Надо Знать

добавить знаний



Джаз



План:


Введение

Джаз ( англ. Jazz ) - Форма музыкального искусства, возникшая на границе XIX - XX века в США как синтез африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированный ритмах, и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счет освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.


1. Особенности

Джаз характеризуется целым рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  • Особенности ритма, в частности синкопованисть, полиритмия, а также характерный свинг.
  • Особенности гармонии, в частности преобладание септаккордов, нонаккорд и сложных политерцових аккордов, характерные гармонические последовательности, а также порядку особенности (например занижение III степени).
  • Особенности тембровой палитры, касающиеся как инструментального, так и вокального исполнительства. В конце XX века - также особенности электронного звука.
  • Импровизационность

2. Происхождение термина

Слово "jazz" (возможно, происходит от фр. chasser - Охотиться) в креолов означало охоту, а также волнение, возбуждение. В 1860-е в североамериканской литературном языке появляется слово "jasm", что означает подъем, вдохновение. Вскоре ему на смену приходит слово "jass", а также аналогичное глагол, что означало, "ловить", "возбуждаться" и другие. Все чаще начинают использоваться обороты "jazz around" (блуждать, странствовать) и "jazz up" (впадать в веселое состояние). Как музыкальный термин, слово "jazz" впервые появилось в 1915 году в связи с белым оркестром, игравшим в новоорлеанском стиле, позже - в названии новоорлеанского оркестра Тома Брауна - "Том Браун Диксиленд Джаз Бэнд", после чего термин "джаз "быстро распространяется в Северной Америке, а затем и по всему миру.


3. Истоки джаза

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Сначала он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопа и прихлопыванием. На этой основе в конце XIX века сложился еще один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению - джаза.

Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезенные рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие - к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьезные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению "протоджаз", а затем и джаза в общепринятом понимании.

Джазовый исследователь Маршалл Стернс ( 1908 - 1966) в книге "История джаза" характеризует джаз как синтез "белой" и "черной" музыкальной культуры:

"Прежде, где бы вы ни услышали джаз, его всегда гораздо легче узнать, чем описать словами. Но и в первом приближении мы можем определить джаз как напивимпровизацийну музыку, возникшей в результате 300-летнего смешивания на североамериканской земле двух великих музыкальных традиций - западноевропейской и западноафриканской, т.е. фактического слияния белой и черной культуры. И хотя в музыкальном отношении преобладающую роль здесь сыграла европейская традиция, но те ​​ритмические качества, которые сделали джаз столь характерной, необычной и легко узнаваемой музыкой, несомненно, ведут свое происхождение из Африки. Поэтому главными составляющими этой музыки являются европейская гармония, евро-африканская мелодия и африканский ритм ".

Исследователь выделяет 6 принципиальных источников синтеза джаза:

  1. Ритмы Западной Африки;
  2. Негритянские рабочие песни (work songs, field hollers)
  3. Негритянские религиозные песни (spirituals)
  4. Негритянские светские песни (blues)
  5. Американская народная музыка прошлых веков;
  6. Музыка менестрелей и уличных духовых оркестров.

3.1. Негритянские рабочие песни

Пелись неграми на плантациях, на стройках, в портах и ​​т. д. Характерными чертами этих песен, которые были унаследованы джазом являются:

  • Структура антифона (лидер запевает, хор отвечает);
  • Использование блюзового звукоряда;
  • энергичная, крикоподибна манера пения (Шаута)
  • синкопирование и др..

3.2. Духовная музыка

Важную роль в формировании афро-американской музыки сыграл процесс обращения в христианскую веру привезенных из Африки рабов. Черные не возражали христианство, видя в нем надежду на освобождение. Музыка, звучащая в церквах для негров, несла в себе черты канонических европейских церковных песнопениях и различных элементов язицницьких культов, пришедших с их исторической родины. Степень проникновения эстетических и музыкальных элементов африканского происхождения в храмовую музыку зависела от разновидности христианства и была больше в католицизме, который относился к языческим традициям более лояльно и менее в протестантизме. Духовные песнопения североамериканских негров, так называемые "спиричуэлс", возникли в США уже во 2-й половине 18-го века. Их первоисточником были религиозные гимны и псалмы, завезенные в Америку белыми переселенцами и миссионерами. Спиричуэлс сочетает в себе традиции африканского исполнительства (коллективная импровизация, характерная ритмика глиссандо, нетемперированной аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами пуританских гимнов. В то же время они в меньшей степени были африканскими и в большей - европейскими, чем остальные афро-американской музыки. Они стали первым и наиболее выразительным средством, благодаря которому весь мир познакомился с негритянской музыкой.


3.3. Блюз

Блюз является представителем светского музицирования американских негров, появившегося задолго до джаза. Само слово "blue" многозначно и расшифровывается, как "голубой", "грустный", "унылый", "меланхоличный" и др.. Эта многозначность характерна длинным протяжным песням, текст которых всегда содержит определенную недоговоренность и неоднозначную эмоциональность-грусть часто идет рядом с юмором, чистота с вульгарностью и т.д.

Характерные музыкальные черты блюза:

  • использование нетемперированной звуков - blue notes - снижены 3-й, 5-й и 7-й степени мажорного лада, происхождение которых связывают с обращением музыкантов к широко распространенным в африканской музыке пентатоничним ладам.
  • форма блюза состоит из трех фраз по 4 такта в каждой (ААВ), составляющих 12-тактовый период, основанный на принципе антифона по горизонтали и по вертикали, что проявляется как в мелодии, так и в тексте. Такая трехчастную структуру блюза весьма специфична, и не имеет аналогов в английской литературе.
  • Гармония блюза четко фиксирована: первые 4 такта - на тонике, следующие по 2 - на субдоминанта и тонике и последние по 2 - на субдоминанта и тонике и на доминанте и тонике в размере 4/4 (Т-Т-SSTTDSTT) .

3.4. Театр менестрелей

Музыкальный театр менестрелей - еще один из важных источников происхождения джаза. Белых плантаторов чрезвычайно радовала манера негритянских простолюдинов ходить, одеваться, петь, танцевать и т.д.. В начале 19-го века появились первые белые артисты, которые пытались пародировать негритянскую культуру на потеху белым. Такие пародийные выступления получили название "minstrel show", по аналогии с менестрелями средневековой Европы. Наибольшей популярности такой театр достигал с 1840 по 1910 гг. Самые яркие артисты этого жанра - Томас Райс (1808-1860), Уильям Генри Лейн ("Юба") (1825-1862), Дэниел Декатур Эмметт (1815-1904) и т. д.

"Минстрел шоу" стало хорошей школой для многих ранних джазменов. В оркестрах, сопровождавших выступления менестрелей, принимали участие многие известные позже джазовых музыкантов - В. К. Хэнди, Джек "Папа" Лэйн, Джелли Ролл Мортон, Джеймс П. Джонсон, Кларенс Уильямс, Банк Джонсон и т. д.


3.5. Регтайм

Регтайм - еще один специфический жанр афро-американского музицирования, сложившийся к концу 19 века. Слово означает "рваный" или "разорванный время", конкретно термин "rag" означает звуки, появляющиеся между долями такта (характерно синкоповування мелодической линии четвертого и восьмых долях такта на базе равного аккомпанемента).

Источником регтайма стало творчество провинциальных негров - пианистов. С перемещением в столицу регтайм теряет импровизационную сущность и становится жанром композиторской музыки. Постепенно регтаймы выполняют не только на фортепиано, но и небольшими инструментальными ансамблями (бэндами). Среди самых популярных композиторов, писавших регтаймы - Скотт Джоплин (Scott Joplin), а также Джеймс Скотт (James Scott), Джозеф Лэмб (Josef Lamb). Значительное влияние европейской профессиональной музыки делает рэгтайм принадлежностью, т.н., "прохладной стороны" джаза, в отличие от горячего джаза, больше тяготеет к афро-американских музыкальных истоков.


4. Новоорлеанский джаз

Отправной точкой развития джаза считается Новоорлеанский джаз - искусство, которое развивалось в Новом Орлеане в начале XX века. Его попередиком был Архаический джаз. Термином "новоорлеанский джаз" определяется как хронологический период, охватывающий период примерно от начала 1900-х до конца 1910-х, так и характерный музыкальный стиль, который считается исторически первым джазовым стилем.

Появление этого стиля именно в Новом Орлеане объясняется калейдоскопической культурой этого города, что имело большое значение как морской порт и важный торговый центр, это город привлекал людей разных национальностей и социальных слоев, наряду с белыми здесь жили креолы и негры, диалог их культур и создал довольно специфическую атмосферу этого города.

Для новоорлеанского джаза характерна коллективная импровизация, где главную партию исполняет корнет на фоне басовой линии тромбона, а кларнет "обвивает" их орнаментальными переплетениями. Таким образом возникает своеобразная полифония. Сольные инструменты противостоят ритмической группе: банджо, тубе и ударным. Гармоничная язык новоорлеанского джаза проста и использует, главным образом, трезвучия.

Среди ведущих джазменов Нового Орлеана - Джо "Кинг" Оливер, Луи Армстронг, Кид Ори. В новом Орлеане сформировались первые диксиленды - большие джазовые ансамбли, среди которых особое место занимает ансамбль Original Dixieland Jass Band, который в 1917 году совершил первый джазовый звукозапись.

1917 года со вступлением США в Первую мировую войну Новый Орлеан был объявлен военным портом, через что учреждения развлечений закрывались и джазовые музыканты были вынуждены покидать этот город. Центр джазовой культуры перемещается в Чикаго.


5. Развитие джаза в Европе

Перед Второй мировой войной в Европе появились собственные мастера джаза, среди которых можно отметить, например Джанго Рейнхардта, как такового, впоследствии оказал существенное влияние и на развитие джаза в Америке (США).

6. Джазовые стили

7. Проблемы джазовой теории

На сегодняшний день теория джазовой музыки развита значительно слабее, чем теория академической музыки, чем находят разные объяснения:

  • Очень быстрое развитие джаза, оказавший огромное эволюционный путь на протяжении 100 лет своего существования.
  • сложностями освоения неевропейскими формами музыки для европейского академического музыковедения.
  • распространенным среди музыковедческих элиты отношением к джазу, как к "несерьезной" музыки.

8. Афоризмы, цитаты о джазе

  • Джаз - это не стиль, а настроение.
  • Хочешь, давай слушать джаз -
Он знает больше нас,
Все знает лучше от нас. ( Святослав Вакарчук, песня "Иду на дно" с альбома "Там, де нас нема" (1998))

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам