Днепровско-Бугский канал

Днепровско-Бугский канал на карте (вверху слева)

Днепровско-Бугский канал - судоходный канал в Беларуси, соединяет реку Пена (приток Припяти; бассейн Днепра) с рекой Мухавец (приток Западного Буга; бассейн Вислы). Длина 196 км (в том числе канализованна часть река Пена - 74 км, водораздельная часть канала - 58 км; канализованна часть реки Мухавец - 64 км).

Работы по сооружению канала впервые начались в 1775 в годы правления последнего короля Польши Станислава Августа Понятовского, но вскоре были прекращены, строительство вновь начато в 1837, основные работы осуществлены в 1846 - 1848. После присоединения Западной Белоруссии к Польши в 1919 и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гидросооружения канала разрушались, после чего восстанавливались.

Канал является частью магистрального Днепровско-Вислянского водного пути Е-40 ( Гданьск - Варшава - Брест - Мозырь - Киев - Херсон). С помощью канала теоретически возможен водный связь бассейнов Балтийского и Черного морей. Тем не менее, сквозное судоходство этим водным путем пока невозможно: в Бресте река Мухавец перегорожена глухой плотиной. Пропуск ряда речных судов, проданных Белоруссией Польше в последние годы, осуществлялся по временной схеме: в акватории Брестского речного порта вырывали искусственные шлюзовые каналы-камеры, запускали туда судно, за ними проход засыпали, а впереди открывалась земляная перемычка - и суда выходили на чистую воду .

В 1997 правительством Беларуси принята программа реконструкции гидротехнических сооружений Днепровско-Бугского канала, в ходе которой осуществляется перобладнання шлюзов под европейские судоходные стандарты, замена устаревших гидротехнических сооружений и др.

В годы существования СССР основной объем перевозок каналом приходился на железную руду с криворожских месторождений поставляется на металлургические комбинаты ГДР (в порту Бреста осуществлялась перегрузка на железнодорожный транспорт). После объединения Германии немецкие металлурги переориентировались на руду, добываемую в Германии, и грузооборот каналом катастрофически снизился (с 7 млн. т в 1991 до 420 тыс. т в 2004) [1].


Примечания

  1. "Киевский ТелеграфЪ", № 40, 2005