Надо Знать

добавить знаний



Диего Веласкес


Autorretrato de Velazquez.jpg

План:


Введение

Диего Веласкес ( исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez , МФА : [Djeɣo belaθkeθ] Дего Беласкес) (* 6 июня 1599 - 6 августа 1660) - испанский художник.

Автор жанровых картин и портретов.


1. Биография

Диего Веласкес родился в Севилье в 1599 году, в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Учился живописи в родном городе у Франсиско Эрреры-Старшего (Francisco de Herrera) и в Франсиско Пачеко (Francisco Pacheco), с дочерью которого, Хуаном Миранде, женился в 1618 году.

1.1. Назначение придворным художником

Молодой художник приобрел в Севилье достаточно хорошей репутации. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. В 1622 г. его впервые были отправлены в Мадрид. Но, несмотря на то, что земляки, державшиеся в столице вместе, пытались ему помочь, стать перед королевскими очами ему не удалось.

Расстроившись, Веласкес вернулся в Севилью. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев ( 1623), как его догнал письмо от севильцев, который служил королевским капелланом. Он писал ему, что придворный живописец Родриго де Вильяндрандо умер, и место стало вакантным. Веласкес немедленно отправился ко двору, остановился в доме своего друга капеллана и написал его портрет. Другой севилець, камердинер кардинала-инфанта (королевского брата), отнес портрет во дворец и показал хозяину. Кардинал-инфант пришел в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. В то время изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Ему оно понравилось настолько, что он приказал брату - кардиналу-инфанта, уступить ему очередь позирования. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.

Картина произвела фурор (Портрет Филиппа IV с просьбой", 1623 г., не сохранилась). Веласкесу выплатили гонорар, затем назначили ренту, а также приняли на должность придворного художника. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского до Апеллеса : "никто, кроме тебя, писать меня больше не будет".


1.2. Первое путешествие в Италию

Венера с зеркалом, около 1644-1648, Лондонская Национальная галерея
Портрет папы Иннокентия Х

В 1629 - 1631 году Веласкес путешествует по Италии. Знакомство с произведениями великих художников Италии повлияло на стиль живописца - он стал более свободным и блестящим, колорит менее темным в тенях, передает натуру в ярком освещении.


1.3. Возвращение в Мадрид (зрелый период)

В 1634 г. известный художник получил почетное звание королевского гардеробмейстера, в 1643 году - камердинера, в 1642 - 1644 гг он сопровождал короля в его походе на Арагон.

1.4. Второе путешествие в Италию

В конце 1648 года Веласкес совершил второе путешествие в Италию - наиболее удачным произведением, написанным в этой поездке, стал портрет папы Иннокентия X. В Италии художника ждал шумный успех, был избран членом римской академии.

Посетил Веласкес и Неаполь, тогда принадлежал Испании.Владу испанской короны олицетворял вице-король.Придворним художником испанького короля в Неаполе был Хосе де Рибера. Так встретились два великих испанских мастеров 17 столиття.Веласкес не чувствовал в Рибери конкурента и всячески способствовал приобретению картин Риберы в Мадрид, хотя их художественные манеры значительно расходились.


1.5. Возвращение в Мадрид (поздний период)

В 1651 г. Веласкес вернулся в Мадрид. Этим событием искусствоведы датируют начало позднего периода его творчества.

1.6. Болезнь и смерть

В 1652 г. художник был назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность Веласкеса (в его обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе) отнимала много сил и времени. После большого праздника на границе с Францией, посвященного бракосочетанию инфанты Марии-Терезии с французским королем Людовиком XIV, художник тяжело заболел, и вскоре после возвращения в Мадрид, 6 августа 1660 умер.

Лас Менинас, 1656-57, Прадо

2. Творчество

2.1. Севильский период

Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов ( исп. bodegon - Трактир). В общем, это были натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки. ("Завтрак", около 1617 - 1618, "Старая кухарка", около 1620, "Завтрак двух юношей", "Водонос", около 1621). В похожем стиле написаны и несколько религиозных картин этого же периода - Поклонение пастырей", "Поклонение волхвов" (1619), "Христос в доме Марфы и Марии" (около 1620).

Прежде всего в них чувствуется внимательное изучение молодым Веласкесом караваджистського искусства, много образцов из которого были доступны в Севилье. А также долгое пребывание в мастерской Пачеко: работа с натуры, тщательность рисунка, точность сходства с моделью.


2.2. Придворный живописец

Филипп IV Испанский, 1656

В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Он обращается к экстраординарным для испанской живописи античных сюжетов ("Вакх, или пьяницы", 1628 - 1629, "Кузница Вулкана", 1630), а также исторических - "Сдача Бреды" ( 1634).

Портреты, созданные Веласкесом в 1630-1640 годах, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Хотя в портретах Веласкеса обычно отсутствуют жесты и движение, они очень реалистичны и естественны. Фон подобран так, чтобы максимально видтинюваты фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Веласкесу удавалось в портрете передать характер человека, показать противоречивость черт его характера.

Самые портреты дона Хуана Матеос ( 1632), генерала Оливареса ( 1633), конный портрет короля Филиппа III ( 1635), папы Иннокентия X ( 1648).

Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени присущи артистизм и психологическая завершенность ( инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655-1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660).


3. Ученики и последователи

Непосредственным продолжателем и наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиско - Хуан Батиста дель Масо (Juan Bautista Martinez del Mazo). Но он не обладал талантом своего предшественника, и смог воспроизводить лишь некоторые внешние формы. Другой ученик Веласкеса - Хуан де Пареха, мавр, который был слугой в его мастерской. (Веласкес изобразил этого негра на одном из лучших своих портретов). Пареха писал портреты и религиозные картины.

После Веласкеса при мадридском дворе короля Карла II работали Клаудио Коэльо и Хуан Каррено де Миранда. Со сменой правящей династии ( испаньски Бурбоны) французское барокко и рококо вытеснило в высших слоях столь прекрасно созданный Веласкесом реализм и натурализм. Позже к наследию Веласкеса обратились уже романтики и импрессионисты.

Тарас Шевченко, как и его учитель Карл Брюллов, высоко ценил Портерт Веласкеса. В повести Художник он вспомнил Портерт в Строгановском галереи, приписывалась тогда Веласкесу, и копию Брюллова с этого портрета.


4. Известные картины

Инфанта Маргарита Австрийская, 1660
Неизвестный

4.1. Бодегонес, утренний период.


4.2. Религиозные и мифологические сюжеты

  • "Поклонение волхвов" (1619, Прадо, Мадрид).
  • "Христос в доме Марфы и Марии" (1620, Национальная галерея, Лондон).
  • "Изгнание мавров (1627, Прадо, Мадрид).
  • "Триумф Вакха или Пьяницы (1628, Прадо, Мадрид).
  • "Кузница Вулкана" (1630, Прадо, Мадрид).
  • "Распятый Христос" (1632, Прадо, Мадрид).
  • "Сдача Бреды (Лес Копий)" (1634, Прадо, Мадрид).

4.3. Портреты

(Всего было написано полтора десятка портретов короля в течение 37 лет).
  • "Портрет папы Иннокентия X" (1648, Рим).
  • "Портрет инфанты Марии Терезы" (1651, собрание Леман, Нью-Йорк).
  • "Портрет инфанты Маргариты Австрийской" (1660, Прадо, Мадрид).
  • "Портрет Хуана Матео, королевского обер-егермейстер", Дрезден, Галерея старых мастеров
  • Портретный этюд папы римского Иннокентия 10го, Вашингтон, Нац.галерея.

5. Библиография

  • C. Justi, "Diego Velazquez und sein Jahrhundert" (Бонн, 1888, 2 т.);
  • W. Stirling Maxwell, "Velazquez und seine Werke" (перевод с английского, Берлин, 1856)
  • Paul Lefort, "Velazquez" (общедоступная работа, входящая в сборник серии книг: "Les Artistes clbres").

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам