Надо Знать

добавить знаний



Джироламо Савонарола



Джироламо Савонарола, 1498

Джироламо Савонарола (* 21 сентября 1452 - 23 мая 1498) - флорентийский поэт, монах-доминиканец, антимодернист; в 1494 году провозгласил Христа королем Флоренции и при поддержке Франции основал Флорентийскую теократическое республику. В 1497 году был отлучен от церкви, а через год, после поражения французского короля Карла VIII Венецианской лиге в борьбе за неаполитанский престол, - казнен на костре как еретик.

В конце ХХ века благодаря деятельности Иоанна Павла II был реабилитирован.


Жизнь и мировоззрение

Савонарола, с детства отличался глубокой религиозностью, в зрелые годы стал известным монахом. Его произведения имели большой успех, благодаря тому, что он постоянно обличал пороки аристократии и духовенства, особенно папства. Объектами критики известного монаха были папы Сикст IV, Иннокентий VIII, Александр VI Борджиа. Авторитет Савонаролы так вырос, что в конце XV ст. он, по сути, правителем Флоренции, властителем ее дум, установил там достаточно жесткий монастырский режим.

Естественно, столь глубокая и ортодоксальная вера характеризует Савонаролу как деятеля Средневековье. Об этом же свидетельствует его отношение к философии Платона, которую он хорошо знал. Он писал:

"Единственное добро, совершенное Платоном и Аристотелем, состоит в том, что они придумали аргументы, которые можно применить против еретиков. Однако и они, и другие философы находятся в аду. Любая старуха знает о вере более чем Платон. Было бы достаточно хорошо для веры, если бы, которые многие считают полезными, были уничтожены. бы не было такого множества книг, естественных доводов разума и всяких диспутов, вера быстрее распространилась бы .
Из этого текста следует, что уничтожение знаменитых книг и картин в кострах, запылали по воле Савонаролы, не носило характера вандализма, а являлось актом поддержания и укрепления веры.
Казнь Савонаролы в Флоренции. Неизвестный автор.

И все же Савонарола был гуманистом. Искренняя вера в Христа, неподкупность, порядочность, глубина мысли свидетельствовали о духовной наполненности его бытия и тем самым делали его истинным представителем культуры Возрождения. Сама его гибель (сначала его повесили, а потом сожгли) говорит о противоречивости и неоднородности культуры Возрождения, которая была не только светла и возвышенна, но и мрачная и низменная. Само появление личности Савонаролы подтверждает тот факт, что культура Ренессанса, не имея под собой народной основы, затронула лишь верхи общества. Общий стиль ренессансного мышления, модификация религиозного сознания не встретили откликов в душах простого народа, а проповеди Савонаролы и его искренняя вера потрясли его. Именно широкое понимание народа помогло Савонаролы, по сути, победить гуманистический энтузиазм флорентийцев. Идеи индивидуализма в полном объеме воскресли значительно позже, в XVIII в., А в XV они были лишь достоянием умов великих мыслителей и художников.


Литература

  • AG Rudelbach, "Hieronymus Savonarola und seine Zeit" (Гамб., 1835);
  • EB Madden, "The life and martyrdom of Girolamo S." (Л., 1854);
  • A. Cappeli, "Fra Girol. S." (Модена, 1869);
  • Паскуале Виллар, "Джироламо Савонарола и его время" (М.: АСТ, 2004);

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам