Надо Знать

добавить знаний



Джеймс Кук



План:


Введение

Портрет капитана Кука из-под кисти Даниэля Данс. 1775, Национальный морской музей, Гринвич

Джеймс Кук ( англ. James Cook * 27 октября 1728 - 14 февраля 1779) - английский первооткрыватель, навигатор и исследователь, член Лондонского королевского общества.


1. Биография

После сообщения в Королевском научном обществе о сделанных им наблюдение за затмением Солнца в 1766, был назначен командиром первой научной экспедиции в Тихий океан в 1768-1771 гг [1] [2]

Он совершил три путешествия океаном и первым из европейцев исследовал большую часть его побережья. Кук открыл Гавайи и другие острова, кроме этого он первым проплыл вокруг Австралии. Кук также был картографом. В поисках северного морского прохода из Тихого океана в Атлантический он исследовал часть побережья Аляски. Его именем назван острова в Тихом океане, залив на Аляске, в городе Анкоридж установлен памятник.

Джеймс Кук родился в Йоркшире ( Англия) в 1728 в семье фермера. Поэтому он не получил достойного образования. В 1756 г. Кук пошел служить на флот. В 1768 г. он получил командование кораблем "Эндевор" ( англ. Endeavour ).


2. Три экспедиции Джеймса Кука

Под руководством Джеймса Кука были осуществлены три экспедиции, которые значительно расширили представления людей о нашем мире.

Cook Three Voyages 59.png

Маршруты трех путешествий Кука.

2.1. Первое путешествие

2.1.1. Цели экспедиции

Официальной целью экспедиции было исследование прохождения Венеры по диску Солнца. Однако в секретных приказах, полученных Куком, ему предписывалось незамедлительно после завершения астрономических наблюдений отправляться в южные широты на поиски так называемого Южного материка (также известный как "Terra Incognita"). Если учесть, что между мировыми державами шла ожесточенная борьба за новые колонии, очень вероятным является следующее предположение: астрономические наблюдения служили Британскому Адмиралтейству ширмой, прикрывавшей поиск новых колоний. Также целью экспедиции было установить берега Австралии, особенно ее восточное побережья, которое совершенно не было исследовано.


2.1.2. Состав экспедиции

Можно выделить следующие причины, которые повлияли на выбор Адмиралтейства в пользу Кука:

  1. Кук был моряком, и следовательно подчинялся Адмиралтейству, которому в качестве начальника экспедиции была нужна "своя" человек. Именно по этой причине Александр Далримпл, также претендует на это звание, был невыгоден Адмиралтейству.
  2. Кук был не просто моряком, а опытным моряком.
  3. Даже среди опытных моряков Кук выделялся большим опытом в картографии и навигации, о чем свидетельствовала успешно проведена работа по измерению фарватера реки Св. Лаврентия. Опыт этот был подтвержден непосредственно действующим адмиралом (Колвилл), который, рекомендуя работы Кука к публикации, охарактеризовал Кука следующим образом: "Зная по опыту одаренность мистера Кука и его способности, я считаю его достаточно квалифицированным для работы, которую он выполнил, и для крупнейших предприятий того же рода" [ 3].

Экспедиции были выделены "Индевор" - небольшое судно, которое принадлежит к классу так называемых "угольщиков" (названных так из-за того, что корабли такого класса в основном использовались для перевозки угля), с характерно малой осадкой, переоборудовано специально для экспедиции.

Ботаниками были Карл Соландер и Джозеф Бэнкс, член Лондонского королевского общества и будущий его президент, который был к тому же очень состоятельным человеком. Художники - Александр Бьюкен и Сидни Паркинсон. Астроном Грин должен был вместе с Куком проводить наблюдения. Судебным врачом был доктор Монкгауз.

Первым помощником был Захари Хикс, вторым помощником - Джон Гор. Команда состояла из сорока матросов и двенадцати морских пехотинцев.


2.1.3. Ход экспедиции

Реконструкция Индевора. Фотография
Изображение новозеландской пироги из журнала Кука, 1769 г., автор неизвестен
Слева направо: Дэниел Соландер, Джозеф Бэнкс, Джеймс Кук, Джон Хоксфорд и лорд Сендвии. Картина. Автор - Джон Гамильтон Мортимер, 1771

26 августа 1768 "Индевор" вышел Плимута и 10 апреля 1769 достиг берегов Таити. Выполняя приказы Адмиралтейства, предписывающие всеми средствами поддерживать дружбу с туземцами", Кук установил строгую дисциплину в общении членов экспедиции и команды корабля с аборигенами. Категорически запрещалось вступать в конфликты с местными жителями, применять насилие. Возможны случаи нарушения этого приказа строго карались. Свежие продукты для экспедиции добывались путем обмена на европейские товары. Подобное поведение англичан, пусть и продиктована чисто прагматическими соображениями (возбуждать излишнюю ненависть к себе было просто невыгодно), была в те времена нонсенс - европейцы, как правило, достигали своих целей с применением насилия, грабя и убивая аборигенов (были также случаи беспричинных убийств). Например, Самюэль Уоллис, соотечественник Кука, побывавший на Таити незадолго до него, в ответ на отказ бесплатно снабжать его корабль продуктами обстрелял Таитянские села с корабельной артиллерии. Но миролюбивая политика дала плоды - с островитянами удалось установить хорошие отношения, без чего наблюдение за Венерой серьезно осложнилось бы.

С целью обеспечения контроля над побережью, где должны были проводиться наблюдения, был построен форт, окруженный с трех сторон валом, местами - частоколом и рвом, защищенный двумя пушками и шестью фальконетами, с гарнизоном из 45 человек. Утром 2 мая оказалось, что единственный квадрант, без которого проведение эксперимента было невозможно, был украден. К вечеру того же дня квадрант удалось найти.

С 7 по 9 июня команда была занята кренгуванням корабля. 9 июля, незадолго до отплытия, дезертировали солдаты морской пехоты Клемент Уэбб и Сэмюэл Гибсон. Натолкнувшись на нежелание островитян поспособствовать в задержании дезертиров, Кук захватил в заложники всех наиболее значимых вождей округа и выдвинул в качестве условия их освобождения возвращение беглецов. Вожди были отпущены, когда с помощью местных жителей солдат удалось вернуть на корабль.

После проведения астрономических наблюдений, Кук направился к берегам Новой Зеландии, взяв с собой местного вождя по имени Тупые, который хорошо знал близлежащие острова и, кроме того, мог служить переводчиком, и его слугу Тиату. С аборигенами Новой Зеландии, несмотря на подчеркнутое миролюбие англичан, не удалось установить хороших отношений. Экспедиции пришлось участвовать в нескольких стычках, в ходе которых новозеландцы понесли некоторые потери.

Продолжая двигаться вдоль западного берега, Кук нашел бухту, очень удобную для якорной стоянки. В этой бухте, названной им заливом Королевы Шарлотты, "Индевор" стал на ремонт : корабль вытащили на берег и заново проконопачены. Здесь же, на берегу залива Королевы Шарлотты, было сделано открытие - поднявшись на возвышение, Кук разглядел пролив, разделяющий Новую Зеландию на два острова. Этот пролив был назван его именем - Пролив Кука.

Изображение кенгуру, из иллюстраций к журналу плаванию на "Индевор"

В апреле 1770 года Кук подошел к восточному берегу Австралии. На берегу залива, в водах которого остановился Индевор, экспедиции удалось найти много неизвестных ранее видов растений, поэтому Кук назвал этот залив Ботаническим. С Ботанической залива Кук направился на северо-запад вдоль восточного побережья Австралии.

11 июня корабль сел на мель, серьезно повредив обшивку. Благодаря притока и принятым мерам по облегчению корабля (были выброшены за борт запасные части такелажа, балласт и пушки) "Индевор" удалось снять с мели. Однако через поврежденную бортовую обшивку корабль стало быстро заливать водой. С целью блокирования потока воды под пробоину была подведена парусина, таким образом поступление забортной воды удалось снизить до приемлемого уровня. Тем не менее "Индевор" требовал серьезного ремонта, поскольку в таком состоянии для удержания корабля в плавучем состоянии требовалась бесперебойная работа помповых установок, не говоря уже о том, что продолжать плавание с огромной дырой в борту, едва прикрытой парусом, было просто опасно. И Кук приступает к поиску места, где можно было бы безопасно встать на ремонт. Через 6 дней такое место было найдено. "Индевор" был вытащен на берег, пробоины заделаны. Вскоре выяснилось, что корабль отрезан от моря Большим барьерным рифом, таким образом экспедиция была заперта в узкой полосе воды между австралийским берегом и рифом, усеянным мелями и подводными скалами.

Огибая Риф, пришлось пройти на север 360 миль. Двигаться приходилось медленно, постоянно бросая лот, из трюма приходилось без остановки откачивать поступающую воду. К тому же на корабле началась цинга. Но Кук продолжал следовать этим путем, игнорируя бреши, время от времени возникают в сплошной стене Рифа. Дело в том, что побережья, постепенно отдаляется от Большого Барьерного Рифа, однажды могло оказаться недоступным для наблюдения из открытого моря, что совсем не устраивало Кука, желал держать австралийский берег перед глазами. Эта настойчивость принесла плоды - продолжая следовать между рифом и берегом, Кук наткнулся на пролив между Новой Гвинеей и Австралией (в то время не знали, есть ли Новая Гвинея островом или частью австралийского материка).

Кук направил корабль через этот пролив в Батавию (старое название Джакарты). В Индонезии на корабль проникла малярия. В Батавии, куда "Индевор" пришел в начале января, болезнь приобрела характер эпидемии. Жертвами малярии стали также тупые и Тиату. Корабль был немедленно поставлен на ремонт, сразу же после окончания которого Кук покинул Батавию с ее нездоровым климатом. Однако люди продолжали умирать.

На острове Панаитан к малярии добавилась дизентерия, ставшей с этого момента основной причиной смертельных случаев. Когда 14 марта "Индевор" входил в порт Кейптауна, на корабле оставалось 12 человек, способных работать. Потери личного состава были чрезвычайно велики, только на пути из Батавии до Кейптауна погибло 22 члена команды (главным образом от дизентерии), а также несколько гражданских, в числе которых был и астроном Грин. Чтобы сделать возможным дальнейшее плавание, была доукомплектована команда. 12 июля 1771 экспедиция вернулась в Англии.


2.1.4. Результаты первой экспедиции

Основная заявленная цель - наблюдение прохождения Венеры через диск Солнца - была выполнена, но результаты эксперимента не принесли пользы из-за неточности измерений, вызванные несовершенством оборудования того времени.

Вторая задача - открытие материка Южного - не было выполнено, и, как теперь известно, не могло быть выполнено Куком во время первого плавания. (Южный материк был открыт российскими моряками Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым в 1820 году).

Экспедиция также доказала, что Новая Зеландия - это два самостоятельных острова, разделенные узким проливом (проливом Кука), а не часть неизвестного материка, как было принято считать ранее. Удалось занести на карту несколько сотен миль восточного побережья Австралии, к тому времени совсем не исследованного. Была открыта пролив между Австралией и Новой Гвинеей. Ботаники собрали большую коллекцию биологических образцов.


2.2. Второе кругосветное плавание (1772-1775 годы)

В 1772 году Адмиралтейство приступило к подготовке ко второй экспедиции в Тихий океан.

2.2.1. Цели экспедиции

Конкретные цели, которые поставило Адмиралтейство перед второй экспедицией Кука, не известны. Известно лишь, что в задачи экспедиции входило продолжение исследования южных морей. Совершенно определенно, что настойчивые попытки Кука проникнуть как можно дальше на юг имели целью найти Южный материк. Вряд ли Кук действовал так же исходя только из личной инициативы, поэтому представляется весьма вероятным, что открытие Южного материка было одной из целей экспедиции, хотя о подобных планах Адмиралтейства ничего не известно.

Вторая экспедиция Д. Кука (1772-1775 гг.) была связана с географическими и политическими проблемами, поставленными на повестку дня на начальном этапе европейской экспансии в моря южного полушария. Организация второй экспедиции Кука было связано с большой активностью, которую французы в это время обнаружили в южных морях. По крайней мере четыре французские экспедиции были посланы в конце шестидесятых годов на поиски материка Южного. Они связаны с именами Бугенвиля, Сюрвиль, Марион дю Френе, Кергелен. У французов поиски Южного материка также не были вызваны научными интересами. Инициатива исходила от купеческой французской Ост-Индской компании, которая заботилась, конечно, только о своем обогащении, именно она снарядила экспедицию Сюрвиль так же, как в первой половине XVIII века - экспедицию Буве, о которой упоминает Кук. О результатах этих французских экспедиций (кроме экспедиции Бугенвиля) в Лондоне не знали и потому тем более беспокоились. Решено было послать два корабля (французы посылали по 2-3 корабля вместе) и поставить во главе новой экспедиции капитана Кука, успехи которого произвели огромное впечатление в Англии. Адмиралтейство так спешило с этим делом, что Куку дали после принесения им подробного отчета о первом путешествии только три недели отдыха (в декабре 1771) - после трехлетнего плавания.

Безусловно, Королевское общество приложило к этому руку - оно считалось напивурядовою организацией и представляло собой мощную силу в обществе. Несомненно, позиция самого Кука была далека от пассивной в этом вопросе: подобно всем великим первопроходцам, стоило ему попробовать радости и удовольствия от проникновения в неизвестное, и он бы никогда не успокоился, пока снова не поступил бы на этот путь. Несомненно, что ведущие географы того времени, особенно Александр Далримпл, который продолжал верить в свою идею Южного материка, стали бы ускорять организации второй экспедиции. Но всем понятно, что реально принимали решения только лорды Адмиралтейства. Они думали о возможности того, что Кук действительно найдет мифический Южный материк, или на любую другую страну или остров, не открыты до сих пор, и присоединит его к Британской короны; интригующе приятная и вовсе невозможна мысль, поскольку Южные моря оставались в большинстве неизведанным. Более вероятно, что они сказали Куку, что он должен отправиться в другую героическую путешествие для открытий - и неважно, в каком направлении он отправится, - которые принесут новую доверие, честь и славу ему и его стране, а заодно и им, лордам Адмиралтейства. В подтверждение подобной точки зрения следует отметить, что при второй путешествия, страшной, которая когда-либо происходила, Кук не получил специальных инструкций. Можно мимоходом отметить, что никто никогда не сделал такую ​​поездку еще раз, потому что, когда Кук закончил ее, в высоких широтах южного океана мало что осталось открывать. Нет сомнения в том, что Кук получил карт-бланш относительно того, куда он должен был плыть и что он должен был делать.


2.2.2. Состав экспедиции

Главными кандидатами на должность начальника экспедиции были Джеймс Кук и Джозеф Бэнкс. Известно, что в ходе подготовки к экспедиции между Адмиралтейством и Бэнксом возникли разногласия, вследствие чего Бэнкс отказался от участия в экспедиции. Руководителем экспедиции снова стал Джеймс Кук. [4] [5]

Экспедиции выделили два корабля - "Резолюшн" водоизмещением 462 тонны, которому отводилась роль флагмана, и "Эдвенчер", который должен водоизмещение 350 тонн. Капитаном на "Резолюшн" был сам Кук, на "Эдвенчер" - Тобиас Фюрне. Лейтенантами на "Резолюшн" были: Джон Купер, Ричард Пикерсгилл и Чарльз Клерк.

В экспедиции принимали участие натуралисты Иоганн Рейнгольд Форстер и Георг Форстер (отец и сын), астрономы Уильям Уэллс и Уильям Бэйли, художник Уильям Ходжес.


2.2.3. Ход экспедиции

"Резолюшн" и "Едвенчур" в заливе Матавай (Таити). Картина. Автор: Уильям Ходжес, 1776
"Резолюшн". Картина. Автор - Джон Мюррей, 1907

13 июля 1772 корабли вышли из Плимута. В Кейптауне, куда прибыли 30 октября 1772, в экспедиции присоединился ботаник Андерс Спаррман. 22 ноября корабли покинули Кейптаун, взяв курс на юг.

В течение двух недель Кук искал так называемый остров Обрезание, - землю, которую увидел впервые Буве, однако не смог точно определить ее координаты. Вероятно остров находился примерно в 1700 милях к югу от мыса Доброй Надежды. Поиски ничего не дали, и Кук отправился дальше на юг.

17 января 1773 корабли пересекли (впервые в истории) Южный полярный круг. 8 февраля 1773, во время шторма, корабли оказались вне прямой видимости и потеряли друг друга. Действия капитанов после этого были следующими.

  1. Кук в течение трех дней курсировал, пытаясь найти "Едвенчур". Поиски оказались безрезультатными и Кук повел "Резолюшн" курсом на юго-восток к 60-й параллели, затем повернул на восток и оставался на этом курсе до 17 марта. После этого Кук взял курс на Новую Зеландию. 6 недель экспедиция провела на якорной стоянке в заливе Туманный, занимаясь исследованиями этого залива и восстанавливая силы, после чего отправилась в залив Шарлотты - заранее оговорено на случай потери место встречи.
  2. Фюрне направился к восточному побережью острова Тасмания с целью установить, является Тасмания частью австралийского материка или самостоятельным островом, однако в этом не преуспел, ошибочно решив, что Тасмания - часть Австралии. Затем Фюрне повел "Едвенчур" к месту встречи в залив Шарлотты.

7 июня 1773 корабли вышли из залива Шарлотты и направились на запад. Во время зимних месяцев Кук хотел заняться исследованием малоизученных районов Тихого океана, прилегающих к Новой Зеландии. Однако из-за обострения цинги на "Едвенчури", которое было вызвано нарушениями установленного режима питания, пришлось посетить Таити. На Таити в рацион команд было включено большое количество фруктов, таким образом удалось вылечить всех цинготных больных.

После Таити Кук посетил остров Хуахин, на котором ему удалось приобрести около 300 свиней. Несмотря на то, что с островитянами и их вождем были установлены прекрасные отношения, некоторые члены экспедиции поддались на этом острове нападения злоумышленников. Так, 6 сентября Спарман был ограблен и избит, угрозе нападения подвергся и сам Кук. 7 сентября, перед самым отплытием, к экспедиции присоединился Омай, житель соседнего острова Ульетеа, куда Кук собирался сразу после Хуахин.

Ульетеа увидели вечером того же дня. На этом острове было куплено столько свиней, их общее количество, по оценкам Кука, достигло 400 голов. На Ульетеа Кук взял с собой еще одного остривьянина на имя Едидей.

Следующими островами, где побывал Кук, были Эуа и Тонгатабу, жители которых настолько поразили Кука своим дружелюбием и доверием, что Кук назвал эти острова вместе с третьим островом, который находится неподалеку, островами Дружбы. Это название, потерявшая впоследствии статус официального, употребляется до сих пор.

Капитан Джеймс Кук - путешественник, исследователь и картограф на почтовой марке Новой Зеландии, 1940,

У берегов Новой Зеландии, куда Кук отправился после островов Дружбы, корабли попали в шторм и снова разошлись. Переждав шторм в проливе Кука, "Резолюшн" вернулся в залив Шарлотты, условленное место встречи, однако "Едвенчура" здесь еще не было. Во время трехнедельного ожидания англичане стали свидетелями сцен каннибализма среди местных жителей.

Так и не дождавшись "Едвенчура", Кук отправился на юг, оставив на берегу записку для капитана Фюрне. В ней Кук обозначил места, которые собирался посетить после возвращения из полярных морей, и предложил Фюрне или попытаться встретиться, или вернуться в Англию. "Едвенчур" пришел в залив Шарлотты через неделю после отплытия Кука. 17 декабря 1773 произошло чрезвычайное происшествие - восемь матросов во главе с двумя боцманам, направленные на берег за свежими овощами, были убиты и съеденные новозеландцами. Капитан Фюрне принимает решение (возможно, под впечатлением от произошедшего накануне) возвращаться в Англию. На следующий день (18 декабря) Фюрне оставляет Новую Зеландию, и направляется в Кейптаун. Пополнив запас продовольствия и оставив Куку записку, Фюрне возвращается в Англию.

С залива Шарлотты, так и не дождавшись Фюрне, Кук отправляется в полярные воды и 21 декабря 1773 вторично пересекает Южный полярный круг. 30 января 1774, когда "Резолюшн" достиг 71 10ьпд. Ш., Путь был перегорожен сплошным полем пакетной льда. Это была самая южная точка, которую удалось достичь Куку за все время его путешествий.

Посетив остров Пасхи (12 марта 1774), Маркизские острова (7 апреля 1774) "Резолюшн" 22 апреля 1774 снова подходит к берегам Таити. Здесь Кук становится свидетелем подготовки таитяне к войне с жителями соседнего острова Муреа.

После Таити Кук посетил острова Хуахин и Раиатеа, острова Дружбы. На островах Фиджи экспедиция выдержала несколько стычек с аборигенами. На острове Танна (о-ва Фиджи) были пополнены запасы продовольствия.

3 сентября 1774 была открыта Новая Каледония. 18 октября 1774 Кук в третий раз стал на якорь в заливе Шарлотты и пробыл там до 10 ноября.

Посетив Кейптаун, Кук снова - и в последний раз - отправился в полярные воды. Была открыта Южная Георгия, но и на этот раз достичь Антарктиды не удалось.

21 марта 1775 Кук возвращается в Кейптаун для ремонта, там же он получает записку, оставленную ему капитаном Фюрне. Из Кейптауна "Резолюшн", прямиком в Англию и 30 июля 1775 входит в Спитхед.


2.3. Третье кругосветное плавание (1776-1779 годы)

2.3.1. Цели экспедиции

Основная цель, поставленная Адмиралтейством перед третьей экспедицией Кука, - открытие так называемого Северо-Западного прохода - водного пути, пересекающего североамериканский континент и соединяющего Атлантический и Тихий океаны и Австралию. [6]

2.3.2. Состав экспедиции

Экспедиции, как и раньше, было выделено два корабля - флагманский "Резолюшн" ( водоизмещение 462 тонны, 32 орудия), на котором Кук совершил второе путешествие, и "Дискавери" водоизмещение м 350 тонн, что имел 26 пушек. Капитаном на "Резолюшн" был сам Кук, на "Дискавери" - Чарльз Клерк, который принимал участие в первых двух экспедициях Кука. Джон Гор, Джеймс Кинг, Джон Уильямсон были на "Резолюшн" соответственно первым, вторым и третьим помощниками капитана. На "Дискавери" первым помощником был Джеймс Берни, вторым - Джон Рикмен.


2.3.3. Ход экспедиции

Статуя Джеймса Кука, Ваимиа, о. Кауаи (Гавайские о-ва)
Надпись на обратной стороне мемориала капитана Джеймса Кука, Ваимиа, о. Кауаи (Гавайские о-ва)
"Гибель капитана Кука". Картина. Автор - Шон Лайнхэн
Обелиск, посвященный Джеймсу Куку в Карнели (пригород Сиднея)

Англию корабли покинули порознь: "Резолюшн" вышел из Плимута 12 июля 1776, "Дискавери" - 1 августа. По дороге в Кейптаун Кук посетил остров Тенерифе. В Кейптауне, куда Кук прибыл 17 октября, "Резолюшн" был поставлен на ремонт из причин неудовлетворительного состояния бортовой обшивки. "Дискавери", который прибыл в Кейптаун 1 ноября, был также отремонтирован.

1 декабря корабли вышли из Кейптауна. 25 декабря был открыт остров Кергелен. 26 января 1777 корабли подошли к Тасмании, где пополнили запасы воды и дров.

Отбыв с Тасмании 30 января, 13 февраля корабли прибыли в бухту Шарлотты на Новой Зеландии. В этой же заливе 17 декабря 1773 было убито и съедено десять человек из команды капитана Фюрне, возглавлявший "Эдвенчер", второй корабль Кука во второй экспедиции. Несмотря на то, что удалось установить личность главаря убийц (им оказался местный вождь Кахури), Кук не стал его преследовать. Вместо этого, он безвозмездно передал жителям окрестных деревень часть овец из числа животных, которых специально привезли из Англии в качестве подарка аборигенам островов.

Из Новой Зеландии корабли отправились на Таити, однако из-за встречных ветров Кук был вынужден изменить курс и посетить сначала острова Дружбы. На Таити Кук прибыл 12 августа 1777.

7 декабря 1777 корабли двинулись в Северное полушарие, экватор пересекли 22 декабря. Через два дня, 24 декабря, было открыто остров Рождества. Находясь на этом острове экспедиция наблюдала солнечное затмение.

18 января 1778 были открыты Гавайские острова, названные Куком Сэндвичевы острова по имени Джона Монтегю, 4-го граф Сэндвич, одного из лордов Адмиралтейства (это название не прижилось).

На Гавайях экспедиция пробыла до 2 февраля, восстанавливая силы и готовясь к плаванию в северных широтах, затем двинулась на северо-восток до западного побережья Северной Америки. На этом пути корабли попали в шторм и получили частичные повреждения ("Резолюшн", в частности, потерял бизань-мачту).

30 марта 1778 корабли стали на ремонт в протяженной и узкой заливе нутка (англ: Nootka Sound), удается со стороны Тихого океана в остров Ванкувер.

26 апреля, закончив ремонт, они вышли из залива нутка и направились вдоль североамериканского побережья на север. У берегов Аляски, однако, снова пришлось сделать остановку для ремонта, так как "Резолюшн" сильно протекала.

В начале августа корабли прошли через Берингов пролив, пересекли Северный полярный круг и вошли в Чукотское море. Здесь они наткнулись на сплошное ледяное поле. Продолжать путь на север было невозможно, приближалась зима, поэтому Кук развернул корабли, намереваясь провести зиму в более южных широтах.

2 октября 1778 Кук достиг Алеутских островов, здесь он встретил русских промышленников, которые оказали ему свою карту для изучения. Российская карта оказалась значительно полнее карты Кука, она содержала неизвестные Куку острова, а контуры многих земель, заданные в Кука только приблизительно, были отражены на ней с высокой степенью детализации и точности. Известно, что Кук перерисовал эту карту.

24 октября 1778 корабли покинули Алеутские острова и 26 ноября достигли Гавайских островов, однако соответствующая стоянка для кораблей была найдена только 16 января 1779 года. Жители островов - гавайцы - сосредоточились вокруг кораблей в большом количестве; Кук в своих записях оценивал их число в несколько тысяч. Позже стало известно, что высокий интерес и особое отношение островитян к экспедиции объяснялись тем, что они приняли Кука за одного из своих богов. Хорошие отношения, установившиеся поначалу между членами экспедиции и гавайцами, начали, однако, быстро портиться, с каждым днем ​​количество краж, совершенных гавайцами, росла, а столкновения, которые возникли из-за попытки вернуть украденное, становились все горячее.

Чувствуя, что ситуация обостряется, Кук 4 февраля покинул залив, однако шторм, начавшийся вскоре нанес серьезный ущерб такелажа "Резолюшн" и 10 февраля корабли были вынуждены вернуться для ремонта (другой якорной стоянки поблизости не было). Паруса и части такелажа свезли на берег для ремонта. Отношение гавайцев к экспедиции стало тем временем откровенно враждебным. В округе появилось много вооруженных людей. Число краж увеличилось. 13 февраля с палубы "Резолюшн" были украдены клещи. Попытка их вернуть оказалась неудачной и закончилась открытым столкновением.

На следующий день, 14 февраля был украден баркас с "Резолюшн". Для того, чтобы вернуть украденное имущество, Кук решил взять на борт в качестве заложника Каланиопу, одного из местных вождей. Высадившись на берег с группой вооруженных людей, состоявшей из десяти морских пехотинцев во главе с лейтенантом Филлипсом, он прошел в дом вождя и пригласил его на корабль. Приняв предложение, Каланиопа пошел за англичанами, однако у самого берега отказался идти дальше, вероятно поддавшись уговорам жены. Между тем, на берегу собралось несколько тысяч гавайцев, которые окружили Кука и его людей, оттеснив их до самой воды. Среди них распространился слух, что англичане убили нескольких гавайцев (в дневниках капитана Клерка упомянутый один туземец, убит людьми лейтенанта Рикмен незадолго до описываемых событий), и эти слухи, а также не вполне однозначна поведение Кука, подтолкнули толпу к началу враждебных действий. В начавшейся схватке сам Кук и четверо матросов погибли, остальным удалось отступить на корабль. Есть несколько противоречивых свидетельств очевидцев тех событий и по ним сложно судить о том, что же произошло в действительности. С достаточной степенью вероятности можно только сказать, что среди англичан началась паника, команда стала беспорядочно отступать к шлюпок, и в этой суматохе Кук был убит гавайцами (предположительно ударом копья в затылок).

Таким образом вечером 14 февраля 1779 капитан Джеймс Кук был убит жителями Гавайских островов. Капитан Клерк в своих дневниках подчеркивает: если бы Кук отказался от вызывающего поведения перед лицом многотысячной толпы и не стал расстреливать гавайцев, несчастного случая удалось избежать. По словам лейтенанта Филлипса гавайцы не собирались препятствовать возвращению англичан на корабль и тем более нападать, а численность толпы, собравшейся объяснялась их заботой за судьбу короля (небезосновательным, если иметь в виду ту цель, с которой Кук приглашал Каланиопу на корабль).

После смерти Кука должность начальника экспедиции перешла к капитану "Дискавери" Чарльза Клерка. Клерк пытался добиться выдачи тела Кука мирным путем. Потерпев неудачу, он распорядился провести военную операцию, в ходе которой под прикрытием пушек высадился десант и захватил и сжег дотла прибрежные поселения и отбросил гавайцев в горы. После этого гавайцы доставили на "Резолюшн" корзину с десятью фунтами мяса и человеческую голову без нижней челюсти. 22 февраля 1779 останки Кука были похоронены в море. Капитан Клерк погиб от туберкулеза, на который был болен в течение всего плавания. В Англию корабли вернулись 4 февраля.

Смерть Кука Англия отметила общим трауром. Лондонское королевское общество, членом которого он был, распорядилось изготовить на его честь медаль.


2.3.4. Результаты экспедиции

Основная цель экспедиции - открытие Северо-Западного прохода - не была достигнута. Были открыты Гавайские острова, остров Рождества и некоторые другие острова.

Путешествия Джеймса Кука дали много нового для развития науки о Земле. Он проник дальше своих предшественников в южные широты. В его экспедициях принимали участие ученые- натуралисты, которые собрали разнообразный научный материал о природу и населения многочисленных открытых им островов. Его плавание ценны для развития географической мысли тем, что они уточнили сведения о южные части Атлантического, Индийского и Тихого океанов.


2.3.5. Гавайские впечатление

Британский мореплаватель Джеймс Кук был первым белым человеком, который попал на Гавайский архипелаг. Капитана и его видавшую команду поразили две вещи: первое, красота и доступность остривьянок, второе, невероятное количество спортивных игр (иногда не очень безопасных!), Которыми занимались островитяне.

И все же наиболее необычным зрелищем, которое довелось увидеть куков, было так называемое "Хэе-нала" - искусство скольжения на досках по волнам. Которое и получило название " серфинг" от английского surf (прибой). Наиболее интересно, что скольжением на досках занимался не только простолюдины, но даже вожди. Учитывая это островитяне пользовались двумя типами досок: алача и оло.

Алача изготавливалась из хлебного дерева, или менее прочного коа. В длину такая доска не превышала 3 м, а ее вес достигал 10 кг. Такой "транспорт" предназначался для подданных. Стоит отметить, что современные серфы имеют наибольшее сходство именно с алача. А вот второй вид исторического серф - оло - был привилегией знати. Параметры такой доски немного напоминают лодки. Длина прибора 6 м и более. А вес - целых 100 кг. Не больше, не меньше! Казалось бы, такую ​​"махину" трудно даже сдвинуть с места, не говоря уже о спортивных упражнениях. Однако, коренные жители Гавайев на таких "агрегатах" могли оседлать волну высотой 7-8 м. Более того, они могли развить скорость до 45-50 км / час. Интересен сам процесс изготовления досок, ведь его полинезийцы считали священным обрядом. Деревья в коренных полинезийцев считались любимыми детьми бога леса - Кане. Дереву, которое шло под вырубку, приносили жертву - рыбу. После того, как мастер делал доску, шел обряд "освящения". Только после этого изготовленную алача или оло использовали по назначению.

Примечательно также отношение полинезийцев к доске для скольжения по волнах. Она была не простым "спортивным снарядом", после катания ее хорошо высушивали и, завернув в материю, бережно хранили до следующего использования. Возможно, дело в том, что изготовление хорошего доски сопровождалось большими сложностями, ведь тогдашние жители Гавайев еще не было совершенной техники для обработки дерева. Что касается соревнований, то их правила были очень простыми. По знаку судьи два спортсмена бросались в воду, чтобы на гребне волны первого достичь финиша. Если соперники финишировали одновременно, или обоих смывало волной, победителя не объявляли.


3. Признание

Джеймс Кук награжден медалью Копли Лондонского королевского общества за описание мер, которые помогли сохранить здоровье команды во время кругосветного путешествия.

4. Памяти Джеймса Кука

п о р
Первооткрыватели Америки
До Колумба Гуннбьорн Ульфсон Бьярни Херьюльфссон Эрик Рыжий Лейф Эриксон Жуан Ваш Кортириал Мигель и Гашпар Кортириалы Caravella.gif
Крупные морские открытия Колумб Коса Охеда Веспуччи Кабот-старший Кабрал Коэлью Хуан Понсе де Леон Магеллан Верраццано Кабот-младший Картье
Конкистадоры Веласкес де Куэльяр Нуньес де Бальбоа Альмагро Писарро Грихальва Кортес Альварадо Сото Кабрильо Вальдивия Орельяна Белалькасар Хименес де Кесада Мендоса Коронадо Сармьенто де Гамбоа
Нанесение на карту мира Вальдземюллер Дрейк Фробишер Дэвис Гудзон Гаклюйт Смит Шамплен Баффин Дежнев Маркетт Ла Саль Беринг Кук Маласпина Шелихов Ванкувер Макензи Франклин Уилкс



Примечания

  1. Rigby & van der Merwe 2002, p. 30
  2. "1911 Encyclopdia Britannica / Cook, James - Wikisource" - en.wikisource.org/wiki/1911_Encyclopdia_Britannica/Cook, _James . http://en.wikisource.org/wiki/1911_Encyclop% C3% A6dia_Britannica/Cook, _James - en.wikisource.org/wiki/1911_Encyclopdia_Britannica/Cook, _James . Проверено 21 September 2011 .
  3. Маклин А. Капитан Кук - lib.aldebaran.ru / author / maklin_alister / maklin_alister_kapitan_kuk_istoriya_geograficheskih_otkrytii / - М.: Центрполиграф, 2001. ISBN 5-227-01197-4
  4. Hough 1994, p. 180
  5. McLynn 2011, p. 167
  6. Collingridge 2003, p. 327

Источники

  • Banks, Sir Joseph The Endeavour Journal Of Sir Joseph Banks
  • Beaglehole, James Cawte The Life Of Captain James Cook
  • Beaglehole, James Cawte The Exploration Of The Pacific
  • Cook, James The Journals, см. Cook, James, 1728-1779 - www.gutenberg.org / browse / authors / c # a2644 / / gutenberg.org (Англ.)
  • Fernandez-Armesto, Felipe Pathfinders: A Global History Of Exploration
  • Hough, Richard Capitan James Cook: A Biography
  • Villiers, Alan Captain Cook, The Seamen's Seaman


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам