Надо Знать

добавить знаний



Джон Кейдж



План:


Введение

Джон Кейдж

Джон Кейдж ( англ. John Cage , 5 сентября 1912, Лос-Анджелес - 12 августа 1992, Нью-Йорк) - американский композитор и теоретик музыки, сделал колоссальное влияние на развитие музыкальной культуры 20-го века, связано с использованием "случайных" элементов ( алеаторики).


1. Биография

Сын изобретателя, он довольно рано обнаружил самостоятельность: в двенадцать лет Джон уже вел программу на радиостанции KNX, иллюстрируя рассказ исполнением произведений на фортепиано.

В 1928 году Кейдж поступил в Помона-Колледж, но через два года уехал в Париж, где много рисовал, писал стихи, сочинял музыку и одновременно работал у архитектора, который сотрудничал с художником-дадаистов Марселем душам.

В 1931 году возвращается в Калифорнию, где продолжает занятия музыкой с с А.Вейссом, Г.Кауеллом, а также знакомится с додекафонии под руководством Шенберга, который в 1934 году переехал в Лос-Анджелес, скрываясь от нацистского преследования.

В 1937 году Кейдж на время переехал жить в Сиэтл. Там он работал концертмейстером в танцевальном классе Школы искусств, где познакомился с танцором и хореографом мерс Каннингемом. Это стало судьбой Кейджа - их творческий и личный союз получил своеобразный титул "самого красивого гомосексуального союза в мире". В 1940-е годы Кейдж активно изучает философией дзен-буддизма, который сыграет важную роль в развитии его творческой индивидуальности.

В 1951 Кейдж собирает сообщество музыкантов и звукоинженеров для создания первого магнитофонной записи своей музыки, а в 1952 в Блэк Маунтин Колледж организует первый музыкальный перформанс. С этой поры музыканта называют революционером в музыке: весь свой творческий путь он посвящает поиску и выработке новой концептуальной музыкального языка.

В 1949 Кейдж получил премию Гуггенхайма от национальной Академии искусств и литературы за расширение границ музыки, работу с оркестром ударных инструментов и изобретение препарированного фортепиано. Был принят в Американскую Академию искусств и театра в 1978, и в Американскую Академию искусства и литературы в 1988. В 1982 Франция наградила Кейджа орденом Почетного легиона, присвоив ему звание командора искусства и литературы. Он также лауреат Киотской премии фонда Инаморы 1989 года.

Умер Джон Кейдж в Нью-Йорке, не дожив несколько недель до 80-летнего юбилея


2. Творчество

Еще с 1930-х годов Джон Кейдж показал себя изобретательным экспериментатором - он начал создавать композиции с включением звуков, источниками которых были не музыкальные инструменты, а разные предметы, окружающие человека в повседневности - погремушки, хлопушки, а также звуков, порождаемых такими необычными процедурами , например, погружением вибрирующих гонгов в воду. За эту приверженность экспериментов Арнольд Шенберг назвал Кейджа "не композитором, а гениальным изобретателем", чем сам Кейдж наслаждался.

В 1938 Кейдж впервые использовал т.н. подготовленное фортепиано, в котором под струны подложены различные предметы, которые кардинальным образом меняют тембр звучания инструменты, превращая его в своеобразный ансамбль ударных. Среди самых известных произведений для препарированного фортепиано - Sonatas and Interludes (1946-48) и The Perilous Night (1943).

Джон Кейдж. "Cartridge Music", один из ярких примеров алеаторичного направления в музыке. Фрагмент партитуры

В начале 1950-х годов Кейдж начал вводить в свои композиции алеаторику, используя при этом разного рода манипуляции с игральными костями, картами, древней китайской книгой для гадания. Другие композиторы и раньше эпизодически использовали "случайные" элементы в своих композициях, но Кейдж первым начал применять алеаторику систематически, сделав ее главным принципом композиции. Он также одним из первых стал использовать специфические звучания и особые возможности изменения традиционных звучаний, получаемые при работе с магнитофоном.

Кульминацией периода экспериментов Кейджа стало знаменитое "4 '33''" для фортепиано ( 1952, существуют также версии для других составов исполнителей). Течение указанного времени музыкант просто садится перед роялем и неподвижно сидит в течение четырех с половиной минут, а содержанием пьесы являются различные случайные звуки - скрип стульев в зрительном зале, покашливание и т. д. Это произведение иногда сравнивают с "черным квадратом" Малевича, он является предметом бесконечных дискуссий среди музыкантов и философов.

Другой ярко-алеаторичний композитора - "Воображаемый ландшафт № 4" (Imaginary Landscape # 4) написан для 12 магнитофонов, каждый из которых случайным образом настраивается на разные частоты.

Начиная с 1940-х годов Кейдж сочинял и исполнял музыку для танца. Его танцевальные композиции не связаны с хореографией: музыка и танец разворачиваются одновременно, сохраняя свою собственную форму. Большинство подобных композиций (в которых иногда используется декламация в "хепенинговий" манере) были созданы в сотрудничестве с танцевальной труппой М.Каннингема, в которой Кейдж был музыкальным руководителем.

Философ и композитор, Кейдж также был писателем и оставил несколько работ, среди которых "Тишина" (Silence, 1961), "Год после понедельника" (A Year from Monday, 1968), "Пустые слова" (Empty Words, 1979), Для птиц (For the Birds, 1981), "Тема и вариации" (1982) и "X" (1983). Джон Кейдж не только стал основателем нового течения в музыке, повлияв на целое поколение композиторов, но привнес элементы своей космогонии в живопись, танец и поэзию.


3. Список произведений по годам

1932 Piano Etudes (1931 или 1932)
Greek Ode
First Chapter of Ecclesiastes (The Preacher)
1933 Three Songs for Voice and Piano
Three Easy Pieces
Sonata For Clarinet
Sonata For Two Voices
1934 Duet for Two Flutes
Composition For 3 Voices
Music for Xenia
Six Short Inventions-редакция 1958
Solo with Obbligato Accompaniment of Two Voices in Canon, and Six Short Inventions on the Subjects of the Solo
Allemande
1935 Quartet
Quest
Two Pieces for Piano - (Редакция 1974)
Three Pieces for Flute Duet
1936 String Quartet
Trio
1938 Music for an Aquatic Ballet
Metamorphosis
Five Songs for Contralto
Music for Wind Instruments
1939 25 Ballets in 1 act for a solo dancer
Ho to AA
Marriage at the Eiffel Tower
Imaginary Landscape No.1
First Construction (in Metal)
1940 A Chant With Claps (1940/1947?)
America Was Promises
Four Songs of the Moment
Spiritual
Dance Music: for Elfrid Ide
Second Construction
Bacchanale
Imaginary Landscape No. 2 first version
Fads and Fancies in the Academy
Living Room Music
1941 Opening Dance for Sue La [ub] (1940-41?)
Third Construction
Double Music
1942 Dance to the West
Forever and Sunsmell
Opening Dance
Totem Ancestor
Jazz Study
Imaginary Landscape No.3
Fourth Construction
Imaginary Landscape No.2 (March)
The City Wears a Slouch Hat
Credo in Us
And The Earth Shall Bear Again
The Wonderful Widow of Eighteen Springs
Primitive
In the Name of the Holocaust
Shimmera
1943 Ad Lib
Chess Pieces
Lidice
Our Spring Will Come
A Room
She Is Asleep
Amores
Four Dances
What So Proudly We Hail
Meditation
Tossed As It Is Untroubled
Triple-Paced nr.1
1944 Arrangement of "Socrate" (Erik Satie)
Four Walls
Prelude for Meditation
Root of an Unfocus
Spontaneous Earth
The Unavailable Memory of
Triple-Paced nr.2
The Perilous Night
A Valentine Out of Season
A Book Of Music
Crete (1944/1945)
Dad (1944/1945)
1945 Party Pieces
Mysterious Adventure
Soliloquy
Experiences I
The Feast
Thin Cry
Three Dances
Daughters of the Lonesome Isle
1946 Encounter
Foreboding
Ophelia
Prelude for Six Instruments in A Minor
Two Pieces for Piano
1947 Arrangement of "Socrate" (Erik Satie) (1944 or | bgcolor = # FFEEDA | 1947
Music for Marcel Duchamp
Nocturne for Violin and Piano
The Seasons, Ballet in One Act
1948 Dream
Experiences II
In a Landscape
Orestes (1948/1946?)
Sonatas and Interludes
Suite for Toy Piano
Triple Music
1950 A Flower
Music for "Works of Calder"
Six Melodies for Violin and Keyboard
String Quartet in Four Parts
1951 Concerto for Prepared Piano and Chamber Orchestra
Haiku
Imaginary Landscape No.4 (March No.2)
Music of Changes
Seven Haiku (1951-52)
Sixteen Dances
1952 Black Mountain Piece
For MC and DT
4'33 "
Imaginary Landscape No.5
Music for Carillon No.1
Music for Piano 1
Two Pastorales
Water Music
Waiting
Williams Mix
1953 1 '? "For a String Player
1 '14 "For a String Player
1 '18 "For a String Player
1 '5 ? "For a String Player
57 ? "For a String Player
59 ? "For a String Player
Music for Piano 2
Music for Piano 3
Music for Piano 4 - | bgcolor = # FFEEDA | 1953
Music for Piano 20
Unfinished Work for Voice
Unfinished Work for Magnetic Tape
1954 Music for Carillon No.2
Music for Carillon No.3
34ь46 .776 "For a Pianist
31ь57 .9864 "for a Pianist
1955 26ь1 .1499 "For a String Player
Music for Piano 21-36; 37-52
Speech
1956 27ь10 .554 "For a Percussionist
Music For Piano 53-68
Music For Piano 69-84
Radio Music
1957 Concert for Piano and Orchestra (1957-58)
For Paul Taylor and Anita Dencks
Solo for Piano (1957-58)
Solo for Violin (s) (1957-58)
Solo for Viola (s) (1957-58)
Solo for Cello (1957-58)
Solo for Double Bass (1957-58)
Solo for Flute (1957-58)
Solo for Clarinet (1957-58)
Solo for Bassoon (1957-58)
Solo for Trumpet (1957-58)
Solo for Sliding Trombone (1957-58)
Solo for Tuba (1957-58)
Winter Music
1958 Adaptation of 'Ixion "(Morton Feldman)
Aria
Fontana Mix
Haiku
Music Walk
Six Short Inventions (revision of | bgcolor = # FFEEDA | 1934 work)
Solo for Voice 1
TV K?ln
Variations I
1959 Sounds of Venice
Water Walk
1960 Cartridge Music
Duet for Cymbal
Music for Amplified Toy Pianos
Music for "The Marrying Maiden"
Piano Duet
Solo for Voice 2
Theatre Piece
WBAI
Where Are We Going? And What Are We Doing?
1961 Atlas Eclipticalis (1961-62)
Music for Carillon No.4
Variations II
1962 Music for Piano 85
Variations III (1962-63)
0ь00 "(4'33" No.2)
1963 Variations IV
1964 Collage of some 'Studies for Player Piano "(Conlon Nancarrow)
Electronic Music for Piano
1965 Rozart Mix
Variations V
1966 Variations VI
Variations VII (1966)
1967 Music For Carillon No.5
Music for "Museum Event No.5"
Musicircus
Newport Mix
1968 Arrangement of "Socrate" (Erik Satie)
Assemblage
Reunion
0ь00 "No. 2
1969 Adaptation of some "Studies for Player Piano" (Conlon Nancarrow)
Cheap Imitation (piano)
HPSCHD
Mewantemooseicday
Program (KNOBS) for the listener
Sound Anonymously Редакция (1969/1978?)
33 1/3
Untitled (work for Antoinette Vischer)
1970 Dialog (ue) (1970 - 1977?)
First Week of June
Mureau
Song Books (Solos for Voice 3-92)
Untitled (work for Joao Mir?)
1971 Demonstration of the Sounds of the Environment
Les chants de Maldoror pulv?rises par l'assistance m?me
WGBH-TV
1972 Bird Cage
Cheap Imitation (orchestra)
52/3
1973 Etcetera
Exercise (1973-84)
1974 Etudes Australes (1974-75)
Music for "Westbeth"
Score (40 Drawings by Thoreau) and 23 parts
Two Pieces for Piano - редакция версии 1935
1975 Child of Tree (Improvisation I)
Lecture on the Weather
Renga (1975-76)
1976 Branches
Imitations II
Quartets I-VIII 24 players
Quartets I-VIII 41 players
Quartets I-VIII 93 players
Apartment House 1776
1977 Address
Alla Ricerca del Silenzio Perduto
Cassette
Cheap Imitation violin
Dialog (ue) (1970? | Bgcolor = # FFEEDA | 1977
49 Waltzes for the five boroughs
Freeman Etudes (1977-80/1989-90)
Il Treno
Inlets (Improvisation II)
Quartets I, V and VI
Telephones and Birds
1978 A Dip in the Lake: Ten Quicksteps, Sixty-two Waltzes, and Fifty-six Marches for Chicago and Vicinity
Chorals
Etudes Boreales I-IV
Pools
Sound Anonymously Received (1969/1978?)
Sounday
Some of "The Harmony of Maine" (Supply Belcher)
Variations VIII
1979 __, ____ Circus on __
Concerto Grosso
Hymns and Variations
Paragraphs of Fresh Air
Roaratorio: An Irish Circus on Finnegans Wake
Silent Environment
1980 Furniture Music Etcetera
Improvisation III
Litany for the Whale
1981 Ev?ne / Environne METZment
Thirty Pieces for Five Orchestras
1982 Alphabet
Dance / 4 Orchestras
Fifteen Domestic Minutes
A House Full of Music
Improvisation IV
Instances of Silence
Postcard from Heaven
1983 ear for EAR (Antiphonies) (| bgcolor = # FFEEDA | 1983
HMCIEX (1983-84)
R/13 (where R = Ryoanji)
Ryoanji (1983-85)
Souvenir
Thirty Pieces for String Quartet
1984 A Collection of Rocks
Eight Whiskus (voice)
Exercise (1973/84)
Haikai
Mirakus2
Music For ________ (| bgcolor = # FFEEDA | 1984-87
Musicircus for Children
Nowth Upon Nacht
Perpetual Tango
Selkus2
The first meeting of the Satie society the socie satiety (1984-85)
1985 ASLSP
But What About the Noise of Crumpling Paper
Eight Whiskus (violin)
Etcetera 2/4 Orchestras
Sonnekus2
Voiceless Essay (1985-86)
Thirteen Harmonies
1986 Haikai
Hymnkus
Improvisation A + B
Rocks
Vis-?-vis
Wishing Well
1987 Essay
Europeras 1 & 2
One
Organ2/ASLSP
Truckera
Two
1988 Five
Five Stone
Five Stone Wind
Four Solos for Voices
1O1
Seven
Twenty-Three
1989 Four
One2
One3
Sculptures Musicales
Sports: Swinging
Three
Two2
1990 c Composed Improvisations
Europeras 3 & 4
Four2
Fourteen
One4
One5
One6
One7
Scottish Circus
Seven2
The Beatles
1991 Eight
Europera 5
Five2
Five3
Five4
Five5
Five Hanau Silence
Four3
Four4
Four5
Lullaby
Mozart Mix
One8
One9
103
108
Six
Ten
Three2
Twenty-Six, Twenty-Eight and Twenty-Nine
Twenty-Six
Twenty-Eight
Twenty-Nine
Two3
Two4
Two5
1992 Eighty
Fifty-Eight
Four6
Muoyce II
One10
One11
One12
One13
Otte
Seventeen
Seventy-Four
Sixteen
Sixty-Eight
Thirteen
Two6


4. Использованные источники

5. Аудиозаписи музыки Джона Кейджа


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам