Надо Знать

добавить знаний



Дипломат



План:


Введение

Дипломат - должностное лицо, уполномоченное правительством вести переговоры с представителями иностранных государств.


1. Общая характеристика современной дипломатической службы

Современный этап дипломатической службы охватывает вторую половину XX в. Данный период разительно отличается от всех предыдущих цивилизационных спиралей развития человечества. Это новое качество базируется на принципиально новых технологиях и нормах экономического и социально-политического развития общества, новых информационных системах, гигантских изменениях (к сожалению, негативных) В естественном окружающей среде. К тому же качественно новые политические трансформации произошли в конце 80-х - начале 90-х годов, когда мировая теория и практика тоталитаризма потерпели историческое поражение и перед человечеством очень остро встал вопрос - как жить дальше в этих новых условиях, чтобы удержать равновесие, не скатиться в пропасть всеобщего хаоса?

Отметим, что именно на этом этапе окончательно формируется международно-правовой кодекс дипломатии, "правила игры" становятся универсальными и четко определенными. С принятием Устава ООН в 1945 г.. Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН в 1946 г.. Венской конвенции о дипломатических сношениях в 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях в 1963 г.. Конвенции о специальных миссиях 1969 г., Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера в 1975 г. и целого ряда других международно-правовых актов мировая дипломатия получила цивилизационный инструментарий для ведения своих дел в новых исторических условиях.

Учитывая эти обстоятельства профессия дипломата в наше время приобрела еще больший вес. Дипломатия стала чрезвычайно значимой, влиятельной, ответственной как за двусторонние, так и глобальные межгосударственные отношения. Классический образ дипломата, выведен Бомарше, который вложил в уста Фигаро такой приказ дипломату: "Притворяться, будто не знаешь, о чем же знаешь, будто знаешь то, чего не знаешь, вслушиваться в то, чего не понимаешь, и не слышать того , что понимаешь, делать большой секрет из того, что не является тайной, и уединиться с пером наготове, чтобы сделать глубокомысленный вид в то время, как в голове ничего, изображать важную персону, насаждаты шпионов и удерживать предателей, отклеивать печати и перехватывать письма и стараться оправдать подлость средств величием цели ", - не уже актуальным, хотя некоторые" черты "в этой характеристике профессии дипломата, конечно, если воспринимать их с определенной долей иронии, остаются неизменными и в наше время. Бесспорно, замечание выдающегося дипломата XIX века. Талейрана о том, что язык дан дипломату, чтобы не выбрасывать, а скрывать свое мнение, является справедливой и сейчас. Можно вспомнить высказывание известного французского дипломата Альберта Муссе, который в 1926 г. писал: "Способным является тот дипломат, кто с интересом слушает малозначительные вещи и выглядит равнодушным, когда речь идет о вещах для него важны". Все это правильно. Но перетягивать одеяло на себя ни дипломатия мира сегодня позволить себе просто не может. Человечество как никогда плотно сидит в одной лодке. И классическая победа, вроде XVIII - XIX - начала XX вв., Одной страны над другой может стать началом конца благополучия не только его собственного, но и общечеловеческого. Ведь не смогут считать себя счастливыми экономически благополучные Западная Европа и Северная Америка, когда Юг планеты оставаться зоной голода, неграмотности, растущего терроризма, СПИДа, наркотиков.

Итак, роль дипломатии, а затем и дипломата, учитывая объективные обстоятельства, в наше время неизмеримо возросла. Именно он - Дипломат - в сложных условиях сегодняшнего призван находить эффективные формулы компромисса, разблокировать конфликты, предупреждать негативное развитие событий, давать правительствам и президентам безупречно взвешенные предложения и дельные советы. Это очень интересная и ответственная профессия.



2. История

2.1. Древние времена

О дипломатии, в настоящем понимании этого термина, можно говорить лишь с появлением государства, хотя ее истоки восходят времена родовых общин. Еще в античный период вожди общин были знакомы с практикой ведения дипломатических переговоров перед решением войны. Поэтому возникает необходимость обеспечить определенную неприкосновенность лиц переговорного процесса. Личная неприкосновенность вестников и посредников положила начало развитию института неприкосновенности, который стал одним из главных принципов дипломатического права в будущем.

Источником истории дипломатии этого периода также законы Ману. Несмотря на то, что законы Ману является сборником законов древней Индии, они уделяют много внимания личным качествам дипломатов, от которых зависит успех дипломатических миссий. Дипломатическое искусство, по законам Ману, заключается в умении предотвратить войну и укрепить мир. Мир и его противоположность (война) зависят от послов, поскольку только они создают и ругают союзников. В их власти находятся те дела, через которые устанавливается мир или начинается война между царями. А потому, по законам Ману, дипломат должен быть человеком предусмотрительным, всесторонне образованным и способным привлекать к себе людей. Он должен уметь распознавать планы иностранных обладателей не только за их словами или делами, но и жестами и выражением лица. Соответственно, дипломат должен быть человеком зрелого возраста, представительным, смелым, оратором, преданным делу, честным, иметь хорошую память. Наиболее сложные вопросы международной жизни нужно решать дипломатическим путем. Сила стоит на втором месте. Таковы основные положения законов Ману, которые трактуют роль дипломата и дипломатии.

Древнейшей формой мирных международных отношений и международного права в Греции была "Проксения", т.е. гостеприимство. Конфликты, возникавшие между, общинами и полисами, решали с помощью специально уполномоченных, или послов. В частности, в эпоху Гомера их называли вестниками, а в классическую - старейшинами. Таковы основные города-государства, как Афины, Спарта и Коринф, выбирали послов на народных собраниях среди богатых жителей, которые соответствовали определенным требованиям (имели надлежащие ораторские способности, даже актерские, которым исполнилось 50 лет). Отсюда и происходит термин "старейшины". Часто посольские поручения получали высшие должностные лица городов.

Все послы считались равноправными. Несколько позднее появился обычай выбирать главного посла. Для обеспечения функционирования посольства назначали определенный штат прислуги.

В древние времена не существовало каких-то определенных юридических правил ни по ведению переговоров, ни по статусу послов. Права и обязанности дипломатических агентов не были определены еще и потому, что посольства не были постоянны. Ведение переговоров и заключение договоров, преимущественно, были обусловлены случайными обстоятельствами, эти обязанности возлагались на тех или иных лиц временно. А потому после выполнения поручений полномочия таких миссий прекращались, а агенты возвращались на родину.

Стоит отметить, что такие известные представители Древней Греции, как Фемистокл, Аристид, Перикл, Филипп Македонский, которые боролись за объединение Греции, а позднее и за ее расширение, руководившие военными действиями и вели переговоры, всячески используя при этом искусство дипломатии.

Например, Филипп Македонский проявил себя выдающимся дипломатом, умело и правильно применял дипломатию как орудие объединения Греции под своей властью.

В Древнем Риме довольно широко используется институт посольства. Принимать и отправлять посольства всегда было прерогативой высших органов государства: сначала царей, позже Сената, а затем также императоров.

Например, в период Республики составе делегации утверждал Сенат. При обсуждении этого вопроса Сенат каждый издавал специальные сенатские постановления. Выбор послов осуществлял председательствующий в Сенате - консул или претор. Иногда послов выбирали жеребьевкой, причем никто не имел права отказаться от участия в посольстве. Послы называли легатами и ораторами.

В период Римской империи ( И - V в.) коренным образом меняются внешняя политика и дипломатия. Такие вопросы, как объявление войны, заключение мира, прием и отправка посольств, принадлежали исключительно к ведению императора. Дипломатия превратилась в соответствующую службу чиновников. Во время правления Клавдия (середина И ст.) посольскими делами занималась личная канцелярия императора, которую возглавлял императорский секретарь.


2.2. Средневековье

Значительное место в развитии дипломатии этого периода занимала Апостольская Церковь. Формы церковной дипломатии были заимствованы ею из античности. Так, посланники Папы называются легатами, викариями, ораторами, нунция. Впервые присутствие папского легата наблюдается на никийски соборе 325 года. Причем, если в первые века христианства папские миссии имели преимущественно религиозный характер, то между V в. и VIII в. представители понтифика появляются и на светских церемониях.

Дипломатия Средневековья имела итальянский, а точнее, византийский оттенок. При византийском дворе действовало Ведомство иностранных дел, которое подчинялось Первом министру и состояло из большого штата, куда входили переводчики со всех языков. Были выработаны определенные правила посольского дела, которые заимствовали все государства, которые имели отношения с Византией. Посол был представителем владельца и мог вести переговоры только в рамках предоставленных ему полномочий. За превышение полномочий после грозило тяжелое наказание.

Учитывая то обстоятельство, что итальянские города-государства существовали бы вне общей системе феодализма, их объединяли общие интересы и разделяла жестокая вражда. Они постоянно боролись за власть и были заняты созданием комбинаций и союзов, которые усиливали эту власть. Благодаря этому в Италии в ХIII - XIV в. возник тип государственного деятеля - дипломата. Например, Флоренция гордилась такими послами, как Данте, Петрарка, Боккаччо.


2.3. Эпоха Возрождения

Переломным моментом в истории дипломатии и дипломатического права стало появление постоянных дипломатических представителей. Необходимость в них породили взаимоотношения городов-государств Северной Италии. Первенство в этом принадлежит Венеции, Милана, Неаполь и Рагузе (теперь Дубровник), расположенной на берегу Адриатического моря, а также Франции. На конец XV в. постоянные дипломатические представители некоторых государств появляются также в Париже и Лондоне.

В этот период ослабевает влияние церкви в дипломатии и в структуре дипломатических представительств. Главные посты в дипломатии стали занимать профессиональные дипломаты. Часто постоянные посольства открывают с помощью трактатов.

После заключения Вестфальского мира, который зафиксировал систему европейской политического равновесия, институт посольства приобретает уже стабильной формы. Одновременно формируется понятие о дипломатический корпус как о некой корпорации дипломатов иностранных государств, находящихся при дворе главы государства по месту пребывания.


2.4. Новое время

В XVI в. в Франции появляется прототип современного Министерства иностранных дел, а уже в XVII в. здесь создается Совет Кабинета, или Тайный Совет, и работает секретарь по иностранным делам. Позже создается Департамент иностранных дел. В то же время в Великобритании в 1782 году вводится должность главного секретаря Его Королевского Величества по иностранным делам. Формируется Министерство иностранных дел, которое должно это название и сегодня.

В XVIII в. начинают отчетливо формироваться нормы дипломатического права, касающиеся, прежде всего, привилегий и иммунитетов. Эти нормы предусматривали нераспространения уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания в отношении дипломатических представителей чужестранных держав. Широко применяется принцип "экстерриториальности" по жилью послов, в связи с этим, право дипломатического убежища. Одновременно развивается и совершенствуется дипломатическая служба.

С 1815 году дипломатическая служба становится отдельной отраслью государственной службы каждой страны.

Особенно ощутимый толчок на пути развития дипломатического права должен Венский конгресс, который состоялся 1815 года.

Документы, принятые на Венском и Аахенском конгрессах, определили общепринятые основы дипломатической службы и представительства современных государств. Были установлены три класса дипломатических представительств:

  1. послы, папские легаты и папским нунцием;
  2. чрезвычайные посланники и полномочные министры;
  3. поверенный в делах.

Венский Регламент принципиально демократизировал отношения между государствами. В каждом классе дипломатические представители занимали место согласно старшинству, в зависимости от даты правительственной нотификации об их прибытии. Исключение было сделано лишь для представителя Папского престола.


См.. также


Литература

  1. Блищенко И. П. Дипломатическое право. М., 2002.
  2. Дурденевский Н. Дипломатическое и Консульское право. - М., 2005.
  3. Курс международного права: В 7 т. М., 1990. Т. 4. 103 с.
  4. Левин Д. Б. Международное право, внешняя политика и дипломатия. - М., 2003. 304 с.
  5. Маланчук В. А. Введение к международному праву. Консум, 2001. c. 592
  6. Репецкий М. Дипломатическое и консульское право. Учебник для ВУЗов. Львов: ОАО Библьос, 2002. - 330 с.
  7. Репецкий М. Дипломатическое и консульское право. Учебник. Киев: Знание, 2006. - 372 с.
  8. Сандровский К. Право внешних отношений. - М., 2006. 402 с.
  9. Черкес М.Ю. Международное право: Учебник. - М. Знание, 2000.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам