Добрянский Анатолий Николаевич

Анатолий Николаевич Добрянский (* 26 августа 1935, с. Волос-Крикливец, сейчас Крикливец Крыжопольского района Винницкой обл - ? 4 марта 2003 г. Черновцы) - украинский поэт, литературовед, искусствовед, педагог, переводчик, общественный деятель.


1. Биография

Добрянский Анатолий Николаевич родился 26 августа 1935 года в селе Крикливец Крижопильоького района Винницкой области в учительской семье. Отец, Добрянский Николай Ефремович, учитель истории и украинского языка и литературы, репрессирован в 1937 году, реабилитирован посмертно в 1956 -м.
Мать, Добрянская Феодосия Васильевна, сорок лет учительствовала в селах Винницкой и Черновицкой областей, умерла в 1988 году.

Анатолий Добрянский с родителями и старшим братом (1937)

В 1952 году Анатолий окончил Сокирянский СШ № 1 и поступил на филологический факультет Черновицкого университета.
В студенческие годы вместе с И. Курлат, М. Ткачом, С. будней, Б. Мельничуком, Н. Кащук и др.. участвовал в работе областного литературного объединения, в подготовке радиоальманахив и литсторинок, выступал с чтением своих стихов перед трудящимися города и области, писал песни.
Песня Григория Шевчука на слова Добрянского "Эй, пойду на Черемош", созданная в 1954 году и до сих пор живет в репертуаре Заслуженного Буковинского ансамбля песни и танца.

А. Добрянский в школьные годы

На слова А. Добрянского писали музыку Степан Сабадаш, Леонид Затуловский, Михаил Мафтуляк, Андрей Кушниренко. Кроме песен, А. Кушниренко создал на либретто Добрянского народную оперу "Буковинская весна".

А. Добрянский с известным в будущем литературоведом и критиком Элеонорой Соловей

Окончив университет ( 1957), А. Добрянский стал литработником, а впоследствии - литредактором газеты "Советская Буковина", был председателем областного литературного объединения, директором клуба писателей в Черновцах, руководил литературной студией при гарнизонном Доме офицеров.
По поручению Бюро пропаганды художественной литературы СПУ выезжал с писательскими бригадами в другие области Украины, выступал в воинских частях и на пограничных заставах вместе с Ю. Збанацкая, Ю. Мушкетиком, А. Косматенком, В. Кочевский, Д. Павлычко и др..
Участвовал в проведении на Буковине Дней литературы Таджикистана, Латвии, Молдовы, Российской Федерации.
После окончания аспирантуре, с 1962 года, А. Добрянский работал в Черновицком национальном университете имени Ю. Федьковича сначала старшим преподавателем, а впоследствии - доцентом кафедры украинской литературы. Читал курсы "Новейшая украинская литература" , "История украинской и зарубежной культуры", "Литература народов СССР" , спецкурсы "Литература и музыка" , "История украинского искусства".
Защитил кандидатскую диссертацию "Пути мировой сонетистикы и развитие сонета в украинской литературе" ( 1975).

Анатолий Добрянский (справа) во время пребывания в армии

В 1984 - 1986 годах был исполняющим обязанности заведующего кафедрой украинской литературы.
В 1965 году А. Добрянский прошел аттестацию Министерства культуры СССР и получил Аттестационное удостоверения артиста за № 01914. Высшей аттестационной комиссией Министерства культуры СССР ему в 1966 году присвоено исполнительную специальность "Лектор - искусствовед" , что давало право выступать на концертной эстраде. Как артист А. Добрянский сотрудничал с Черновицкой филармонией, кинотеатром "Черновцы".
Тесные узы связывали А. Добрянского с коллективом музыкально-драматического театра им.О. Кобылянской, где он в течение ряда лет руководил теоретическим семинаром, был членом художественного совета.
Значительный вклад в общественно-политическую и культурную жизнь Буковины сделал А. Добрянский как автор нескольких сотен (!) гостропроблемних статей, рецензий, искусствоведческих очерков, опубликованных в периодической прессе.
Добрянский участвовал в деятельности Общества им. Т. Шевченко "Просвита", в общественно-культурных акциях Народного Руха, в пропагандистско - образовательный работе общественной организации защиты окружающей среды "Зеленый мир Буковины" и культурных мероприятиях Народного дома.
Гражданская пристрастнисть, преданность идеалам добра и справедливости, глубокие знания и безграничная эрудиция, блестящий талант оратора (его называли Златоуст Буковины) принесли Анатолию Николаевичу Добрянском заслуженную популярность и уважение в Украине и далеко за ее пределами.

Анатолий Добрянский с Дмитрием Павлычко в Черновцах ( 1961)

Он собрал уникальную фонотеку (более 1500 грампластинок и кассет) и библиотеку (32296 книг и периодических изданий), на основе которой 2005 года в Черновцах открыт Муниципальную библиотеку его имени.
Умер Анатолий Добрянский в 2003 году. Похоронен на центральном кладбище Черновцов.
В Черновцах его именем названа улица.


2. Творческая деятельность

2.1. Литературоведческая, поэтическая и переводческая деятельность

1. Составитель, автор предисловия и примечаний к антологии "Украинский сонет" (К., 1976).
2. Автор искусствоведческих книг:

  • "Лидия Липковского" (Черновцы, 2000);
  • "Дивосвит Василия Шевчука" (Черновцы, 2001);
  • "Юморист Николай Савчук" (литературный портрет) (Коломыя, 1999, в соавторстве).

3. Самые поэзии вошли в:

  • коллективного сборника "Расцветай, мой край!" (Станислав, 1959);
  • хрестоматии-антологии "Писатели Буковины" (т.2, Черновцы, 2003).

4. Поэтические переводы с:

  • румынской (И. Георгице, Е. Буков, Ж. Менюк, М. Роман)
  • русской (С. Есенин).

5. Популярные песни:

  • "Эй, пойду я на Черемош" (композитор Г. Шевчук);
  • "Девичьи мечты" (композитор С. Сабадаш)
  • "Мечты" (композитор Л. Затуловский).
Анатолий Добрянский (справа) с молодыми писателями Степана Будного и Натальей Кащук

6. Одноактная опера "Буковинская весна" (композитор А. Кушниренко).
7. Искусствоведческие разведки и статьи:

  • Песня расправляет крылья (о развитии музыкальной жизни на Буковине) / / Тезисы докладов межвузовской юбилейной научной конференции. - Черновцы. - 1965
  • Образ нашего современника (в репертуаре Харьковского украинского драматического театра им. Т. Г. Шевченко) / / Сов. Буковина. - 1968. - 24 июля.
  • Бибигуль (очерк о казахскую певицу Бибигуль Тулегенова) / / Сов. Буковина. - 1969. - 2 апреля
  • Песня из Сучавы (о румынском ансамбль песни и танца им. Ч. Порумбеску) / / Сов. Буковина. - 1969. - 18 мая
  • Жизнь, в аккорды перелито (о творчестве Станислава Людкевича) / / Сов. Буковина. - 1969. - 26 декабря
  • Ветер Немана (об ансамбле песни и танца "Летува") / / Музыка. - 1970, - № 3
  • Об эмоциональном воздействии на слушателей / / методическая работа и задачи повышения идейно-политического и научного уровня лекционной пропаганды. - Москва - Рига, 1980.
  • Дойти до ума и сердца / / Трибуна лектора. - 1982. - № 3.
  • Режиссерские принципы В. С. Василько в инсценировке произведений Ольги Кобылянской / / Народный артист СССР В. С. Василько и украинский театр. - Одесса, 1983.
  • Будни, предшествующих празднику. Некоторые составляющие культуры лекторской труда / / Трибуна лектора, - 1983. - N 3.
  • Кино для родителей и детей. Размышления о воспитании / / Сов. Буковина. - 1983. - 11 октября.
Анатолий Добрянский с известной украинской писательницей Ириной Вильде
  • Очарованность песней (о творческом пути Андрея Кушниренко) / / Сов. Буковина. - 1983. - 16 октября.
  • Источник правды и красоты. Советская драматургия на канадской сцене / / Сов. Буковина. - 1986. - 23 апреля (в соавторстве с канд. Искусствоведения М. Костышин).
  • Театр Анатолия Паламаренко / / Сов. Буковина. - 1986. -28 Мая.
  • Незабываемые встречи (о творческом пути Марии Биешу) / / Сов. Буковина. - 1986. - 5 октября
  • Испытания классикой (Репертуар Молдавского театра оперы и балета) / / Сов. Буковина. - 1986. - 31 октября.
  • Воспитание красотой. Мысли после отчетного концерта / / Сов. Буковина. - 1987. - 3 июня.
  • Зерно из родной нивы (Мелодрама Сидора Воробкевича "Игнат Приблуда") / / Сов. Буковина. - 1987. - 20 января.
  • "Любите ли вы театр? .." / / Сов. Буковина. - 1988. - 26 марта.
  • Рыцарь украинской песни (о Владимире Ивасюка) / / Сов. Буковина. - 1989. - 4 марта.
  • Песни любви и печали (о творчестве еврейского композитора Лейба Левина) / / Сов. Буковина. - 1990. - 17 февраля.
  • Соловьяненко на Буковине / / Сов. Буковина. - 1990 - 2 июня.
  • Первая государственная музыкальная (о развитии музыкального образования на Буковине) / / Сов. Буковина. - 1990.-17 июня.
  • Элегии любящего сердца (о книге Михаила Ивасюка - "Элегии для сына") / / Голос Украины. -1992. - 1 августа.
  • "Жизнь моя - не тайна ..." (о творчестве Михаила Осадчего) / / Буковинский вече. - 1993. -14 Апреля.
  • Браво, маэстро! Размышления после гастролей А. Соловьяненко / / Буковина. - 1993. - 26 мая.
  • Незабываемая (об искусстве Сиди Таль) / / Сиди Таль в воспоминаниях современников. - М., 1993.
  • Памяти Михаила Осадчего / / Буковинский вече. - 1994, - 13 июля.
  • Его неугасимая звезда. Памяти Олеся Гончара / / Буковина. - 1995. -22 Июля.
  • Недремлющим мысль и перо неутомимое (о поэта и ученого Богдана Мельничука) / / Буковина, - 1997. - 19 февраля.
  • Честно пройдены дороги (о художественного руководителя филармонии Остапа Савчука) / / Буковина. - 1997. - 19 марта.
Выступление Анатолия Добрянского на вечере памяти украинского поэта Степана Будного, к его 50-летие. Актовый зал университета. Сидят (слева направо): поэт Николай Бучко, писатель и преподаватель университета Михаил Ивасюк и учителя ( 1983 год)

2.2. Искусствоведческой-лекционная деятельность

  • В 1965 году А. Добрянский прошел аттестацию Министерства культуры СССР и получил Аттестационное удостоверение артиста № 01914. Высшей аттестационной комиссией Министерства культуры СССР ему в 1966 году присвоено исполнительную специальность "Лектор-искусствовед", ​​что давало право выступать на концертной эстраде.
  • С 1962 г. по совместительству и на разовых условиях А. Добрянский работает лектором-искусствоведом Черновицкой областной филармонии. За тридцать пять лет плодотворного сотрудничества с музыкального лектория он подготовил более сотни концертных программ, которые отмечались содержательной глубиной, оригинальностью и разнообразием форм, ярким, эмоциональным изложением материала. Это и традиционные для лекториев концерты-беседы ("Музыка в нашей жизни", "Музыкальные жанры", "Камерная музыка", "Оперная музыка" и др.), и тематические концерты-обзоры и литературно-музыкальные композиции ("Песни и музыка кино" , "Песни обновленного края", "Песни, опаленные войной", "Возвращение к романсу"), и концерты-монографии ("Творчество композиторов Прикарпатья", "Песни композиторов Буковины", "Тарас Шевченко и музыка", "Юрий Федькович и музыка "," Иван Франко и музыка "," Леся Украинской и музыка "," Сергей Есенин и музыка ".
  • В жанре концерта-очерка и концерта новеллы подавались рассказы о творчестве Н. Лысенко, его предшественников, современников и последователей:

С. Воробкевича, М. Леонтовича, В. Косенко, Л. Ревуцкого, К. Данькевича, А. Штогаренко, Ю. Мейтуса, Г. Майбороды, П. Майбороды, С. Людкевича, А. Кос-Анатольского, А. Кушниренко, И. Городского, Л. Затуловский, В. Михайлюка, Ю. Гины, русских композиторов М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Рахманинова, Р. Глиэра, Д. Шостаковича, С. Прокофьева " Прокофьева, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, В. Соловьева-Седого, композиторов других стран и народов.

  • Как искусствоведческие очерки строил Добрянский сольные концерты П. Кармалюка, Д. Гнатюка, А. Соловьяненко, а также концерты-отчеты, призванные полнее ознакомить слушателей с репертуаром и творческой самобытностью певцов и инструменталистов филармонии - С. Шкургана, Я. Келермана, В. Ломанця, Е. Ясногородской, Н. Каплиенко, И. Дердо, Я. Солтыса, А. Шкургана, П. Дворского, камерного оркестра филармонии.
Встреча буковинских художников с народным артистом Украины и СССР Д.Гнатюком во время его гастролей в Киеве. Справа налево: А. Добрянский, О.Савка, Д.Гнатюк и Т.Ридуш
  • Вместе с актерами музыкального лектория филармонии А. Добрянский провел тысячи концертов в городах и селах Буковины, в Ивано-Франковской и Тернопольской областях, в Крыму и Молдове.
  • Многократно выступал он в качестве ведущего на литературно-художественных праздниках и юбилейных вечерах, посвященных Т. Шевченко, А. Кобылянский, Ю. Федьковичу, С. Воробкевичу, О. Руснак, Заслуженному Буковинском ансамбля песни и танца и его художественному руководителю - народному артисту Украина, лауреату Государственной премии им. Т. Шевченко, профессору А. Кушниренко, Святую славянской письменности и т.д..



2.3. Театрально-музыкальная деятельность

  • Тесные узы связывали А. Добрянского с коллективом музыкально-драматического театра им. О. Кобылянской, где он в течение ряда лет руководил теоретическим семинаром, был членом художественного совета, принимал участие в обсуждении спектаклей и творческих планов театра.
  • Выступал в печати с рецензиями на отдельные постановки театра ("Девушки нашей страны" И. Микитенко "," Приближение "Ю. Щербака," Игнат Приблуда "С. Воробкевича), с аналитическими обзорами гастролей Харьковского им. Т. Шевченко, Львовского им. М. Заньковецкой, Черкасского им. Т. Шевченко, Тернопольского им. Т. Шевченко, Молдавского театра оперы и балета.
  • Активно сотрудничал Добрянский с городским Дворцом культуры и Домом эстетики и досуга. Здесь он проводил творческие вечера вокального трио "Золотые ключи", актеров Львовского театра им. М. Заньковецкой Федора Стригуна, Таисии Литвиненко, Ларисы Кадыровой, солистов Молдавской оперы Марии Биешу и Михаила Мунтяна, композитора Евгения Доги, актера Национального театра им. И. Франко Богдана Ступки, солистов Национальной оперы Анатолия Соловьяненко, братьев Павла и Петра Приймаков, поэтов Лины Костенко, Светланы Йовенко, Софии Майданской, Тамары Севернюк, Ивана Драча, Николая Винграновского, Игоря Калинца, Михаила Осадчего, авторов бардовской песни, драматурга и прозаика Валерии Врублевской.
С известной оперной певицей, народной артисткой СССР Марией Биешу в клубе творческой интеллигенции г. Черновцы. Слева на право: А. М. Кушниренко, В. М. Селезенка, А. М. Добрянский

2.4. Киноведческая и культурно-просветительская деятельность

  • Много сил и внимания отдал Добрянский пропаганде лучших достижений украинского и зарубежного киноискусства, воспитанию высоких эстетических вкусов кинозрителей, особенно юных.
  • Он представлял премьерный показ в Черновцах выдающегося кинофильма "Вавилон ХХ" с участием съемочной группы во главе с Иваном Миколайчуком.
  • Проводил вечера памяти нашего славного земляка, участниками которых были Нина Матвиенко, Мария Миколайчук, Валентина Ковальская, Иван Гаврилюк, Раиса Недашковская, Лесь Сердюк.
  • Вместе с актером Константином Степанковым выступал на ретроспективном показе (1989) "Теней забытых предков" памяти И. Миколайчука.
  • Принимал активное участие в подготовке и празднованию 90 - и 100-летию со дня рождения А. Довженко, 100-летие кино, в представлении черновчанам фильмов Ф. Феллини, М. Формана, Н. Михалкова, М. Винграновского и др..
  • В последние годы А. Добрянский свою кинопросвитительську работу сосредоточил в руководимом им киноклубе "Собеседник" при кинотеатре "Черновцы". Этот кинотеатр едва ли не единственный в городе пропагандистом достижений украинского кино. Именно здесь киноклуб "Собеседник" представлял черновчанам премьеры таких документальных, публицистических и художественных кинолент, как "Глубокий колодец", "Довженко, Дневник, 1941-1945", "Голгофа Владимира Винниченко", "Энеида", "Каменная душа", "Нам колокола не играли", "Вишневые ночи", "Кайдашева семья", "Ночь вопросов", "Приключения курносого Мефистофеля" и др..
  • Большую культурно-просветительскую работу проводил Добрянский в рабочих коллективах хлопкового объединения "Восход" как организатор и руководитель клуба "В мире прекрасного". Широкий резонанс имели проведенные здесь читательские конференции и литературные диспуты, вечера, посвященные знакомству с ведущими актерами театра им. О. Кобилянської і солістами обласної філармонії, з творчістю Володимира Івасюка і мистецтвом Софії Ротару, програми "Золоті голоси України", "Чарівний світ Чюрльоніса", виставки авторських робіт художників "Восходу" тощо.
Анатолій Добрянський читає лекцію з історії української культури (грудень, 1994 рік)

2.5. Просветительская деятельность

Понад тридцять років свого життя віддав А. Добрянський участі в роботі товариства "Знання", де він очолював обласну науково-методичну раду методики лекційної пропаганди, був ректором університету лекторської майстерності і ораторського мистецтва, виступав на пленумах і конференціях у Києві, Мінську, Ризі, Тбілісі, був делегатом республіканського та всесоюзного з'їздів, друкував статті з методики, читав щороку сотні лекцій з питань літератури і мистецтва. Запрошувався для читання лекцій у Тернопільську, Івано-Франківську, Чернігівську, Дніпропетровську, Сумську області, а також у Молдову та Білорусь.
Відзначений багатьма почесними грамотами і нагрудним знаком Всесоюзного товариства "Знання" "За активную работу" № 4327 (1976).
З самого початку існування добровільного товариства любителів книги А. Добрянський став його діяльним членом. Пристрасний бібліофіл, що зібрав унікальну бібліотеку наукового і літературно-мистецького профілю (про неї писали Л. Тарнашинська в газеті "Друг читача" та Л. Ісаченко в журналі "Вітчизна"), він виступив одним з ініціаторів надання приватних бібліотек у громадське користування.

Засідання літературного клубу "У світі прекрасного" (1976 рік).

Обирався делегатом республіканського і всесоюзного з'їздів, членом республіканського і головою обласного правління товариства. Відзначений грамотами і знаком Всесоюзного добровільного Товариства любителів книги "Активист Общества книголюбов" № 9 (1976).
Чимало зробив Добрянський як член правління Українського фонду культури та член обласного правління товариства "Україна". Він читав лекції з історії української літератури й мистецтва студентам і вчителям з Канади, Румунії, Польщі, знайомив нашу громадськість через пресу, телебачення, публічні виступи з культурними діячами зарубіжжя.
Упродовж кількох років А. Добрянський вів на обласному телебаченні культурно-пізнавальну програму, створив ряд телепортретів письменників і артистів - Михайла Стельмаха, Михайла Івасюка, Галини Янушевич, Павла Кармалюка, грузинського художника Ніко Піросманашвілі, українських митців Михайла Дерегуса, Георгія Якутовича, Ганни Верес та Анни Василашук. Громадянська пристрасність, відданість ідеалам добра й справедливості, глибокі знання і безмежна ерудиція, блискучий хист оратора принесли Анатолію Добрянському заслужену популярність і шану в Україні і далеко за її межами.


3. Награды


Источники