Надо Знать

добавить знаний



Джордано Бруно


Giordano Bruno.jpg

План:


Введение

Джордано Бруно
Giordano Bruno.jpg
Родился 1548
Нола, вблизи Неаполя
Умер 17 февраля 1600
Рим
Место жительства Италия
Гражданство Неаполитанское королевство
Область научных интересов Философия

Джордано Бруно (настоящее имя: Филиппо, итал. Giordano Bruno , Прозвище - Бруно Ноланец, 1548, Нола близ Неаполь - 17 февраля 1600, Рим) - итальянский философ эпохи Возрождение, поэт, представитель пантеизма.

Будучи католическим священником, развивал неоплатонизм в виде ренессансного натурализма. В астрономии поддерживал взгляды Коперника, стал пропагандировать идею о бесконечность Вселенной и о множестве обитаемых миров и метапсихоз (переселение душ). Доминиканин, 1576 вышел из закона, путешествовал Европой, преподавал и учился в частности в Женеве, Париже, Оксфорде. в своих взглядах сочетал различные философские доктрины, астрономию, магию и герметизм. Религию считал упрощенную на нужды людей версию философии, а религиозные практики - предрассудком, порожденным из невежества; 1592 заключен инквизицией, в результате 7-летнего процесса признан еретиком и сожжен на Кампо деи Фьори в Риме.

Возвращен в XIX веке вольнодумцами, стал легендой как символ рационалистического миропонимания и свободного поиска истины вопреки религиозным догматам и авторитета церкви. Был оправдан Церковью при понтификата Иоанна Павла II.


1. Биография

1.1. Ранние годы

Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно в Нола ( Кампания) вблизи Неаполя в 1548. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет в 1563 он поступил в местный монастырь Святого Доминика, принадлежащий Доминиканском ордена, где продолжил обучение. Здесь в 1565 стал монахом и получил имя Джордано. В 1572 Бруно принял священный сан.

Настойчивые занятия привели к появлению критического отношения философа к догматов церкви и схоластики. Вскоре за сомнения относительно непорочного зачатия Девы Марии он навлек на себя подозрения в ереси. Началось расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно сбежал в 1576 в Рима, но, считая это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, ведя в основном странствующий образ жизни.

В 1577 в Женеве за резкую критику кальвинистов Бруно попал в тюрьму. После освобождения в 1579 он перебрался в Франции, побывав сначала в Тулузе, где читал публичные лекции на тему книги Аристотеля "О душе", а в 1579 посетил Париж, где читал лекции о книге Раймунда Луллия "Великое искусство". Во Франции на Бруно обратил внимание присутствовавший на одной из его лекций король Генрих III, который позже дал ученому рекомендательные письма для поездки в Англии.

Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных - "О бесконечности вселенной и мирах" (1584). Незважачючы на ​​покровительство высшей власти Англии, а также французского посла Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера, уже через два года, в 1585 он вынужден был фактически сбежать во Францию, затем в Германии. Он отправился сначала в Париж, а затем в Марбург, где ему тоже было вскоре запрещено читать лекции. Вследствие этого он переехал в колыбель протестантизма Виттенберг, где в 1586-1588 годах читал лекции и при своем отъезде произнес горячую похвальную речь Лютеру. В последующие годы Бруно жил в Праге, Гельмштадти, Франкфурте-на-Майне и Цюрихе, и в 1591 вернулся в Италию.

Памятник Джордано Бруно на Кампо деи Фьори

Бруно отказывался от любой традиции, которую не воспринимал его разум, и прямо заявлял всем, кто спорил с ним, что они дураки и недоумки. Считал себя гражданином мира, сыном Солнца и Земли, академиком без академии.

25 мая и 26 мая 1592 Мочениго направил на Бруно доносы, после чего философ был арестован и заключен в тюрьму. Местные инквизиторы не смогли переубедить Бруно в отношении к Богу и в 1593 передали римским коллегам. После семилетнего тюремного заключения и тщетных попыток склонить его к отречению от своих учений 26 февраля 1600 Бруно сожгли на Кампо деи Фьори (Площади Цветов) как еретика и нарушителя монашеской обеты. Подобно Сократа, Бруно мужественно заявил своим судьям, что им приходится с большим страхом встретить свой ​​приговор, чем самому осужденному. Известно, что палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой веревкой, которая под действием огня взималась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: Я умираю мучеником добровольно. Все произведения Джордано Бруно были занесены в 1603 католический Индекс запрещенных книг, в котором они фигурировали вплоть до его последнего издания в 1948.

В конце ХХ века благодаря деятельности Иоанна Павла II был реабилитирован.


1.2. Суд и казнь

В 1591 у Бруно принял приглашение от молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго по обучению искусству памяти и переехал в Венеции. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. 23 мая 1592 а Мочениго направил венецианскому инквизитору свой ​​первый донос на Бруно, в котором писал:

" Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказу духовника, много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своем доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры ... что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, созданные природой, переходят из одного живого существа к другому. Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием "новая философия". Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они - ослы; что у нас нет доказательств, имеет наша вера заслуги перед Богом. "

2. Основные произведения

2.1. О причине, начале и единственный

Книга "О причине, начале и едином" была напечатана в 1584 в Англии. В ней Бруно утверждает, что Бог (Бесконечное) включает или содержит в себе все атрибуты, в то время как отдельные феномены суть не что иное, как конкретные манифестации единого бесконечного принципа. Единая универсальная материя и единая универсальная форма, или душа, являются непосредственными началами всех отдельных вещей.


3. Философия Бруно

В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущий принцип Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов, а также пифагорейцев. Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею "отрицательной теологии", исходящей из невозможности положительного определения бога). Опираясь на эти источники, Б.. считал целью философии познание не сверхприродного бога, а природы, являющейся "богом в вещах". Развивая гелиоцентрическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Б.. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечное множество миров Вселенной (О бесконечности, вселенной и мирах", 1584, см. (смотри) "Диалоги", 1949), утверждал физическую однородность мира (учение о 5 элементов, из которых состоят все тела, - земля, вода, огонь, воздух и эфир). Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Б.. с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей ("О причине, начале и едином", 1584). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливается телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть "монада монад", или бог; как целое она проявляется во всем единичном - все во всем". Эти идеи оказали большое влияние на развитие философии нового времени: идея единой субстанции в ее отношении к единичным вещам разрабатывалась Б. Спинозой, идея монады - Г. Лейбницем, идея единства сущего и "совпадения противоположностей" - в диалектике Ф. Шеллинга и Гегеля . Таким образом, философия Б. явилась переходным звеном от средневековых философских систем к философским концепциям нового времени. [1]

В космологии Б. высказал ряд догадок, опередивших его эпоху и оправданных лишь последующими астрономическими открытиями: о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о вращении Солнца и звезд вокруг оси ("О неизмеримо и неисчислимый", 1591), о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу, и др.. Б.. опроверг средневековые представления о противоположности между Землей и небом и выступал против антропоцентризма, говоря об обитаемости др.. миров [1].

" Как поэт Б.. принадлежал к противникам классицизма. Собственно художественное произведение Б.: антиклерикальная сатирическая поэма "Ноев ковчег", философские сонеты, комедия "Подсвечник" (1582, русский перевод 1940), в которой Б.. порывает с канонами ученой комедии и создает свободную драматическую форму, что позволяет реалистично изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. В этой комедии Б. высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция.

Г. И. Хлодовский [1]

"

3.1. О бесконечности, Вселенной и мирах

В произведении "О бесконечности, Вселенной и мирах" Бруно опровергает традиционную аристотелевскую космологию и утверждает, что физическое Вселенная бесконечна и включает бесконечное число миров, в каждом из которых солнце и несколько планет. Таким образом, Земля всего лишь небольшая звезда среди других звезд в бесконечной Вселенной.


3.2. Тезисы против математиков

Книга "Тезисы против математиков" (Articuli adversus mathematicos) вышла в 1588 в Праге. Книгу иллюстрирует загадочная серия диаграмм. Они имеют обманчиво геометрический вид, хотя иногда содержат включения неожиданных предметов вроде змеи или лютни. Книга путанная и сложная для восприятия, возможно написанная каким-то шифром.

3.3. Изгнание торжествующего зверя

Диалог "Изгнание торжествующего зверя" (1584) проповедует о пришествии или точнее, возрождение магической религии египтян.

3.4. Пьеса "Подсвечник"

Комедия "Подсвечник" была написана в 1582 году в Париже, ее справедливо считают вершиной позднего Возрождение в Италии. За период со времени написания комедия была поставлена ​​только один раз, в римском театре "Арджентина" в 1912 году.

3.5. Другие

  • Пир на пепле ( Cena de le leneri , 1584)
  • Тайна Пегаса ( Cabala del cavallo Pegaseo , 1585)
  • О трагическом энтузиазм ( Degli eroici furori , 1585)
  • 120 статей о природе и Вселенной против перипатетикив ( Centum et viginti articuli de natura et mundo adversus Peripateticos , 1586)
  • 160 статей ( Articuli centum et sexaginta , 1588)
  • О тройной минимум и измерения ( De triplici minimo et mensuro , 1589)
  • О монаду, числе и фигуре ( De monade, numero et figura , 1589)
  • О неизмеримое и неисчислимое ( De immenso, innumerabilibus et infigurabilibus , 1589).
  • О героическом энтузиазме
  • Сатирическая поэма "Ноев Ковчег"

4. Влияние

Бруно интересовался философией и, подобно Раймунда Луллия, был знатоком искусства памяти. Он написал ряд книг по мнемонической техники, по мнению исследователей творчества Бруно, восходит своими корнями к герметизма. В своих произведениях Бруно обращался к имени Гермеса Трисмегиста. Большое влияние на Бруно имели учения Коперника и заново открытые в результате переводов, осуществленных Марсилио Фичино, идеи Платона. Среди других влияний можно вспомнить Фому Аквинского, Аверроэса, Дунса Скота и Николая Кузанского. В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущий принцип Вселенной, которые привели Бруно к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею "отрицательной теологии", исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластическому аристотелизма свою пантеистическую натурфилософию.


5. Основные идеи

5.1. Представление о Боге

Способ познания Бога Джордано Бруно можно назвать пантеистическим. Согласно такому подходу, вся природа сакральная. Представление о Боге можно составить изучая природу, поскольку Бог присутствует во всем, что нас окружает. Он находится во всем, что воспринимается нами, и во всем, что лежит за гранью нашего восприятия. Таким образом, объектом философии Ноланца, как Бруно называет себя в своих произведениях, становится созерцание единства природы.

Бруно считал, что если религия опирается только на догматы, это убивает разум, не приносит человеку ожидаемого покоя. Преисполненный надеждой на будущее, он видел впереди возможность появления некоторой философской религии, которая бы заменила все культы и объединила человечество.


5.2. Представление о Вселенной

Бруно утверждал, что Вселенная бесконечный и существует бесчисленное количество миров.

Воображение Бруно рисует те дальше, существование которых с математической точки зрения подтверждает, к тому же не полностью, только наука ХХ века. О нашей Солнечной системе он образно высказывается как о маленьком атом, развивается и передвигается среди бесконечного количества подобных ему внутри большого живого организма - нашей Вселенной, не имеет ни начала, ни конца. Наша Вселенная состоит не только из клеток-галактик, но также из большого количества параллельных миров, постоянно трансформируются, в них проявляется бесконечное количество форм жизни и принципов эволюции.


5.3. Идея бессмертия души

Бруно считал, что души бессмертны и являются самостоятельными сущностями. Его рассуждения были такими:

"Поскольку душа может иметь бытие без тела и небытия в теле, она может таким же образом, как она находилась в одном теле, находиться и в другом, переходя из одного тела в другое".

"Я думаю, что душа находясь в одном теле является самостоятельной сущностью вне этим телом, имея отличное от органического тела существование - в чем выступаю против Аристотеля и других, которые считали ее качеством и формой тела, неотделимой от него, таким же образом может находиться и в другом теле, и добавить другому телу, имеющая пассивные свойства, бессмертную природу ".


5.4. Учение о познании

Познание, по Бруно - процесс неисчерпаем, как и сама Вселенная. Движущей силой познания Бруно считал любовь к Истине. Он отождествляет ее с Богом, Единством, поэтому не может отречься от осознанной им Истины.

6. Увековечение памяти

На месте казни Джордано Бруно на площади Кампо деи Фьори в Риме в 1889 г. был установлен памятник.

Именем Джордано Бруно назван один из кратеров на Луне. [2]

Примечания

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам