Надо Знать

добавить знаний



Дизельное топливо



План:


Введение

Дизельное топливо

Дизельное топливо - жидкое вещество, что является главным видом топлива для дизельных двигателей.

Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново - газойлевая фракций прямой перегонки нефти.


1. Производство

Как и бензин, дизельное топливо является смесью парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов, выделяемых из нефтяной рапы путем дестиляции с добавлением (не более 20%) компонентов каталитического крекинга.

2. Характеристики

Основной показатель дизельного топлива - цетановое число (Л-45). Цетановое число характеризует способность топлива к воспламенению в камере сгорания и равно объемному содержанию цетана в смеси с α-метилнафталином, которое в стандартных условиях ASTM D613 имеет одинаковую воспламеняемость по сравнению с исследованным топливом. Плотность дизельного топлива 0,79 - 0,97 г / см , температура вспышки 35-80 С ( температура вспышки, определенная по ASTM D93, для дизельного топлива должна быть не выше 70 C). Температура перегонки, определенная по ASTM D86, для дизельного топлива не должна быть ниже 200 и выше 350 C. Температура помутнения для летних сортов не выше -5 C, а для зимних - от -25 до -30 C. Температура застывания должна быть на 5-10 С ниже температуры помутнения.

На территории стран СНГ дизельное топливо изготавливают по ГОСТ 305-82, который предусматривает три марки дизельного топлива:

  • летнее;
  • зимнее;
  • арктический.

В Украине действует государственный стандарт технологических условий по изготовлению дизельного топлива ДСТУ 3868-99. Этим стандартом предусмотрено две марки дизельного топлива:

  • летнее;
  • зимнее.

Качество дизельного топлива в странах Европейского сообщества (спецификация EN 590) нормируется по следующим маркам:

введена Массовая доля серы,%, не более Цетановое индекс, не менее Содержание полиароматических углеводородов,%, не более
Евро-2 с 1996 0,05 49 11
Евро-3 с 2000 0,035 51 11
Евро-4 с 2005 0,005 51 11
Евро-5 с 2010 0,001 51 11

С 2008 г. Лисичанский нефтеперерабатывающий завод перешел на технологию производства дизельного топлива по украинской ДСТУ 4840:2007 "Дизельное топливо повышенного качества". По содержанию серы это топливо разделяют на два вида:

  • И - массовая доля не более 0,001% (соответствует требованиям стандарта Евро-5 EN 590).;
  • II - массовая доля не более 0,005% (соответствует требованиям стандарта Евро-4 EN 590) [1].

Таблица - Требования к качеству дизельных топлив в Калифорнии (США) и Швеции

Показатель Калифорния Швеция
Кл. 1 Кл. 2
Температура начала кипения, не ниже, С 170 180 180
Выкипает 90%, не выше 320 - -
Выкипает 95%, не выше - 285 295
Серы 0,05 0,001 0,005
АВ * 10 5 20
ПЦАВ ** 1,4 0,02 0,1
Минимальный цетановое число 48 50 47
Плотность при 15 C, кг / м 3 830-860 800-820 800-820
  • ароматические углеводороды; ** полициклические ароматические углеводороды

Таблица - Присадки к моторному топливу

Присадки Назначение
Антиоксидантные стабилизаторы Повышают окислительную стабильность топлив, тем самым предотвращая смоло-и осадкообразования
Деактиватора металлов Связывают в неактивные комплексы медь, железо и другие металлы - промоторы окисления углеводородов
Моющие присадки Уменьшают образование отложений на деталях двигателей и топливной аппаратуры, в том числе двигателей с непосредственным впрыском бензина. Дополнительно предоставляют топливам протильодови и антикоррозийные свойства
Антидимни присадки Уменьшают концентрацию дыма в газах дизельных двигателей, но мало влияют на выбросы других токсичных компонентов
Антинагарни присадки Уменьшают нагарообразование в камере сгорания, на клапанах и распылителях форсунок дизельных двигателей
Антисажови присадки Снижают температуру сгорания сажи на поверхности сажевых фильтров
Антидетонаторы Предотвращают детонационном горению бензинов
Промоторы зажигания Улучшают зажигания дизельных топлив
Антистатические присадки Предотвращают накопление зарядов статического электричества в топливах
Биоциды Предотвращают порчу топлива микроорганизмами
Диспергирующие присадки к мазутов Повышают физическую стабильность остаточных топлив, улучшают их смесеобразования с воздухом, имеют защитные свойства
Катализаторы горения мазутов Повышают эффективность горения остаточных топлив

3. Использование

Дизельное топливо используется в двигателях, установленных на большегрузных автомобилях, тракторах и дорожных машинах, на водном и железнодорожном транспорте, в различных энергетических установках и выпускается двух видов: легкое, маловязкое топливо - для быстроходных дизелей и тяжелое, высоковязкие топлива - для тихоходных дизелей.

Основные потребители дизельного топлива - железнодорожный транспорт, грузовой автотранспорт и сельскохозяйственная техника. Различают так называемое зимнее и летнее дизельное топливо. Производство зимнего топлива является более дорогим, но без предварительного подогрева невозможно использовать летнее топливо при -20 C, например. Еще одной проблемой является повышенное содержание воды в дизельном топливе. Вода отслаивается при хранении дизтоплива и собирается внизу, т.к. плотность дизтоплива меньше 1 кг / л. Водяная пробка в магистрали полностью блокирует работу двигателя.

В последнее время в рамках борьбы за экологию жестко нормировано содержание серы в дизельном топливе. Под серой здесь понимается содержание сернистых соединений - меркаптанов (R-SH), сульфидов (RSR), дисульфидов (RSSR), тиофенов, тиофанив и др.., а не элементарная сера как таковая; R - углеводородный радикал. Содержание серы в нефти находится в пределах от 0,15% (легкая нефть Сибири), 1,5% (нефть Urals) до 5-7% (тяжелые битуминозные нефти); допустимое содержание в судовом топливе - до 1%, а по последним нормативам Европы и штата Калифорния допустимое содержание серы в дизельном топливе не более 0,001% (10 ppm). Понижение содержания серы в дизтопливе, как правило, приводит к уменьшению его смазывающих свойств, поэтому для дизельных топлив с ультранизким содержанием серы обязательным условием является наличие приложений.

Альтернативой дизельному топливу является биодизель и эмульгированных дизельное топливо.

Порядковый номер согласно принятой ООН системой: 1202, класс - 3.


4. Биодизель

Биодизель имеет цетановое число не менее 51 (обычно 42-45), температуру вспышки более 150 C, имеет лучшие смазочные характеристики. Главный недостаток - ограниченный срок хранения после изготовления - 3 месяца.

Изготавливается из смеси растительного масла (обычно рапсового или соевого) и метилового спирта в соотношении 10-7 к 1 на простых и компактных технологических установках.

5. Эмульгированные дизельное топливо

Альтернативой обычному дизельному топливу является добавление в обычное дизельное топливо 20% воды и 1% эмульгатора. Смесь можно использовать в обычных дизелях без их переработки. Цвет смеси - мутно белый. Срок хранения после приготовления - около трех месяцев. Технология применяется в Германии.

6. Сноски

Источники

  • Статья с Русскоязычной Википедии. Просмотрен 3 мая 2008.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам