы

Некоторые иудейско-христианские секты 1-го века, как, напр., Эбионитов не признавали девства Марии, и многие гностиков считали Иисуса за Иосифова сына. Докетисты, которые учили, что Христос имел только мнимое тело, разумеется, не могли признавать Божией Матери; итоге и Несторий, патриарх константинопольский ( 428 - 431) решительно отрицал, что Дева Мария была матерью Бога (Богородицей), а утверждал, что она была только матерью человека Христа (Христородицею). Эфесский собор 431 г. осудил ересь Нестория и тем положил конец длинной полемике. В первый день заседаний Собора огромная толпа ожидающих на улице его решение, и, как только оно стало известным, все улицы были иллюминированные, и патриарха Кирилла, главного защитника культа Богородицы, с зажженными факелами и кадильницами, провожал толпа через весь город.

Почитание Божией Матери распространяется сначала на Ближнем Востоке, в Палестине, в Египте, оттуда переходит к Италии и других стран. Первые иконографические изображения встречаем в катакомбах Рима. Сначала фигура Божьей Матери полная простоты, граничащей с примитивностью. Впоследствии она вступает величия и великолепия: появляется перед верующими, как Царица Неба в богатом наряде и в сопровождении ангелов. В Киевском Софийском Соборе на алтарной стене сохранилась неподвижно с XI в, представлено Богородицу с поднятыми вверх обеими руками - это образ так называемой Оранты (та, что молится), ее прообраз находится в византийской часовни в Равенне ( Италия), что происходит с V в. Второй образ этого типа, но не малярный, а резчиков, находим в соборе св.Марка в Венеции.

Мария в журби.Сассоферато.

Первой церковью в Украина, посвященной Богородицы, была так наз. Десятинная церковь, которую построил в Киеве около 986 - 995 лет св. Владимир Великий. Назвали ее "Десятинная" потому, что великий князь выдал нее десятую часть своих доходов, в ней похоронен св. княгиню Ольгу, Володину жену Анну, - и его самого. Хотя церковь рухнула во время обороны от татарских орд Батыя - 1240 - митрополит Петр Могила был частично ее отстроил. И московские разрушители уничтожили полностью эту церковь в 1943 г. (О Богородицу более во: Покрова).


4. Дева Мария в иконографии

См.. также: Категория: Иконы Богоматери

Ее богатая иконография лишь в небольшой части обязана Евангелие и росла на протяжении веков в силу необходимости для христианской Церкви иметь фигуру матери - предмет поклонения. Сомнения относительно ее роли - подобные тем, которые были высказаны несторианами в V в. или идеологами Реформации в XVI - лишь стимулировали создание ее изображений теми, кто оставались ее сторонниками. Несторий отрицал, что Дева Мария может по праву называться "Богоматерью" - она была матерью только Христа как человека, а не божественной личности. Этот взгляд был осужден как ересь Эфесский собором в 431 году - вердикт, который способствовал распространению образа "Матери и Младенца" как выражения официальной доктрины. Величественные изображение Девы Марии и Младенца на троне, которые в течение многих веков украшали церковную архитектуру, впервые стали распространяться на Западе в VII веке, они были изображены с византийских образцов. Другим ранним стимулом к ​​чествованию (почитание [А] ) Девы Марии была находка того, что стали считать ее портретом, предполагают, что портрет был написан Св. Лукой. Росту культа Марии в некоторой степени противилась сама Церковь с ее традиционно враждебным отношением к женщине - отношением, которое культивировалось некоторыми ранними теологами в XII и еще больше в XIII в. Почитание Марии распространилось настолько, что сама эпоха стала называться эпохой культа Девы Марии - это было время религиозного подъема, вызванного крестовыми походами, который достиг своего наивысшего выражения в готических соборах Франции, часто возводились в честь Богоматери - "Notre Dame".


Примечания

а. ^ В богословской литературе употребляется термин "поклонение" для уважения Бога, "почитание" - для Богородицы и святых [1]

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам