Надо Знать

добавить знаний



Дени Дидро


Louis-Michel van Loo 001.jpg

План:


Введение

Дени Дидро ( фр. Denis Diderot , 5 октября 1713, Лангр - 31 июля 1784, Париж) - французский философ и энциклопедист эпохи Просвещения.


1. Биография

1.1. Ранние годы

  • Родился 5 октября 1713 в городке Лангр. Происходит из семьи ремесленника. Первоначальную образование получил в лицее короля Людовика Великого (т.е. Луи XIV).
  • 1732 г. - получил степень магистра гуманитарных наук. Молодой принял решение отказаться от карьеры священника и стать юристом. Начал изучать юриспруденция. но бросил учебу. Его привлекла возможность стать писателем. Этап юношеских исканий Дени неодобрительно воспринималось родителями, что привело к конфликтов. Дени оборвал связь с отцом и некоторое время вел богемный образ жизни, набираясь собственного жизненного опыта.

1.2. Парижские знакомства

  • В Париже в 1742 г. познакомился с Руссо, с которым сложились дружеские отношения. Среди корреспондентов Дени Дидро - Софи Волленд, которой охотно переписывался, развивая свои философские мысли на давая трезвые оценки парижской действительности, противоречия и позорные явления которой бросались в глаза.

1.3. Женитьба

  • в 1743 г. Дени Дидро вступает в брак с женщиной, происходившей из усердной католической семьи. Антуанетта старше возрастом от 32-летнего писателя на 4 года, не имеет приданого. К тому же, этот брак не одобряет отец, что только ухудшает недобрые отношения между ними.

Единственный ребенок, что дожила до взрослости - дочь писателя.

1.4. Арест

С ранних философских трудов известны "Философские мысли" (1746), "Аллеи, или Прогулка скептика" (1747). Атеистический произведение "Письмо о слепых в назидание зрячим" (1749)

1.5. Нищета

Дени Дидро как писатель имел известность и славу, но это не дало материального достатка. Даже избрание в члены Французской академии не улучшило материального положения литератора.

Семья не была в состоянии дать за дочерью приданое. Поэтому писатель принял решение продать самое дорогое, что имел - свою библиотеку.

1.6. Политическое вмешательство Екатерины II

Продажа библиотеки Дидро неожиданно стала поводом для политического вмешательства императрицы Екатерины II. Желая повысить свой статус в глазах парижского аристократического общества, Екатерина II демонстративно покупает библиотеку писателя за значительные деньги, делает Дидро библиотекарем, видсилае том зарплату сразу за несколько лет вперед. Более того, она оставляет библиотеку писателя в Париже до его смерти. Книги перевозят в съемной домик в Париже с правом писателя пользоваться ими. Дело получило значительный резонанс, который удачно организовала императрица себе на пользу.


1.7. Путешествие в Петербург

В 1773 г. Дидро решился на единую значительную путешествие в жизни - путешествие в Петербург. Трудный путь в столицу Российской империи Дидро сделал в карете российского дипломата Семена Нарышкина. Екатерина не торопилась встречаться с новоприбывшим визитером, поэтому С. К. Нарышкин поселил писателя в собственном дворце напротив Исаакиевского собора. Писатель прибыл в Петербург холодного сентября без теплой одежды. Екатерина представляет визитеру теплую одежду. Чтобы понравиться критически настроенному Дидро, французский скульпторша Мари-Анн Колло получила заказ на изготовление бюст Дидро, которое императрица выставила во дворце. Комплимент от императрицы философ заметил, но в плен тирана в лице императрицы не спешил, а на компромиссы не шел.

Встречи с императрицей и беседы с ней разочаровали обе стороны. Царизм в лице Екатерины II лишь использовал идеи просвещения ради укрепления собственных позиций. Все радикальное и смелое в просвещении власти России отвергала немедленно. Ни Дидро, ни Екатерина II не вели - из соображений безопасности - записей бесед. Красноречивым было полное молчание писателя о эти беседы позже и раздражающие замечания императрицы о Дидро в переписке с Грима. Но содержание раздражающих замечаний императрицы Екатерины II в то время не разглашали. Осень 1774 Дидро встречал уже в Париже.


1.8. Портреты Левицкого

До 1773 г. принадлежат портреты жены дипломата С. К. Нарышкина, который хранит музей Лувр и портрет кисти Левицкого - парижского философа Дени Дидро. Вероятно, лучшей в то время художника-портретиста Петербурга Левицкого с Дидро познакомил сам С. К. Нарышкин. Портрет Дидро остался в Петербурге до 1813 г., когда был вывезен в Швейцарию, где и хранится по сей день.

1.9. Смерть

  • 31 июля 1784 Дени Дидро умер от желудочного заболевания и был похоронен на кладбище города glise Saint-Roch.

1.10. Изменение Энциклопедии и убеждения писателя

Выйдя из тюрьмы, Дидро стал редактором "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" (1751-1780) и сумел, вместе с другими просветителями, сделать Энциклопедию системой научного знания той эпохи и оружием в борьбе с религиозной идеологией. В философских сочинениях "Мысли об объяснении природы" (1754), "Разговор д'Аламбера с Дидро", "Сон д'Аламбера" (1769) "Философские принципы материи и движения (1770), "Элементы физиологии" (1774-1780 ). Дидро отстаивал материалистические идеи, рассматривая все, что существует как различные формообразования единой несотворенной материи. Согласно его учению, материя качественно многообразна, в ней есть начало самодвижения, развития. Задолго до Дарвина Дидро высказал догадку о биологической эволюции. Отрицая божественное происхождение королевской власти, Дидро придерживался теории общественного договора, но с опаской относился к самостоятельному движению низов и связывал свои надежды с просвещенным монархом. В последний период жизни склонялся к идее республики, но считал ее мало пригодной в условиях большого централизованного государства.

Дидро высказывался за реализм итальянской оперы, выдвигал идею среднего жанра между трагедией и комедией, в котором отражались бы горе и радости повседневной жизни человека третьего сословия, пытался внести в драму обыденность, чтобы приблизить происходящее на сцене в повседневной жизни: "Беседы о "Побочные сына" (1757) и "Рассуждение о драматической поэзии" (1758).

Эстетический идеал Дидро неотделим от идеала социального и нравственного. Герои его произведений "Монахиня" (1760), "Племянник Рамо" (1762), "Отец семейства" (1756), "Жак фаталист" (1773) дискутируют о философии и морали, в этих образах воплощены образ народа Франции с его жизнелюбием и житейской мудростью. Дидро придавал огромное значение образованию и воспитанию человека, хотя и не отрицал, что для развития ребенка большое значение имеют его анатомо-физиологические особенности. Главное в этом деле - выявить природные способности детей и развивать их.

По приглашению Екатерины II в 1773 г. он приехал в Россию, где по просьбе царицы написал "План университета или школы публичного преподавания наук для российского правительства" и советы: "О школе для молодых девушек", "Об особом воспитании", "О публичных школах "и другие, где рассмотрел весь спектр педагогических проблем. Дидро выступил с проектом государственной системы народного образования на принципах всеобщего бесплатного начального обучения и бессословным. Он стремился обеспечить фактическую доступность школы, считал необходимым организовать материальную помощь государства детям бедняков (бесплатные учебники и питание в начальной школе, стипендии в средней и высшей школе). Умер в 1784 г. в Париже.


2. Философия Дидро

Вся природа, согласно взглядам Дидро, находится в постоянном движении и эволюционирования. Все, что существует, когда-то возникло и исчезнет, ​​превращаясь в нечто иное. Разнообразие существующих материальных форм является главной причиной процессуальности мира. Рассматривая конкретный процесс изменения форм существования, мы можем постоянно фиксировать все новые и новые формы, фрагменты изменения конкретной формы, но никогда не сможем увидеть бесконечного множества форм реальности, которые существуют при изменении одного предмета на какой-то другой. Не имея возможности проявить безграничное множество форм реальности, люди пользуются понятием "Материя", которое удостоверяет нам, что существует реальность, даже если она не известна конкретными проявлениями. Дидро считает, что разнообразие форм материи создается столкновением и объединением разнокачественных элементов.

Памятник в городе, где родился Дидро

Дидро отстаивает учение о единстве материи и сознания, высказывает мнение, что в потенциальном виде ощущения есть всеуниверсальною свойством материи. Рассматривая возникновение сознания, ума как исторических явлений, Дидро создает первую еволюционистичну концепцию становления биологических видов. Однако он рассматривал эволюцию лишь в виде накопления свойств, признаков, которые суммарно дают феномен нового биологического вида. Свою гносеологическую концепцию Дидро строит, руководствуясь принципами сенсуализма (прежде всего - локкивськои). Он выделяет три вида познания: наблюдения, обдумывания, опыт. Наблюдение собирает факты, обдумывание - комбинирует их, опыт - проверяет результаты этих комбинаций. Не разделяя мнение о том, что мы можем свести мышление человека к ощущений, Дидро разрабатывает концепцию психической деятельности, согласно которому суждение, чувство не сводятся к элементарным чувств, а остальные-это их условие, а не сущность, условие возникновения психики, а не сама психика.

Памятник Дидро в Париже

Вместе с Гельвецием и Гольбахом Дидро обосновывает учение о решающей роли среды для формирования личности. Он считает, что сознательное преобразование окружающей среды является главным условием улучшения человека, общества. Поэтому сознание законодателей Дидро оценивал как решающий фактор общественного прогресса. Опираясь на теорию "общественного договора", он активно доказывает право народа физической силой изменять систему государственного устройства общества.

Широкое признание получила эстетическая концепция Дидро. Раскрывая содержание понятия "Прекрасное", он делает вывод, что представление о прекрасном нельзя признать отражением реальных отношений внешнего мира. Признавая искусство "подражанием природе", включая в понятие "природы" и общественное бытие, Дидро утверждает, что в природе нет ничего лишнего, все особенности строения человеческого тела, материальных предметов вызваны естественными законами, которые адекватно фиксируются только художниками. Последовательная критика классицизма позволила Дидро выработать принципы реализма, которые ярче проявили себя в концепции театрального искусства. В противовес теоретикам классицизма, которые рассматривали театральное действие только как комическую или трагическую, Дидро вводит теорию "серьезного жанра", которая провозглашает возможность театрального изображения обыденной жизни простых людей, а не царей или героев, которые всегда кажутся нам или комичными, или трагическими. Изображение в театре повседневной жизни, согласно теории Дидро, требует показа в театральной драме или комедии столкновения не характеров, а общественных отношений, людей, которые выполняют определенные общественные функции.


3. Произведения

Первая страница Энциклопедии Дидро

Дидро - автор известных работ "Мысли об объяснении природы", "Разговор д'Аламбера с Дидро "," Философские принципы материи и движения ". В своих работах он обосновывает принципы последовательного материализма, согласно которым единственной реальностью может быть только материя и движение. В единый процесс эволюции мира Дидро вмещает существование человека, общества. Наиболее известной является деятельность Дидро по созданию "Энциклопедии наук, искусств и ремесел", которой он отдал более 20 лет жизни.

  • "Мысли об объяснении природы";
  • "Разговор д'Аламбера с Дидро ",
  • "Философские принципы материи и движения";
  • "Энциклопедии наук, искусств и ремесел";

4. Украинские переводы

Одним из самых переводчиков Дидро украинские был Валерьян Пидмогильный.

Дидро Дени. Жак Фаталист / Институт литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины / В. Пидмогильный (пер.). - Харьков: Фолио, 2007. - 447с. - (Библиотека всемирной литературы). - ISBN 978-966-03-4008-4.

Источники

  • Blum, Carol. Diderot: The Virtue of a Philosopher (1974)
  • Crocker, Lester G. Diderot's Chaotic Order: Approach to a Synthesis (1974)
  • Fellows, Otis E. Diderot, (1989)
  • France, Peter. Diderot (1983)
  • Furbank, PN Diderot: A Critical Biography. New York: AA Knopf, 1992. ISBN 0-679-41421-5.
  • Gregory, Mary Efrosini. Diderot and the Metamorphosis of Species (Studies in Philosophy). New York: Routledge, 2006. ISBN 0-415-95551-3.
  • Havens, George R. The Age of Ideas. New York: Holt, 1955. ISBN 0-89197-651-5. * Mason, John H. The Irresistible Diderot (1982)
  • Simon, Julia. Mass Enlightenment. Albany: State University of New York Press, 1995. ISBN 0-7914-2638-6.
  • Wilson, Arthur McCandless. Diderot (1972), the standard biography
  • Д.Дидро, "Монахиня", изд. "Атеист", Москва, 1929.
  • Морлей Дж., "Дидро и энциклопедисты", Москва, 1882;
  • Веселовский Алексей, Дени Дидро, "Вестник Европы", 1884, X-XI (и в "этюдах и характеристикам")
  • Бильбасов В. А., "Дидро в Петербурге", Санкт-Петербург, 1898;
  • Луппол И., "Дени Дидро", Москва, 1924;
  • Молева Н. М. "Дмитрий Григорьевич Левицкий", М, "Искусство", 1980

См.. также


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам