Надо Знать

добавить знаний



День святого Валентина



План:


Введение

Деревья, украшенные сердечками ко дню Св. Валентина

День Святого Валентина (Валентинов день, День Влюбленных) - светский праздник, который отмечают в некоторых странах ежегодно 14 февраля.


1. Романтическая легенда о Святом Валентине

Христианского проповедника Валентина посадили в римскую тюрьму за веру и вскоре приговорили к казни. Сидя под стражей, Валентин влюбился в слепую девушку, дочь тюремного надзирателя. Пользуясь своими медицинскими знаниями, он исцелил ее от слепоты.

По другой версии, слепая дочь тюремщика сама влюбилась в Валентина. Тот как священник, давший обет безбрачия, не мог ответить на ее чувства, но в ночь перед казнью (ночь 14 февраля) прислал ей трогательное письмо, которое подписал "Твой Валентин".

В память об этом теперь в День Святого Валентина принято дарить друг другу "Валентинки" - поздравительные открытки в виде сердечек, с добрыми пожеланиями, словами любви, предложениями руки и сердца или просто шутками, которые не подписывают, и тот, кто получает, должен сам догадаться, от кого они.

Также в этот день дарят любимым цветы (чаще розы - символы любви), конфеты-сердечки, другие сувениры в виде сердечек, купидончикив, птичек, целующихся.


2. Исторически религиозное основание

По легенде, христианский священник Валентин жил во времена императора Клавдия II Готского (III в. От Р. Х.) и рядом с основным призванием занимался естественными науками и медициной.

Воинственный император Клавдий якобы считал, что семья мешает солдатам воевать за империю и выдал эдикт, которым запрещал воинам жениться. Валентин, несмотря на этот указ, продолжал тайно венчать всех желающих. За это его арестовали и посадили под охраной офицера, приемная дочка которого была слепой. Священник исцелил ее, а потом обратил на христианство отца и целую семью. Узнав об этом, император приказал отрубить ему голову, что и произошло 14 февраля.

Но как минимум трое святых Валентинов были римскими мучениками. Один был священником и врачом в Риме, второй - епископом в Терни ( Италия), третий жил в Египте примерно в 100 - 153 гг Последний был одним из кандидатов на пост римского епископа (т.е. Папы), в своих проповедях превозносил достоинства брака как воплощение христианской любви. Об обстоятельствах его смерти и о месте захоронения практически ничего неизвестно. [1]

Римский Валентин погиб 269 ​​года (времена императора Клавдия II), тернийський - 197 -го. Оба были похоронены на одном кладбище (близ современных ворот Порту дель Пополо в Риме, которые теперь часто называют "воротами Святого Валентина"). Останки первого Валентина (римского священника и врача) впоследствии хранились в одной из церквей Рим. 1836 года Папа Римский Григорий XVI передал останки церкви в Дублине, где они хранятся до сих пор. Останки второго Валентина ныне находятся в базилике Святого Валентина Терни - городе, где он когда-то был пастырем. [2]

Считается, что День Святого Валентина в христианские времена заменил собой языческий праздник луперкалий (в честь бога Фавна; по другой версии, в честь богини любви Юноны), который отмечался ежегодно 14 февраля. Эта замена произошла 496 года по распоряжению Папы Римского Геласия I.

Широкую известность в Западной Европе этот праздник приобрел после XV века. По преданию, изобретение "Валентинки" приписывается герцогу Орлеанскому Шарлю. 1415 года, находясь в английском плену после битвы при Азенкуре, он якобы посылал с лондонской тюрьмы стихотворные любовные послания своей жене. Одна из тогдашних "валентинок" ныне хранится в Британском Музее. В США праздник отмечают с 1777 года. [2]

Впрочем, в Римско-Католической Церкви св. Валентин официально считается покровителем влюбленных, а покровителем людей, страдающих нервные заболевания: иконы часто изображают Валентина в одежде священника или епископа, который оздоравливает юношу от эпилепсии. По церковным преданиям, на могиле св. Валентина один юноша, больной эпилепсией, долго молился - и выздоровел.

Всего в римо-католиков есть 16 Святых Валентинов и две Святых Валентины. 1969 года покровитель влюбленных был изъят из календаря святых как такой, чью историчность подвергли сомнению. Однако в современных календарях РКЦ (например, издательства "Кредо") 14 февраля отмечен как день памяти св.Валентина. Также 14 февраля римо-католики отмечают День Святых Кирилла и Мефодия, которых Папа Римский Иван II провозгласил святыми покровителями Европы. [2]

С интервью представителя РКЦ: капуцин о.Костянтин Морозов, после исторического экскурса и справедливой критики коммерциализации и вульгаризации Дня святого Валентина (как и многих других праздников и ежедневного быта), в своих рассуждениях, каким может быть этот день, признает, что сегодня трудно сказать, что Валентинов день у всех проявлениях чисто христианским днем. Но отец Константин предлагает посмотреть на дело с другой стороны: может, она имеет какое-то доброе зерно, на которое уязвимо сегодняшнее общество? Во многих странах этот день воспринялось большинством общества, рождаются новые обычаи, в каждой стране Валентинов день имеет свои особенности. Христиане всегда пытались каким-то образом "освятить" то, что было хорошо у язычников. Возможно, предполагает о.Костянтин, и сегодняшним христианам следует увидеть в дни святого Валентина не только многочисленные злоупотребления, которым в действительности не хватает, но и большую жажду мира молодых людей в духовной, большой и прежде настоящей любви, которую сегодня так трудно найти. Ведь христиане всегда были экспертами от любви, как это доказывает история: история мучеников, история святых, которые любили действительности. Следовательно, о.Костянтин заключает, что "сегодня нам нужны новые святые Валентины, которые поступят чудо прозрения для современного мира, которые подарят свое сердце другим, которые смогут сказать искренне, без тени вожделения:" Я твой, Валентин! ", Смогут показать настоящий источник любви и сменить мир ... наш мир! "

Интересно, что даже не все протестанты против празднования Дня св.Валентина. Так, на мнение пастора Украинской Христианской Евангельской Церкви Александра Анфиногенова, праздник влюбленных все же нужно. Вот как он обосновывает это: современный мир, в котором мы живем, полон событиями. Но в этом "безумном, безумном, безумном мире" люди испытывают недостаток семейных и личных событий. Мы погрязли в быту, работе, служении, проблемах. Есть заведенный порядок, есть привычные приятные и не очень обязанности. Но событий в семейных хрониках все меньше и меньше. Как говорил герой любимого во всех семьях фильма: "В нас пропал дух авантюризма, мы перестали лазить в окна к любимым женщинам, мы перестали делать большие хорошие глупости". Поэтому О.Анфиногенов считает, что "день святого Валентина - это закрепленная в календаре возможность сделать все не так, это принятый обществом шанс настоящий события ворваться в чей-то замедленный быт, это вызов нашей эмоциональной равнодушия. День Валентина - прекрасная возможность для мужчин практиковаться в романтических подвигах, которые так ждут от них жены "

В давние времена естественные факторы и события обозначались не календарной датой, а приурочивались к праздникам, которого в тот день чествовала Церковь (например, на Спаса созревают яблоки и т.п.). Соответственно, на время, когда отмечают день св. Валентина, приходится период спаривания птиц. Это и привело к обычаю, что днем ​​позже молодые люди искали себе пару - девушка выбирала себе парня, а тот в ответ одаривал ее, следуя рыцарские обычаи. [3]


2.1. Как День Святого Валентина отмечают в разных странах

Открытка ко Дню святого Валентина. США, 1900-е годы.

Валентинов день в Англии и Шотландии в старину сопровождался таким обычаем. Молодые люди клали в мешочка соответствующую их числу количество билетов, с обозначенными на них именами молодых девушек, потом каждый вынимал один такой билет. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на следующий год его Валентиной, а он - ее "Валентином". Это предполагало на целый год отношения между молодыми людьми, подобные тем, что, по описанию средневековых романов, были между рыцарем и его "дамой сердца" (везде сопровождал ее, составлял ей сонеты, играл на лютне и т.д.). Об этом обычае упоминает в своей знаменитой песне шекспировская Офелия. Вероятно, он еще дохристианского происхождения. Еще сей Валентинов день в Шотландии и Англии дает молодежи повод для разнообразных шуток и развлечений. [3]

В Англии существовало поверье, по которому первый мужчина, который встречала девушка 14 февраля, должен был стать ее Валентином - хочет он этого или нет. Но девушки нашли выход из ситуации: в этот день они гуляли с завязанными глазами.

Итальянцы в День Святого Валентина считают своим долгом дарить любимым сладости. В Италии этот день так и называют - "сладкий".

Поляки этот день посещают Познань. Там, по поверью, лежат мощи Святого Валентина, а над главным престолом висит его чудотворная икона. Поляки верят, что паломничество к ней помогает в любовных делах.

Немцы считают Валентина покровителем психически больных, украшают в этот день все лечебницы алыми лентами, а в часовнях проводят специальное богослужение.

В Японии на День св. Валентина женщины и девушки дарят мужчинам и юношам сладости, преимущественно шоколад. Хотя это "праздник влюбленных" подарки получают не только любовники, но и начальники мужского пола от подчиненных пола женского. В общем, празднование не отличается от аналогичных в Европе или Америке. День св. Валентина особенно распространен среди молодежи. Летнее поколение воспринимает его как странную прихоть плохо воспитанного детей и внуков" или как вредное импортированный обычай Западной цивилизации.

В последние годы День Святого Валентина приобрел и политическое звучание. Он был запрещен в Саудовской Аравии и Иране. 2004 года радикальная группа индуистов "Шив Сена" демонстративно сжигала "валентинки" в Мумбаи. [2]


3. Отношение Восточных Церквей к Дню Святого Валентина

В календаре Восточных Церквей ( Православной 14 февраля вспоминаются лишь святые Трифон, Перпетуя, Сатир, Ревокат, Сатурнил, Секунд, Фелицитата, Петр Вендимиан. Зато память трех святых Валентинов украинские Церкви отмечают 7 мая, 19 июля, 12 августа. [4]

Кроме того, в "Житиях святых" упоминаются два Валентины: первый - Иерусалимский дьякон, мученик Святой Церкви (упоминается 16 февраля). Второй относится к Севастийских Мучеников ( 22 марта).

Однако не все так однозначно в УГКЦ. В календарі журналу для підлітків "Сто талантів" греко-католицького видавництва "Свічадо" день 14 лютого позначений як день св.Валентина (лютневий номер за 2011 р.) Також у цьому виданні греко-католицький священик радить підліткам, як можна відзначити це свято :

Відповідаючи на питання прес-служби УПЦ, голова синодального відділу УПЦ з роботи з молоддю, єпископ Житомирський і Новоград-Волинський Гурій у 2003 р. сказав: Ім'я святого Валентина, котре є у святцях Православної Церкви, не має відношення до дня закоханих 14 лютого, яке чомусь називають "днем святого Валентина". Церква вшановує пам'ять святого Валентина в інший день. Любов Христова до людей і любов християн до свого Бога і Спасителя, вищий приклад якої показали святі мученики, не має нічого загального з закоханістю і скороминущими любовними захопленнями. Не потрібно плутати праведне з гріховним. Єпископ нагадав, що у православних християн у ці дні є свої свята, одне з яких має безпосереднє відношення до молоді. 15 лютого у свято Стрітення Господнього відзначається Всесвітній день православної молоді. Владика зауважив, що було б краще не перемішувалися свята світські і християнські. [3]

Разом з тим, 14 лютого 2008 р. митрополит УПЦ Володимир (Сабодан) освятив церкву в Києві в ім'я св.Валентина.

"Історії про підпільні вінчання закоханих є легендами, які не підтверджуються жодними джерелами з церковних книг", - стверджує о. Михайло Димид, директор Інституту церковного права (УГКЦ). [3]

З нагоди "Дня закоханих" директор Інституту родини та подружнього життя Львівської Богословської Академії Юрій Підлісний звернувся до молоді (2003): "Сьогоднішній світ переживає драматичні зміни, пов'язані із глобалізаційними процесами. Вони - цікаві і, водночас, багато в чому суперечливі та незрозумілі. Один із них - взаємопроникнення культур, традицій та звичаїв. Сучасна молода людина сприймає як звичне і самозрозуміле те, що для молодого покоління 10-20 років тому видавалось чужим і невідомим, часом ворожим. Таким є поширення в Україні звичного у західному світі свята святого Валентина Це свято дає щоразу особливу нагоду задуматися над суттю любові, на якій, за словами Ісуса Христа, основується увесь закон і пророки На жаль, ми стаємо свідками як любов та гідність людини підмінюється, пристрастю і пропагуванням сексу, відірваного від подружжя, а саме свято перетворюється на комерцію і гонитву за зиском. Гідність чоловіка і жінки розтоптують, зводячи людину до предмету маніпулювання і до об'єкта чуттєвої насолоди, а вірність і взаємна пошана висміюються. Дорога молоде, кожне покоління переймає від своїх батьків традиції свого народу, плекає їх збагачує; нерідко переймає щось від народів інших, але теж творить своє, намагаючись створити щось цінне, гідне подиву і перейняття наступними поколіннями. Приймаючи свято закоханих будьте свідомими свого вибору! Що ви святкуєте? Чисту і вірну любов чи тілесну хтивість, до якої підштовхують ті, хто зацікавлені в наживі за будь-яку ціну?". [3]

Микола Шкрібляк, кафедра релігієзнавства та теології ЧНУ им.Ю.Федьковича : "Вважається, начебто день закоханих, та й взагалі наявність такого феномену у християнській церкві, вже є своєрідним благословенням на позашлюбні та дошлюбні взаємини людей, у тому числі й статеві. Цілком очевидно, що саме такий підтекст цього свята є найбільш прийнятним для сучасної молодої людини. Тому за таке кохання можна молитися до будь-якого святого! Треба завжди пам'ятати повчальні слова Апостола Павла про те, що все нам дозволено, та не все буде на користь".

Прес-секретар Патріархії УПЦ КП протоієрей Євгеній Заплетнюк вважає, що "День святого Валентина", що за новомодною традицією відзначають напередодні великого двунадесятого свята Стрітення Господнього, є типовим прикладом людської неграмотності у питанні християнського віровчення, та як наслідок цього - разючої підміни понять, коли "святість", навіть видуманої особи полягає не у догоджені Богу, але в потуранні людським порокам.

Ми маємо багато добрих християнських свят, котрі за своїм внутрішнім духовним змістом є набагато цінніші та глибші за цю слабку пародію на свято. І хоча як християни ми не можемо виступати проти любові, про котру так наголошують в цей день, проте ми чітко розрізняємо справжню жертовну, агапічну любов, котра не обмежується часовими рамками і простором, і цей новопосталий зручний привід для підліткового блуду. Справжня любов випробовується роками та самопожертвою, а не кількістю використаних протизаплідних засобів у ніч на 15 лютого. "Найкращий спосіб виявити свою любов і найчистіші почуття до своєї половинки - привести її завтра у храм на святкове богослужіння", - зазначив прес-секретар Патріархії.


4. Мощі святого Валентина в Україні

Останнім часом поширилася інформація про те, що мощі покровителя закоханих святого Валентина зберігаються в церкві Різдва Пресвятої Богородиці в Самборі (Львівська область). Автентичність реліквії нібито підтверджує документ Папи Римського від 1759 року.

Як свідчить о. Богдан Добрянський, адміністратор парафії у Самборі, святий Валентин був покровителем Перемисько-Самбірської єпархії. "У 1759 році його прах вийняли із землі на цвинтарі святої Прісцилли у Римі. В Ватикані вирішили передати частину мощів у храм тієї землі, якою заопікувався святий Валентин. Фрагмент черепа та кілька кісточок закували у скляний гробик, поклали у саркофаг і доправили до Самбора. Від того часу реліквію зберігають у нас. Але в комуністичні часи це замовчували", - сказав священик в інтерв'ю одній із газет. [5] [6]


5. Православна альтернатива

Російська Православна Церква "католицькому" Дню Святого Валентина протиставляє свій "День закоханих" - День Святих Петра та Февронії 8 липня. У ролі заступників подружньої любові та вірності РПЦ шанує святих чудотворців Петра і Февронію.

Романтическая история любви этой супружеской подробно описана автором XVI ст. Ермолай-Еразм в Повести о Петре и Февронии", которая была написана вскоре после канонизации супругов. В "Повести" рассказывается история любви муромского князя к крестьянки, которые жили счастливо на границе XII и XIII в., умерли в один день, завещая похоронить себя в одной, заранее приготовленной, гробу. И хотя люди несколько раз хоронили их отдельно, их тела всякий чудесной силой оказывались вместе.

День Святых Петра и Февронии отмечается не так романтично, как это делают католики 14 февраля. В этот день в православной традиции не принято делать подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах. Православные в этот день молятся в храмах. В своих молитвах молодые люди должны просить Бога о большой любви, а представители старшего поколения - о семейной согласие. Считается также, что святые Петр и Феврония низводять небесное благословение на тех, кто заключает брак.

В женском монастыре Мурома до сих пор хранятся мощи святых благоверных князей Петра и Февронии, скоропомощствующих на укрепление и сохранение семьи". [7]


6. День святого Валентина в Украине

В Украине День святого Валентина отмечается слишком по-разному. С здоровых, одухотворенных его "освоены" можно отметить пластовые вечеринки (см. коллекцию ссылок в статье " День святого Валентина по-украински "), флеш-мобы (например в Киеве) и мероприятия в библиотеках (в частности, в библиотеке НаУКМА и Винницкой ОУНБ). Примером хорошего, теплого сценария представления о святого Валентина для школьной или студенческой вечеринки является сценарий, написанный по Старокиевской легендой.


6.1. Святой Валентин в старокиевской легенде

В конце 19 - начале 20 века в очень популярных тогда спектаклях домашних театров одной из самых любимых была пьеса по старокиевской легенде о киевских влюбленных, которым помогли сохранить любовь и пошлюбитись святая Ольга и святой Валентин. Спектакль существовала в нескольких вариациях, она была сохранена в памяти киевлян с старокиевских родов (современно адаптированный вариант сценария, который уже несколько лет путешествует интернетом, стал основой для творческих прочтений и воплощений в разных детских и молодежных коллективах).

Соответствующий исторический контекст вполне вероятен. В Киеве еще княжеском, домонгольского, были католические храмы, действовали несколько орденов (в частности, бенедиктинцы, доминиканцы и францисканцы), а киевскими католиками были не только поляки и другие иностранцы киевских колоний. В последних были и киевские родственники-свояки, и друзья-киевляне, которые, общаясь, знакомились с некоторыми традициями, часть из которых в той или иной степени или творчески наслидувалася, или у них просто принимали какое-то участие. Хоть и с перерывами, в Киеве действовали католические храмы, а киевляне-католики - большим или меньшим числом - жили и живут до сих пор. Оценка деятельности католиков в украинских землях в период их государственной несамостоятельности была неоднозначной, а позже подавалась она преимущественно однобоко. Хотя, действительно, в истории бывало всякое, но Киев знавал куда более страшных захватчиков. В целом же, католицизм, как и протестантизм, приближали к достижениям (и проблем) широкого европейского мира, и для этого православным киевлянам не обязательно было менять конфессиональную принадлежность. Подтверждением того, что в киевские духовные страницы вписаны и католические составляющие, была как жесткая российско-имперская и жестокая советская цензура человеческих об этом упоминаний, так и собственно, сами эти уцелевшие воспоминания. Ведь одно дело было - оставить некоторые костелы (под музей атеизма, склад или, в лучшем случае, под концертный зал), а другая - разрешить публичные воспоминания о живые, теплые показания соответствующей родства. Однако некоторые такие свидетельства все же дожили до современности, ведь не уничтожили всех, кто мог их передать. Одним из них и является Старокиевская повествование о святом Валентине.

Время, когда "бывал" святой Валентин в Киеве, вряд ли можно установить, поскольку в легенде он не определен. Однако, судя по ее контексту, вероятно, идет о поздне-средневековый период. В те времена в самой Католической Церкви относились к этому святому неоднозначно. Но в ряде католических стран такой праздник было, и даже не только сугубо молодежное.

Вероятно, его "принесли" в Киев тамошние гости, или киевляне, которые путешествовали теми краями, а киевской молодежи праздник понравился (что несложно представить). В Киеве действовали, хотя и с перерывами, несколько католических учебных заведений для светских, где учились не только католики. Возможно, именно их ученики и стали героями той интересной истории. Очевидно, вряд ли в Киеве проходили массовые празднования-валентинки, но были же и другие локальные местные Студенческие, магистратские, цеховые праздники и традиции.

В старокиевской легенде о святом Валентине фигурируют обычные киевляне, которым помогли сохранить и освятить любовь святая Ольга и святой Валентин. Кроме такого, пожалуй, возможного только в Киеве, сочетание небесных помощников, вся легенда пропитана именно киевскому духом - духом города, изначально открытого к связям с другим европейским миром, города-колыбели незаурядной, оригинальной культуры, которую не осилили вполне вигаситы и переиначить все захватчики. Ведь в повествовании не упоминается о каких-либо конфессиональные проблемы, или любовь вопреки воле родителей, пышные измены и не менее шумные примирения: вопрос был в том, чтобы влюбленные могли жениться, не отказываясь одновременно от других семейных забот и от реализации своих личных призваний.


См.. также

Примечания

  1. Washington ProFile, 14.02.2007 / Патентбюро - www.patent.net.ua/intellectus/facts/populus/1487/ua.html
  2. а б в г Патентбюро - www.patent.net.ua/intellectus/facts/populus/1487/ua.html
  3. а б в г д День святого Валентина или праздник коммерции? - РИСУ, 12.02.2003 - www.risu.org.ua / ukr / kaleidoscope / article, 13
  4. Свет Православия, № 3 (77), 2001 - svitlo.orthodox.lviv.ua/2001/n3/01_3s12.htm
  5. Газета по-украински, № 67, 14.02.2006 - gazeta.ua / print.php? & id = 104077
  6. Правительственный курьер, 14.02.2009 - www.ukurier.gov.ua/index.php?news=1&id=408
  7. Православие в Украине - orthodoxy.org.ua/uk/node/17159/print

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам