Днепровские пороги

Днепровские пороги. Карта конца XIX - начале XX века
Ненасытецкий порог
Днепровские пороги и местоположения Сечи в 1552 - 1775 гг

Днепровские пороги - выходы гранитов, гнейсов и других коренных горных пород Украинского кристаллического щита, которые были в русле Днепра между городами Днепропетровском и Запорожьем. После построения в 1932 году Днепрогэса их затоплено водами Днепровского водовховища.


1. Первые упоминания

Впервые Днепровские пороги упоминаются в произведениях древнегреческих авторов начала нашей эры. Первый сравнительно подробное описание порогов подал византийский император Константин VII Багрянородный в своем труде "О управлении империей" ( 10 века). Днепровские пороги также упоминает автор "Слова о полку Игореве".


2. Характеристика порогов

Если камни и скалы пересекают часть течения, они называются заборами (в единственном числе - забора), если всю реку - порогами. В среднем течении Днепра существовало 9 порогов, 30-60 каменных гряд ("заборов") и 60 островов. Общая длина участка, где они находились, - около 65-75 км (от Лоцманская Каменка (15 км ниже Днепропетровска) до Кичкаса), высота падения воды - 30-40 м.

На Днепре было 9 порогов. Они препятствовали судоходству, а размещались в следующем порядке:

  1. Кодацкий порог. Находился на расстоянии 17 верст ниже Днепропетровская (до 1926 - Екатеринослав или Екатеринославъ), возле села Кодаки (тогда - Кайдак). Общая длина порога - 186 саженей.
  2. Сурский порог. Находился на расстоянии 8 верст от Кодацкого. Длина - всего 46 саженей.
  3. Лоханский порог. Находился на расстоянии 1,5 верст от предыдущего. Посередине русла были расположены три небольших острова, которые образовывали на пороге два прохода: один - между правым берегом и островом Кулики, второй, очень узкий, - между левым берегом и о. Скалистый. Этот последний проход, достаточно глубокий, получил название Лохан, а от него и весь порог стали называть Лоханский.
  4. Дзвонецький порог. Находился в 5 верстах от Лоханский. Длина - 95 саженей.
  5. Ненасытецкий порог, Ненасытец или Ревущий. Лоцманы называли его еще Разбойник или Дед. Грозный и самый большой из всех Днепровских порогов. Находился на расстоянии 7,5 верстах от Дзвонецького порога и состоял из 7 заборов, а под правым берегом было скученно немало камней. В этом месте, которое местные жители называли адом, вода клокотала и переливалась с камня на камень водопадом. Длина порога - 408 саженей. Особые трудности и опасности Ненаситецкого порога - это извилистый и узкий проход между большими камнями, сильные перепады и большая скорость течения, что затрудняло управление судном на поворотах. Через малейшую ошибку лоцмана судно могло разбиться.
  6. Вовнизький порог. Лоцманы называли его Внук. Находился в 13,5 верст от предыдущего. Длина - 315 саженей. Опасная в нем была большая скала Гроза, на которой суда и плоты тоже часто разбивались.
  7. Будильский порог. Лоцманы называли его Будило. Находился на расстоянии 3 верст ниже Вовнизького. Длина - 134 сажени. Этот порог по углу падения воды, скоростью течения и глубиной не мешал судоходству по Днепру. Хотя тоже был засорен камнями.
  8. Лишний порог. Находился на расстоянии 16 верст от Будиловського. Длина - 84 сажени. Порог был достаточно глубоким и мало засоренным, поэтому больших препятствий для судоходства не создавал.
  9. Вольный порог. Находился на расстоянии 4,5 верстах от лишнего. Длина - 330 саженей. Порог был мелководный и сильно засорен камнями. Опасное его место - узкий проход, который называли Волчье горло, между двумя скалистыми островами, которые лежали почти посередине реки. Приближаясь к первому скалистого остова, Крячинного, течение сильно уклонялась к правому берегу, огибала остров и, круто повернув влево, направлялась в Волчье горло между островами, создавая сильный перепад.

Свободным, собственно, и заканчивались Днепровские пороги. Они представляли большую опасность для каждого лоцмана, который вел судно или плот по Днепру. Этнограф Дмитрий Яворницкий писал, что лоцманы боялись не самых порогов, а чертей, которые в них жили:

"Старые люди говорят, что для лоцмана пороги сами по себе не страшны: хороший лоцман знает все пороги, как свой собственный карман, он знает и все ряды каждого порога, и все скалы возле него, и все ходы между скалами. Лоцмана страшнее то, сидящий в воде каждого порога, т.е. черти: в каждом

пороге сидит свой черт и делает свою работу. Так, в Кодацкий пороге черти топят людей; к Сурского порога сходятся все черти, чтобы хезаты в нем, ибо неважный порог, а Хэза они черным, как смоль, навозом; в Лоханский пороге сидит главный черт - Вернивод, там черти разбивают плоты; в Дзвонецькому пороге переворачивают лодки; в Ненаситецкой воду бушуют, и лоцманам в дубы сцять, к ним ездит Вернивод и платит им за то, что они воду бушуют и такие пакости делают лоцманам; в Вовнизькому пороге черти ничего не делают, а только точат вилы, что в Аду; на пороге Вовчку живет главного черта женщина с Чертовка, она там в воде Волчьего горла также и шум сбивает. Вот через что страшные пороги в Днепре всем лоцманам " [1].


3. Острова и заборы

На расстоянии одной версты от выхода из последнего порога находилась группа Пурисових островов, проход между которыми и правым берегом был сильно загроможден камнями. Ниже этого прохода камни встречались гораздо реже, а с конца Маркусового острова фарватер чистишав и грибшав, причем русло постоянно сужался, скалистые берега становились выше и круче.

Далее, у камней Разбойники, которые лежали в 8 верстах от Свободного порога, река круто поворачивала вправо. Проход на этом повороте, который называли Школа, был опасен. Огромные Разбойники увеличивали крутизна поворота и значительно сужали проход, в результате чего течение Днепра с необычайной силой направлялась к левому берегу и потребовались значительные усилия, чтобы удержать судно от губительного удара о левый скалистый берег. От этого прохода до Запорожье (до 1921 - Александровск) значительных скоплений камней больше не встречалось и течение становилась спокойной, но берега продолжали сужаться, а глубина - увеличиваться.

Кроме этого, русло Днепра пересекали 7 так называемых "забор" (Монастырская - в ​​пределах города Днепропетровск в проливе, который отделяет Монастырский остров, - Стрелецкая, Тягинськая, Воронова, Кривая, Скубовая) которые, как и пороги, были цепями подводных скал, однако , не до конца перегораживали русло реки, оставляя протоки.


4. Регулировка порогов

С 18 века начались попытки урегулирования порожистой отрезке Днепра, в частности со времен, когда весь Днепр был уже в пределах Российской империи. Первые работы выполнены в 1785 г. (Полковником Фалеев) и в 1795 - 1807 гг (По проектам де Волана) не дали значительных результатов.

В 1843 - 1854 гг выкопана на всех порогах вдоль левого берега канала и устранены опасные скалы в заборах, но каналы были узкие и мелкие, так что суда и дальше шли не только этим "Новым ходом", но и "старым" или "казачьим", то есть естественными пробелами в рядах порогов и забор вдоль правого берега Днепра. Плавание пароходами в порожистой части была невозможна. Весельные и парусные суда проходили только во время высокого водостоками.

После построения в 1927 - 1932 годах плотины ДнепроГЭСа пороги были залиты водой.


См.. также

Примечания

  1. Яворницкий Д.И. Днепровские пороги - gorod.dp.ua / history / article_ua.php? article = 45: Альбом фотограммы. с географически историч. очерком - М.: Первая типография гос. издательства Украины, 1928. - С. 42.

Источники