Джони Митчелл

Джони Митчелл (Joni Mitchell), настоящее имя Роберта Джоан Андерсон (Roberta Joan Anderson; 7 ноября 1943, Альберта, Канада) - вокалистка, гитаристка, композитор, автор текстов, продюсер, художница.

Закончив ?College Of Art" города Калгари и овладев с помощью пластинок-самоучителей Пита Сигера гитару, Джонни 1964 года начала выступать в местных студенческих кафе и клубах. Того же года она появилась на "Mariposa Folk Festival", который проходил в Онтарио, где предложила собственные песни в стиле Боба Дилана.

1965 года перебравшись в Торонто, Джонни вышла замуж за американским музыкантом Чаком Митчеллом и взяла фамилию мужа. Вместе супруги начали выступать в разных фолк-клубах, однако брак продлился не долго. 1967 года после развода Джонни переехала в Нью-Йорка, где на время посвятила себя живописи (впоследствии Джони Митчелл собственноручно оформляла обложки некоторых своих пластинок). Однако прибыли она получала исключительно благодаря своим выступлениям в нью-йоркском фолк-клубе "Gaslight Club". Также в этот период Митчелл можно было увидеть с концертами во Флориде в местном клубе "Coconut Grove", где ее заметил предприимчивый продюсер Джо Бойд. Он устроил Джонни пару концертов в маленьких поселках Англии, в результате которых в репертуаре певицы появилось несколько новых песен. Однако в действительности певицу открыли начинающий менеджер Эллиот Робертс из нью-йоркского клуба "Cafe An Go-Go" и бывший участник The Byrds Дэвид Кросби. Вскоре Джонни и Дэвид стали любовниками и Кросби помог ей в продюсировании необычного дебютного альбома "Songs To A Seagull". На этой пластинке, которая была разделена на две части ("И Came To The City" и "Out Of The City & Down To The Seaside") чувствовалось сильное влияние фолк-музыки, заметно было в самом начале карьеры Джонни Митчелл . Также это характеризовало и следующий лонгплей "Clouds", в который вошло кроме радостно-оптимистичных произведений и несколько лирических, полных меланхолии композиций. Однако сама Митчелл осталась недовольной уровнем пластинки и позже называла ее худшей в своей карьере.

Несмотря на то, что Митчелл многие критики считали скорее автором песен, чем исполнительницей (хотя Джонни была и неплохой вокалисткой и гитаристка), третий альбом "Ladies Of The Canyon" подтвердил наличие таланта как автора, так и исполнительницы. Заглавными произведение с этой пластинки отражал невинную наивность тех пор, эхо чего можно было услышать также в композиции "Willy" - не очень тактичной исповеди о связи артистки из Грейам Нэшем. Митчелл постоянно задавалась вопросом в необычных времена ей приходится жить, а его произведение "Woodstock" (сама Джонни не принимала участия в этом легендарном фестивале) в исполнении группы Crosby, Stills, Nash & Young стала своего рода посвящением тем временам. Смелый текст этой песни представлял хиппи как соискателей утраченного в раю счастья. В композиции "For Free" (записана позже The Byrds) Джони Митчелл предложила одну из своих любимых тем, а именно: столкновение коммерческого одобрения и артистической порядочности. Аргументом в поддержку Митчелл, как автора и исполнителя, стала полная горького юмора песня "Big Yellow Taxi", которая на сингле попала в американский "Тор-20", удивив многих, а также была записана Бобом Диланом.

После небольшого перерыва Митчелл вернулась на музыкальный рынок с альбомом "Blue", который оказался наиболее интроспективный в ее предварительной карьере. Пластинка была менее мелодийшнишою, чем предыдущие издания артистки, аранжировки достаточно сложны, а в текстах Митчелл подвергла себя самоанализу, что тревожил. Строгий и порой слишком антиромантические альбом "Blue" был типичным продуктом для кульминационного периода деятельности авторов-исполнителей. На этом альбоме Митчелл сделала также стилистические изменения - с чистого фолка на рок, а Стивен Стиллз (Stephen Stills) - гитара, бас, Джеймс Тейлор (James Taylor) - гитара, "Сники" Пит Клейнов ("Sneaky" Pete Kleinow) - гитара и Pace Канкелом (Russ Kunkel) - ударные своей игрой украсили ее творчество.

В очередной Митчелл полностью отклонила предыдущие музыкальные ограничения на альбоме "For The Roses", где развиты партии духовых сочетались с очень личными текстами, которые намеренно рассказывали от третьего лица. Композиция из этого альбома "You Turn Me On l" m A Radio ", которая была издана на сингле, осенью 1972 года попала в американский Тор-30. Следующую работу, альбом" Court & Spark "Митчелл предложила лишь через два года. Записан за помощью музыкантов из джаз-роковой формации LAExpress - Тома Скотта (Tom Scott) - саксофон и Виктора Фелдмана (Victor Fetdman) - клавишные, вибрафон, ударные, лонгплей предлагал богатый и изысканный материал. Полный размах произведение "Help Me", который происходил из этого альбома, в 1974 году занял седьмое место в американском чарте, принеся автору наибольший коммерческий успех.

Прекрасную атмосферу выступлений вживую удалось передать на выданном 1975 альбоме "Miles Of Aisles", который был записан 1974 году под время концертов артистки на больших стадионах. Того же 1975 году Митчелл предложила впечатляющий студийный лонгплей "The Hissing Of Summer Lawns", на котором представила не только свою возросшую заинтересованность джазом, а также и мировой музыкой. Этот изящный альбом из всех предыдущих предлагал меньше интроспективных произведений, однако больше было общих комментариев на тему американской морали. Однако альбом, который заслуживал наивысшее признание, встретил неоднозначную реакцию, что говорило об одном: Митчелл было нелегко избавиться ярлыка "певицы чисто акустического фолка".

Очередное предложение - альбом "Hejira", несмотря на свою выразительность, оказалась не такой богатой в музыкальном отношении, хотя и была выдержана также в джазовом ключе. В ее записи приняли участие Виктор Фелдман и Том Скотт, а также Лэрри Карлтон (Larry Carlton) с джаз-роковой группы Crusaders - гитара. Жак Пасториус (Jac Pastorius) - бас, но творческий материал пластинки больше напоминал ранние работы Митчелл.

Свои поиски на джазовых просторах Митчелл продолжила в 1978-1979 годах, записывая альбом "Don Juan's Reckkss Daughter", а кульминацией этих поисков стало сотрудничество с Чарльз Мингус. Записанная вместе с ним пластинка "Mingus" оказалась смелее работой за всю предыдущую карьеру Митчелл, однако, к сожалению, джазовое среду встретило ее с подозрением. Не имела она большого спроса и среди слушателей. Период джазовых импровизаций в творчестве артистки завершал концертный альбом "Shadows & Light", который фиксировал концерт 1979 года в Санта-Барбаре и на котором Митчелл помогали, например, Жак Пасториус, Пэт Метена (Pat Metheny) - гитара, Лайл Мэйс (Lyle Mays) - клавишные и Майкл Брекер (Michael Brecker) - саксофон.

После бракосочетания с басистом Ларри Клейном творческая активность артистки несколько спала, но вскоре Митчелл заключила соглашение с фирмой "Geffen", на которой дебютировала 1982 года лонгплея "Wild Things Run Fast". Это издание оказалось упрощенным, лишенным глубины, характерной для предыдущих работ, хотя композиция "Chinese Cafe", происходившей с этой пластинки, и до сих пор считается лучшим достижением в карьере артистки.

Недооценен среди критиков альбом "Dog Eat Dog", который продюсировал Томас Долби, предлагал лучшие произведения Митчелл 1980-х годов. Некоторые композиции, например "Good Friends" (дуэт с Майклом Макдональдом), подчеркивали найдены снова удовлетворение выбранной карьере певицы и радость жизни. Однако в некоторых интервью Митчелл отмечала желании вернуться к живописи, что некоторые трактовали как признак потери музыкального вдохновения. Однако сама вокалистка вскоре записала в подобном настроении альбом "Chalk Mark In A Rain Storm", к которому, например, вошли ее собственные интерпретации популярных мелодий - "Cool Water" (записана с Вилли Нельсоном) и "Corrina Corrina", названная в пластинке как "A Bird That Whistles". Эти произведения оказались сигналом к ​​очередным стилистических изменений в творчестве артистки, которые в определенной степени дали о себе знать на записанном после трехлетнего перерыва лонгплея "Night Ride Home". Эта большей степени акустическая сборник напоминала настроения, которые присутствовали на альбоме "Hejira", и представила в полной мере вокальный и творческий талант Митчелл. Издание этого альбома совпало по времени с реализацией старых замыслов возвращения к живописи, когда в Лондоне и Эдинбурге была организована выставка ее работ.

В феврале 1995 года после многолетнего перерыва певица выступила в телевизионной программе "The Tonight Show With Jay Leno", в котором презентовала свой ​​новый альбом "Turbulent Indigo". Он подтвердил еще раз тот факт, что певица находится в творческой форме. В январе 1996 года Джони Митчелл получила награду "Polar Music Award", а в апреле 1997 года она была введена в "Зала славы рок-н-ролла", что сделало из нее первую канадскую певицу, которая была удостоена такой чести.


Дискография

  • 1968: Joni Mitchell (известный также как "Song For A Seagull")
  • 1969: Clouds
  • 1970: Ladies Of The Canyon
  • 1971: Blue
  • 1972: For The Roses
  • 1974: Court & Spark
  • 1975: Miles Of Aisles
  • 1975: The Hissing Of Summer Lawns
  • 1976: Hejira
  • 1977: Don Juan's Reckless Daughter
  • 1979: Mingus
  • 1980: Shadows & Light
  • 1982: Wild Things Run Fast
  • 1985: Dog Eat Dog
  • 1988: Chalk Mark In A Rain Storm
  • 1991: Night Ride Home
  • 1994: Turbulent Indigo
  • 1996: Hits
  • 1996: Misses
  • 1998: Taming the Tiger
  • 2000: Both Sides Now
  • 2002: Travelogue
  • 2007: Shine