Надо Знать

добавить знаний



День святого Власа


День святого Власа

План:


Введение

День святого Власа (День Власа, Влас, Ўлас) - Украинским праздник в честь святого мученика Власа, приходящаяся на 24 февраля (по новому стилю). На Волыни и на Полтавщине также праздновали 23 февраля день святого Харлампия, однако святой Влас известный и популярный в Украине. На второй день после святого Власа, 25 февраля - день святого Мелетия.

В народных верованиях святой Влас - покровитель скота, а особенно коров. В этот день крестьяне служили по дворам молебны, вносили образ святого мученика в конюшню или загон, где стоял скот, кропили скот святой водой и окуривали ладаном - "чтобы скот хорошо плодился и не болел".

Как первый раз весной выгоняли скот в поле пастись, то служили молебен не только святому Юрию, но и Святой Влас.


1. Обычаи

Женщины в день святого Власа ходили когда-то в трактир пили водку - "чтобы коровы были ласковы" [1] [2]. А когда возвращались из кабака в дом, то били, бывало, своих мужей днищем [3] - "чтобы волы были послушные".

На севере, в районе реки Вес, в лесах Вологородського и Архангельского уездов было много церквей и часовен во имя святого Власа. Праздник в честь этого мученика крестьяне отмечали тем, что приносили в церковь продукты скотоводства, а больше коровьего масла. Этот обычай описал этнограф И. Снегирев:

" "До [4], среди лесов, стоит древняя церковь во имя святого Власа, икона которого явилась 19-го января [5], как поведает местное предание. В этот день со всей Вельского округа крестьяне съезжаются и сходятся молиться заместителю своих интересов. Тогда приходской священник отправляет там обедню, потом служит общий и наконец частные молебны для молящихся. Туда приносят коровье масло, которое с поклоном кладут перед образом св. Власа. За одно праздник собирается от ЗО до 40 пудов масла; часть его дается священнику из причетом, а остальные остаются в пользу церкви. В других приходах Шенкурск и Вельск округ так же празднуют день св. покровителя скотоводства в субботу перед св. Пятидесятницей ... Как в праздник св. мученика Флора и Лавра приводят лошадей к церкви для окропления их святой водой, так и к церкви св. Власа приводят коров, особенно во время падежа, и поют Обрежьте молебны.

Этот святой изображен на иконе (в одной из новгородских церквей) в окружении скота ...

"

[6]

На Черниговщине и в южных районах Киевщины "Власу морозы" считаются последним в году, а потому существует поговорка:

  • "Святой Влас сбивает рог с зимы!"

2. Происхождение

История праздника восходит к язычества на Руси. После крещения Руси сохранялась память о "скотьим бога Волоса" или Велеса, упоминаемый в "Слове о полку Игореве" вместе с Дажбогом и Стрибогом : "... вЂщеы Боян, В?лесовь вн?че" [7].

Имя Велеса или Волоса встречается и в договорах, состоявшие между русами и греками в Х-м веке по Р. X. Так, в договоре 971 года читаем следующее:

"... Да имиемт клятву от бога, вт его же вируемт, в Перуна и въ Волоса, скотьим бога ... [8]

В рукописи Великой пройдет Макаревский стоит, что:

"... Большой Князь Владимирь Повель испроверщы, избита кумиры, овы извищы, а Ины ижжещы; Волоса, его же именоваху скотьим бога, повели въ Почайну реку врещи" [9] есть, по приказу великого князя Владимира подобие бога Волоса, которого наши предки считали покровителем скота, была уничтожена.

С христианизацией Руси древнеславянские божества-покровители различных сфер человеческой жизни заменили празднике. Святой Влас исполнял роль бога Велеса.

Согласно древней легенде, святой мученик Влас жил в IV веке, он был покровителем лесных зверей и занимался бедными людьми. В доказательство такой опеки рассказывается, как святой Влас вернул бедной вдове вепря, которого украл волк [10] [11] [12]


Примечания

  1. П. В. Иванова, "Жизнь и повѣрья крест. Купянск. Уѣзда. Харьк. Губ."
  2. Сравни: обряд Колодий
  3. днище - доска, которая употреблялась при прядении льна. На один конец днища садилась пряха, а в дырку другого конца вставлялся гребень кудель.
  4. т.е. к 1838 года
  5. по старому стилю
  6. Русские простонародные праздники и суевѣрные обряды ". Выпуск III. 1838. Стр. 156, перевод Алексея Воропая
  7. http://litopys.org.ua/slovo67/sl01.htm - litopys.org.ua/slovo67/sl01.htm
  8. Фаминцьцгь "Божества древнихь славян", 1884, с. 33
  9. И. Снегирев, "Рус. Простонар. Праздники", 1838
  10. "Верховажския записки М. И. Мясникова въ рукописи"
  11. "Нерехотския записки М. Я. Диева"
  12. "Русские простонародные праздники и суевѣрные обряды". М. 1838.

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам