Надо Знать

добавить знаний



Диоген Синопский



План:


Введение

Диоген в бочке Джона Уильяма Уотерхауз, 1882 год.
Диоген Жана Леона Жерома, 1860 год.
Диоген в поисках человека Дж. Г. В. Тишбена, 1780-е.

Диоген Синопский ( дав.-гр. Διογένης ὁ Σινωπεύς , Ок. 412 до н.е., Синоп - 10 июня 323 до н.е., Коринф) - древнегреческий философ - киник.

Родом из Синопа, большую часть жизни провел на городской свалке вблизи Коринфа. За квартиру ему служил пифос. Ученик основателя кинизме философа Антисфена. Произведений не писал и слыл прежде всего благодаря притчами и высказываниями, которыми сопровождал нестандартные, с загальнозвичнои точки взгляда, ситуации в жизни. Все сведения о жизни и взгляды Диогена Синопского взяты из анекдотов о нем, опубликованных в книге Диогена Лаэртского "О жизни, учения и высказывания знаменитых философов".


1. Личность

Диоген был человеком, который сегодня назвали бы изгоем. Он не занимался поиском работы и не имел собственного имущества и постоянного места жительства. И поэтому он ночевал в храмах, в славной кадке. Вместо матраса он подкладывал листья - единственный намек на комфорт. Он носил старого поношенного плаща, опирался на палку, за плечами носил небольшой мешок со всем самый нужный. Вспоминали такой случай: он увидел, как мальчики пьют воду с реки прямо из рук. Диоген был озадачен: "Потребности ребенка - и то меньше моих". Он выбросил свой кубок, считая, что он ему больше не нужен. Он считал, что природа наделила человека всем, что ей надо.

Диоген вовсе не считал себя бедняка. Он доказывал, что все принадлежит философам: "Все вещи принадлежат богам. Мудрецы - это друзья богов. И так, как между друзьями все общее, все вещи мира принадлежат философам".

Однако Диоген не избегал людей. Напротив, он пользовался каждой возможностью говорить с народом - и ему было что сказать. Славы зажила его критика традиций и глупостей. Он критиковал людей независимо от того, хотели они слушать его или нет. Если он начинал полемизировать - на него обращали внимание все. Можно только удивляться, как его избили плетьми или не судили. Ведь под его критику попадали богачи и влиятельные люди, даже мифологизированные герои легенд. Например, греки относились к мифу о Эдипа как к большой трагедии. А Диоген смеялся над ней, а главного героя считал слабого человека. Греков это шокировало. Однако были и разительнее вещи. Диоген считал каннибализм за естественную дело (но сам этого не опускался).

Диогеновою целью была "шоковая терапия". С ее помощью он заставлял людей думать. Диоген шокировал своим поведением и очень известных людей. Например Александр Македонский, узнав о славном философа, позволил Диогену пожелать чего-нибудь. И тогда Диоген ответил: "Отойди, ты застит мне солнце!" Звездам Олимпийских игр также доставалось от Диогена. Однажды он спросил у победителя: "За что ты получил венок победителя?. Атлет гордо ответил: "За то, что я победил в поединке с сильнейшими людьми Греции!" - "Сильными? Вряд! Будь они сильнее тебя, то ты бы их не преодолел". - "Хорошо, я одержал победу над равными мне в борьбе". - "Да-да. Но если ты их победил, значит, вы-таки были не равны". Атлет согласился. На это Диоген рассмеялся: "И ты радуешься тому, что победил слабого. Это каждый сможет!"
Диоген смеялся просто из всех. Его даже прозвали собакой. Греческой "собака" - kynikos - отсюда и происходит слово "циник".
Диогене цинизм не пощадил даже смерти. Умирая, он сказал, чтобы его тело выбросили в поле - чтобы дикие звери съели его. Диоген умер в Коринфе, и мещане установили ему памятника, на котором было написано: время отточите и камень, и спиж, но твои слова, Диоген, жить вечно. "


2. Мнения

Согласно киничного принципу - "жить с природой" - Диоген отказался от каких-либо общепринятых человеческих форм существования: жилья, посуды, одежды (пробовал даже есть не приготовленную пищу, но не смог переварить сырое мясо), это было осуществлением на практике радикальной позиции, по которым надо уничтожить человеческую цивилизацию и культуру и вернуть людей к "естественному" социальному состоянию. Практика упрощения в европейской традиции берет начало именно от Диогена. В загальнометафизичному плане Диогену взгляды тождественны взглядам Антисфена и других киникив: имеет право на существование только то, что соответствует природе: все человеческие установления избыточные и вредные, надо отказаться от любого приобретения, ибо только такой отказ делает человека свободным; нельзя позволять себе наслаждений, нужно оставаться равнодушным к любым искушениям. Несмотря откровенную асоциальность, современники уважали Диогена, и вместе с Сократом Диоген с античных времен был узирцем мудреца.


3. След в истории

О Диогена рассказывали много басен. Якобы он посреди дня ходил по агоре с фонарем и говорил, что ищет (настоящую) Человека.

Относительно Александра Македонского, историки утверждают, что эти две выдающиеся исторические личности так и не поняли друг друга. Александр Македонский поделился с Диогеном своими планами покорения Индии. Диоген вместо сказал, что ничего хорошего, кроме лихорадки он в Индии не получит. А йоги и тому подобные факиры - это вообще гадость. Диоген предложил Македонскому вместо залечь в соседнем пифосы. Александр не согласился, и поскакал "освобождать" Индию. А зря. Случилось так, как говорил Диоген. Александр Македонский умер в Индии от малярии. Старый Диоген надолго запомнил его, и каждый, вспоминая великого полководца, сокрушенно качал головой: "А как хорошо нам бы велось вдвоем, ибо вокруг такое барахло! Настоящую человека днем ​​с огнем не найдешь ..."

Когда, будучи в изгнании в Афинах, Диоген узнал, о том, что Платон утверждает, будто человек - это животное на двух ногах, лишенное перьев, он якобы принес ему в Академию общипанного петуха и сказал: "Вот твой человек!".


4. Афоризмы

  • Поступай с вельможами, как с огнем: не стой ни слишком близко, ни слишком далеко от них.
  • Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.
  • Бедность сама прокладывает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность заставляет доказывать делом.
  • Сквернослов есть злейший из диких зверей; льстец - самый опасный из ручных животных.
  • Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадания и астрология - сумасшедшие; предрассудки и деспотизм - несчастной.
  • Те, кто держит животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
  • Смерть - не зло, ибо в ней нет бесчестья.
  • Философия дает готовность к любому повороту судьбы.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам