Диссонанс (от лат. dissono - Нестройне звучания) - созвучие, воспринимаемой на слух, как негармоничное, неслиянно. К дисонасив относят большие и и малые секунды и септимы, увеличены и уменьшены интервалы, а также все аккорды, включающие хотя бы один из этих интервалов; условно к диссонансов относят и кварту по баса.

С математико-акустической точки зрения диссонанс является спиввзвуччям, соотношение частот звуковых колебаний тонов которого является сложным отношением чисел, чем консонанс. Например \ 8:9 - Большая секунда, или \ 8:15 - Большая септима.

С точки зрения музыкальной психологии диссонанс сравнению с консонансом есть созвучием более напряженным, неустойчивым; в системе мажора и минора качественное различие консонанса и диссонанса достигает степени противоположности, контраста и представляет большую эстетическую ценность.


1. Консонанс и диссонанс в истории музыки

Соотношение консонанса и диссонанса всегда было важнейшей проблемой музыки. Пифагорейцы (6-4 вв. до н.э.) проводили аналогию между консонансом и гармонией мира, мировым порядком ( космосом), противопоставляя ему диссонанс - дисгармонию, деструкцию ( хаос). К консонансов ("симфоний") они относили октаву, квинту и кварту, все остальные созвучие - до диссонансов ("диафоний"). Последователи Пифагора различали консонанс и диссонанс зависимости от числовых отношений тонов последователи Аристоксена считали критерием консонантности "удовольствие" созвучие для слуха.

В средневековой теории музыки для обозначения консонанса и диссонанса существовали сроки "конкордансы" ( лат. concordantia ) И "дискорданс" ( лат. discordantia ), На несколько столетий позже термином "конкорданция" пользовался Николай Дилецкий. В 13 в. (И. где Гарландиа, Франко Кельнский) к разряду консонансов перешли терции (вскоре также и сексты).

К 17 века условием применения диссонанса было полное его подчинение консонанса - правильное приготовление и решения (переход) в консонанс; в 17-19 веках обязательным правилом было только решение диссонанса, с конца 19 в. и особенно в 20 в. диссонанс все чаще применяется самостоятельно - без приготовления и без разрешения. Относительно музыки нововенской школы и их последователей применяют термин "эмансипация диссонанса".

В музыке 20 века градация сонантносты осознается как многоступенчатая (вместо двухступенчатой ​​- консонанса и диссонанса): прима и октава, квинта и кварта, терции и сексты, мягкие диссонансы (г. септима, б. секунда), острые диссонансы (б. септима, м . секунда).


Источники

Литература

  • Гарбузов Н. А., О консонирующих и диссонирующих интервалах, "Музыкальное образование", 1930, № 4-5;
  • Клещев С. В., К вопросу о различиях диссонирующих и консонирующих созвучий, "Труды физиологических лабораторий академика И. П. Павлова", 1941, т. 10;
  • Тюлин Ю. Н., Современная гармония и ее историческое происхождение, в кн.: Вопросы современной музыки, Л., 1963;
  • Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875;
  • Stumpf С., Konsonanz und Dissonanz, Lpz., 1898; Riemann Н., Zur Theorie der Konsonanz und Dissonanz, в его сб.: Pr?ludien und Studien, Bd 3, Lpz., 1901.

См.. также