Делийский султанат

دلی سلطنت
दिल्ली सलतनत
Делийский султанат
1206 - 1527 Империя Великих Моголов Flag of the Mughal Empire.svg
Расположение Делийского султаната
Делийский султанат в разные времена истории
Столица Дели
Языки Фарси, пушту (среди правителей), хинди
Религии Ислам (официально),
Индуизм (большинство населения)
Государственный строй империя
История
- Основана 1206
- I панипатська битва 1527

Делийский султанат ( перс. دلی سلطنت , хинди दिल्ली सल्तनत , бэнг. দিল্লীর সুলতান ) - Первая крупная мусульманская государство на территории современной Индии, которая существовала на севере Южной Азии с 1206 по 1526 год с столицей в Дели.

Власть в султанате принадлежала нескольким тюркским и пуштунским династиям, в частности Рабской (мамлюкским) династии (1206-1290), династиям Хилджи (1290-1320), Туглака (1320-1413), Саййид (1414-1451) и Лоди (1451-1526). В 1526 году султанат был завоеван моголами. С образованием султаната миллионы индийцев оказались под властью иностранцев, отличались по религией и языке.


История Это незавершенная статья по истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

Образование Делийского султаната


Еще в начале VII в. арабы, вторгшись в Индию с севера, завоевали территорию Синда и утвердили там свою власть. Синд отделился, но это не повлияло на историю остальных Индии. Однако с начала XI в. Индия стала ареной разорительных набегов тюркских завоевателей-мусульман, совершали походы под флагом священной войны с неверными. Индийские княжества, которые переживали период феодальной раздробленности, не могли противостоять этим нашествиям и постепенно на севере Индии утвердилась великая держава во главе с мусульманскими завоевателями, получившая в истории название Делийского султаната. Возникновение этого государства, продолжила впоследствии свои завоевания на юге, оказало значительное влияние на всю историю Индии. Индия была вовлечена в сферу так называемого мусульманского мира.

 Первое вторжение в Индию тюркских завоевателей произошло в 1001 г. Затем войско Махмуда (998-1030 гг.), Правителя государства со столицей в Газни, находившейся в тогдашней области Хорасан, вторглось в Пенджаб. Выступив против армий Махмуда раджа Джайпал потерпел поражение под Пешаваром и покончил жизнь самоубийством. С тех пор систематически до 1026 в зимнее время Махмуд совершал набеги на Индию, разбивая огромные, но плохо организованы индийские армии. Он разрушал храмы, грабил храмовые богатства, сокровища, накопленные обладателями княжеств за много поколений, собирал контрибуцию с населения и шел обратно с караваном награбленной добычи. Махмуд совершал набеги на огромную территорию Северной Индии от Сомнатха (Катхиавара) на западе до Канауджа (на Ганге) на востоке. Однако он присоединил к своим владениям и непосредственно руководил только Пенджабом. 


При преемниках Махмуда в период междоусобиц и угрозы со стороны сельджуков столица Газневидов была перенесена в Лахор. В 70-е годы XII в. смутой воспользовались правители небольшого вассального княжества Гур, которые в 1173 г. завоевали Газни, а в 1186 г. - столицу своего бывшего сюзерена Лахор. Правитель Гура Мухаммед, овладев Пенджабом, стал продвигаться дальше, в глубь Индии. В 1191 г. в битве при Тараини он потерпел поражение от Притхвираджа, раджпутских правителя Дели и Аджмира, но уже на следующий год на том же поле Тараина Мухаммед разбил возглавляемую Притхвираджем армию раджпутских князей, открыв себе дорогу на Ганг. Вскоре он овладел всей Джамна-Гангская долиной, включая Бенгал. После убийства Мухаммеда один из тюркских рабов, начальник его гвардии, полководец и правитель Севера Индии Кутб-уд-дин Айбак (1206-1211 гг.), Объявил себя независимым султаном индийских владений Турид со столицей в Дели. Так возник Делийский султанат. После смерти Айбека (он упал с лошади во время игры в поло) к власти пришел другой правитель, с шишками (рабов-гвардейцев) - Шамс-уд-дин Ильтутмиш. Поскольку некоторые его преемники также выдвинулись из рабов-гвардейцев, эта династия известна под названием династии шишками.


Династия шишками


В период укрепления и расширения владений Ильтутмыша в Индии появились монгольские завоеватели, преследовавшие Джалал-уд-дина, сына покоренного ими хорезмшаха. К тому времени монголы завоевали уже всю Центральную Азию от Маньчжурии до Туркестана, нещадно вырезая населения. Одно имя Чингисхана наводило страх. Ильтутмиш отказал в помощи Джалал-уи-дину и тот был разбит монголами в 1221 г. на берегах Инда. После этого монголы, разграбив Западный Пенджаб, Синд и Северный Гуджарат, ушли из Индии. Однако угроза новых монгольских нашествий длительное время висела над Индией.

Именно во время правления Ильтутмыша оформилось господство мусульманских военачальников в Северной Индии. В память о Ильтутмыша и сейчас находится гигантский минарет Кутб-Минар в Дели, строительство которого было начато при Кутб-уд-Дыни, а закончено Ильтутмыша. Гробница Ильтутмыша находится рядом.

В этот период военная знать состояла главным образом из среднеазиатских тюрок, которые сплотились в сильную организацию, которая называлась "Сорок" по количеству ее учредителей. Чиновники и духовные деятели были хорасанцямы (т.е. таджиками и персами). Ислам суннитского направления стал государственной религией, индусы считались презренными, неверными ("зим-ми"). Государственным языком стал Персидский. Форма правления была деспотической.

Хотя первые два делийских султаны избирались мусульманскими военачальниками, Ильтутмиш стремился сделать монархию наследственной и назначил преемником свою дочь Раззийю, которую считал "лучшим мужчиной", чем его сыновья. Эта правительница была женщиной храброй и умной, но военачальники в силу своих мусульманских предрассудков считали позорным подчиняться женщине. После четырех лет правления она была убита и начался период смут и дворцовых переворотов. В это время монголы неоднократно совершали набеги, в 1241 г. ими был даже взят Лахор.

Наконец в 1246 г. на трон был возведен младший сын Ильтутмыша Насир-уд-дин. Однако власть фактически перешла в руки способного советника Гийяс-уд-дина балбал, который в 1265 г., после смерти Насира, занял престол (1265 - 1287 гг.). Став султаном, балбал сумел отогнать монголов и построить на северо-западной границе цепь крепостей качестве опорных пунктов. Его правление прошло в борьбе за укрепление своей власти. Он беспощадно подавлял восстания (например, волнения среди индусов Доаба), бросая пленных мятежников под ноги слонам или снимая с живых кожу. Ему удалось сломить могущество "Сорока" и жестоко подавить восстание мусульманских военачальников Бенгалии в 1280 году. Мятежников публично казнили, посадив на кол. После смерти старого султана снова начались распри между феодальными группировками. В дальнейшей борьбе взяли верх военачальники из тюркского племени хилджи. На престол вступил 70-летний Джалал-уд-дин Фируз (1290-1296 гг.)


Правления Хилджи


При первом представителю династии Хилджи в Индию вновь вторглись монгольские войска, но Джалал-уд-дину удалось частично разбить их, а частично от них откупиться.

Наиболее значительным событием в правлении Джалал-уд-дина Фируза был организован Ала-уд-Дином, его зятем и племянником, набег на Декан. Разбив Рамачандра, правителя Девагири из династии Ядав, и ограбив сокровища, Ала-уд-Дин вернулся в Дели. Вблизи столицы он предательски убил своего тестя и стал правителем Дели (1296-1316 гг.)

Жестокий и решительный Ала-уд-Дин был умелым военачальником и талантливым администратором. Однако именно тогда участились набеги монголов и Ала-уд-дин все силы бросил на разгром врага. Жестокость его характера видно из того, что, опасаясь бунта, он в одну ночь приказал перебить все 15 - 30 тыс. монголов, поселились около Дели при Джалал-уд-Дине и составляли его войско. Для пополнения казны Ала-уд-дин конфисковывал или обложил налогом земли духовенства и богатых военачальников. Чтобы избежать заговоров он запретил пиры и сборы, разослав повсюду своих шпионов.

Стремясь сосредоточить в своих руках фонд земель, Ала-уд-Дин решил ввести небольшую денежную оплату иктада-ров вместо существовавшей до этого раздачи наделов. За господство в стране натурального хозяйства пришлось прибегнуть к чрезвычайным мерам, чтобы снизить в столице цены на продовольствие и обеспечить им своих плохо оплачиваемых воинов. Из всех казенных земель в Доаба было приказано брать налог только зерном, и купцы были принудительно обязаны свозить его в построенные в Дели огромные амбары. Цены на городских рынках в столице и Доаба были строго регламентированы, специальные чиновники следили за порядком и жестоко наказывали за обман или недовес. Налог с индусов был повышен с 1/6 до 1/2 урожая. Им было запрещено носить оружие, много одеваться или ездить верхом; эти меры должны были удовлетворить самых ревностных мусульман. Зато воинам плата была повышена.

Эти суровые меры на первых порах дали султану возможность создать огромное боеспособное войско в 475 тыс. всадников и отразить набеги монголов. Последнее при Ала-уд-Дыни монголы появились в 1306 г. и были им разбиты у реки Рави.

Однако Ала-уд-дину все же не хватало средств на содержание большого войска, и он решил пополнить казну путем ограбления новых областей и городов Декана. Посланный в поход военачальник Малик Кафур снова взял в 1307 году Дева-гири, потом Варангал, столицу Каката (территория современной Телинганы), а в следующем походе в 1311 г. - столицу Хойсалов Дварасамудру и центр владений Панда - Мадуро. В последующие два-три года Малик Кафур совершал еще походы, достигнув южной оконечности Индии - мыса Коморин. Возвращаясь из набегов, армия Ала-уд-дина привозила в Дели огромные богатства - золото, драгоценности, лошадей. Покоренные правители признавали себя вассалами Делийского султаната и должны были платить ежегодную дань.

Огромная империя Ала-уд-дина не была централизованным государством. В Гуджарате в последние годы жизни Ала-уд-дина его наместники поднимали мятежи. Раджпуты оставались непокоренными: памятники раджпутских эпоса рассказывают о постоянной борьбе с мусульманскими гарнизонами. Бенгалия была раздроблена и управлялась независимыми мусульманскими князьями. Хойсалов и Панди хотя и платили дань, но в общем правили самостоятельно. На севере, за Индией, находились земли независимых племен.

Хотя султан щедро раздавал сокровища, награбленные в результате удачных завоеваний, его подозрительность, конфискации, преследования индусов вызвали широкое недовольство. Всюду вспыхивали мятежи. После смерти Ала-уд-дина (он умер от водянки в 1316 г.) началась борьба за трон, во время которой погиб Малик Кафур, который пытался захватить власть. Через несколько месяцев под именем Кудб-уд-дина Мубарак-шаха (1316-1320 гг.) короновался один из сыновей Ала-уд-дина. Он ликвидировал все экономические реформы своего отца, однако не отказался от завоевательной политики и посылал на Декан своего военачальника Хосроя-хана. Вернувшись с богатой добычей Мадуро и Телинганы, Хосроя-хан убил Мубарак-шаха, стремясь стать султаном Дели. Однако вскоре и он был отстранен другим группировкам тюркской знати. На трон вступил наместник Пенджаба полководец Малик Газе, который короновался под именем Гийяс-уд-дина Туглака (1320-1325 гг.) И основал новую династию.


Правления Туглакидив


Новый султан провел ряд мероприятий, стремясь устранить недостатки, которые были следствием реформ Ала-уд-дина. Земельный налог был снижен до 1/10 урожая и на государственные средства было осуществлено строительство ирригационных каналов. Гийяс-уд-дин построил для себя в Дели целый город из розового гранита, обнес его мощными стенами с укреплениями и назвал Туглакабадом (ныне лежит в руинах), а неподалеку построил для себя мавзолей из красного и белого камня, похожий на крепость. Он стоял посреди искусственного озера, которое теперь совсем высохло.

Подобно своим предшественникам, Гийяс-уд-дин проводил активную внешнюю политику. Для пополнения казны был начат новый завоевательный поход на Декан под руководством сына султана, Джауна-хана, который занял столицу Каката Варангал и переименовал ее в Султанпур. Сам Гийяс-уд-дин подчинил Восточную Бенгалию, а правителя Западной Бенгалии заставил признать себя вассалом Дели (1324 г.). Джауна-хан по этому поводу устроил в Дели пышную встречу отца, но во время шествия слонов рухнул деревянный павильон, и Гийяс-уд-Дин погиб под его обломками. По сведениям арабского путешественника Ибн-Баттуты, этот "несчастный случай" был подстроен Джауна-ханом, который наметился на престол. Вскоре он и короновался под именем Мухаммада-шаха (1325 - 1351гг.).

Мухаммад был умелым полководцем, хорошо образованным человеком, однако, будучи при том жестоким самодуром, он своими непродуманными действиями привел государство в хаос. Решив, что Дели слишком далеко расположен от южных границ его империи, он перенес свой двор в Девагири, переименован им в Доулатабад. Вместе с двором были принудительно переселены и все лица, которые его обслуживали. Через несколько лет Мухаммад-шах вернулся в Дели, но нарушено хозяйственную жизнь в окрестностях столицы восстанавливалась трудно.

Поскольку для охраны огромной империи нужно было содержать большую армию и разветвленный центральный и провинциальный аппарат, казна все время нуждалась в средствах.

Мухаммад-шах ввел дополнительные поборы (абваб) с земледельцев. Эти абвабы были настолько велики, что крестьяне, разоряясь, бросали хозяйство и уходили в леса. Области обеднели, доходы перестали поступать в казну. К тому же наступила засуха. Тогда султан прибег к выпуску медных денег, которые должны были заменить по стоимости бывшие золотые и серебряные. Однако это привело в расстройство денежную систему и экономику страны. Купцы перестали отпускать товары за новые деньги. Наконец султану пришлось скупить эту неполноценную монету серебра и золота, что опустошило казну. Ужасной катастрофой закончился затеян Мухаммадом поход в Караджаев - горный район в Гималаях. Правда местного князя удалось принудить к уплате дани, но при возвращении тысячная армия, которая страдала от голода, дождей и бездорожья, была почти начисто уничтожена горцами.

Последние 15 лет правления Мухаммада прошли в бесплодных попытках подавить восстание, вспыхивали то в одном, то в другом конце его огромной империи. За жестокость расправ Мухаммад получил прозвище Хуни (Кровавый). В 1351 г. султан, преследуя мятежных эмиров, прибыл в Тхатту (Синд), где и умер от лихорадки. Здесь же, в Синде, знать возвела на трон двоюродного брата покойного султана - Фируза Туглака (1351-1388 гг.)

Фируз пришлось принять решительные меры для ликвидации пагубных последствий правления Мухаммада. Абвабы больше не взимались, земельный налог был уменьшен, для поднятия урожайности в Доаба были сооружены пять оросительных каналов, отменены высокие рыночные пошлины, военачальникам розданы "села, поселки и города", издан приказ о запрете пыток. Мусульманским военачальникам пришлось предоставить ряд привилегий, но это лишь поощрило их сепаратистские тенденции.

Вместе с тем Фируз жестоко подавлял всякие еретические движения, преследовал индусов и шиитов-мусульман. При походах на индусские княжества (особенно Катехр) Фируз превращал населения в рабов, применяя их труд в своем царском хозяйстве. По примеру султана его военачальники тоже принимали рабов. Общее число рабов в стране, по словам историка Барани, было около 180 тыс.

Попытки Фируза сохранить целостность своего государства не были успешными. Бенгалию, которая отделилась еще при Мухаммеде, не удалось вновь присоединить. Декан фактически откололся от империи, походы на Ориссу и Синд закончились провалом. Когда старый султан умер, разгорелась борьба между могущественными группировками феодалов, каждая из которых поддерживала своего ставленника на престол.

Окончательный удар по империи нанесла нашествие войск Тимура, правителя Самарканда (1398 г.). Тимур стремился напугать индейцев своей жестокостью. Истребляя население почти поголовно, он строил башни из черепов побежденных. Опасаясь враждебных действий, Тимур приказал вырезать в окрестностях Дели 100 тыс. пленных, взятых им в разных местностях Северной Индии. Делийский султан бежал в Гуджарат. Войска Тимура, вошедших в Дели, несколько дней грабили и убивали жителей. Нагруженный добычей, ведя за собой тысячи пленных, Тимур вернулся в Самарканд. В Индии после его нашествия начались голод и болезни. Империя распалась. Последний султан из Туглака умер в 1413 г., не оставив наследников. В 1414 Хизр-хан Саид, бывший правитель Мултана, который присоединился к Тимуру и оставленный им в качестве наместника Мултана и Пенджаба, захватил Дели и взял власть в свои руки. 1414 считается началом правления династии Саид.


Династия Саид


До конца своих дней Хизр-хан (1414-1421 гг.) правил номинально как наместник тимуридов. В стране продолжалась разруха, земельный налог взимали только с помощью войск, а казна пополнялась за счет военной добычи при ежегодных походах в ближайшие княжества. Власти Хизр-хана простиралась лишь на Дели, Пенджаб и Доаба. Его сын и наследник Мубарак-шах (1421-1434 гг.) В последний год своего правления отказался подчиниться Тимуридам и стал чеканить монеты со своим именем (признак независимости). Он сделал несколько походов против феодальных владетелей Доаба и некоторых других близких к Дели областей, кроме того, воевал с правителем Мальвы, с гакхарами (за Пенджаб) и с тимуридським правителем Кабула. Мубарак был убит придворными заговорщиками.

Султаном стал его племянник Мухаммад-шах (1434 - 1445 гг.). Бахлол-хан из афганского племени Лоди, наместник Лахора и Сирхинда, оказал ему помощь в борьбе с правителем Мальвы. В результате Бахлол-хан стал влиятельным лицом в государстве. Он пытался совершить переворот, но безуспешно. После смерти Мухаммад-шаха правителем стал последний представитель династии Саид Алам-шах (1445 - 1451 гг.). В результате борьбы различных феодальных клик и их сепаратизма делийские султаны стали просто марионетками и правили только номинально. В то время ходила даже поговорка, что "власть шаха Алама (буквально - повелителя мира) - от Дели до Палама" (городок под Дели, где сейчас находится делийский аэропорт).


Династия Лоди


Бахлол-хан вновь предпринял попытку переворота. На этот раз ему удалось устранить Аламипаха и занять престол. Почти сорокалетнее правления Бахлола прошло в непрерывных войнах за расширение султаната. Наиболее опасным его противником было княжество Джаунпур, которое удалось разгромить в 1479 г. Ряд других небольших обладателей вынуждены были подчиниться.

Сын Бахлола - Сикандар-шах (1489-1515 гг.) Стремился поставить наместников и вассальных князей под строгий контроль и создал для этого разветвленную сеть доносчиков. Си-Кандарья был ревностным суннитом, хотя его мать происходила из индусской семьи, и яростно преследовал индусов, разрушая храмы, разбивая статуи и т. п. В 1504 г. он основал свою резиденцию на берегу Джамны в небольшой крепости Агра, откуда ему было удобно начинать походы против князей Доаба.

Его сын Ибрагим (1517-1525 гг.) Стремился возвеличить власть султана и обуздать феодалов. Он не отдавал предпочтения афганским военачальникам, заявляя, что у правителя не может быть родственников и соплеменников, а только подданные и слуги. Крупнейшими военными мерами Ибрагима были его походы против Джаунпура и Гвалиура, которые закончились подчинением обоих княжеств. Однако его деспотическое правление и попытки сломить власть афганских военачальников приводили к мятежам. Феодальные распри и недовольство феодалов не прекращались. Наконец некоторые из феодалов обратились к правителю кабульского тимуридов Бабура с просьбой избавить их от тирании султана. Бабур не заставил себя просить. Он и сам стремился захватить богатые индийские земли. В 1525 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате, положив этим начало Монгольской империи, господство которой определило историю Индии на двести лет.

Монголами в Хорасане, афганских землях и в Северной Индии назывались не только монголы, но и князья-мусульмане правили на территориях, ранее завоеванных монголами, и с ними породнились. Весь этот район Средней Азии и афганских земель назывался Монголистаном. Бабур пришел в Индию оттуда, поэтому его и всех прибывших с ним называли монголами; европейцы же стали именовать правителя Большой Монгол.


Социально-экономическое положение Делийского султаната


Мусульманские завоеватели Индии захватывали земли индусских властителей и устанавливали там свою власть. Однако тюркские военачальники не могли радикально изменить методы хозяйствования, сложившиеся в Индии в течение столетий. По сути отношения между крестьянами и феодалами остались прежними, хотя были несколько видоизменены формы феодальной собственности. В первую очередь усилилась государственная собственность на землю: это давало завоевателям возможность содержать сильную армию и властвовать над чужим для них населением. Именно государству отходили земли многих изгнанных и уничтоженных в войнах индийских феодальных родов.

Государственная собственность была двух родов - Халиса и икта. Из земель Халиса налог собирали чиновники фиска. Этот налог обычно устанавливался на глаз, без точного измерения и взимался с общинного старосты, раскладкой же налога по дворам знала сама община. Доходы от таких земель шли на содержание двора и тех должностных лиц и воинов, которые получали свою зарплату натурой или деньгами. В собственности государства считались также некоторые леса и луга. В отдельные периоды Делийского султаната (особенно при Фируз Туглака) на некоторых государственных землях было организовано царское хозяйство. Работали в нем рабы. Удельный вес таких царских земель была очень невелика.

Основная часть государственных земель находилась в условном служебном дарении, что называлось икта. Так назывались и небольшие участки, владельцы которых именовались иктадары или ваджхдарамы (имеющие дар), и большие "кормления", главы которых назывались мукти. Вад-жхдары обычно собирали налог сами или через своих сборщиков из подаренных им сел и частей села. Их семьи, как правило, проживали в этих селах. Каждая такая семья должна была поставлять воина в государственную армию. Когда балбал попытался отнять участки в тех семей, где уже не было человека, способного носить оружие, то начались такие волнения, что султану пришлось отказаться от своей затеи. Таким образом, участки иктадары могли с течением времени перейти в категорию частного феодального владения, которое называлось милк или инами. Что касается мукти, то значительную часть собранных ими налогов они должны были отдавать в казну. Государство определяло размер и форму (натуральную или денежную) земельного налога. Часть собранного налога шла на содержание мукти и его отрядов, которые состояли из наемников. Плата была условной, т.е. связанной с должностью, и не передавалась по наследству.

Однако в Делийского султаната существовала категория частных земельных собственников, которые свободно отчуждали свои владения и взимали ренту, согласно обычаям, без государственного вмешательства. Таких владельцев было сравнительно немного. Это в первую очередь мечети и медресе (их владения назывались вакф), хранители "святых мест", главным образом гробниц шейхов, затем улемы (мусульманские богословы), поэты, некоторые представители чиновной знати и небольшая группа купцов, которые приобрели эту землю (мульк) путем покупки. Важным источником образования частной земельной собственности типа мульк было также расчистку джунглей и возделывание целины. Однако такого рода собственность сохранялась обычно только тогда, когда новое поселение в джунглях основывал феодал, способный отстоять свое владение от притязаний фиска.

За все время существования султаната на его территории сохранялись земли индусских правителей, в частности раджпутов. Среди раджпутов еще до покорения их земель мусульманами происходил процесс раздачи вотчинного землевладения, связанного с принадлежностью к данному роду. Здесь стали широко практиковаться служебные пожалования. Завоевание ускорило этот процесс, поскольку одни раджпутских обладатели были уничтожены, остальные покорились султаната и получили свои владения обратно, но уже в качестве условного пожалования - икта. Такие владельцы икта обязаны были участвовать в войнах со своими отрядами и платить ежегодную дань казны. Их земли все же переходили по наследству.

Реформы Ала-уд-дина: чрезмерно высокое налогообложение индусских феодальных слоев, раздача всем воинам денежной оплаты вместо наделов и т. п. - коренным образом ломали старую систему и поэтому сразу после его смерти были отменены. Также после смерти Мухаммеда Туглака были сняты те дополнительные тяжелые налоги - абвабы, которые он ввел. Индийская феодальное государство все время пыталась определить тот уровень налоговых требований, который обеспечивал высокие доходы казны, но не доводил землевладельца-налогоплательщика к разорению.

В дальнейшем фонд земель Халиса резко сократился, государственный контроль над условными пожалования постепенно ослабевал. Икта к XV в. стала приближаться к инами, т.е. частного землевладения, полученного путем пожалования. При династии Лоди владельцы икта уже ничего не платили в казну, хотя размер земельного налога в принципе, как и ранее устанавливался государством. В действительности же феодальные владельцы стремились взимать с крестьян дополнительные поборы в свою пользу и тем самым все больше увеличивали налоговую эксплуатацию, пользуясь тем, что контроль центральной власти ослабевал. Развал государственной системы управления и произвола феодалов привели к значительному ухудшению положения сельского населения в начале XVI в. Нельзя также забывать, что подавляющее большинство крестьян исповедовала индуизм, а уплата джизьи - податей, который накладывается мусульманскими правителями на индусов, была для них тяжелым бременем.

Изменения, произошедшие в формах феодального землевладения, вероятно, мало затронули основы крестьянской жизни. Прежнему сохранялась сельская община, которую мусульманские хронисты называют арабским термином "Джами": для Делийского султаната она оказалась удобной фискальной единицей. Староста стал все больше рассматриваться как государственное должностное лицо, и за это ему принадлежала небольшая, свободная от налогообложения участок. В самой общине стала сильнее ощущаться имущественное неравенство, однако она была не столь значительной и в периоды стихийных бедствий или при чрезмерном налоговом гнете разорение угрожало всем земледельцам.

Вместе с тем в период Делийского султаната длился медленный, но неуклонный развитие производительных сил. Показателем этого стали рост населения и распашка джунглей. Появлялись новые поселения, стала применяться более тщательная обработка земель. Большинство пахотных земель были неполивных и урожай зависел от муссонов. Воду нередко черпали из колодцев с помощью водоподъемного колеса, но уровень колодезной воды также зависел от количества дождей. Делийский правительство принимало меры для увеличения площади поливного земледелия. Так, в окрестностях Дели были сооружены крупные водохранилища Ха-ус-и-Шамси и Хаус-и-Хас. Фируз-шах построил оросительные каналы от рек Сатледж и Ямуна протяженностью 180 - 200 км и обвел значительные массивы земель. На строительстве этих каналов работали в порядке трудовой повинности 50 тыс. человек.

Щедрый климат Индии позволял выращивать два урожая в год, а в некоторых местах на орошаемых землях можно было собрать даже третий урожай. Основными зерновыми культурами были просо и рис. Кроме того, выращивали пшеницу, ячмень, различные сорта гороховых, многие виды овощей и фруктов, сахарный тростник, масличные культуры. Увеличились пахотные земли под индиго, который был самым распространенным красителем тканей, а также посадки тутовых деревьев для питания шелковичных червей.

Судя по косвенным данным, в Делийского султаната возросло количество ремесленного люда. Сельские ремесленники были членами сельской общины. Встречались ремесленные поселения и городские должности, главным образом ткачей, а также оружейников, медников и т. п. Ремесло оставалось кастовым занятием. Свои изделия городской ремесленник продавал тут же на месте или на базаре. Был известен также ряд строительных специальностей - каменотесы, каменщики и т. п.

Делийские султаны для нужд двора часто возводили крупные ремесленные мастерские, называвшиеся кар-ханами. Так, в кар-ханах Ала-уд-дина работало 17 тыс. ремесленников (в том числе 7 тыс. строителей), которые получали довольствие из казны. В Мухаммада Туглака одних только ткачей работало в кар-ханах 4 тыс.

Сначала завоевание Индии выходцами из Средней Азии привело к росту караванной торговли между Индией и мусульманским Востоком. Клады монет делийских султанов находят не только в Персии и Средней Азии, но даже на Волге. Поскольку основой армии в Делийский государстве была конница, а лошади при отсутствии пастбищ в Индии фактически не разводились, то привез лошадей был одной из главных статей индийского импорта. Однако вскоре завоевания монголов и разрушения ими ряда городов в Иране и Средней Азии привели к некоторому спаду индийской караванной торговли.

Тем большее значение имел выход Делийского султаната в Деканское портов, которые издавна вели обширную морскую торговлю. Индия вывозила хлопчатобумажные изделия и бенгальские шелковые ткани, оружие, украшения и утварь из золота, серебра и меди. Весьма обычной была работорговля. Продавали захваченных в плен, превращали в рабов населения индусских княжеств, против которых объявлялся джихад (священная война). Рабов использовали главным образом в качестве домашних слуг.

Для развития внутренней торговли большое значение имел захват Декана. Из морских побережий везли соль и кокосовые орехи, из которых давили масло, а из волокон плели веревки. Плодородные, богатые рисом области Бенгалии посылали продовольствие в столицу для поставки огромных армий султана. Купцы Канауджа торговали сахаром по всей Индии, в том числе в Дели. Однако хозяйство в своей основе оставалось натуральным. Продовольствие, а также ремесленные изделия шли главным образом для удовлетворения потребностей султана, его придворных и огромной султанской наемной армии.

Многочисленные поборы и повинности мешали расширению торговли и ремесла в Делийский государстве. Кроме закята, принятого во всех мусульманских странах, который выплачивали торговцы и ремесленники в денежной форме в размере 2,5% стоимости источники упоминают отвалы (поборы в пользу градоначальника), мустагал (налог на застроенную домами и лавками землю), различные дорожные пошлины вблизи залогов и речных переправ и т. п.

В этот период в хрониках появляются названия новых городов и часто упоминается о расширении, укрепление и отделки старых. Главным образом это административные центры и ставки войск, поскольку торговля и ремесло были в основном связаны с обслуживанием феодалов и армий. Города возникали также на "святых местах", где было скопление богомольцев и устраивались ярмарки. Постепенно увеличивалось и население таких городских центров. Однако управляли городами феодалы, нередко владели караван-сараями, лавками ремесленников, устанавливали рыночные пошлины. Только внутри каст наблюдалась подобие самоуправления. Не существовало никакой гарантии для имущества городского населения: феодал мог по своему произволу повысить поборы или заставить купцов отдать товары за положенную им цену. Особенно велик был гнет феодалов во времена Ала-уд-дина и Мухаммада Туглака. Неудивительно, что среди городского населения зрело недовольство, находить выход во всяких еретических движениях.

Что касается крестьянства, то его протест против угнетения сводился обычно к бегству из сел. Хроники, как правило написаны придворным историографом, глухо упоминают о "отряды разбойников" и цели "разбойничьи племена", прятавшихся в джунглях. Возможно здесь речь идет именно о таких крестьян.

Единственное более подробно описано крестьянское восстание произошло в 1419 г. в Пенджабе под руководством Саренга, возглавивший "невежественных подданных и темных людей". Против него послали войска феодальные властители Пенджаба. В битве при Сирхинда Саренг потерпел поражение и бежал в горы. К нему снова стали стекаться недовольные. Только войско правителя Дели Хизр-хана смогло окончательно разбить Саренга. Он был взят в плен и казнен.