Надо Знать

добавить знаний



Демократия



План:


Введение

Демократиягреч. δῆμος + κράτος = Народ + власть = "власть народа") - политический режим, при котором единственным легитимным источником власти в государстве признается ее народ. При этом управление государством осуществляется народом либо непосредственно ( прямая демократия), или косвенно, через избранных представителей ( представительная демократия).

Иногда демократию определяют также как набор идей и принципов, касающихся свободы, собственно, она и представляет собой институциональную свободу. В формулировке 16-го президента США Авраама Линкольна, демократия - управления "именем народа, силами народа и для народа".


1. Этимология термина

Термин "демократия" происходит из древнегреческого языка ( греч. δῆμοκρατία , Dēmokrata) и буквально означает "власть народа" [1], хотя в новогреческом греч. Δημοκρατία получила новое значение и используется для обозначения республики как формы государственного правления.

Само слово "δῆμοκρατία" сформировалось в середине 5 - начале 4 века до нашей эры по словам греч. δῆμος (Dmos, "народ") и греч. κράτος (Krtos, "власть") для того, чтобы обозначить политическую систему, которая тогда существовала в некоторых греческих городах-государствах. Такая демократия стала яркой чертой политической жизни в Древних Афинах после восстания 508 до н.э [2], когда была установлена Афинская демократия.


2. История термина

Демократия возникла в Древней Греции, древние греки были также первыми исследователями ее феномена. Кроме того, в Элладе был распространен такое разделение государств по формам правления: власть одного ( монархия), власть лучших ( аристократия) и власть народа (демократия). Однако, в Древней Греции (так же как и в Древнем Риме) рабов и чужестранцев не относили к граждан - демоса. То же касается и некоторых средневековых государств, которые называли демократиями, ведь власть принадлежала народу ( выборность власти), но при этом определенную, достаточно большую, часть общества просто не относили к народу, представители этой остальных не имели права голоса. Поэтому некоторые исследователи употребляют такие термины, как рабовладельческая демократия (к которой относится и Афинская демократия), феодальная демократия, буржуазная демократия, социалистическая демократия и тому подобное.

Иногда демократию называют договорной формой правления, а иногда - искаженной формой народного правления, согласно с разделением всех форм правления на шесть возможных типов: тирания как искаженная форма монархии, олигархия как искаженная форма аристократии и охлократия как искаженная форма народовластия. Чистая демократия не вызвала восторга ни у философов-аристократов, таких как Сократ частности, ни у сторонников смешанной формы правления, таких как Аристотель. Ее часто противопоставляли, так называемым, составленным государственным устройством (где было смешано элементы монархического, аристократического и демократического правления), типичным для Классической Греции и Республиканского Рима.

В современном мире все еще смешивают понятия демократии (народовластия) с конкретным проявлением ее - формой государственной власти, которая является удобной в современном мире с рыночной экономикой, в частности в США и странах Западной Европы. Поэтому говорят, что демократия обязательно включает следующие элементы:

  • выборность органов власти,
  • разделение государственной власти на три ветви законодательную, исполнительную и судебную,
  • подчинение меньшинства большинству,
  • защита прав меньшинства,
  • наличие политических прав и свобод.

3. Основные концепции демократии

Главная противоречие демократии - противоречие между идеей демократии как полновластие народа и невозможностью ее практического осуществления. Британский философ Карл Поппер считал демократию не только невозможной, но и нецелесообразным. Демократия в прямом ее понимании невозможна даже чисто технически, потому что нет таких механизмов, которые обеспечивали бы прямое народоправства из любого вопроса на всех уровнях. Нецелесообразна, поскольку абсолютное большинство народа некомпетентна в решении конкретных дел управления государством. Многообразные концепции демократии направленные на решение этого противоречия.

Исторически первой такой концепцией и формой ее практического воплощения была классическая либеральная демократия. Главная идея либерализма - идея индивидуальной свободы. В связи с этим либеральная демократия на первый план ставит гражданскую свободу, которая основана на реализации личных прав и свобод индивида. Наличие у индивида гражданских и политических прав и свобод дает ему возможности влиять на государство с целью удовлетворения личных и общих потребностей. Либеральная демократия не отрицает непосредственного волеизъявления народа, но предпочитает представительный демократии, основные элементы которой - конституционность и ограничения политического господства. Воля народа делегируется представителям, которые во время принятия политических решений выражают эту свободу самостоятельно и под собственную ответственность. Демократию понимают как ответственное правления. Либерализм возник как идеология буржуазии, таму концепция классической либеральной демократии отражает прежде всего интересы класса буржуазии.

Современная разновидность либеральной демократии - концепция плюралистической демократии (от лат. pluralis - множественный), основанной на учете интересов всех социальных слоев. Основные признаки: конкуренция и взаимодействие различных политических сил и открытый характер принятия решений через представительные органы власти. К недостаткам этой концепции относят то, что для удовлетворения интересов и потребностей определенных социальных групп необходимо предоставлять определенные льготы и привилегии, что противоречит принципу равенства всех перед законом. Нереально то, что все население будет представлен в политических партиях, что эти объединения будут равными по своим политическим влиянием.

Концепция корпоративной демократии близка к концепции плюралистической демократии, но ограничивает представительство лишь влиятельными объединениями, которые не конкурируют между собой, а сотрудничают под контролем государства.

Концепция партисипитарнои демократии направлена ​​на обеспечение реального участия можно более широких слоев населения в осуществлении власти, гражданского контроля над принятием решений, будет способствовать достижению подлинной свободы и равенства. Поскольку невозможно перейти к прямой демократии, предлагается смешанная форма политической организации с элементами прямого и представительной демократии.

Существует ряд концепций элитарной демократии, которые пытаются совместить теорию демократии и теорию элит.


4. Институты демократии

Сравнение подходов к реализации демократии в разных странах показывает, что каждый из них по-своему уникален. Вместе с тем, можно провести различные классификации: по доминирующей ветвью власти, по региональной иерархии власти, по числу партий и т. д. Дальнейшее обобщение позволяет выявить базовые политические институты, необходимые (хотя, возможно, недостаточные) для достижения идеальной демократии.

Практическая реализация демократии зависит от множества обстоятельств, особенно от численности населения и размера территории [3]. По сравнению с крупными административными единицами, небольшие единицы более однородные по составу и предоставляют лучшие возможности для непосредственного участия в политической жизни. В компактных сообществах возможно организовать эффективные дискуссии и предоставить широкие возможности для граждан влиять на проводимую политику. Поэтому меньше размером структурам проще удовлетворить критерии демократии. В то же время с уменьшением размера снижается реальный объем власти и возможностей для решения проблем, особенно по вопросам обороны и экономики. Один из путей решения этого противоречия лежит в разделении сфер влияния между административными и общественными единицами разных уровней, в частности, путем наделения городов и регионов автономией. Наиболее распространенный метод заключается в использовании в крупных единицах представительных форм правления [4].


4.1. Типология демократических систем

преференцированный голосования в пропорциональной избирательной системе

Между политическими институтами в различных демократических странах имеются значительные различия [5]. Ниже перечислены основные типы демократических систем.

Доминирующая ветвь власти

Региональная иерархия власти

  • Унитарное государство. Политическая власть сосредоточена в руках центрального правительства, которое определяет объемы властных полномочий региональных органов власти.
  • Федерация. Согласно конституции, власть поделена между центральным правительством и относительно автономными региональными правительствами.

Структура законодательной власти

  • Однопалатный парламент. Нормативные акты принимаются на заседаниях с участием всех членов парламента.
  • Двухпалатный парламент. Законодательное собрание состоит из двух палат, которые формируются и функционируют отдельно. Одни нормативные акты могут требовать одобрения только одной палаты, другие - обеих палат.

Система выборов в представительные органы

  • Мажоритарная избирательная система. Территория разделена на округа, каждый из которых имеет право на одного представителя в законодательном собрании. Этим депутатом становится кандидат, набравший большинство голосов.
  • Пропорциональная избирательная система. Политические партии в законодательном собрании получают число мест, пропорциональное числу набранных ими голосов.
  • Групповая избирательная система. Определенные группы населения выдвигают своих депутатов по заранее оговоренной квоте.

Число ведущих партий


4.2. Основные институты либеральной демократии

Undpec.jpg

На сегодняшний день для многих либеральных демократий характерно наличие следующих институтов [3] [6] :

  1. Выборные государственные должности. Современные демократии представительными: в соответствии с основными законами, непосредственный контроль над принятием нормативных актов и политических решений осуществляют избранные гражданами лица.
  2. Свободные, честные и такие, которые регулярно проводятся, выборы, в которых имеет право участвовать каждый гражданин (как избиратель и как кандидат), в сочетании с непрерывной открытой политической конкуренции между гражданами и их объединениями.
  3. Чуткость правительства. Проведена политика зависит от результатов выборов и от предпочтений избирателей.
  4. Свобода самовыражения. Граждане имеют право безнаказанно выражать свои мысли, в том числе, критиковать власть, политическую систему, общественно-экономический строй и подавляющее идеологию.
  5. Доступ к альтернативным и независимых источников информации. Граждане имеют право искать и получать информацию от других граждан, из книг, СМИ и т.д. Альтернативные источники информации должны существовать, быть доступны и не подконтрольны какой-либо одной политической группы.
  6. Автономия общественных организаций. Граждане имеют право учреждать относительно независимые сообщества или организации, в том числе, политические партии.
  7. Общий охват гражданства. Каждый взрослый житель, постоянно проживающий в стране и подчиняется ее законам должен иметь все права гражданина.

Политическая система, включающая вышеприведенные семь институтов, называется "полиархиею" [3]. Главными особенностями полиархии есть возможность политической конкуренции, обеспечения права на участие в политике и управления на основе коалиции [7]. Такое правление обратное диктатуре, когда при выборе политического курса доминируют преимущества одной группы. Важную роль играет потребность конкурирующих элит, которые должны заручиться поддержкой со стороны широких слоев населения, что нехарактерно для олигархии.

В течение XX века политологи склонялись к мысли, что значительное количество стран поддерживали вышеперечисленные институты в должной мере и поэтому на практике могут считаться демократическими [7] [8]. В то же время, страна может соответствовать стандарту полиархии, даже если в ней отсутствует пропорциональное представительство, референдумах, предварительные выборы партий, социальное равенство или демократия на уровне местного самоуправления [9]. Как отмечает Роберт Даль, идеал демократии предъявляет крайне высокие требования, и вероятно со временем полиархия начнет считаться недостаточно демократической системой.


5. Авторитаризм и демократия

В авторитарных государствах власть сосредоточена в руках правящей группы, которая в своих действиях не чувствует ограничений, обусловленных ответственностью перед управляемыми [10]. Большинство авторитарных режимов прошлого отличались от представительной демократии по ряду параметров [11] :

  • Выборы в органы власти или не проводились, либо были безальтернативными, или не приводили к смене власти даже в случае формального победы оппозиции;
  • Власти выборных лиц часто была ограничена мощными новоизбранными организациями ( армией, церковью, партией)
  • Оппозиция открыто преследовалась;
  • СМИ контролировались государством, подвергались цензуре и системным репрессиям.

В то же время политологи отмечают, что на рубеже 1990-х в мире выросло число гибридных режимов (получившие в литературе название "имитационная демократия", "авторитарная демократия", "электоральный авторитаризм и др.), имеющие признаки как авторитаризма, так и демократии [12]. В таких режимах проводятся периодические выборы и существуют элементы политической конкуренции, так что оппозиция способна бросать вызов, ослаблять и иногда даже побеждать правящие силы на выборах, в законодательных органах, в суде и в СМИ [11]. Однако условия конкуренции для правящих сил и оппозиции носят неровный характер из-за системных злоупотреблений административными ресурсами и нарушений прав сторонников оппозиции.

Автократы могут использовать номинально демократические институты в целях собственной легитимации и мобилизации общества в свою поддержку [13]. Лица, которые согласились на сотрудничество с режимом, получают в обмен вознаграждения и уступки. Связанные с этим переговоры часто проводятся на специальных, контролируемых властью, форумах с ограниченным доступом, в частности, парламентах [13].

Существенным показателем является степень развитости правового государства. Согласно политологом Адамом Пшеворска, демократия - это прежде определенность процедур при неопределенности результатов [14]. По мнению политологов и общественных деятелей [15] [16], в либерально-демократической стране, граждане с помощью демократических процедур вырабатывают правила взаимодействия различных субъектов общества и формируют механизмы государственной власти, которая действует согласно этим правилам.

Такая модель принципиально отличается от системы, при которой власть сама устанавливает порядок взаимодействия субъектов общества и формирует необходимые для этого механизмы управления [16]. В неправовом государстве отдельные органы могут отменять или обходить законы, регулирующие полномочия этих органов [17]. Это, в частности, открывает возможности для манипуляций системой правосудия и СМИ, чтобы вознаграждать лояльных режиму и наказывать оппозицию без учета правовые процедуры [18].

По мнению политологов Freedom House и Радио "Свобода" [18], современные авторитарные режимы также намеренно искажают суть демократии, трактуют ее как навязывание Западом чужих ценностей, препятствующих работе правозащитных международных организаций ( ООН, ОБСЕ, ЕСПЧ) и воспитывают у молодежи враждебное отношение к демократическим ценностям.

Некоторые политилогы выделяют в отдельную категорию Делегативная демократию, при которой исполнительная власть отчасти подчиняет себе законодательную и слабо учитывает предпочтения избирателей в проводимой политике, однако смена власти остается возможным, а гражданские права под защитой [17].


6. Демократия и религия

Перечень религий по странам с представительной демократией охватывает все мировые и множество национальных религий. В ряде стран это христианство, в Индонезии - ислам, в Монголии - буддизм. В самой населенной демократическом государстве - Индии - преобладает индуизм. Многие религии утверждают о способности каждого человека к нравственному выбору, исторически способствовало распространению идей о равенстве и, как следствие, о демократии [19].


6.1. Христианство

Некоторые христиане выражают сомнение в том, что их религия совместима с демократией, на тех основаниях, что вся власть от Бога, паства должна повиноваться пастырям, и только монарх подотчетен Богу как помазанник [20]. С другой стороны, протестантизм учит, что все люди равны перед Богом, а значит и перед властью; что Бог призвал людей быть священниками и царями, а значит и наделил их правом на самоуправление; Бог дал людям жизнь и веру, а значит и неотчуждаемые права и свободы [ 21] [22]. Католицизм утверждает, что общество и государство существуют ради создания условий, необходимых для самореализации человека ( персонализм), и власть должна быть как можно ближе к гражданам ( принцип субсидиарности). Православный богослов Феофан (Прокопович) считал, что власть сначала разделена среди народа, который имеет право учредить любую форму правления [23]. Философ Г. П. Федотов видел православную демократию как продолжение традиций Новгородской Республики [24]. В православии также распространена концепция соборности, которая поощряет участие каждого в поиске истины, хотя рассматривает только единодушное согласие, основанное на любви и уважении к другим, в качестве приемлемого метода принятия решений.


См.. также

Примечания

  1. Demokratia, Henry George Liddell, Robert Scott, "A Greek-English Lexicon", at Perseus -
  2. Democracy is people who rule the government directly. BBC History of democracy - www.bbc.co.uk/history/ancient/greeks/greekdemocracy_01.shtml
  3. а б в Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство - www.gumer.info / bibliotek_Buks / Polit / dal / pol_pl.php / Лекция; пер. А. П. Цыганкова. Берген, 1984.
  4. Plattner MF Liberalism AND Democracy: Can't Have One Without the Other - (Англ.) / / Foreign Affairs. March-April, 1998.
  5. Хуан Линц Преимущества парламентаризма - old.russ.ru/antolog/predel/2-3/dem31.htm / / XX век и мир. Пределы власти. № 2-3, 1997.
  6. Карл Т. Л., Филипп Шмиттер Что есть демократия? - www.gumer.info / bibliotek_Buks / Polit / Article / karl_dem.php
  7. а б Ситников А. kommersant.ru / doc.aspx? DocsID = 645249 В ряду режимных демократий - www. / / Коммерсантъ. № 16 (№ 3347). 2006-01-31.
  8. Джованни Сартори Вертикальная демократия - www.legaltheory.org/index.php?rid=41&id=45 / / Полис. 1993 № 2.
  9. Coppedge M., Reinicke WH Measuring Polyarchy / / Studies in Comparative International Development. 1990. Vol. 25, No. 1. P. 51.
  10. Authoritarianism / / Brutannica - www.britannica.com/EBchecked/topic/44640/authoritarianism
  11. а б Levitsky S., Way LA The Rise Of Competitive authoritarianism - www.la.wayne.edu / polisci / kdk / global / sources / levitskyandway.htm (Англ.) / / Journal of Democracy. 2002. Vol. 13, No. 2. P. 51.
  12. Merkel W. Embedded and Defective Democracies / / Democratization. 2004. Vol. 11, No. 5. P. 33. doi : 10.1080/13510340412331304598 - dx.doi.org/10.1080/13510340412331304598
  13. а б Gandhi J., Przeworski A. Authoritarian Institutions AND The Survival Of autocrats - politics.as.nyu.edu/docs/IO/2800/cps_2007.pdf (Англ.) / / Comparative Political Studies. 2007. Vol. 40, No. 11. P. 1279. doi : 10.1177/0010414007305817 - dx.doi.org/10.1177/0010414007305817
  14. Лукин А. / 135841 Россия и Китай: Ищем новое слово - www.vedomosti.ru/newspaper/article/2007/11/12 / / Ведомости. 2007-11-12. № 213 (1987).
  15. Закария Фарид Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами. М.: Ладомир, 2004. ISBN 5-86218-437-6
  16. а б Мелянченко Н. Общие методологические подходы к стратегии развития здравоохранения РФ (на период 2008-2017 гг.). Приложение 4. Развитие системы врачебного самоуправления - необходимое условие построения цивилизованного страховой модели - www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1730 М., 2002.
  17. а б Гильермо О'Доннелл '' Делегативная демократия - www.gumer.info / bibliotek_Buks / Polit / Article / donn_del.php / Пер. с англ. (Journal of Democracy. 1994. Vol. 5, No. 1. P. 55.)
  18. а б [Http:// www.underminingdemocracy.org / files / UnderminingDemocracy_Full.pdf Undermining Democracy. 21st Century Authoritarians.] (Англ.) Freedom House, 2009.
  19. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек - lib.ru / POLITOLOG / FUKUYAMA / konec_istorii.txt / Пер. с англ. М. Б. Левина. М.: АСТ, 2004.
  20. См. [[| Рим]] 13:1, [[| 1 Пет]] 5:5, [[| 1 Цар]] 10:1
  21. Berry SR Democracy - www.bookrags.com/tandf/protestant-support-tf/ (Англ.) Encyclopedia of Protestantism. Vol. 2.
  22. Мартин Лютер htm Свобода христианина - missioners.narod.ru/bib/book/luter/svohr/02 .. 1520.
  23. Должна православный человек быть монархистом? - www.foma.ru/article/index.php?news=2702 / / Фома. Март, 2008. № 3/59
  24. Федотов Г. .yabloko.ru/Themes/History/Fedot/fedot-8.html Республика Святой Софии - www / / Народная правда. Нью-Йорк, 1950. № 11-12.

Источники

  • Лобер В. Демократия: от зарождения до современности. - М., 1991.
  • Салмин А. М. Современная демократия. - М., 1992.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам