Надо Знать![]() | ВведениеДжотто ди Бондоне ( итал. Giotto di Bondone , * Ок. 1267, Веспиньяно, Италия - ? 8 января 1337, Флоренция, Италия) - итальянский живописец, художник. Один из предвисникив эпохи Возрождения в сфере живописи и реализма. Фрески Джотто на библейскую тематику сих пор считают шедеврами мирового искусства. Другом художника был Данте Алигьери - о нем поэт упомянул в своем знаменитом произведении "Божественная комедия". 1. Жизнеописание и творчество1.1. Ранние годы![]() Распятие в храме Санта Мария Новелла ( Флоренция) считают наиболее ранней работой Джотто, сохранившейся до наших дней Будущий живописец и художник родился в городке Веспиньяно, у Флоренции - одного из крупнейших культурных и торговых центров средневековой Италии. Веспиньяно в то время славился своим качественным сукном и большую часть населения составляли именно ткачи. Художник и архитектор Джорджо Вазари (1511-1574) на страницах своего труда "Жизнеописания наиболее известных живописцев, резчиков и архитекторов" ( 1550) пишет, что Джотто был сыном земледельца и юноши заметил на поле известный тогда художник Чимабуэ, когда Джотто рисовал на камне изображения. Зато в анонимных коментярях "Божественной комедии" (XIV в.) Автор утверждает, что парня отдали в мастерскую ткача, но Джотто убежал от ремесленника в мастерскую художника. Согласно другим данным учителем юного художника был Пьетро Каваллини, глава римской художественной школы. Первым произведением, который сохранился до сих пор, считают большое (5-метровое) полотно с изображением распятия Христа в церкви Санта Мария Новелла ( Флоренция). О времени его выполнения доподлинно известно лишь то, что оно было создано еще до поездки художника в Рим. В кон. 1290-х - нач. 1300-х годов Джотто работал в Риме, где исполнял величественную мозаику для базилики св. Петра. Мозаика "Новичелла" ( итал. navicella - Лодка) изображала Христа и лодка с апостолами и погибла в начале XVI века во время развал старой базилики, на месте которой возник Собор Святого Петра. После возвращения купил дом, где поселился с женой - Чинтою ди Лапо дель Пела. 1.2. Фрески капеллы Скровеньи (Падуя)В 1303-1306 гг Джотто работал в Падуе. Там художник выполнял заказ местного богача Энрико Скровеньи - покрывал его фамильную капеллу фресками на сюжеты из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. Фрески капеллы Скровеньи называют лучшими творениями художника. В это время Джотто уже окончательно сформировал собственные творческие методы и стиль, а фрески в храме сохранились очень хорошо, что ценной находкой для искусствоведов. На продольных стенах капеллы, которая является небольшой однонефного базиликой, размещено 37 картин, одна над другой, в три яруса. Для рисунков характерны светлые и чистые тона красок. Почти через все фрески проходит цвет небесной лазури, объединяющий изображения. Заслуга Джотто в развитии итальянской художественной школы в том, что художник вышел за пределы средневекового живописного канона, где людей изображали совсем неестественно - несколько оживил свои фрески. Вместо привычных к тому аскетических и строгих выражений лица Джотто сумел прекрасно выразить идею каждого своего образа живыми, эмоциональными взглядами. Он еще не заботился о точности перспективы и трехмерность картинки, но мастерство витворення теней и размещения герои его рисунков создает иллюзию пространственности. Также в его рисунках можно заметить тонкий психологизм, который виден, например, в произведении "Поцелуй Иуды" - несмотря многолюдность картины все внимание привлекают прежде фигуры Иисуса и Иуды. Близость этих противоположных персонажей и плащ Иуды, который будто поглощает фигуру Иисуса сосредотачивают на себе весь конфликт и всю идею картины. 1.3. Позднее творчествоЗакончив работы в капелле, Джотто еще на некоторое время остается в Падуе и покрывает фресками (не сохранились) на светские темы большой зал Палаццо Раджоне. После этого художник, в зените славы вернулся во Флоренцию. Там он расписывает стены двух капелл церкви Санта Кроче (капелла Барди и капелла Перуцци), а в 1310 г. создает для церкви Всех Святых знаменитую сегодня картину "Мадонна Оньисанти", где изображены Деву Марию с младенцем в окружении ангелов и святых. Трактовка образа Марии в Джотто получилось свежее и светлее по сравнению с классическими религиозными образами средневековья. Постепенно художник из Флоренции стал едва ли не самым желанным художником всех итальянских вельмож. В 1330-1333 годах Джотто рисовал в Неаполе при дворе короля Роберта. Неаполитанские работы, к сожалению, не сохранились. Петрарка упоминает о росписи придворной капеллы, Вазари - о большой зал в замке Кастель дель Уово, на стенах которого мастер выполнил портреты батьох знаменитых людей. Впоследствии Джотто работал в Болоньи и Милане. Рисунки, созданные там, тоже не дийлы до наших дней. Последние 20 лет жизни живописец провел в Флоренции. В 1334 году флорентийская Синьория назначила "великого мастера Джотто ди Бондоне" главным руководителем строительства городского собора. Того же года начал сооружение соборной колокольни (т. н. "Кампанила"), но в течение жизни закончил только первый ярус, который украсил рельефами скульптор Андреа Пизано. Вероятно, что Джотто тоже принимал участие в создании этих рельефов. Джотто ди Бордон умер 8 января 1337 года в Флоренции и был погребен за городской счет с наивысшими почестями. Строительство Кампаниле завершил Франческо Таленти. Позже Донателло украсил ниши в стенах верхнего яруса стутуямы пророков. Элегантно облицована мрамором 84-метровая колокольня и до называется в честь первого строителя - "Кампаниле Джотто". Рядом с собором Санта Мария дель Фиоре колокольню считают одной из архитектурных украшений Флоренции. 2. Интересные фактыВ честь Джотто назвали один из кратеров на поверхности Меркурия. Его диаметр - около 150 километров. 3. Галерея3.1. Фрески капеллы Скровеньи (Падуя)
3.2. Другие произведения
4. Источники и литература
См.. также
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |