Надо Знать

добавить знаний



Джайнизм



План:


Введение

Символ джайнизма, признанный всеми деноминациями в 1975.
Ладонь с колесом символизирует обет ненасилия. Надпись внутри колеса - ахимса
Храм джайнов в Ранакпури, Раджастхан, Индия

Джайнизм ( санскр. जैन , От санскр. जिन , "Победитель") - религиозно - философское учение, возникшее в Индии примерно в VI веке до н.е., распространенное в современной Индии и Шри-Ланке. В современном мире джайнизм - небольшая по количеству верующих, но очень влиятельная в Индии, где их насчитывается около 4,9 млн., религия. Джайны богатый религиозная группа Индии. Они сохраняют древнюю систему образования, и их община имеет высокий процент грамотности среди других религиозных групп в стране. Библиотеки джайнов старейшие в Индии.


1. Основные принципы

Основателем джайнизма считается проповедник Вардгамана (VI в. до н. н.э.), называемый Джиной (победителем - традиционное звание буддийских и джайнские святых), а также Магавира ( санскр. महावीर , Что можно перевести как "очень храбрый" или "великий герой"), однако кодификация джайнистського канона состоялась через шесть веков. Считается, что Вардгамана победил карму сам и указал путь к преодолению, а, следовательно, к спасению, другим людям. С другой стороны, сами джайны считают, что джайнизм существовал вечно, как вечно существует сам Вселенная, а Магавира был двадцать червертим в ряде 24 просветленных, тиртханкара, существующих в каждом цикле перерождения мира.

Основой джайнизма как дгармичнои религии является вера в ряд перерождений (дхармачакра), возможность освобождения от сансары ( мокша), строгий аскетизм, неизменная ценность жизни в любом его проявлении и, как следствие, нечинення вреда живым существам - ахимса. Джайнизм отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину представителям всех варн. Новым в джайнизме является принцип собственных усилий, собственного праведной жизни, собственной аскезы - эти условия в брахманизме не были решающими и приближают джайнизм в буддизма. Но в отличие от буддизма джайнизм утверждает, что не всякая жизнь есть зло и страдания - таков лишь плохой жизни. Отсюда нирвана в джайнизме - это достижение душой вечного блаженства, в котором джайны видят смысл человеческого существования. С целью достижения нирваны приверженцы джайнизма обязаны верить в своих пророков и строго соблюдать их предписаний.

Найголовнийшою мантрой джайнизма (махамантры) является навкармантра, которая прославляет тиртханкара и монахов ( садху). Каждый джайн ее повторяет ежедневно.


2. Деноминации

На рубеже новой эры джайны разделились на два главных направления: шветамбары ("одетые в белое) и Дигамбар ("одетые воздухом"). Дигамбар-монахи практикуют полный отказ от одежды, потому одежду (как и любая собственность) привязывает человека к материальному миру. Отсюда вытекает невозможность для женщин достичь спасения в этой жизни (то есть надо сначала переродиться в лицо мужского пола), потому нагота женщин считается недопустимой. Шветамбары вместо считают достижение нирваны для женщин вполне возможным.

Джайны делятся на монахов - аскетов и торговцев-мирян (заниматься сельскохозяйственной деятельностью нельзя, поскольку при обработке земли можно убить живые существа - червей, насекомых).

Джайнские мифологии известно огромное количество божеств, распределенных на классы и подклассы, однако нет поклонения им. Центральным пунктом учения является признание двух начал - духовного и телесного. Считается, что душа есть все предметы, но преодолеть карму, что привязывает душу к телу, может только человек.


3. Джайнизм в современном мире

В Индии по данным переписи 2001 года 4225053 последователей джайнизма. Хотя джайны составляют менее половины процента населения Индии, они богатым, образованной и влиятельной группой в стране. Так, джайны, несмотря на свою малочисленность, платят 24% подоходного налога в Индии [1]

Значительная часть джайнов проживает за пределами Индии. Во всем мире - примерно 10-12 млн. джайнов [ ].

4. Философия джайнизма

Философия джайнизма относится к неортодоксальных школ индийской философии ( настика), поскольку не признает авторитета Вед.

4.1. Космология

Подробнее в статье Космология джайнизма
Космический цикл джайнов

Джайны верят, что Вселенная никогда не был создан и никогда не прекратит своего существования - он вечный. Хотя Вселенная не имеет начала и конца, но время циклический. Каждый цикл (кальчакра) состоит из двух напивциклив: напивциклу развития (утсарпини) и затухание (авсарпини). Каждый напивциклив делится на шесть неравных периодов (ара). На протяжении напивциклу развития человечество развивается от худшего к лучшему. В начале напивциклу мораль, счастье, сила, здоровья, религия в худшем состоянии. Достигнув лучшего состояния в конце напивциклу, все начинает регрессировать. Джайны верят, что сейчас мир находится в пятой ари фазы угасания, и до наступления новой ары еще примерно 19 тыс. лет. Шестая ара продлится примерно 21 тыс. лет. В начале нового напивциклу все деревья желаний кальпавркса удовлетворят все стремления людей. Люди тогда рождаться парами близнецов - один мальчик и одна девочка, оставаясь вместе всю жизнь.

Вселенная в представлениях джайнов

По представлениям джайнов Вселенная состоит из неличенного числа джива (жизненных сил или душ). По своей структуре он напоминает человека, который стоит, подбоченясь. Узкий пояс включает в себя различные кшетры - места, где бродят души людей, животных и растений. Символические грудь Вселенной небесами (дева лока), убежищем для душ богов. Ниже символического пояса находится ад (нарко лока). Есть семь различных нарко ло, в которые может спуститься джива (душа), искупая свои грехи. Чем ниже - тем больше страданий и меньше света. Во главе символического Вселенной находится сидхи кшетра или мокша. Там в состоянии вечного мира и неограниченного счастья провел дживы, достигшие нирваны. За пределами этой символической фигуре нет ничего.


4.2. Гносеология

4.2.1. Виды познания

Джайнисты разделяют познания на пратьякша, или непосредственное (приобретается немедленно) и парокша или опосредованное (получаемое с помощью какого-либо другого вида познания).

К парокша принадлежат

  • Мате-джняна (обычно чувственно-логическое познание, получаемое с помощью обычных средств чувственного восприятие) - это познание посредством индрий ( ощущений) и ума, который называется аниндрия, чтобы отличить его от ощущений. Прежде чем достичь мате-джняны мы всегда сначала получаем телесное представление.

В мате входят смрити ( индукция, основанная на наблюдении), абгинибодга или анумана ( дедуктивный умозаключение)

Шрути-джняна бывает четырех видов: лабдги ( ассоциация), бгавана ( внимание), упайога ( понимание) и ная (аспекты значения вещей).

Такие виды познания как мате и шрути присущие каждому индивиду.

К пратьякша входят

  • Авадги (непосредственное познание вещей, даже отдаленных во времени и пространстве) - познание, получаемое с помощью ясновидения.
  • Манаг-парьяя (непосредственное познание мыслей других)
  • Кевала (совершенное знание, охватывающее все субстанции и их модификации). Это всезнание, не ограничено ни пространством, ни временем, ни объектом. Для совершенной сознания вся реальность ясна. Такое познание, которое не зависит от ощущений и которое можно только почувствовать, но невозможно описать. Оно возможно лишь для свободных Душ, очистились.

Таким образом, джайнисты признают пять видов познания: мате, шрути, авадги, манаг-парьяя и кевала. Первым трем свойственно ошибаться, тогда как последние два не могут быть неправильными. Джайнисты утверждают, что в конкретный момент может действовать только один вид познания.


4.2.2. Роль души в познании

В джайнизме Чайтанья ( сознание) являются сутью дживы ( души), а сутью проявления Чайтанья есть восприятия (даршана) и ум (джняна).

Даршана - это простое восприятие, включающий несколько стадий (Вьянджана-аваграга (раздражение действует на периферические конце органов чувств и приводит субъект известному отношения с объектом), артга-аваграга (сознание возбуждено, переживаемые чувства, где лицо осознает данный объект), иха (разум стремится познать детали объекта, их сходство и отличие от других), АВА (имеет место разграничение настоящего и прошлого и признания данного объекта как этого, а не того), дгарана (мы узнаем, что ощущение раскрывают качества вещей. Возникает впечатление, с помощью которого мы можем вспомнить позже о данном объекте) джняна - концептуальное познания.

В совершенных условиях душа чиста джняна и даршан (познанием и интуицией), которые возникают одновременно. Все познания заключено в душе, хотя оно проявляется лишь тогда, когда устраняется посредник, что мешает, которым является кармы. Кармы, которые омрачают различные виды даршаны, называются даршанаварания-карма, а те, которые омрачают различные виды джняны, называются джнянаварания-карма. Когда душа не заграждается влиянием того, что омрачает познания, она приобретает способность всеведения.


4.2.3. Теория суждения, как составляющая теории познания

Подробнее в статье Сьядвада

Джайны считают, что всезнающая существо может получить (через кевала-джняна) непосредственное знание о предмете во всех его бесчисленных аспектах. Но несовершенная существо в определенный момент видит объекты только с одной частной точки зрения и получает знания лишь об одном аспекте, характерный данной вещи ( анекантавада). Такое частичное знание о каком-то из бесчисленных аспектов предмета называется "ная". Мнение, основанное на таком частичном знании, также называется "ная". Джайны считают, что то, что является истиной с одной точки зрения, может быть ошибочным с другой, есть истина относительна. Общий характер реальности проявляется в различных личных взглядах. Это является причиной настаивает на том, чтобы каждое суждение (ная) было ограничено определенным выражением, таким как "определенным образом".

Поэтому джайнисты различают семь типов суждений:

  1. определенным образом S есть Р.
  2. определенным образом S есть не P.
  3. определенным образом S есть Р, а также не-Р.
  4. определенным образом S есть неописуване.
  5. определенным образом S есть Р и также неописуване.
  6. определенным образом S есть не-Р и также неописуваним.
  7. определенным образом S есть Р, а также не-Р и является неописуваним.

Выделение этих типов суждений имеет большое значение для философии. Благодаря ему становится ясным прежде всего то, что, хотя предмет и может быть описан с различных точек зрения, в разных аспектах, самостоятельно или в связи с другими явлениями, его невозможно было узнать в целом, чтобы не было такого разграничения точек зрения и аспектов.


Источники

  • Радхакришнан С. Индийская философия. Том I. http://www.orlov-yoga.com
  • Чатерджы C. Датта Д. Древняя индийская философия. - Перевод под редакцией Кальянова В.И. http://rodon.org
  • Словарь "Индуизм. Джайнизм. Сикхизм". - Под редакцией Альбедиль
  • М. Ф. и Дубянского А. Н. - М., Республика. 1996. [1]
  • Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований www.gumer.info
  • Религиоведческий словарь. К.: Четвертая волна, 1996, с. 92.
  • П. И. Пучков. Современная география религий. Москва: Наука, 1975, с. 43-44. (Рус.)
  • Что такое джайнизм? (Рус.)
  • Что такое дгармични религии? (Рус.)
п о р Философия
Западная философия Восточная философия
История философии
Отрасли
Философия ...
антропологии войны географии юмора действия экономики закона информации истории литературы математики языка музыки обучение науки здравоохранения политики психологии религии сознания социальных наук техники физики Онтология Метафилософия
Школы
Аверроизм Аналитическая философия Аристотелизм Ашари Гегельянство Гедонизм Герменевтика Гуманизм Деизм Деконструкция Деонтология Диалектический материализм Досократики Дуализм Экзистенциализм Эмпиризм Эпикурейство Эпифеноменализм Этика добродетели Идеализм Квиетизма Континентальная философия Концептуализм Либерализм Логический позитивизм Марксизм Материализм Монизм Мутазилиты Натурализм Неоплатонизм Нигилизм Новые философы Нью-эйдж Объективизм Пантеизм Партикуляризм Платонизм Позитивизм Постконструктивизм Постмодернизм Прагматизм Провиденциализм Рационализм Реализм Релятивизм Скептицизм Стоицизм Структурализм Схоластика Трансцендентная философия Утилитаризм Феноменология Физикализм Философия Авиценны Философия Канта Философия обыденного языка Франкфуртская школа Функционализм
Портал Философия Категория Философия

Примечания

  1. Газета The Hindu, 20 августа 2007 - www.hindu.com/2007/08/20/stories/2007082057190800.htm

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам