Джованни Баттиста Пиранези

Джованни Баттиста Пиранези ( итал. Giovanni Battista Piranesi * 4 октября 1720, Мольяно-Венето, вблизи Тревизо, - ? 9 ноября 1778, Рим) - выдающийся итальянский график, архитектор, археолог.


1. Биография. Начало

Родился в большой и обедневшей семье строителя Анжело из города Пиран. Мать парня была сестрой архитектора и инженера Маттео Лукезе. Дядя Маттео был автором церкви Сан Джованни Нуово в Венеции. Как помощник дяди (инженера и архитектора) подросток играл строительное дело, делал обмеры зданий, разбирался в экспертизе фундаментов, средств кирпичной кладки и т.д..

1.1. В мастерской сценографа Бибиены

Образец сценического оформления Фердинандо Бибиены. Барочный двор с фонтанами

Свертывание и прекращение многих строительных работ побудило парня к изучению художественного ремесла. В середине 1730-х годов Пиранези работает в мастерской Фердинандо Бибиены (1657-1743), известного театрального художника. Старый в то время Бибиена когда-то работал на герцога в самой Парме, театр которой имел европейскую славу. Зал театра в Парме считалась среди лучших. Среди копий той зала был и театр в Ружанах в роскошной усадьбе Сапег (теперь Беларусь, усадьба в разрушенном состоянии на 2008 год).

Кроме сценографии, Бибиена рисовал фрески в церквях и сам занимался архитектурой. К сожалению, громкий успех театральных декораций Бибиены затмил его архитектурные и художественные произведения. И Бибиену относят к истории театра, изучают как театрального художника, неполно и несправедливо для многих одаренного мастера.


1.2. Первое путешествие в Рим

Пантеон в Риме. Офорт Пиранези

Подросток мечтал о путешествии в Рим, который оставался известным художественным центром Италии несмотря на кризисную эпоху. Родители ничем не могли помочь проблеме, потому что не было достаточных средств. Счастливый случай позволил осуществить цель Пиранези. Его делают художником в составе посольского кружка Марко Фоскарини, дипломата Венецианской республики, едет в Рим.

Первое пребывание в Риме длилось почти три года. Счастливый Пиранези заводит знакомых среди художников Французской академии и меценатов Рима. Среди них - французы Вьен, Клериссо, Верне, пажу, итальянские архитекторы Николо Сальви (1701-1752) и Луиджи Ванвителли (1700-1773).

Испросив отпуск, Пиранези в 1742 году осуществил и короткую поездку в Неаполя, чтобы побывать на раскопках римских городов Помпеи и Геркулануме.


1.3. Меценат Николо Джоббе

Пиранези в Риме повезло и на мецената, им был Николо Джоббе. Именно Николо дал Пиранези комнату в своем доме. Владелец крупной частной библиотеки, сборники картин и гравюр, предоставил возможность Пиранези пользоваться всем этим для обучения. Именно к Николо направлены римские письма Пиранези, который понял, что строить как архитектору ему не дадут трудные обстоятельства: "... ведь ни у князей, ни у вельмож не намерена на большие расходы [на строительство], у меня, как у каждого современного архитектора, нет выбора, кроме как высказать свои архитектурные идеи только графикой ". Так родился великий итальянский график и бумажный архитектор.


1.4. Первая графическая сюита

Полное название было длинным и с благодарностью меценату : "Первая часть архитектурных и перспективных композиций, сделанных и награвийованих Дж. Б. Пиранези, венецианским архитектором, с посвящением сеньору Николо Джоббе, указанной в типографии братьев Пальярини в Риме 1743". Первая часть имела 12 листов гравюр и четыре страницы предисловия. Пиранези дал изображения архитектурных памятников древнего Рима со своими реставрационными приложениями с собственным воображением.

Отсутствие денег и отсутствие успеха сюиты (ее не покупали) побудили архитектора вернуться в Венецию.


1.5. Торговый агент Пиранези

Ему удалось вернуться в Рим в 1745 году. Гравюры Пиранези видел Джузеппе Вагнер, типографии и торговал гравюрами. Он и отправил Пиранези в Рим в качестве своего торгового агента. Тот прибыл в папскую столицу и открыл мастерскую на улице Корсо.

В 1748 году вышли из печати первого листа большой серии гравюр "Виды Рима" (полное название: "Различные виды Рима, античного и современного, нарисованные и гравированные разными авторами в Риме"), с 93 листов 47 принадлежали Пиранези, то есть это была коллективная работа .

Тема крепко задела гравера, и Пиранези работать над ней почти всю жизнь. От сделает 137 гравюр, связанных с папской столицей.


1.6. Архитектор Пиранези

В Риме ему все-таки дали возможность что-то построить. Как архитектор-практик Пиранези построил на холме Авентин церковь Санта Мария мальтийского Приорат (1764-1765). Папа римский поручил ему строительство хора в церкви Сан-Джованни ин Латерано.

1.7. Кризисная эпоха в Италии 18 века

Кризис в искусстве Италии середины и конца 18 века усиливалась и кризисом феодальной власти, ее стагнацией, реакционностью. С каждым десятилетием Италия как ряд европейских культурных центров (Неаполь - Рим - Флоренция - Венеция) теряла свои позиции, ведь жить одним величественным прошлым становилось недостаточно. Новые политические и культурные центры в Париже, Дрездене, Лондоне, Вене, Петербурге получили значимости и мощи. Именно они стали играть значительную роль как в политике, так и в культуре. Италия была и осталась конгломерат мелких княжеств, разных языков и полуколониальных территорий других государств (Неаполь и Кампанья принадлежали Испании, Север страны - Австрии)). Значительное сокращение строительства по всей стране, обнищание населения, преступность и эмиграция лучших художников в другие государства стали логическим продолжением кризиса. Италию обошли процессы объединения мелких княжеств в единое государство, обошел процесс образования единого властного центра (как в Испании, Франции, Автро-Венгрии, Российской империи), обошел процесс перехода экономики на капиталистичи пути.

Решение этих болезненных проблем перейдет в будущее и растянется на 19 и 20 века.


1.8. Публичные казни в Италии

Все попытки миску или сельского населения изменить ситуацию встречали мощный сопротивление властных структур. Атмосферу подавленности усиливали и властные репрессии, публичные казни в Италии 18 века. О казни сообщали афиши, лубочные картинки, гравюры, даже книги.

Пиранези жил в этой атмосфери.И стала одним из толчков для создания сюиты "Фантазии на темы тюрем".

1.9. Серия "Фантазии на темы тюрем" 1745

  • Piranesi01.jpg
  • Piranesi03.jpg
  • Piranesi02.jpg
  • Piranesi9c.jpg

Конечно же, в реальности подобных тюрем не имели ни Венеция, ни Рим. Гигантские сооружения, башни, гигантские механизмы и цепи - все это нагромождение механики и архитектуры существует для пыток, для устрашения заключенных и тех, кто может сюда попасть. Грандиозность построений Пиранези на этих листах поражала настолько, что забывали о их некоторую театральность и перебильшення.Не похожи они и на ночные кошмари.Ситуацию НЕ проясняли и надписи в самых гравюрах ("Преступления вредят искусствам", "Коварство ведет к неприятностям и рождает подозрительность" , "От ужаса растет смелость" и т.п.). Непонятно, к чему в гравюрах столько прикованных узников и какова их вина. Почему так много строителей, которые продолжают накапливать эти страшные тюрьмы и к чему здесь упоминание о искусства. Никакие интерпретации содержания не дали полной разгадке серии. Могучее впечатление от небольшой по количеству серии (она имела лишь 16 листов) продолжалось веками. Серию изучали биографы Пиранези, писатели, историки искусства разных стран, деятели кино 20 века. Она осталась одним из феноменов искусства 18 века и графики вообще.


1.10. Женитьба в 1752 году

В возрасте 32 года Пиранези внезапно одружився.Йому понравилась одна девушка и он взял с ней брак. Жена (Анжелика Пасквини) была дочерью садовника на вилле Корсини.

1.11. Связи с выдающимися современниками

Жизнь и творчество в Риме, где была расположена Французская академия и где жили художники из Парижа, спричиниа знакомство с ними. "Живописцы руин" (в основном римских руин) был Гюбер Робер, знакомый Пиранези. Переписывался Пиранези и с архитектором Британии по имени Роберт Адам (1728-1792).

1.12. Последняя серия гравюр

Благодаря связям с представителями стиля классицизм Пиранези открыл для себя архитектурное достояние древнем Греции. Художник пожелал "разобраться, почему это весь художественный мир считает, что Италия обязана своим искусством Старордавний Греции, а не наоборот". Он совершил путешествие на юг полуострова в Пестум, где были остатки храмов древних грекив.У 1778 Пиранези напечатал серию гравюр "Виды с храмами Пестума". Эта серия станет последней в творчестве художника.


1.13. Влияние Пиранези на британцев

Британский архтектор Роберт Милн в 1769 г. обратился к Пиранези с просьбой сделать офорт проекту мосту.Образ инженерного сооружения понравился и в Лондоне построили мост Питта за офортом Пиранези.

Архитектор Д. Данс путешествовал по Италии и видел серию офортов "Тюрьмы". Несколько из них были взяты при построении Старой Ньюгетськои тюрьмы.

Английские графики Джон Кром и Джон Котмен создали свои гравюры на античные темы, отталкиваясь от офортов Пиранези.

1.14. Смерть

Смерть забрала Пиранези в 1778 году в Риме. Его похоронили в церкви Санта Мария (на холме Авентин), которую он сам и построил.

Источники

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал
  • Norbert Miller. Arch?ologie des Traums. Versuch ?ber Giovanni Battista Piranesi. M?nchen und Wien: Hanser, 1978 (Нем.) .
  • С. А. Торопов. Пиранези. Москва: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1939 (Рус.) .
  • Л. А. Дьяков. Джованни Баттиста Пиранези. Москва: Изобразительное искусство, 1980 (Рус.) .