Надо Знать

добавить знаний



Джон Уиклиф



План:


Введение

Джон Уиклиф

Джон Уиклиф ( англ. John Wycliffe ) (* Ок. 1330 - 1384), английский теолог, профессор Оксфордского университета, переводчик Библии английском языке, предтеча Европейской Реформации.

Родился около 1330, вероятно, вблизи Ричмонда ( графство Йоркшир).

В жизни Уиклифа выделяют три периода:
1) до 1373 - академический;
2) 1374 - 1378 - политический;
3) 1379 - 1384 - еретический.


1. Академический период

В 1372 или 1373 Уиклиф получил в Оксфордском университете степень магистра теологии, проведя почти четверть века на студенческой скамье. Написал множество работ по логики и философии и получил в университете репутацию выдающегося полемиста - схоласт; но по церковной иерархической лестнице продвигался медленно и высоких должностей ему не предлагали. В 1360 стал Мастером (головой) Бейллиол-колледжа Оксфордского университета. После назначения его на должность священника в Филлингами (в 1368 он перебрался в Ладгершаллу, графство Бакингемшир) вынужден был покинуть преподавательскую деятельность. Потом, 1381, за вычетом краткого периода, когда он возглавлял Кентербери-колледж в Оксфордском университете, жил в Кембридже, снимая комнату в Куинз-колледже.

Форд Мэдокс Браун. "Джон Уиклиф читает свой перевод Библии Джону Гентского

2. Политический период

На королевскую службу Уиклиф поступил незадолго до 7 апреля 1374, когда Эдуард III назначил его священником в Латтеруерти. Ему было поручено защищать антиклерикальный курс сына короля, Эдуарда, принца Уэльского. Летом 1374 Уиклиф жил в Брюгге, помогая отстаивать перед нунцием папы Григория XI позицию правительства, который протестовал против обложения английского клира папским налогом и против папских назначений своих кандидатов на церковные должности в Англии. С 1374 до 1376 он работал в Оксфорде над двумя трактатами "О Божественную власть" (De Dominio Divino) и "О светскую власть" (De Civili Dominio), которые окончил в 1378. В них утверждалось право государя лишать клириков, совершивших грехи, источников их доходов.

Принц умер в 1376, но его брат, Джон Гентский, призвал Уиклифа до Лондон, чтобы тот в своих проповедях выступил против епископальной системы правления. Проповедник справился с поручением настолько успешно, что сборника его теологических мнений был отправлен в Рим для изучения, а самого Уиклифа вызвали на допрос высшие английские иерархи в собор Святого Павла. Джон Гентский присутствовал на этом допросе ( 19 февраля 1377) и столь отчаянно спорил с епископом Лондонским Уильямом Кортни, что судьи растерянно прекратили рассмотрение. Никаких дальнейших шагов против Уиклифа не было сделано до тех пор, пока 18 декабря в Англии не были обнародованы папские буллы. Было приказано арестовать Уиклифа и провести расследование по поводу тех его ошибок, которые затрагивали церковное руководство. Но и после этого он находился под защитой университетской власти и его друзей при дворе. Следующая попытка отдать его под суд в Ламбет (в марте 1378) было возбуждено вдовой принцессой Уэльской. Свои политические способности Уиклиф в последний раз продемонстрировал в Глостер парламенте в октябре 1378, где он защищал право на нарушение неприкосновенности храма королевскими чиновниками в Вестминстерском аббатстве.


3. Еретический период

Джон Уиклиф и лолларды

В ответ на церковные обвинения Уиклиф начал критиковать католическую практику и учения. В этот период он побуждал своих последователей взяться за перевод Библии на английский язык. Смерть Григория XI и следующий за ней папский раскол (так называемая Великая схизма, 1378 - 1417) спасли его от дальнейших преследований со стороны Рима. Его бывшие политические союзники, хотя и не симпатизировали его идеям, все же защитили его от врагов в Англии.

В 1381, действуя, вероятно, по совету Джона Гентского, Уиклиф удалился из Оксфорда в сравнительно уединенное место (Латтеруерт) после того, как комиссия в его университете небольшим большинством голосов осудила его взгляды на евхаристию как еретические. Это решение было подтверждено с еще строже формулировкой на соборе в Блекфраяри (Лондон) архиепископом Кентерберийским в мае 1382, когда группку учеников, оставшихся у него, заставили отречься от его взглядов. К тому времени, однако, учение Уиклифа распространилось за пределы университета и хранилось в вульгаризированной форме усилиями небольшого числа ревностных, но невежественных проповедников. Лолларды, так назывались члены этой секты, периодически нарушали покой светской и церковной власти вплоть до Реформации. Уиклиф умер от инсульта 31 декабря 1384 во время служения в Латтеруерти. Учение Уиклифа и при его жизни, и после смерти к самой Реформации было популярно в низших слоях населения как в Англии, так и в материковой Европе, особенно среди гуситов, последователей чешского реформатора Яна Гуса (около 1369 - 1415).

В 1415 Констанцский собор объявил Уиклифа еретиком и в 1428 Папа римский приказал эксгумировать и сжечь его останки.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам