Надо Знать

добавить знаний



Диссидентское движение



План:


Введение

Диссидентское движение - движение, участники которого в СССР выступали за демократизацию общества, соблюдение прав и свобод человека, в Украине - за свободное развитие украинского языка и культуры, реализацию прав украинского народа на собственную государственность.


1. Зарождение диссидентского движения

В 1950-70-х годах в Советском Союзе возникло примечательное явление, когда политику правительства стала открыто критиковать небольшое, но все большее количество людей, которых обычно называли диссидентами и которые требовали более широких гражданских, религиозных и национальных прав.

Как после десятилетий террора, в атмосфере жесткого контроля и при всех имеющихся средствах идеологической обработки мог зародиться этот достойный удивления вызов режиму? Диссидентство во многом десталинизации, из послабления паралича страха, что было сделано Хрущевым. Но разоблачения страшных преступлений сталинской эпохи вызвали разочарование и скептицизм относительно и других сторон режима. Поэтому попытка Брежнева ограничить либерализацию вызывала протесты и оппозицию, особенно среди интеллигенции.

Заметное влияние на формирование инакомыслия производили внешние факторы. Прежде всего это касается антикоммунистических выступлений в странах социалистического лагеря, в частности в 1956 г. в Венгрии, затем Польши, ГДР, Чехословакии, развертывания мирового правозащитного движения, стимулированного принятой ООН в 1948 и распространенной в Украине с 1963 года "Всеобщей декларации прав человека" ( СССР не голосовал за нее).

Диссидентское движение шло в СССР тремя потоками, часто сливались. Благодаря легкому доступу к западным журналистам известным был московский правозащитный, или демократический, движение, преимущественно состоявший из представителей российской интеллигенции, среди лидеров были такие светочи, как писатель Александр Солженицын и физик-ядерщик Андрей Сахаров. Другой формой "антиобщественного поведения" был религиозный активизм. В Украине, как и в других нерусских республиках, диссидентство выкристаллизовывалось в борьбе за национальные и гражданские права, а также за религиозную свободу.

Среди западных аналитиков украинского диссидентского движения существует расхождение относительно условий, побудившие украинскую до открытого протеста. Александр Мотыль доказывает, что к зарождению диссидентства в Украине, как и в Советском Союзе вообще, привел политического курса советского руководства, хрущевскую "оттепель" и попытки Брежнева положить ей конец. Откровенно проукраинская линия Шелеста, вне всякого сомнения, давала украинской интеллигенции дополнительным стимулом выражать недовольство. Всеволод Исаев и Богдан Кравченко подчеркивают, что диссидентство было тесно связано прежде всего с социально-экономической напряженностью. Учитывая организованный Москвой огромный наплыв в Украину россиян, они считают, что конкуренция за работу между привилегированными российскими пришельцами и амбициозных украинской часто склоняла последних к поддержке требований диссидентов предоставить Украине большей самостоятельности.

Первыми организациями инакомыслящих Украине стали:


2. Шестидесятники

Сначала очаг украинских диссидентов составляли "шестидесятники" - новое плодотворное поколение писателей, приобретало себе признание. К нему принадлежали Лина Костенко, Василий Симоненко, Иван Драч, Иван Светличный, Евгений Сверстюк, Юлий Шелест, Николай Винграновский, Алла Горская и Иван Дзюба. Позже к ним присоединились Василий Стус, Михаил Осадчий, Игорь и Ирина Калинец, Иван Гель и братья Горыни.

Значительная часть членов группы быстро делали себе многообещающую карьеру, некоторые были убеждены коммунистами. Сосредоточенные в основном в Киеве и Львове, они происходили из разных частей Украины. Большинство составляли восточные украинской, однако многие из них имели те или иные связи с Западной Украины, где в свое время учились или работали. Другая черта заключалась в том, что многие интеллигенты были в своих семьях первыми, кто покинул село и присоединился к рядам городской интеллигенции. Отсюда и наивный идеализм и сложная аргументация, часто присущие их заявлениям. В целом они составили очень аморфный и неорганизованный конгломерат людей. В Украине насчитывалось не более тысячи активных диссидентов.

Евгений Сверстюк писал в 1993 году: "... Среди признаков шестидесятников я бы поставил на первое место юный идеализм, который просвещает, возвышает и объединяет ... Вторым признаком я бы назвал искание правды и честной позиции ... Поэтов тогда называли формалистами за искание своей индивидуальности. действительности за искание истины - вместо идеи спущенной сверху для воспевания. качестве третьей признак я бы выделил неприятие, сопротивление, противостояние официальной литературе и всему аппарату строительных казарм ".

На последней волне оттепели успело расцвести много талантов, которые потом страдали за это. В 1962 году увидела свет первый поэтический сборник Василия Симоненко, одного из известнейших поэтов "украинского возрождения". 1965 и 1973 годов в Мюнхене были опубликованы другие его произведения, но автор этих изданий не увидел. В 1963 году был жестоко избит органами милиции и того же года умер.

Одним из выдающихся представительниц шестидесятников стала Лина Костенко. В своем творчестве он обращается к историческому прошлому, извечных проблем духовности украинского народа.

Характеризуя самых ярких представителей литературы того времени Е. Сверстюк писал, что несмотря на общие черты, каждый из них отличался своей творческой индивидуальностью: "Иван Светличный выводил соцреализм на общечеловеческое пространство и демонтировал теорию партийной литературы. Иван Драч принес первые стихи необычные и непонятные так, будто его и не учили, о чем и как надо писать. Василий Симоненко заговорил с Украиной в тоне чрезвычайной искренности и открытости. Николай Винграновский тревожно заговорил о свой ​​народ, и метафоры его звучали апокалиптические. Лина Костенко изредка выступала со своими стихами, но это были стихи такой силы звучания, как вся советская поэзия для нее несущественна. "

Совсем не то и не так, как учили в институте, рисовали Виктор Зарецкий, Алла Горская, Галина Севрук, Панас Заливаха.

До шестидесятников относят также несколько старшего по возрасту поэта Ивана Коваленко, чью пост изучал выдающийся украинский историк Сергей Белоконь. Он, в частности, писал: "Сейчас есть тенденция представлять шестидесятничество как движение несколько элитарный, присущий в основном крупным городам, например Киев или Львов. На примере судьбы Ивана Коваленко можно проследить, что это движение захватил достаточно широкие слои населения в разных городах Украины, что именно и вызвало понятную тревогу властей ".


3. Проявления диссидентства

Украинские диссиденты были очень разнообразны в своих взглядах и целях. Иван Дзюба, литературный критик и один из величайших диссидентов, одинаково стремился получить как гражданские свободы, так и национальные права. Он четко выразил свою цель: "Я предлагаю ... одну вещь: свободу - свободу честного публичного обсуждения национального вопроса, свободу национального выбора, свободу национального самопознания и саморазвития. Но сначала и прежде всего должна быть свобода на дискуссию и несогласие". Национал-коммуниста Дзюбу беспокоило большое расхождение между советской теорией и действительностью, особенно в области прав, поэтому он призвал власти устранить ее для блага советской системы, так и украинского народа.

В отличие от него историк Валентин Мороз продолжал интеллектуальные традиции украинского национализма, открыто выражая свое отвращение к советской системе и надежду на ее крах.

Однако вообще украинские диссиденты призывали к проведению в СССР реформ, а не к революции или отделения, и выступали против национальных репрессий в Украине и за гражданские права в СССР.

Первые проявления имели место в конце 1950-х и начале 60-х годов, когда на Западной Украине было организовано несколько небольших тайных групп. Выделялась среди них так называемая "Группа юристов во главе с адвокатом Левко Лукьяненко. Она призвала к осуществлению законного права Украины на выход из Советского Союза. После выявления этих групп их участников на закрытых процессах приговорены к длительным срокам заключения.

В 1962 и 1963 годах Хрущев провел широко разрекламированные встречи с деятелями культуры и искусства. На них он раздраженно осудил "отступления от социалистического реализма" и "проявления формализма и абстракционизма" .

Инерция десталинизации продолжала будоражить беспокойство среди интеллигенции. В 1963 г. в Киевском университете официальная конференция по вопросам культуры и языка, в которой приняли участие более тысячи человек, превратилась в открытую демонстрацию против русификации.

Примерно в это время студенты и интеллигенция стали постоянно сходиться к памятнику Тарасу Шевченко в Киеве не только для публичных чтений произведений поэта, а также для того, чтобы критиковать культурную политику режима. Подозрительный пожар 1964 г., уничтожившего фонд украинских рукописей библиотеки Академии наук Украины, вызвала бурю протестов ведущих деятелей литературы.

Опасаясь, чтобы события не вышли из-под контроля, Кремль решил ударить по диссидентском движении во всем Советском Союзе. Следствием этой политики в Украине стал арест в конце 1965 г. около двух десятков тех, кто протестовал особенно громко. Чтобы запугать других, власти решили судить диссидентов открытым судом.

Однако этот прием ударил по ним самим, вызвав еще сильнее протестов. Побывав на этих процессах в Львове, молодой журналист и преданный коммунист свое время Вячеслав Чорновил написал "Записки Чорновола" - сборник документов, разоблачали своевольные, противозаконные и циничные манипуляции властей правосудием.

В пылкой речи перед большой аудиторией в Киеве осудил аресты Иван Дзюба. Он также подал Шелестов и Щербицкому свой ​​труд "Интернационализм или русификация?" - тонкий, эрудированный и безжалостный анализ теории и механики русификации в Украине. После своего ареста в 1970 г. за антисоветскую агитацию и пропаганду Валентин Мороз написал Репортаж из заповедника им. Берии" , эмоциональная и обличительная сила которого направлена ​​против произвола советского официоза и разрушения им отдельного индивида и целых народов.

Чтобы не дать властям изолировать диссидентов друг от друга и от общества, чтобы информировать о репрессиях СССР, в 1970 г. украинские диссиденты начали тайно печатать журнал "Украинский вестник". Хотя КГБ и смог ограничить распространение этих материалов в Украине, ему не под силу предотвратить их проникновение на Запад. С помощью украинских эмигрантов они публиковались и пропагандировались, что вызвало у советских властей замешательство.


4. Культурная жизнь периода "застоя"

Писляхрущовське двадцатилетие (1965-1985 гг) в Украине прошло под знаком неуклонного углубления кризиса советского общества, которая распространилась на все сферы жизни - политику, экономику, социальные отношения, идеологию, культуру.

В настоящее время общественно-политическая жизнь в Украине развивалось чрезвычайно противоречиво. С одной стороны - наступление партаппарата, его идеологии, с другой - рост национального сознания. Развитие культурной жизни тоже носил противоречивый характер. Ежегодно открывались новые школы, росло число учителей, и в то же время в связи с уменьшением прироста населения уменьшалось количество детей школьного возраста. Все меньше становилось школ с украинским языком обучения. А в некоторых городах, особенно Донецкого региона, они совершенно исчезли. Официальные власти усиленно стимулировала процесс русификации. Образование находилось в состоянии постоянного экспериментирования, политизации, приспособления к потребностям "коммунистического строительства".

Определенных успехов достигла украинская наука в кибернетике, физике, математике. Однако были проблемы. Отечественные ученые были исключены из международного обмена информацией, часто важные научные открытия не доходили до руководителей.

На науках гуманитарного профиля негативно сказалась заидеологизированность ученых, тенденции к технизации всей академической системы. Но и тогда были историки, которые не шли на компромиссы с властью: М. Брайчевский, Елена Компан, Я. Дзира.

В украинской литературе тех лет красной нитью проходили темы октябрьской революции и Великой Отечественной войны. Вместе появлялись и неординарные произведения. Среди них - романы "Собор" (написан в 1963-67 гг) и "Циклон" О. Гончара, проза Ю. Мушкетика, Е. Гуцало, Р. Иванчука, Ю. Дрозда, поэзии И. Драча, Б. Олейника, Д. Павлычко, Л. Костенко и других.

При содействии тогдашнего руководителя республиканской компартии Шелеста власть пошла на ряд существенных смягчений в своей культурной политике, даже начался новый, правда, очень умеренный вариант "украинизации", начало деятельности "Украинское общество охраны памятников истории и культуры", что, в частности, осуществляло реставрацию памятников казацкой эпохи. Однако все это явно противоречило московском курсовые на создание "новой общности - советского народа" и толерувалося лишь до первой удобной возможности.

Такой возможностью стали известные события 1968 года в Чехословакии. Хотя П. Шелест активно поддержал интервенцию, он недолго продержался у власти, обвиненный в недостаточном послушании Москве и попустительстве Украинской национализму. После прихода к власти в 1972 г. ультралояльного по Москвы В. Щербицкого снова началось закручивание гаек. Знаменательным началом его были осуждения и фактический запрет романа "Собор". Многих "шестидесятников" подвергнут острой критике и преследованиям, нескольких (в частности Ивана Дзюбу) даже арестован.

Щербицкий, опираясь на шефа КГБ Федорчука и партийного идеолога Маланчука, начал массивный погром оппозиционной интеллигенции, приведший к аресту сотен людей и гораздо более суровых приговоров, чем в 1965-1966 гг Откровенных диссидентов, а также сотрудников исследовательских институтов, редакционных коллегий, университетов, которых подозревали в "неблагонадежных" взглядах, выгоняли из работы. Эта волна преследований, напоминавшая сталинские дни, травмировала целое поколение украинской интеллигенции и заставила многих, среди них и Дзюбу, покаяться и уйти от диссидентской деятельности.

Практически прекратились переиздание произведений художников, репрессированных в 30-е годы. Из культурного обращения тщательно изымалось все, что могло стимулировать национальные чувства, цензуре начали подвергать даже классические стихи Тараса Шевченко. Следствием стало появление альтернативной, подпольной "диссидентской" культуры, в частности - так называемого самиздата. Диссидентами (а позднее - политзаключенными) стала радикальная часть "шестидесятников". Остальные либо самоизолювалися от активной культурной жизни, либо ушли на компромисс с властями, считая это единственным способом продолжить общение с читателем.

Свидетельством о нарастании давления на литературу стало принятие ЦК КПСС в январе 1973 года Постановления О литературно-художественную деятельность". Она требовала большей активности в следование идейным установкам партии.

Возникли проблемы и в развитии других видов искусства. Режим стремился подкрепить бесплодные идеи о "развитое социалистическое общество, как высшую форму цивилизации". Заказ верхов стимулировался высокими гонорарами, лауреатскими званиями, почестями и материальным достатком.

Количество театров увеличилось с 61 до 89. На сцене были строго запрещены пьесы, которые разоблачали недостатки существующего строя. Украинский театр все больше терял свою национальную особенность. Например, из семи ТЮГив только львовский был украинским.

В музыкальном искусстве в те годы плодотворно работали Г. Майборода, В. Губаренко, П. Майборода, И. Шамо. Но стало заметным и исчезновение интереса к национальной музыки. Ее традиции старались сохранить хор имени Веревки, капелла "Думка", запрещенный в 1971 году этнографический ансамбль "Гомон" и другие коллективы. В 1979 г. трагически оборвалась жизнь автора песен "Червона рута" и "Водограй" В. Ивасюка. Развивалось оперное искусство (М. Стефюк, А. Соловьяненко, Д. Гнатюк).

В изобразительном искусстве того времени слишком много места занимали образы Ленина (М. Божией, В. Касьян, С. Шипка). Но развивалась и украинская школа живописи (М. Дерегус, В. Чеканюк, Т. Яблонская, И. корзины). Произведения некоторых художников-новаторов просто уничтожали (А. Рыбачук, В. Мельниченко).

1960-70-е годы стали периодом формирования украинского поэтического кино. Начавшееся его выпущенные в это время фильмы "Каменный крест" Леонида Осыки, "Колодец для жаждущих" Юрия Ильенко по сценарию И. Драча, Белая птица с черной отметиной" и "Вавилон ХХ" Ивана Миколайчука, "Тени забытых предков" Сергея Параджанова. Судьба этих картин не была простой. Часто ее решала не профессиональность режиссуры или мастерство актеров, а реакция власти.


5. Оппозиция в 1960-70-х годах

В сентябре 1965 г. во время презентации в кинотеатре "Украина" фильма "Тени забытых предков" с резкой критикой арестов интеллигенции выступили Дзюба, Стус, Чорновил. Под их письмом подписалось 140 присутствующих. Реакция властей была молниеносной. Их всех был освобожден из мест работы. Письма обращения к руководителям СССР и СССР стали одной из самых распространенных форм протеста в те годы.

В 1967 году в структуре КГБ создается специальное "пятое управление" на которое режим возложил обязанности по борьбе с "идеологическими диверсиями", а фактически - с инакомыслящими. Другой формой деятельности диссидентов было распространение подготовленных книг, статей, воззваний. Они тайком переписывались, передавались из рук в руки. Такая система называлась "самиздатом". Первой "самиздатовского" работой (1966 г.) была "Правосудие или рецидивы террора?" Вячеслава Чорновола. В январе 1970 года начал выходить журнал "Украинский вестник". До 1972 года вышло шесть номеров.

Благодаря целенаправленным действиям диссидентов в 1960-х гг была начата традиция 22 мая чтить память Тараса Шевченко. В этот день 1861 года гроб с его телом провезли по Петербург через Киев в Канев. 1967 года в этот день милиция разогнала участников собрания у памятника поэту в Киеве и арестовала 4 из них. По требованию разгневанных людей, которые устроили демонстрацию около ЦК КПУ арестантов освободили.

В 1972 году достигла своего апогея кампания репрессий против инакомыслящих. Были арестованы Вячеслав Чорновил, Евгений Сверстюк, Тарас Мельничук, Иван Светличный, Иван Дзюба, Михаил Осадчий, Юлий Шелест, Василий Стус, Иван Коваленко и другие. Практически все они были приговорены к длительному заключению и отправлены в лагеря строгого или особого режимов на Урале и в Мордовии. Кроме этого было поставлено систему "карательной медицины". Некоторых оппозиционеров, которых было трудно обвинить в нарушении соответствующих статей уголовного кодекса объявляли сумасшедшими и запирали в психиатрические больницы специального типа.

В начале 1970-х гг диссидентство стало влиятельным фактором политической жизни. Активные действия правозащитников стали известны на Западе, сообщения о них попали на страницы иностранной прессы.

Массовые репрессии 1972 года на некоторое время парализовали активность диссидентов. Однако уже в 1974 году увидели свет 7 и 8 выпуски " Украинского вестника" в чем неоспоримое заслуга Степана Хмары.

Поредевшие численно, но и дальше преисполнены решимости диссиденты в 1975 г. получили новый импульс, когда СССР подписал Хельсинкский договор и официально согласился уважать гражданские права своих подданных. Поверив Кремлю на слово, диссиденты организовали открытые и, по их мнению, юридическое санкционированные группы, задача которых состояла в том, чтобы присматривать за соблюдением гражданских прав со стороны Кремля. Первый Хельсинкский комитет был основан в Москве в мае 1976 г. Вскоре, в ноябре 1976 г., в Киеве появилась Украинская Хельсинская группа. Аналогичные группы сформировались в Литве (ноябрь 1976 г.), Грузии (январь 1977 г.) и Армении (апрель 1977 г.).

Хельсинкские группы не были таким уж распространенным явлением среди стран социалистического лагеря. В Советском Союзе их было пять. За его пределами они существовали только в Польши (Комитет защиты рабочих, преобразованный впоследствии в Комитет гражданской защиты (KOS-KOR)), в Чехословакии (группа "Хартия-77"). В Румынии подобные группы не возникли, поскольку тайная полиция подавляла каждую такую ​​попытку в зародыше. В ГДР местные граждане пользовались Хельсинских соглашений основном для того, чтобы получить право эмиграции. Совсем слабым был отклик на Хельсинкский процесс в Болгарии и Венгрии. Все это дает основания утверждать, что украинские диссиденты были одной из главных оппозиционных групп в Центральной и Восточной Европе.


6. Украинская Хельсинская группа

Возглавил Украинскую Хельсинкскую группу (УГГ), создана 9 ноября 1976 г., писатель Николай Руденко - политический комиссар в годы второй мировой войны и бывший партийный чиновник в писательской организации. Его близким другом был генерал Советской армии Петр Григоренко - кавалер многих правительственных наград, которого отправили в отставку.

Группа насчитывала 37 участников, самых разнообразных по происхождению. Здесь были диссиденты, уже отбыли сроки заключения, такие как Нина Пестрая, Василий Стус, Левко Лукьяненко, Иван Кандыба, Надежда Светличная и Вячеслав Чорновил, такие бывшие националисты (выживших после десятилетий, проведенных в сталинских концлагерях), как Святослав Караванский, Оксана Попович, Оксана Мешко, Ирина Сеник, Петр Сичко, Даниил Шумук и Юрий Шухевич (сын командующего УПА Романа Шухевича), и такие религиозные активисты, как православный священник Василий Романюк.

Несмотря на постоянные аресты, состав УГГ продолжал увеличиваться. В конце 1970-х годов некоторые из членов - Григоренко, Пестрая-Караванская, Надежда Светличная - эмигрировали из СССР, тем самым получив возможность представлять УГГ за рубежом.

Украинскую Хельсинкскую группу отличали от предыдущих диссидентов две важные особенности. Первая заключалась в том, что группа представляла собой открытую общественную организацию, которая хоть и не была прорежимных, однако считала, что имеет законное право на существование. Такие взгляды были для Восточной Украины чем-то неслыханным еще со времени установления советской власти. Другой беспрецедентной чертой были контакты с аналогичными группами во всем СССР с целью "интернационализировать" защита гражданских и национальных прав.

В программных заявлениях группы явно проступало и новое мышление. Они отмечали применении легальных методов, усматривая решение общественных проблему соблюдении законов вообще и уважении прав человека в частности. Поэтому члены группы часто называли свою деятельность правозащитным движением. Как отмечал Иван Лысяк-Рудницкий, проповедование законности и настоящей демократии вместо определенной идеологии, например, национализма или марксизма, которым до увлекалась украинская интеллигенция, стало важным поворотным пунктом в истории украинской политической мысли.

Хотя некоторые члены Украинской Хельсинкской группы оставались в какой-то степени на позициях марксизма или национализма, взгляды ее большинства четко передает такой отрывок из воспоминаний Данила Шумука, что в прошлом был одновременно коммунистом и националистом и провел около 40 лет в польских, нацистских и советских тюрьмах: "Только демократия способна спасти человечество от опасности тирании как левого, так и правого толка. Только неограниченное, гарантированное законом право всех граждан высказывать, пропагандировать и защищать свои идеи способно дать людям возможность контролировать и направлять политику правительства. Без этого права не может быть и речи о демократии и демократические выборы в парламент. Там, где нет легальной оппозиции, пользующейся равными правами в парламенте и среди народа, нет демократии ... Я пришел к этим выводам после многих лет раздумий, обобщений и анализа, и они привели меня к критическому отношению как к коммунистам, так и к националистам донцовского типа ".

Резким контрастом к ксенофобии, присущей национализму оуновского сорта, было то, что пылкий патриотизм украинских диссидентов не предусматривал враждебности к другим народам, даже к русским. В 1980 г. в одной из их заявлений говорилось: "Мы понимаем, что значит жить под колониальным гнетом, и потому заявляем, что народу, который живет в нашей стране, будут обеспечены самые широкие политические, экономические и социальные права. Будут безусловно гарантированы все права национальных меньшинств и различных религиозных ассоциаций . Исходя из своих легалистських взглядов, члены Украинской Хельсинкской группы считали, что лучшим путем к независимости Украины является применение гарантированного в советской конституции права на выход из СССР. По их мнению, самый эффективный способ "деколонизации" Советского Союза состоял в том, чтобы позволить его народам провести действительно свободные выборы.

Но ни умеренность Хельсинкской группы, ни требования Запада придерживаться обязательств, которые на себя взял СССР по Хельсинкским соглашением, не помешали советским властям опять устроить диссидентам погром. К 1980 г. примерно три четверти членов Украинской Хельсинкской группы получили сроки заключения от 10 до 15 лет. Остальные были высланы из Украины. Некоторым, чтобы успокоить мировое общественное мнение, позволили эмигрировать.

Диальнисть Украинской хельсинкской группы показала о переходе диссидентского движения в новую, более зрелые стадию - стадию, которая отмечалась сложившейся организационной структурой и четко очерченной политической программой. Основным новым моментом этой программы был переход украинских диссидентов на освободительное позиции. В документах диссидентского движения все чаще звучало требование выхода Украины из состава СССР и создания независимого демократического украинского государства ". После возобновления деятельности группы в 1988 г., на ее базе был создан" Украинскую республиканскую партию "в 1990 году ..


7. Религиозное диссидентство

Отдельная разновидность диссидентства в Украине базировался на религии. Теоретически советская конституция гарантировала свободу вероисповедания. Но режим прибегал к целому ряду мер по борьбе с религиозными верованиями и практикой. Они включали ограничения религиозных публикаций, запрет обучать детей религии, проведение среди них атеистической агитации, засылка агентов в среду священнослужителей и церковной иерархии, закрытие культовых сооружений, применение к тем, кто стоит за веру, общественных и экономических санкций, ограничение возможности получить образование. Антирелигиозная кампания Хрущева в 1959 - 1964 привела к закрытию половины православных церквей в Украине (по всем около 7 000 в 1959).

Религиозный сопротивление приняло форму петиций, протестов против нарушений свободы совести и религии, убеждений и полулегальной деятельности.

Попытки властей закрыть 1974 Почаевскую Лавру в результате солидарного сопротивления монахов и верующих и огласку за рубежом не было осуществлено. Духовная бесплодие советской идеологии, с одной стороны, и возмущение жестоким политикой режима, с другой, обусловили возобновление тяги к религии, особенно на селе.

Бешеное преследование Украинской греко-католической церкви (церкви в катакомбах") не смогло полностью уничтожить ее. В последние десятилетия тайные службы для верующих проводили на Западной Украине 300-350 греко-католических священников во главе с несколькими епископами. Существовали даже подпольные монастыри и тайные типографии.

В 1968 - 1969 органы КГБ провели массовые аресты среди священников Греко-Католической Церкви, а в 1969 епископ В. Величковский был осужден на три года заключения. 1973 священник В. Прокопов был арестован за то, что супроводжав в Москву делегацию верующих, которая требовала официального возобновления Греко-Католической Церкви.

В 1982 г. Иосиф Тереля организовал Комитет защиты Украинской католической церкви, который ставил себе целью добиться ее легализации. Хотя в ответ на это режим стал арестовывать ее активистов, среди украинский Галиции и Закарпатье преданность своей давней церкви не теряла силы.

Православная церковь в Украине, официально называлась Русской православной церковью, находилась в более выгодном положении, поскольку ее признавал советское правительство. Но ценой этого было сотрудничество с режимом, что доходило до раболепия перед ним. Как следствие, в православной церкви, и особенно среди ее иерархии, распространились коррупция, лицемерие и тенденция удовлетворять государственные интересы за счет религиозных потребностей. Это привело к тому, что несколько членов низшего духовенства, в частности жестоко преследуемый Василий Романюк, выступили с осуждением как собственных начальников, так и государства.

Ли наиболее воинственными и динамичными вероисповедания в Украине в 1960-70-х годах были баптистская и другие протестантские церкви - пятидесятники, адвентисты, Свидетели Иеговы. Они отправляли свои религиозные потребности в автономных конгрегациях, учили детей, как этого требует их вера, нередко отказывались регистрироваться в органах власти, что затрудняло властям контроль над ними. Их взгляды, организация, опирающаяся на простых верующих, преданность вере привлекали к ним многочисленных новообращенных, особенно в Восточной Украине. В эти годы они составляли непропорционально большую долю "узников совести" в СССР. До своего отъезда в Соединенные Штаты первым проводником баптистов был пастор Георгий Винс.


8. Подавление диссидентства

В начале 1980-х годов в Украине интеллигентский диссидентское движение было практически разгромлено. Несмотря на всю отвагу, одухотворенность и идеализм диссидентов и на одиозную поведение их гонителей, это движение не получило широкой поддержки в Украине. Одной из причин этого стало то, что, кроме осуждения режима и требований придерживаться законов, диссиденты не сформулировали внятной политической программы. Вопросы, они нарушали, не были проблемами повседневной жизни, которые волнуют большинство населения.

Но решающей причиной неудачи диссидентского движения была природа системы, противостоявшей ему. На диссидентов ополчились все мощные силы советской системы и особенно всемогущий КГБ. Обладая монополией на средства коммуникации, режим всячески препятствовал распространению информации о диссидентах среди общественности. Когда какая-то информация все же появлялась, то она конечно была искажена и изображала диссидентов в негативном свете.

Но в отличие от сталинских времен секретная полиция уже не проявляла такого фанатизма и не уничтожала действительных и потенциальных противников. Теперь она пыталась изолировать диссидентов от общества и, применяя к ним методы все большее давление, заставить их покаяться или замолчать. Тем, кто критиковал режим, отказывали в рабочих местах, в возможности получения образования детям и даже крыши над головой. Упрямых приговаривали к длительным срокам заключения или бросали в психиатрические больницы, где им давали препараты, разрушающие человеческую личность. Уничтожая нескольких, КГБ успешно удавалось запугать многих.

В своей деятельности в Украине тайная полиция была не такой ограниченной, как в Москве. Изолированные от столичных западных журналистов, украинские диссиденты не имели защиты так называемой "зонты гласности", как их выдающиеся русские и еврейские коллеги. Да и проблема национальных прав украинский не вызвала на Западе большого интереса. Между тем, опасаясь украинского национализма, режим проводил в Украине особенно жестокие репрессии. Вот почему киевский КГБ имел репутацию грубое в СССР, вот откуда непропорционально большое число именно украинских репрессированных.


9. Значение движения

Движение сопротивления в Украине получил широкий резонанс в СССР и за рубежом. Важнее его публикации добрались за границу и были переведены на чужие языки. Гуманные политические позиции движения снискали ему благосклонное наставление постепенных кругов мира. В обороне заключенных участников украинского движения сопротивления выступили среди прочего в СССР - академик А. Сахаров, П. Литвинов, А. Есенин-Вольпин, В. Некрасов; в западном мире - деятели культуры, науки, выдающиеся писатели, между ними также некоторые лица, отмеченные Нобелевскими премиями (Генрих Бель, Сальвадор Лурия, Гунар Мирдал, Гюнтер Грасс, Норман Мейлер, Эрих Фромм, Эрнест Мандель, Наум Чомски, Ленард Бернстин, Артур Шлесинджер и др.)..

Диссиденты заняли заметное место в мировоззрении населения. Благодаря их самоотверженной борьбе в общественный сознании постепенно утверждалась мысль, что украинский народ не просто придатком "большого брата", что возможно создание независимого государства. Из среды диссидентов вышло много выдающихся политиков времени перестройки, среди которых участник Народного Руха Украины Вячеслав Чорновил.

Достиг успеха движение за признание УГКЦ, начавшийся в середине 1980-х годов митрополитом Стернюком и подпольной иерархии. Переломными событиями были многотысячный молитвенный поход во Львове к Собору Святого Юра 17 сентября 1989 года с требованием легализации УГКЦ в Советском Союзе и встреча Папы Иоанна Павла II с Михаилом Горбачевым в декабре того же года. Они дали начало легализации УГКЦ.

С началом и развертыванием перестройки Михаила Горбачева полицейский давление со стороны государства на общественно-культурную сторону жизни граждан СССР было постепенно сняты.



Формой проявления сопротивления были петиции и протесты, адресованные власти, демонстрации и так называемая самиздатовская литература.

Движение сопротивления в Украине - это действия, направленные на осуществление государственных законов и статей Конституции, которые определяют гражданские и национальные права и права УССР в СССР. Одним из первых сборных проявлений сопротивления можно считать конференцию по делам культуры языка Киевском Университете в феврале 1963, во время которой выдвинуто среди прочих требование ввести в УССР украинский язык как правительственную и вернуть права национального меньшинства Украинской в РСФСР. В 1962 - 1963 были распространены не разрешены к печати поэзии и дневник В. Симоненко, а в 1964 - анонимная листовка-протест против поджога Библиотеки АН УССР в Киеве. 4 сентября 1965 г. в кинотеатре "Украина" в Киеве И. Дзюба и В. Чорновил выступили с протестом против проводимых тогда арестов украинской интеллигенции. Осенью того же года в обороне арестованных выступили с петициями и протестами к власти видные деятели культуры и науки, среди которых были: М. Стельмах, А. Малышко, Г. и П. Майбороды, А. Антонов, С. Параджанов, В. Кирейко, Л. Костенко, И. Драч, Л. Серпилин. В декабре 1965 И. Дзюба выслал в адрес первого секретаря ЦК КПУ П. Шелеста и председателя Совета Министров СССР В. Щербицкого протестного письма против репрессий и добавил к нему эссе под названием "Интернационализм или русификация?". В начале 1966 в Киеве, Львове, Ивано-Франковском, Луцке и других городах Украины прошли с грубыми нарушениями советских законов политические процессы. Того же года В. Чорновил зладив сборник биографий и произведений 20 осужденных под названием "Горе от ума" и выслал на 55 страничное обращение к прокурору УССР Ф. Глухая и других, в котором выяснил нарушение гражданских прав арестованных.

Протестные акции против нарушений законов, антиукраинского курса национальной политики, в обороне арестованных, а также в обороне национальных прав украинского народа набрали в последующие годы достаточно широких размеров и участие в них принимали различные слои населения. Важнейшие выступления:

  • письмо в ЦК КПУ и Союза Писателей Украины с протестом против нападений на И. Дзюбу, что его выслали 1966 П. Скочок, В, Чорновил, Л. Шереметьева;
  • письмо вскачь к П. Шелеста по поводу нарушений законности в процессе М. Озерного в 1966 (вместе с записью этого процесса);
  • письмо баптиста А. Ковальчука в Л. Брежнева в 1966 против преследований верующих;
  • письмо И. Дзюбы, И. Светличного, Н. Светличной, Л. Костенко в Шелеста в обороне осужденного в 1967 В. Черновола;
  • обращение 139 меш. Киев к Брежневу, Н. Подгорного и А. Косыгина в апреле 1968 с протестом против преследований за убеждения, незаконных арестов и ограничение прав украинского языка и культуры;
  • письмо творческой молодежи Днепропетровска до Щербицкого, Ф.Овчаренка, Д.Павлычко в 1968 г. против русификации города и травли романа " Собор "Олеся Гончара, распространялся как анонимный, соавторы - поэт Иван Сокульский и журналист Михаил Скорик;
  • открытое письмо "Литературной Украины" за подписью И. Дзюбы, Е. Сверстюка, М. Коцюбинского, Л. Костенко, В. Некрасова в обороне В. Чорновила и С. Караванского; подобное письмо В. Стуса к Ф. Овчаренко;
  • эссе В. Мороза "Хроника сопротивления" об уничтожении памятников украинской культуры;
  • открытое письмо А. Коваля к депутатам Верховной Рады УССР, в котором требует осуществления прав, записанных в Конституции;
  • протестные письма разных граждан, в частности Б. Антоненко-Давидовича, И. Дзюбы, В. Чорновола, Ольги Горынь, Игоря и Ирины Стасив-Калинец, О. Мешко, о. В. Романюка против второго осуждения В. Мороза в ноябре 1970;
  • обращение жителей г. Вышгород Киевской области в ЦК КПСС по поводу злоупотреблений местной власти;
  • обращение Общественного Комитета защиты Нины Пестрой, который в декабре 1971 подписали П. Якир, Ирина Стасив-Калинец, В. Стус, Т. Тимчук, В. Чорновил;
  • не подписано открытка об арестах деятелей культуры в начале 1972;
  • открытки и протестные надписи против русификации в Львовском Университете в 1974;
  • другие.

Протестные письма против правонарушений высылали также участники движения сопротивления, которые находились в тюрьмах и концентрационных лагерях, например:

  • обращение М. Масютка Верховной Рады УССР в октябре 1966, в котором он осуждает суды над украинским в разных городах;
  • письмо С. Караванского в Совет Национальностей СССР в 1966 с требованием прекратить дискриминацию нерусских народов, в частности украинский, крымских татар, евреев, и подобные его письма к В. Гомулки в 1965 и Председателя Президиума Верховного Совета СССР в 1967;
  • его же обращение на эту же адрес с протестом против оккупации Чехословакии в 1968;
  • лист М. Горыня, И. Кандыбы, Л. Лукьяненко в Комитет по правам человека ООН в 1969 с протестом против примешивания яда к пище заключенным;
  • обращение к публичной общественного мнения мира С. Бедрило в 1970, с жалобой на поведение органов КГБ
  • эссе В. Мороза под названием "Репортаж из заповедника им. Берии", который был написан во время заключения автора.

Другая форма деятельности движения сопротивления - это манифестации в годовщину перевозку тела Тараса Шевченко в Украину 22 мая, которые постоянно разгоняли органы КГБ. В 1967 в этой случае произошло столкновение участников с КГБ, после чего 64 жители Киева выслали протест Брежнева и Шелеста. Демонстрации с участием нескольких сот человек проходили во Львове в апреле 1966 во время процесса братьев Горыней и других и в ноябре 1970 в Киеве во время похорон А. Горской. В 1968, в 51 годовщину Октябрьской революции, сжег себя на Крещатике в Киеве В. Макуха, произнося лозунги "Долой колониялизм из Украины" и "Да здравствует свободная Украина". В 1969 также для протеста против порабощения Украины пытался сжечь себя у унивеоситету в Киеве М. Береславский.

Движение сопротивления выступал также в обороне национальных меньшинств Украины, оказалось частности в выступлении И. Дзюбы и В. Некрасова в Бабьем Яру в сентябре 1969, в заявлениях деятелей сопротивления на оборону крымских татар и т.д..

Наряду с этими стихийными формами сопротивления, существовали попытки организованных акций. Еще в конце 1959 группа украинскии юристов под руководством Л. Лукьяненко изготовила проект программы Украинского рабоче-крестьянского союза с целью вести легальную акцию за выход СССР из СССР. В проекте программы Союза написано, что ее идеалом является самостоятельность Украины с широко развитым социалистическим государственным устройством. О средствах борьбы в проекте говорится: Цель этого первого этапа нашей борьбы состоит в завоевании демократических прав, необходимых для организации всего украинского народа на борьбу за создание независимого национального государства. Методы достижения этой цели мирные, конституционные.

В январе 1961 Лукьяненко был осужден в Львове на смертную казнь, которая была заменена на 15 pp. тюрьмы, а обвиняемые (И. Кандыба, С. Вирун, А. Либович, В. Луцкой, И. Боровницький, В. Кипиш) на заключение от 10 до 15 гг С 1957 в 1967 в Галиции действовали также малые нелегальные группы: Объединенная Партия Освобождения Украины, Украинский Национальный Комитет и Украинский Национальный Фронт, члены которых были также осуждены на заключение, причем двух членов Украинского Национального Комитета И. Коваля и Б. Грицына Львовский суд приговорил к смертную казнь, и приговор выполнен. Процессы над вышеупомянутыми группами происходили при закрытых дверях. Члены Украинского Национального Фронта переиздали некоторые публикации ОУН, в 1965 - 1967 выпустили 16 чисел журнала Родина и Свобода.

К движению сопротивления следует отнести также рабочие волнения и забастовки, например, в 1963 в Кривом Роге (вызванные повышением цен на продовольствие и их нехваткой, тогда дошло до столкновений между отделами КГБ и военными частями) и Одессе (портовые рабочие отказались грузить масло до Кубы), 1969 на гидроэлектростанции в с. Березка; 1972 в мае в Днепропетровском (рабочие протестовали против введения россиян на зав.) и в июне в Днепродзержинском (в беспорядках принимало участие несколько тысяч человек, они были спровоцированы грубым поведением власти).

По данным самиздатовских документов в движении сопротивления участвовали около 600 человек (количество участников массовых демонстраций и читателей самиздата - несколько тысяч), в основном представители профессиональной интеллигенции, далее работники, ученые, писатели, студенты, художники, священники, крестьяне; преимущественно молодежь и люди среднего возраста, со значительным участием женщин. Участники движения сопротивления происходят головинм образом из Киевщины и из Западной Украины (преимущественно из Львова), далее из Днепропетровской и Донецкой областей. Духовым зачинателем движения сопротивления. следует считать В. Симоненко.

Политическим позициям сопротивления присущи идеи гуманизма, политической и социальной демократии, личной и национальной свободы. В центре мышления участников сопротивления является человек, его достоинство, его право свободно развиваться. Целью сопротивления является украинская демократическая самостоятельное государство, "в какой бы все граждане действительно пользовались политическими правами и определяли направление экономического и политического развития Украины". В области межнациональных отношений движение сопротивления осуждает всякий шовинизм и империализм и проповедует уважение прав других народов и сотрудничество с ними. Методы деятельности движения сопротивления легальные; деятели движения часто ссылаются на принципы так называемой ленинской национальной политики. Однако после арестов и судов ведущих деятелей сопротивления в 1972 - 1973 заметна частичная радикализация взглядов, тенденции нелегальной деятельности. Это сказалось в частности на 7-8 выпуска (1974) самиздатовского периодического издания движения "Украинский Вестник".

Украинский (например, генерал П. Григоренко) участвуют также в общеобразовательных союзном или русском движении сопротивления. Но попытки российского периодического издания сопротивления "Хроника текущих событий" в Москве выступать от имени движения сопротивления нерусских народов СССР, опровергла редакция "Украинского Вестника". Наряду с украинским движением сопротивления, в Украине действовал также движение сопротивления других национальностей, в частности еврейский (он ставил себе целью, как и в России, право на выезд за границу СССР) и российский что солидаризируется с российским движением сопротивления в России. Кое-где они сотрудничают с украинским движением сопротивления.


10. Ведущие участники диссидентского движения


См.. также

Литература

  • "О специфике сопротивления 60-70 лет"
  • Дзюба И. Интернационализм или русификация? Мюнхен, 1968.
  • Чорновил В. Горе от ума. Париж, 1968.
  • Украинские юристы под судом КГБ. Мюнхен, 1970.
  • Молодежь Днепропетровска в борьбе против русификации. Современность. Мюнхен, 1971.
  • Украинской Вестник, выпуск I - II, VI и 7 - 8.
  • Русначенко А.М. Национально-освободительное движение в Украине середина 1950-х-начало 1990-х годов. - М., 1998.
  • Каганов Ю.А. Оппозиционный вызов: Украина и Центрально-Восточная Европа 1980-х - 1991 - Киев, 2009.
  • Факел. Париж - Балтимор, 1971, 1972 и 1975.
  • Касьянов Г. В. Несогласные: украинская интеллигенция в движении опору 1960 - 80-х годов. - К., 1995
  • Conquest R. Russian Workers Riots. Soviet Analyst, No. 25, Dec. 13 Лондон, 1973.
  • Bociurkiw В. R. Religious Situation in the Soviet Ukraine. A paper presented at a Symposium marking the 30th anniversary of the Ukrainian Quarterly in Doc. 1974.
  • Koszeliwec I. Kronika ukrainskiego oporu. Kultura. № 1 - 2 (328 - 329). Париж, 1975.
  • Турченко Ф.Г. Новейшая история Украины. Киев, 2007.
  • Шестидесятник Иван Коваленко: биогр. очерк / / Украина ХХ ст.: культура, идеология, политика: Сборник статей. Вып. 7. К., 2004. С. 422-443. Подп.: Сергей Белоконь, Мария Кириленко (Коваленко).
п о р Антисоветский Движение Сопротивления в Украине
1918-1922 Тризуб.png
1922-1939
1939-1955
1955-1985
1985-1991
Skifska pecktoral copy.png Древность
(- 300 по Р.Х)
Доисторическая Украина Палеолит Мезолит Неолит Трипольская культура Киммерийцы Скифы Сарматы Античные города Северного Причерноморья
Alex K Kievan Rus .. svg Раннее Средневековье
(300-1240)
Готы Анти Гунны Венеды Восточные славяне Хазарский каганат Киевская Русь Половцы Княжество Феодоро Херсонес
Alex K Halych-Volynia.svg Позднее Средневековье
(1240-1569)
Галицко-Волынское княжество Киевское княжество Великое княжество Литовское Королевство Польское Золотая Орда Крымское ханство
Herb Viyska Zaporozkogo (Alex K). Svg Казачество
(1569 - 1775)
Запорожская Сечь Речь Посполитая Хмельницкая Гетманщина Колиивщина
Alex K Kyiv Michael.svg Новое время
(1775 - 1917)
Российская империя : Малороссия Слобожанщина Новороссия Кубань Османская Империя : Чертомлыкская Сечь Олешковская Сечь Задунайская Сечь Австро-Венгрия : Галичина Буковина Закарпатье
Coat of Arms of UNR.svg Новейшее время
(1917 - 1991)
Революция : УНР Украинская Держава ЗУНР Кубанская Народная Республика Зеленая Украина КНР
СССР : СССР Голодомор Карпатская Украина УПА Революция на граните
Lesser Coat of Arms of Ukraine.svg Современность
(После 1991)
Независимая Украина Оранжевая революция
п о р

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам