Действительность

Действительность (производное от слова "действие") - осуществлена ​​реальность во всей своей совокупности - реальность не только вещей, но и воплощенных идей, целей, идеалов, общественных институтов, общепринятого знания. В отличие от реальности, действительность включает в себя также все идеальное, которое приняло воплощен, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности - мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права. Понятие "действительности" обратное не понятием "Иллюзия", "Фантазия", которые также могут быть осуществлены, а понятию "Возможность". Все возможное может стать действительным.


Действительность в Античной философии

Различение настоящего и данного созерцанию играло важную роль уже в античной философии. Согласно учению Демокрита, только в общем мнении существует цвет, в мнении - сладкое, в мнении - горькое, в действительности же существуют только - атомы и пустота. "В общем мнении" у него означает то же, что "согласно общепринятому мнению" и "для нас", не по природе самих вещей; природу же самих вещей он, в свою очередь, обозначает выражением "на самом деле" (от слова "правда "," истинное "). Это различение совпадает, таким образом, у Демокрита с различием между объективно существующей "природой вещей" и формами ее чувственного восприятия субъектом.

В связи с этим вопрос о действительности ставится и решается далее как вопрос о "истинную природу вещей" и переплетается с проблемой познания действительности и ее критериев. Согласно Сократом и Платоном, действительность, будучи лишь постигнута умом, лишена всякого чувственно воспринимаемого образа, а что окружает человека и дан ему в чувственном восприятии мир есть лишь искаженная сходство, "тень" настоящей действительности, "истинно сущего".

В учении Платона действительность приобретает черты абсолютной неизменности и рассматривается как нетленный и неподвижный прообраз чувственно воспринятого мира, как "идея", как чистая "суть".

Аристотель подвергает критике платоновскую концепцию действительности и рассматривает чувственно воспринят мир, совокупность эмпирически наблюдаемых единичных тел как подлинную действительность, а чистые, нереализованные формы тел - только как возможность. Действительность в учении Аристотеля становится синонимом актуальной данности вечных и неизменных форм вещей в материи, в чувственно воспринятому мире. Категория действительности рассматривается в его работах главным образом в связи с проблемой реализации возможности, ее актуализации посредством деятельности, целенаправленного изменения. Действительность изображается им в конце концов как результат активной деятельности чистой формы (и далее "формы форм" божественного разума), направленной на пассивную "материю", как осуществление сущности вещи, как "энергия".


Действительность в средневековой философии

Средневековая философия с ее презрением к исследованию опытом воспринимаемого чувствами мира и преобладанием формально-логического рационализма придает значение настоящей действительности только миру духовных явлений религиозно-идеалистически понимается, часто в мистическом сочетании с грубо-чувственной символикой.

Действительность в диалектическом материализме

В диалектическом материализме действительность - объективная реальность как конкретно развитая совокупность природных и общественно-исторических явлений; все существующее с необходимостью как результат закономерного развития природы, общества и духовной культуры в ее объективном смысле. Действительность обычно протиполягае фантазиям, иллюзиям, неосуществленным и неосуществимым планам, намерениям, нереализованным возможностям и видимости, скрывает истинную картину и содержание явлений, событий, взглядов и теорий. Действительность раскрывается как система реально существующих фактов, поняла их конкретно-исторической взаимодействия, в процессе ее саморазвития, в ее конкретной сути, поскольку она состоит действительности независимо от воли и сознания людей, субъекта. Каждое отдельное явление в общем контексте действительности может иметь совершенно иное значение и смысл, чем будучи искусственно или естественно изолированно от нее.

Термин "действительность" носит гносеологический оттенок, в отличие от термина "Материя". Противоположностью действительности в актуальной реальности является видимость (здаетнисть, то кажется).