Диалектика ( греч. διαλεκτική - Искусство спорить, рассуждать) - метод философии, исследующая категории развития.

Слово "диалектика" происходит из Древней Греции благодаря популярности диалогов между Платоном и Сократом. Именно диалог между людьми, которые пытаются убедить друг друга, и дал название диалектическому методу в философии. В разные времена и эпохи возникали различные формы диалектической мысли.


1. Материалистическая диалектика

Принципы диалектики - выходные, объективны по содержанию идеи материалистической диалектики, что наряду с законами диалектики, категориями диалектики отражают общие закономерности процесса развития предметов и явлений объективной реальности и выполняют методологическую функцию в научном и философском познании. Прежде материалистическая диалектика опирается на принцип материалистического монизма, т.е. признает, что мир, все предметы и явления имеют единую материальную основу, материя первична и вечна, а дух вторичен. Следующий принцип - принцип единства диалектики бытия и диалектики мышления. Это означает, что материалистическая диалектика признает способность мышления человека познать этот мир, адекватно отразить его свойства. Эти принципы являются исходными не только для материалистической диалектики, но и для современной материалистической философии в целом.

Принципами собственно диалектики можно назвать принципы всеобщей связи и общего развития явлений в мире. Признание всеобщей связи явлений в природе, обществе и мышлении требует системного исследования этих явлений, в противоположность метафизическом метода, который рассматривает мир в совокупности изолированных явлений.

Признание принципа общего развития означает не только признание диалектикой наличия развития в природе, обществе и мышлении, но и отражает глубинную сущность процесса движения материи как самодвижения, формообразования нового, как саморазвития материи. В познании этот принцип требует исследования предметов и явлений действительности: а) объективно, б) в движении, в) в развитии, г) в самодвижении, д) в саморазвитии, т.е. через исследование противоречий этих предметов и явлений, развития этих противоречий и, таким образом, выяснение внутренних источников движения и развития. Это означает, что диалектика исходит из признания того факта, что предметы и явления имеют в своей основе противоположности, существуют через единство этих противоположностей. Обобщая можно сказать, что диалектика опирается на принцип единства и борьбы противоречий, на принципы перехода количественных изменений в качественные, на принцип отрицания отрицания. Как видим, в философском понимании этой проблемы основные законы диалектики и выступают как основополагающие, фундаментальные принципы и бытие, и осознание объективной действительности. Есть и другое понимание этой проблемы, когда с принципами включают также причинность, целостность, системность. В более широком толковании - это и принципы отображения, историзма, материального единства мира, практики, неисчерпаемости свойств материи и т.п..


2. Гегелевской диалектика

К Гегеля логика, как правило, рассматривалась как наука о субъективных формы мышления. Гегель не отрицает существование такой формы дисциплины, ее полезности для познания, называет ее наукой об элементарных формах и законах правильного мышления - формальная логика. Гегель пытается преодолеть субъективистское толкование логических форм и дать их объективное толкование как форм живого, реального содержания, форм развития всего конкретного содержания мира и его познания. Поэтому он ставит перед логической наукой универсальное задачу исследовать все общие закономерности развития познания, мышления как первоосновы всего, что существует.

Гегель делит свою логику на объективную, в которую включает учение о бытие и сущность, и на субъективную логику - учение о понятии (внешне похожую на традиционную формальную логику, хотя это разделение и носит условный характер). Вся логика, по его мнению, имеет объективное значение, совпадает с наукой о вещах, постигаемых в мыслях.

Наука о бытии, по Гегелю, рассматривает реальность, которая дана человеку в его чувственном восприятии. Синтез чувственного восприятия происходит в деяниях, которые превращают фрагменты представлений о бытии в единую целостную действие по внесению изменений в действительность.

Наука о сущности доказывает, что деяния могут строиться не только при использовании данных органов чувств. Сознательные изменения бытия могут осуществляться в результате использования понятий о чувственно не дано - сущность. Каждый предмет состоит из двух основных свойств: быть внутренне дифференцированным, составляющим из разных частей, свойств и быть целым, единым, неделимым при взаимодействии с другим предметом. Осознание факта, что предметы внутрь дифференцированные, а вместе с этим - единственные, позволяет использовать их, учитывая чувственно не данные свойства для чувственно данных изменений и, наоборот, истина заключается в том, чтобы понимать предмет как целое.

Учение Гегеля о понятии усугубляло аристотелевскую теорию о форму, которая формирует другие формы. Все, что существует, находится в процессе формирования того, что еще не существует. Вместе с этим то, что не существует, находится в форме понятия в том, что существует, в зачаточном состоянии. Поэтому владение понятием делает рассматривать существующее как уже несуществующее, недействительно, умирающее бытие. Истинное бытие, то, которое пробивает себе дорогу в существующем (которое определяет суть есть, из-за того, что будет) граничит с случайностью, теми условиями, обстоятельствами, которые никогда не воссоздаются, исчезнут как леса после постройки храма.

Истинное бытие всегда интегрирующий результат разнообразия прошлого, поэтому понятие о нем дается в форме конкретной идеи будущего.

Гегель развивает диалектическую мысль о том, что любое начало есть неразвитый результат, а результат является развитым началом. Мышление начинается с ощущения, происходит из эмпирии, но это только исходный уровень мышления, начальный этап своей деятельности. Мысли, понятия, категории, исследуются Гегелем, образуют ступени мышления, что само себя определяет.

Имеющиеся общие понятия находятся в непрерывном движении, в переходах от одних к другим до противопоставления самих себе. В противопоставлениях понятий открывается свойство мышления осуществлять переходы от одного к другому. Развитие понятий происходит путем перехода от односторонности, абстракций, бедных содержательно, к понятиям, богатых разноплановым содержанием.

Гегель рассматривает общие понятия, исторически сложившиеся в процессе познавательного развития, такие, как бытия, ничто, становление, качество, количество, предел, сущность, тождество, различие, противоположность, противоречие, необходимость, случайность, возможность и действительность т.д.. Гегелю удалось доказать, что все общие понятия взаимосвязаны между собой, что они фиксируют различные степени углубления человеком понимания сущности всего существующего.

Логика Гегеля является системой, логическая конструкция и содержание ее развиваются путем движения от абстрактного (бытия) к конкретному (идея). Этот метод движения логической науки представляется Гегелю движением самой объективности.

Гегелевская идея развивает сама себя по правилам диалектической триады: тезис - антитезис - синтез. Каждая логическая категория, как и каждый раздел всего курса логики, как и любая часть философской системы, в целом развиваются триадичная порядком: бытие - сущность - понятие, чувствительность - рассудок - разум, единичное-особенное-всеобщее ... Триадичнисть самодеятельности понятия - это принцип гегелевской философии, следует из его диалектического метода. Диалектический синтез противоположностей осуществляется либо покорением противоположных сторон, категорий третьей, высшей (причина - действие - взаимодействие), или установкой субординации (Соподчинение).

Гегель отличал два подуровня диалектической логики: рассудочное диалектику, которая способна свести вместе и противопоставить противоположные начала, но не может их синтезировать, показать их взаимопереходы, и разумную диалектику, что умеет это сделать. Развитие последней является самым большим историческим достижением Гегеля. Обобщенным выражением разумной диалектики стали три основных закона: перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания.


3. Диалектика как наука

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переход количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Как философская наука, она имеет длительную историю, уходя корнями античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии.

Итак, что же такое диалектика? Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о общие законы развития природы, общества и мышления.

Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает непрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.

Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Уже в этом Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

В средние века, когда философия почти на тысячу лет превратилась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалось богу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения, в учениях Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом.

Однако в наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля - это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический.

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу. По Гегелю, "только в понятии истина должна стихией своего существования" и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя является лишь отражена, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий.

К. Маркс не сразу пришел к материалистической диалектике, хотя размышления о диалектике есть в его ранних работах, в подготовительных тетрадях к докторской диссертации. Разработка принципов, категорий и законов диалектики шла наряду с освоением рационального содержания и критикой идеалистической диалектики Гегеля. В чем же отличие диалектики Гегеля и диалектики Маркса?

"Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, - писал Маркс, - ведь я - материалист, а Гегель - идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это как раз и отличает от нее мой метод ". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 32. С. 448.). Поэтому, по мнению К. Маркса, задача состояла в том, чтобы перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги и вскрыть под мистической оболочкой ее рациональное зерно.

Более подробно анализ противоположности диалектики Гегеля диалектике Маркса будет осуществлен в процессе рассмотрения законов и категорий диалектики. Здесь же следует особо подчеркнуть, что диалектика является не только наукой, но и методом познания мира. Что такое метод?

В общем плане метод познавательной деятельности - это способ достижения определенных результатов в познании мира. Метод познания задается объектом исследования, его особенностями. Иными словами, познанные закономерности движения и развития действительности составляют объективную сторону метода, а возникающие на их основе приемы, способы и формы исследования - субъективную. Сами по себе объективные законы не составляют метода. Им есть выработанные на основе этих законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний.

Единство мира предполагает существование общих приемов и способов познания, общих методов. Таким общим методом и является диалектика. Если диалектику как науку, как общую теорию развития мы используем для объяснения каких-то явлений, то для получения новых знаний мы используем ее как метод познавательной деятельности.

Однако в истории развития философского метода, кроме диалектического, существует и другой альтернативный метод - метафизический.

Под метафизикой понимаются учения, рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем - вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям.

С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя, в частности, в круговорот. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика - во внешних факторах, которые существуют вне предметами и вещами, считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счете часто приходит к идее первотолчка.

Следует сказать, что метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, поскольку был связан с определенной, начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралось на анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Анализ требовал рассматривать вещи как законченные, данные вне связи с другими.

Это соответствовало эпохе, когда естествознание занималось, главным образом, накоплением фактических данных, их эмпирическим описанием и классификацией. Но разложение вещей на отдельные части, классы правомерно только в ограниченных пределах, когда необходимо выделить отдельный предмет из общей связи явлений, разделить целое на части. Это необходимый и оправданный метод исследования, но за ним должен следовать второй - выявление связей и отношений, общих закономерностей и противоречий, от чего метафизика уже отказывается, неправомерно останавливаясь на полпути. Диалектика же требует исследовать явление, не исключая его из общей связи, не игнорируя его взаимодействий и взаимообусловленности.

Метафизика нередко проявляется в виде преувеличения момента устойчивости, покоя, что приводит к оправданию застоя, к догматизму. Главным признаком догматизма при решении теоретических и политических проблем является отказ от признания конкретности истины, т.е. зависимости от условий, времени и места. Положение, бывшие истинными для своего времени и обстоятельств, догматик превращает в неизменные догмы, якобы пригодны на все времена и для всех народов. В результате догматизм ведет к застою в научной мысли и общественной деятельности.

С другой стороны, абсолютизация изменчивости, движения, отрицание всякого, в том числе и относительного покоя ведут к релятивизму. Ярким примером релятивизма может служить высказывание древнегреческого философа Кратил, который говорил, что нельзя не только дважды, но и один раз ступить в одну и ту же реку. Этот философ преувеличивал изменчивость вещей, за которой терялись их относительная устойчивость, постоянство, равновесие.

Говоря о диалектике, мы определили ее прежде всего как учение о всеобщей связи явлений и их развития. В этой характеристике выделяются два главных принципа диалектики - всеобщая связь и развитие. Поэтому следующий важный вопрос, который следует рассмотреть, это сущность принципов диалектики.


См.. также