Демон

Статуя демона

Демон ( греч. δαίμων ) - дух с нечеловеческой силой, принадлежащего к невидимому миру и имеет влияние на жизнь и судьбу людей. Выражение греческого философа Фалеса, что все вокруг полно демонами, - взгляд, на котором основывалась первоначальная религия всех народов. Эта религия способствовала культовые умерших или предков;

Между демонами, силами природы, и душами людей сначала не было четкого разграничения: умерший предок мог воплощаться в любой священный камень, дерево, звезда и т.д., а с другой стороны, любой природный дух мог убрать человеческий облик, смешиваться с людьми и стать демоном-родоначальником. Фантазия древних греков во всех непонятных и грозных явлениях природы (наводнение, обвал, землетрясение, приток, буря, эпидемия, засуха и т.д.) видела действия демонов. Внутренние изменения в представлениях о демонах неразрывно связаны с общим процессом развития греческой религии. Находим здесь две сопоставимые течения религиозной мысли: одна (дифференциальная) ведет от первоначального смешанного пандемонизм к понятию о демонах как исключительно злых духов, вторая представляет интеграцию религиозного мировоззрения, постепенно переходит от хаотичной множественности божественных и демонических существ к монотеизма. Гомеров эпос является памятником такого процесса; религиозное сознание только что вышла из-под первоначальной безразличия, высокие олимпийские боги выделены и поставлены над сонмом мифических существ низшего порядка; однако память о предыдущем состоянии еще свежа и различение нечеткое; олимпийцев и самого Зевса иногда названо общим именем демонов. Впрочем, это лишь исключение, вообще демон предстает как обобщенная сверхъестественная сила, окончательно и непоколебимо определяет человеческие поступки (например, Илиада, VII, 271, 377, 396); иногда как мудрое и хорошо внушение свыше.

Однако чаще демонам приписывается вредное воздействие на человека. В древнем эпосе находим зародыш будущего преобразования демона из божества в злого духа, ослепляет, отбирает ум, вызывает какое-то бедствие и т.п.. Четко отделения демонов от богов (не по их поступкам, а по происхождению) находим в Гесиода ("Труды и дни"). По словам Плутарха, Гесиод первым установил 4 разряда разумных существ, живущих в вселенной : высшее боги, затем большое количество добрых демонов, далее герои или полубоги и, наконец, люди. Поскольку герои по жизни зачислялись в людей, а после смерти смешивались с демонами или богами, то четыре разряда действительности сводились к трем. Поэтому демон определялся как нечто среднее между бессмертным божеством и смертным человеком.

С развитием культуры и, в частности, литературы, божества природы теряли свое жизненное значение, и общественный интерес сосредоточивался на мифических образах, связанных с культурным существованием человека и с вопросами самостоятельной религиозной мысли. Геракл - олицетворение человеческого труда и подвига, побеждает вражескую власть природы и приводит цивилизации; Деметра - основательница оседлой культурной жизни; Дионис - бог возрождения и бессмертия, добрый демон (agathos daimon) преимущественно - вот главные объекты религиозного культа той эпохи, а с ними немало демонических существ, окружающих человека и принимают непосредственное участие в ее повседневной жизни. Согласно учению греческих философов-идеалистов, каждый человек от рождения до смерти имела своего демона, который ею руководил. В Риме с демонами отождествляли гениев.

Христианская церковь, борясь против языческих верований, перенесла название демон на чертей, бесов.


См.. также

Литература

п ? в ? р Славянская мифология
Главные боги Swiatowit3011.jpg
Другие боги
Берегиня ? Белобог ? Гром Гримучий Великий ? Додола ? Дабог ? Диван ? Дидилия ? Судьба ? Желя ? Живая ? Зибог ? Зимцерла ? Уголовная ? Колодий ? Коляда ? Коструб ? Купало ? Ладо ? Леля ? Мара ? Лель ? Немиге ? Ней ? Параскева-пятница ? Переплут ? Подаг ? Погода ? Поренут ? Поревит ? Порвать ? прижигали ? Прия ? Пров ? Прове ? Радигаст ? Руевит ? Спорыш ? Суд ? Сырая-Земля Мать ? Сварожич ? Встреча ? Троян ? Услада ? Числобог ? Чернобог ? Чур ? Яровит
Мифические существа
Авсень ? Алатырь-камень ? Алконост ? Амазоны ? Анчутка ? Асилкы ? Аука ? Бабай ? Баба-Яга ? Бадняк ? Баечник ? Банник ? Барабашка ? Билун ? Бисици-трясици ? Бес ? Богинкы ? Божич ? Боли-Бошко ? Болотница ? Болотник ? Босоркун ? Боян ? Бродница ? Буян ? Верлиока ? Вечорка, Зорька и Полуночка ? Ведогонь ? Ведьма ? Ведьмак ? Ресниц ? Огонь-царь ? Вила ? Оборотень ? Водяной ? Водяниця ? Волоске ? Волх ? Волхвы ? Юг ? Гамаюн ? Герман ? Горгонии ? Горыня ? Двоедушник ? Деды ? Денница ? Показать ? Додола ? Дворовик ? Домовой ? Дремота ? дубиной ? Дунай ? Жар-птица ? Жировик ? Житница ? Здухач ? Бедность ? Змей Горыныч ? Змей Огненный Волк ? Змиулан ? Иван-Дурак ? Иван-Царевич ? Индриком-зверь ? Ипабог ? Ичетик ? Каган ? Каравай ? Каракон-Джала ? Карачун ? Кощей Бессмертный ? кикимора ? Китеж ? Кит-рыба ? Китоврасе ? Клитник ? кликуши ? Коргоруши ? Коровья смерть ? Кострома ? Кукер ? Курдуши ? Ламя ? Лентяй ? Лисавкы ? летавиць ? Листин ? Леший ? Горе ? Лихорадка ? лобастыми ? Луговик ? Люди Деве ? М ? Масленица ? Межовик ? Меч-кладенец ? Николай ? молонья-царица ? Морена ? Мороз ? Моряна ? Моховик ? Навь ? Недоля ? Насморк ? Нечистая сила ? ног ? Бессонница ? Овинник ? Огуменник ? Ад ? Перелесник ? Полудниця ? Полевик ? Песиголовцы ? Плакун-трава ? Планетника ? Полазник ? Похвист ? Призрак ? Пущовик ? Разрыв-трава ? Рарог ? Рожаницы ? Русалка ? Савва ? Сарайник ? Сатана ? Сирин ? Смерть ? Снегурочка ? Соловей Разбойник ? воспримет ? Страфиль-птицы ? Страх ? суденицы ? Суседко ? Триглав ? Тугарин ? Упырь ? Усиня ? Фараонкы ? Финист ясный сокол ? Хала ? Хапун ? Хливник ? Хоронила ? Хухи ? Чудинко ? Чудь ? Шерстнатий ? Шиш ? Шишига ? Шуликуны ? Колдун ? Черт ? Чугайстер