Надо Знать

добавить знаний



Джузеппе Верди



План:


Введение

Джованни Больдини. Джузеппе Верди. 1886
Giuseppe Verdi signature.jpg

Джузеппе Фортунино Франческо Верди ( итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi , * 10 октября 1813, Ронколе - ? 27 января 1901, Милан) - выдающийся италийских композитор, дирижер. Творческое наследие композитора очень велика: более 26 опер, квартет и реквием. Крупнейшие оперы Верди - " Бал-маскарад "," Риголетто "," Травиата "," Трубадур "," Аида "," Отелло "," Фальстаф ". Его оперы считаются одними из величайших всех времен и по сегодняшний день не сходят со сцен оперных театров всего мира.


1. Биография

1.1. Детство

Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 в Ронколе, деревне в провинции Парма, входившей в то время в состав Наполеоновской империи. Его отец держал винный погреб и бакалейную торговлю, мать - Луиджи Уттини, была пряли.

Детство Джузеппе было тяжелым. Семья жила бедно. В сельской церкви он помогал видслужуваты мессу. Музыкальной грамоте и игре на органе учился у Пьетро Байстрокки. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили Джузеппе спинет. Этот довольно несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни.

На музыкально одаренного мальчика обратил внимание Антонио Барецци - богатый торговец из соседнего города Буссето. Он верил, что Верди станет не трактирщиком и не деревенским органистом, а великим композитором. По совету Барецци в 1823 десятилетнего Джузеппе Верди, который получил начальные знания от деревенского священника, отправили в школу в Буссето. Так началась новая, еще более тяжелая полоса жизни - годы отрочества и юности. В воскресные дни Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы. У Верди появился и учитель композиции - Фернандо Провоз, директор "Филармонического общества" Буссето. Провоз занимался не только контрапунктом, он подарил Верди интерес к серьезной литературе. Джузеппе заинтересовали Шекспир, Данте, Гете, Шиллер. Один из любимых его произведений - роман "Обрученные" итальянского писателя Алессандро Мандзони.


1.2. Начало композиторской деятельности

В 1832 Верди не приняли в Миланскую консерваторию, поскольку он был старше допустимого возраста. Он начал заниматься частным с В. Лавинье, который дал ему основы композиторской техники. Оркестровкой и оперным письмом Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры. Филармоническое общество заказало ему оперу Оберто, граф ди Сан-Бонифачо ( итал. Oberto, conte dи san Bonifacio '), Которая, однако, не была тогда поставлена.

Верди вернулся в Буссето, рассчитывая занять должность церковного органиста, но через внутренние церковные интриги получил отказ. Местное музыкальное общество назначило ему трехгодичную стипендию (300 лир), в это время он написал ряд маршей и увертюру (sinfonie) для городского духового оркестра, а также писал церковную музыку.

В 1836 Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. Он снова отправился в Милан, где 17 ноября 1839 "Оберто" был выполнен в театре "Ла Скала" с успехом достаточным, чтобы обеспечить новый заказ, на этот раз комической оперы.


1.3. Расцвет творчества

В 1840 году композитор пережил личную трагедию - в короткий срок умирают его двое детей и женщина. Написанная в этих обстоятельствах комическая опера Король на день ( итал. Un giorno dи regno ') Провалилась, немилосердно освистана публикой. Верди, потрясенный провалом оперы, поклялся, что не будет больше писать опер и попросил директора расторгнуть заключенный с ним контракт. Но директор Мерелли верил в талант композитора и, дав ему опомниться, вручил либретто Набукко (Nabucco) по мотивам библейской истории о царе Навуходоносора. При чтении внимание Верди заполонил хор евреев в вавилонском плену, и его воображение ожила. Успешная премьера Набукко (1842) восстановила репутацию композитора.

После Набукко были Ломбардцы ( итал. И Lombardi ' 1843), опера, тоже давала выход угнетенным патриотическим чувствам, а затем Эрнани ( итал. Ernani , 1844) по романтической драме В.Гюго - достижение, благодаря которому известность Верди вышла за пределы Италии. В последующие годы композитор, по его собственным словам, работал как каторжник. Опера писалась за оперой - Двое Фоскари ( итал. И due Foscari ', 1844), Жанна д'Арк ( итал. Giovanna d'Arco ', 1845), Альзира ( итал. Alzira , 1845), Аттила ( итал. Attila , 1846), Разбойники ( итал. И masnadieri , 1847), Корсар ( итал. Иl corsaro , 1848), Битва под Леньяно ( итал. La battaglia dи Legnano , 1849), Стиффелио ( итал. Stiffelio , 1850). В этих произведениях поверхностная, а иногда и легкомысленная ремесленная музыка прилагается к слабому либретто. Среди опер данного периода выделяются Макбет ( итал. Macbeth , 1847) - первый плод восторженного почитания композитором Шекспира, а также Луиза Миллер ( итал. Luisa Miller , 1849) - выдающееся произведение камерного стиля.

Джузеппина Стреппони

В 1848 году Верди продал свою недвижимость в Ле Ронколе, и за эти деньги он купил большую собственность в Санто-Агата, недалеко от Буссето. С 1847 по 1849 Верди находился в основном в Париже, где сделал новую, французскую редакцию Ломбардцы, названную Иерусалим ( итал. Jerusalem ). Здесь композитор встретился с Джузеппина Стреппони, певицей, участвовала в миланских постановках Набукко и Ломбардцы и уже тогда сблизилась с Верди. В конце концов, через десять лет они поженились.

В период 1851 - 1853 приходятся три зрелые шедевры Верди - Риголетто ( итал. Rigoletto , 1851), Трубадур ( итал. Иl trovatore , 1853) и Травиата ( итал. La traviata , 1853). В каждом из них отражена особая сторона дарования композитора. Риголетто по пьесе В.Гюго "Король забавляется" демонстрирует, кроме умения создавать живые, захватывающие мелодии, новую для композитора оперную форму - более связную, с меньшими контрастами между речитативом, достигающий характера поющего ариозо, и арией, которая отклоняется от установленных схем. Развитию действия способствуют написанные в свободной форме дуэты и другие ансамбли, в том числе знаменитый квартет в последнем акте - выдающийся образец умения Верди отразить в ансамблевой форме конфликт характеров и чувств своих персонажей.

Трубадур, основанный на испанской романтической мелодраме, содержит прекрасные образцы сильной, героической музыки, в то время как Травиата по ?семейной драмой" Дюма-сына "Дама с камелиями" завораживает пафосом чувств.

Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности. В 1855 ему заказали сочинение для Парижской оперы в характерном мейерберивському стиле - Сицилийская вечерня ( итал. Les vpres siciliennes ). Для того же театра он сделал новую редакцию Макбета ( 1865), а также создал Дона Карлоса ( 1867) для петербургского Мариинского театра написал Силу судьбы ( итал. La forza del destino , 1862). Параллельно с осуществлением этих грандиозных проектов Верди работал над более скромными операми в итальянском манериnbsp, - Симон Бокканегра ( итал. Simon Boccanegra , 1857) и Балом-маскарадом ( итал. Un ballo in maschera , 1859). Все эти произведения представляют собой романтические мелодрамы, основанные на более-менее правдивых исторических событиях. Хотя ни одна из перечисленных опер не отличается совершенством с драматургической точки зрения (этому препятствует склонность Верди перескакивать без достаточных оснований от одной эффектной сюжетной ситуации к другой), все они демонстрируют рост мастерства музыкальной характеристики и оркестровой драматургии (особенно это заметно в Симоне Бокканегра и Доне Карлосе).

Дж. Верди изображен на банкноте 1000 лир

После создания популярной трилогии Верди стал искать нового в Париже. Однако его отношения с французским зрителями складывались нелегко, и оперы в Париже оказали меньшее влияние, чем в Италии. Это были годы тяжелой работы: Верди, возможно, наконец писал не спеша, впрочем музыкальный мир менялся медленно, даже в Италии. Этот период завершился эксперимент в 1871 - Аидой, оперой, действия которого разворачивались в древнем Египте.

Верди явно нуждался в литературном партнере и он нашел его в лице А.Гисланцони, в сотрудничестве с которым родилось либретто Аиды ( итал. Aida , 1871) - шедевра в стиле французской ?большой оперы?, заказанной композитору египетским правительством для исполнения на открытии Суэцкого канала. В последующие двенадцать лет Верди работал очень мало, медленно редактируя некоторые свои ранние вещи.

1874 года Джузеппе Верди написал Реквием, толчком к написанию этого произведения стала смерть поэта Алессандро Мандзони, творчеством которого композитор увлекался. Впервые Реквием был выполнен в кафедральном соборе Милана и впоследствии получил мировую известность, правда католической церковью это произведение признан "очень театральным", и поэтому долго не допускался к выполнению в церкви.


1.4. Поздние годы

Еще более плодотворным оказалось совместная работа Верди в его поздние годы с Арриго Бойто (1842-1918), автором оперы "Мефистофель" и выдающимся поэтом. Сначала Бойто переделал неудовлетворительное либретто Симона Бокканегра (1881). Затем он превратил шекспировским трагедию Отелло (Othello) в либретто; этот шедевр Верди был поставлен в "Ла Скала" в 1887, когда композитору было уже 74 года. Музыка этой оперы "непрерывная", она не содержит традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы. Некоторые современники Верди считали, что на формирование его позднего стиля оказал влияние Вагнер. Но в действительности Верди пришел к нему сам. Он почти не был знаком с творчеством Вагнера.

После Отелло в 1893 был создан Фальстаф (Falstaff): в 80 лет Верди написал музыкальную комедию, вознаградила его за провал его первой музыкальной комедии "Король на час". Отелло и Фальстаф увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы.

Когда его поразил паралич, он все еще мог внутренним слухом читать партитуры опер "Богема" и "Тоска" Пуччини, "Паяцы" Леонкавалло, "Пиковая дама" Чайковского, но то, что он думал о оперы, написанные его непосредственными и достойными наследниками, осталось неизвестным. Умер Верди в Милане рано 27 января 1901 года.


2. Стиль

Предшественники Верди, повлиявшие на его творчество - Россини, Беллини, Мейербер и самый важный - Гаэтано Доницетти. За возможным исключением "Отелло", Рихард Вагнер на Верди не имел влияния. Уважая Шарля Гуно, которого современники считали величайшим композитором эпохи, Верди, однако, не позаимствовал ничего у великого француза. Некоторые пассажи в "Аиде" указывают на знакомство композитора с произведениями Михаила Глинки, которого Ференц Лист популяризировал в Западной Европе, вернувшись из турне по России.

На протяжении всей карьеры Верди отказывался использовать высокое до в тенорових партіях, посилаючись на те, що можливість проспівати саме цю ноту перед повним залом відволікає виконавців до, після, і під час виконання ноти.

Несмотря на то, что порой оркестровка у Верди искусное, композитор полагался в основном на свой мелодический дар для выражения эмоций героев и действия. Действительно, очень часто в операх Верди, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпаниаторской инструмент - например гитара. Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам Верди сказал как-то: "Из всех композиторов я самый невежда". Но поспешил добавить: "Я это серьезно говорю, но под" знаниями "я подразумеваю вовсе не знание музыки? (источник?).

Однако, было бы несправедливым утверждать, что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать ее до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктно новаторство (например, струнные, что вилитаеть по хроматической гамме в сцене Монтероне, в ?Риголетто?, чтобы подчеркнуть драматичность ситуации, или, тоже в ?Риголетто? - хор, который поет на "ммм .." за кулисами, весьма эффектно передавая приближения урагана) - характерно для творчества Верди - характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приемы из-за их мгновенной узнаваемость.

Верди был первым композитором, который специально занимался поиском сюжета для либретто, что лучше отвечал особенностям его композиторского дара. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистом и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался исключить из сюжета "ненужные" детали и "лишних" героев, оставляя лишь персонажи, в которых клокочут страсти, и сцены, богатые драматизм.


3. Произведения

Афиша премьеры "Травиаты" в Teatro la Fenice, 1853 год
Обложка издания оперы "Дон Карлос", 1869

3.1. Оперы


3.2. для хору

  • "Звучи, труба" (" Suona la tromba ") на слова гімну Г. Мамелі, для чоловічого хору й оркестру. Произведение 1848 р.
  • "Гімн націй" (" Inno delle nazioni "), кантата для високого голосу, хору й оркестру, на слова А. Бойто. Твір для Лондонської всесвітньої виставки. Перше виконання 24 травня 1862 р.

3.3. духовна музика

  • "Реквієм" ( "Messa da Requiem"), для чотирьох солістів, хору й оркестру. Перше виконання 22 травня 1874 р. у Мілані, у церкві San Marco.
  • "Pater Noster" (текст Данте), для пятиголосного хору. Перше виконання 18 квітня 1880 р. у Мілані.
  • "Ave Maria" (текст Данте), для сопрано й струнного оркестру. Перше виконання 18 квітня 1880 р. у Мілані.
  • "Чотири духовні п'єси" ("Quattro pezzi sacri"):
1. "Ave Maria", для чотирьох голосів (близько 1889);
2. "Stabat Mater", для чотириголосного змішаного хору з оркестром (близько 1897);
3. "Le laudi alla vergine Maria" (текст із "Раю" Данте), для чотириголосного жіночого хору без супроводу (кінець 80-х років);
4. "Тe Deum", для подвійного чотириголосного хору й оркестру (1895-1897). Перше виконання 7 апреля 1898 р. у Парижі.

3.4. Камерна, інструментальна і вокальна музика

  • Струнний квартет e-moll. Перше виконання 1 квітня 1873 р. у Неаполі.
  • Шість романсів для голосу з фортепіано на слова Дж. Віттореллі, Т. Б'янкі, К. Анджоліні й Ґете. Створено у 1838 р.
  • "Вигнанець" ( "L'Esule"), балада для баса з фортепіано на слова Т.Солера. Створено у 1839 р.
  • "Зваба" ( "La Seduzione"), балада для баса з фортепіано на слова Л. Балестра. Створено у 1839 р.
  • "Ноктюрн" ( "Notturno"), для сопрано, тенора й баса із супроводом флейти obligate. Створено у 1839 р.
  • Альбом - шість романсів для голосу з фортепіано на слова А. Маффеї, М. Маджоні й Ф. Романі. Створено у 1845 р.
  • "Жебрак" ( "Іl Poveretto"), романс для голосу з фортепіано Створено у 1847 р.
  • "Покинутая" ("L'Abbandonata"), для сопрано с фортепиано Создано в 1849 г.
  • "Цветочек" ("Fiorellin"), романс на слова Ф. Пиаве. Создано в 1850 г.
  • "Молитва поэта" ("La preghiera del poeta"), на слова Н. Соле. Создано в 1858 г.
  • "Сторнель" ("Иl Stornello"), для голоса с фортепиано. Создано в 1869 г. для альбома в пользу Ф. М. Пиаве.

4. Композитор-политик

В свое время Верди писал оперы более-менее "обычные". Позже, однако, создал искусно три работы, которым он обязан своей мировой известностью: Риголетто (1851), Трубадур, и Травиата (1853). Теперь он был на пике своего творчества. В течение двадцати лет (1851-1871) он написал оперы, одна лучше другой, которые до сих выполняют во всем мире.

Многие итальянских патриотов, которым был также вовлечен Верди находились в движении Рисорджименто, который направлен был на возрождение Италии как нации единой культурно и политически. Новые идеалы исповедовал и Верди. В 1859 году он был членом нового парламента Пармы и Модены, в 1861 - первым членом итальянского парламента. Однако в парламенте он хоть и был, но очень редко: "Членов 450, но в действительности является лишь 449, поскольку Верди в качестве члена не существует", - пишет в Пиавуго, один из его биографов. После двух лет политической жизни Верди мудро вернулся к своей музыке. Опера Верди будоражила патриотические чувства у людей. После премьеры оперы Бал-маскарад в 1859 году, его имя стало синонимом свободной Италии.



5. Библиография

  • Бушен А., Рождение оперы. (Молодой Верди). Роман, M., 1958. (Рус.)
  • Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира. М., 1986. (Рус.)
  • Орджоникидзе Г. Оперы Верди на сюжеты Шекспира, M., 1967. (Рус.)
  • Соловцова Л. А. Дж. Верди. М., Джузеппе Верди. Жизненный и творческий путь, М. 1986. (Рус.)
  • Тароцци Дж. Верди. М., 1984. (Рус.)
  • Эсе Ласло. Если бы Верди вёл дневник ... - Будапешт, 1966. (Рус.)
  • Budden, J. The Operas of Verdi, Volume I 3rd ed. - Oxford University Press, 1973. ISBN 0-19-816261-8.
  • Budden, J. The Operas of Verdi, Volume II 3rd ed. - Oxford University Press, 1973. ISBN 0-19-816262-6.
  • Budden, J. The Operas of Verdi, Volume III 3rd ed. - Oxford University Press, 1973. ISBN 0-19-816263-4.
  • Kamien, R. Music: an appreciation - student brief 3rd ed. - McGraw Hill, 1997. ISBN 0-07-036521-0.
  • Gal, H. Brahms, Wagner, Verdi: drei meister, drei welten. - Fischer, 1975. ISBN 3-10-024302-1.
  • Martin, G. Verdi: His Music, Life and Times 1st ed. - Dodd, Mead & Company, 1963. ISBN 2001456720.
  • Parker, Roger Giuseppe Verdi. - Oxford University Press, 2001.
  • Parker, Roger (1992): Verdi, Giuseppe in 'The New Grove Dictionary of Opera ", ed. Stanley Sadie (London, 1992) ISBN 0-333-73432-7
  • Phillips-Matz, Mary Jane Verdi: A Biography 1st ed. - Oxford University Press, 1993. ISBN 0-19-313204-4.
  • Michels, Ulrich dtv-Atlas zur Musik: Band Zwei 7th ed. - Deutscher Taschenbuch Verlag in association with B?renreiter Verlag, 1992. ISBN 3-423-03023-2.

5.1. Украинских вокальные переводы

  • ВЕРДИ Дж. Аида Опера в 4 действиях / Пер. А. Старицкой-Черняховской. - М.: Движение, 1927. - 61С.
  • ВЕРДИ Дж. Риголетто Опера в 3 действиях, 4 картины: Фрагм. либр. - Xаркив: Изд. Харк. академ. театра оперы и балета, [Б.Р.]. - 20 с.
  • ВЕРДИ Дж. Травиата Опера в 4 действиях: Фрагм. либр. / Ред. и доп. укр. пер. Л.Артем Прокофьева. - Xаркив: Изд. Харк. академ. гос. театра оперы и балета, 1937 - 20 с.


6. Музыкальные примеры

7. Источники и ссылки


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам