Надо Знать

добавить знаний



Дионис



План:


Введение

Дионис с пантерой и сатиром

Дионис ( греч. Διώνυσος , Dionysos, Bakchos), Вакх, Бахус ( греч. Βακχος , лат. Bacchus ) - Один из самых популярных богов древней Греции, бог растительности, плодородия, влаги, покровитель виноградарства и виноделия. В переносном смысле Дионис Бахус-Вакх - вино и связанные с ним веселье.


1. Культ Диониса

Как мифологические, так и исторические формы его культа очень разнообразны в своем последовательном развитии, иногда противоречивые, на них отразились явления древней жизни: религиозные (мистерии, учение орфиков), художественные (происхождение античной драмы) и общественно-бытовые (праздники дионисий). Диониса можно рассматривать с двух позиций: во-первых, он народный греческий бог виноградной лозы, покровитель растительности, распространитель мягких обычаев и культуры, во-вторых, - чужеземное божество, имя которого связано с экстатическими культами и мистическими обрядами, зародились в Фракии.

Само имя Диониса - фракийского происхождения и означает "сын бога" (dio-nysos). Другое название бога - Вакх также происходит из Фракии. В эпосе Дионис упоминается редко и еще не входит в сонм олимпийских богов, и в более поздние времена он был менее популярным среди аристократии, однако культ его был распространен среди простого люда. Недавно найденные пилоськи таблицы, относящиеся к 2 тыс. до н. е., в которых уже упоминается Дионис. Он живет среди людей, веселя вином их сердце, путешествует по миру в сопровождении Силена и шумного почту сатиров и менад и везде, распространяя свой ​​культ, пропагандирует виноградарство. В Еврипида находим первоначальный греческий миф о рождении Диониса от Фив царевны (дочери Кадма) Семелы и Зевса, который посетил ее в образе смертного мужчину. Перед рождением Диониса ревнива Гера посоветовала Семеле попросить Зевса, чтобы он предстал перед ней во всем своем величии и блеске. Зевс выполнил ее просьбу и сжег молниями свою любовницу, но успел спасти недоношенного сына, которого зашил себе в бедро, а затем, когда ребенку пришло время появиться на свет, отдал его на воспитание нимфам долины Нисы. Здесь, в лесных дебрях молодой бог впервые нашел виноградную лозу, тут же завязалась тесная дружба с лесными божествами - силенами, сатирами, нимфами и кентаврами.

Гера наслала на Диониса безумие, он скитался по Египет и Сирии, пришел к Фригии, где богиня Кибела вылечила его и приобщила к своим оргиастические мистерий. Побывав в Индии, Дионис вернулся в Грецию, в Фивы. Между островами Икария и Наксос на Диониса напали разбойники, но, испугавшись его удивительных превращений (в медведицу и льва), бросились в море и превратились в дельфинов. На Наксосе Дионис встретил Ариадну, которую покинул Тесей, и женился на ней. Мифы о преследовании Диониса в некоторых местностях Эллады свидетельствуют о том, что оргиастический культ, который пришел с Фракии, встретил значительное сопротивление, прежде чем был принят греческими гражданами. По всей Греции особо почитали Диониса в период зимнего солнцестояния. Декабрьские праздники отмечали ночью. Женщины с зажженными факелами, пением, бегали по горным ущельям. Те обряды, в которых участвовали вакханки, сатиры, менады, называли оргиями (от греческого слова orge - возбуждение). Безумные танцы, дикие крики и оглушительная музыка вызвали экстаз, религиозную нестямнисть, которую считали духовным единением с божеством. Уже в древности Диониса почитали в Дельфах наряду с Аполлоном, тут же весной праздновали брак Диониса с Ариадной. Интересное сочетание в одном святилище бога ясного и созерцательного начала в искусстве - Аполлона с Дионисом, который олицетворяет экстаз, вдохновение и страдания. Наибольшего развития культ Диониса достиг в учении орфиков. В их мифологии Дионис - сын Зевса и Персефоны, растерзанный титанами (Дионис Загрей, Первый Дионис). Афине удалось спасти только его сердце, и Дионис был вновь возрожден благодаря Зевсу (Второй Дионис, сын Семелы). Земные страдания - "страсти Диониса", его гибель и возрождение составляли главное содержание мистерий орфиков, к которым допускались только посвященные, что накладывали на себя некоторые аскетические обеты. Те самые "страсти Диониса" воспевались в дифирамбах и изображались в театральных представлениях, из которых развилась античная драма.


2. Дионисии

Культ Диониса в Аттике связан с циклом народных праздников. Главные из них:

1) малые, или сельские, Дионисии, которые устраивались в селах в декабре (при первой пробе молодого вина). Тогда проходили веселые процессии с песнями, грубоватыми шутками, танцами и импровизированными спектаклями странствующих актеров;

2) лене (праздник винных чанов) - отмечались в Афинах, в последние дни января, с забавами, шествиями и театральными представлениями;

3) Антестерии, которые происходили 11 - 13 антестериона (первого месяца весны). В первый день открывали бочки, пробовали свежий вино и делали символические помолвке жены архонта с Дионисом. На другой день, в так называемое "праздник жбанов" соревновались, кто больше выпьет вина; победитель получал кубок с вином, день заканчивался веселой процессией. Третий день отмечали постом и жертвами, оставляя застелены столы умерших

4) большие, или городские, Диониса - праздник весны, длительно 6 дней 28 марта в 2 апреля.

На праздник приходили жители всех окрестностей и даже иностранцы. Дионису отдавали почести как спасителю народа от нищеты и под пение дифирамбов хором мальчиков несли старинную статую бога. Праздники отмечали веселыми шествиями масок и четырехдневную представлениями трагедий и комедий в Большом театре Диониса. Культ Диониса, распространяясь географически, углублялся и изощрялся в новых учениях (например, у пифагорейцев), отражая новые исторические явления (походы Александра Македонского породила новые рассказы о победное шествие Диониса и его свиты в Индию). Этот культ оказался чрезвычайно живучим, и еще в VII в. н. е. церкви приходилось бороться с его пережитками в народном быту и сознании. В Риме Диониса почитали под именем Бахуса (видоизменение названия Вакх), праздники в честь назывались вакханалии. Впоследствии Дионис-Бахус в Италии сливается с местным божеством плодородия Либером. Сначала Диониса изображали в форме грубой деревянной статуи, едва подобной человека.


3. Античные изображения

Античные статуи его можно разделить на два типа. Это - задрапированный в пышные сборки восточного царского одежды величественный человек с длинными волосами и густой бородой (индийский Дионис) или красивый обнаженный юноша с мягкими, почти женскими чертами и венком из виноградных листьев на голове. Иногда изображался даже мальчишки на руках Гермеса (статуя Праксителя). В многочисленных статуях, барельефах и картинах мы видим Диониса молодым, красивым, свежим, с чрезвычайно деликатными, что холеным чертами, в венке из плюща или виноградных листьев, с тирсом в руках, с гроздью винограда или бокалом с двумя ушками (безмена). Он отдыхает в тени виноградной лозы едет на колеснице, запряженной львами или тиграми. Как правило, его сопровождают пантера, леопард, тигр, и он порой склоняется к ним, чтобы дать им выпить вина с Жбана. В жертву Дионису приносили козла или зайца, вино, смешанное с водой. В новую эпоху сюжету мифов о Дионисе обращались в живописи Тициан, Дж. Романо, А. Карраччи, Питер Пауль Рубенс, Николя Пуссен (особенно популярными были сцены встречи Д. и Ариадны) в скульптуре - И. Г. Даннекер, Бертель Торвальдсен; в музыке - А. Даргомыжский, Клод Дебюсси, Рихард Штраус, Жюль Массне.


Литература


п ? о ? р Олимпийские боги


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам