Надо Знать

добавить знаний



Довженко Александр Петрович


Довженко О.jpg

План:


Введение

Александр Петрович Довженко (* 29 августа ( 10 сентября) 1894, хутор Вьюнище, теперь в пределах пгт Сосница Черниговской области - ? 25 ноября 1956, Переделкино, Московская область) - украинский и советский писатель, кинорежиссер, кинодраматург, художник, классик мирового кинематографа.


1. Биография

1.1. Детство

Родился в многодетной крестьянской семье на хуторе Вьюнище Сосницкого уезда Черниговской губернии.

В разных источниках называют разные даты рождения Довженко: 10, 11 или 12 сентября. Согласно актовым записью в метрической книге Соборно-Троицкой церкви местечка Сосница, он родился 29 августа 1894 года по "старым стилем" - то есть 10 сентября по новому [1].

Отец и мать были неграмотны. Отец, Петр Семенович Довженко, принадлежал к казацкого сословия.

Семья жила небогато: земли было немало, однако она была неплодородна, вместо детей было 14, поэтому отец "нанимался в возчики и смолярував". Дети в семье быстро умирали, почти все не достигнув трудоспособного возраста, поэтому в воспоминаниях о детстве в воображении Александра Довженко всегда появлялись "плач и похороны". Он любил мать, о которой писал: "Рожденная для песен, она проплакала всю жизнь, провожая навсегда".

Решающим для характера творчества будущего режиссера чувством стала любовь к природе, которая вызрела еще в детстве: живописная Десна, "сказочная сенокос" на ней навсегда остались для Довженко красивейшим местом на всей земле.

Учился Довженко в Сосницкий начальной, а затем в высшей начальной школе. Обучение мальчику давалось легко - он был отличником, хотя потом считал, что это "учителя сами что-то совсем не понимают и поэтому им кажется, что я отличник ...". В общем, Довженко рос мечтательным, склонным к созерцательности: жизнь (тогда ему казалось) шло в двух измерениях - реальном и воображаемом. Страсти к чему-то одному он не имел, зато хотел выделяться, ему казалось, что он может все, но "в целом мечты в выборе будущей профессии летали в сфере архитектуры, живописи, мореплавания дальнего плавания, разведение рыб и учительства" [2].


1.2. Юные годы

Довженко-студент Глуховского учительского института, 1911

1911 - поступил в Глуховского учительского института (сейчас Глуховский национальный педагогический университет имени Александра Довженко), но не потому, что хотел стать учителем, а потому, что имел право сложить туда экзамены, и стипендия там была 120 рублей в год. Здесь он был самым молодым среди студентов и здесь, как пишет сам Довженко, "не верить в Бога, в чем и признался на исповеди законоучителей отцу Александру, единой либеральной человеку из всех наших учителей". В институте впервые знакомится с украинскими книгами, которые читали он и товарищи тайком от педагогов. Сам Довженко позже говорил: "Запрещено было в нашей среде на украинском языке. Из нас готовили учителей-обрусителя края" [3].

1914 - окончил институт и по окончании был направлен учительствовать в Житомирскую высшей начальной школы, где, за неимением учителей, он преподает естествознание, гимнастику, географию, физику, историю, рисование. Первую мировую он воспринял "как обыватель", сначала радовался и забрасывал цветами раненых, "завалили" Житомир, лишь через несколько лет стал смотреть на них "уже с тоской и стыдом".

В то же время Довженко на некоторое время становится активистом украинского национально-освободительного движения. Свержение самодержавия он встретил с радостью "собаки, сорвавшийся с цепи", с верой, что теперь "уже все ясно, что земля у крестьян, фабрики у рабочих, школы у учителей, больницы у врачей, Украина в украинских, Россия в русских". Но потом, просмотрев свои юношеские горячие порывы, Довженко назовет их ослеплением людей, "вышедших из погреба" - ведь тогда он не имел "нормальной, здоровой политического образования, ни малейшего представления о борьбе классов и партий", о марксизм.

Впоследствии он напишет: "украинский сепаратистский буржуазный движение казалось мне тогда революционным движением, левая, следовательно, превосходное что правее - тем хуже, что левее - тем лучше. Об коммунизм я ничего не знал, и если бы меня спросили тогда, кто такой Маркс, я ответил, что это, пожалуй, издатель различных книг. [...] Таким образом, я вошел в революцию теми дверями " [2].

1917 - на фронт его не берут как "Белобилетчиков", он переезжает на работу в Киева, где тоже учительствует и учится в Киевском коммерческом институте (ныне Киевский национальный экономический университет) на экономическом факультете. Довженко поступил туда только потому, что его аттестат не давал возможности вступать в других высших учебных заведений, и это было средство получить хоть какую-то высшее образование. Учился плохо, не хватало времени и усердия. Того же года, когда за гетмана Павла Скоропадского в Киеве открывается Украинская академия искусств, становится ее слушателем. В 1918 году, будучи уже главой общины коммерческого института, Довженко организовал общестуденческим митинг протеста против призыва в ряды гетманской армии. Участников демонстрации были разогнаны, около двадцати убиты, многих ранены.

Академию Довженко так и не заканчивает, а институт, по его словам, посещает до 1920 или 1921 года.

1918 - 1919 - воюет против большевиков в рядах армии УНР. Как свидетельствовал Довженко земляк инженер Петр Шох (позднее эмигрировал), Довженко вместе с ним был 1918 воином 3-го Сердюцкого полка украинской армии. Это же подтверждает и сестра первой жены Александра Довженко, вспоминая, "как заходил к ним Довженко в серой шапке со шлыком конце 1917-го и в начале 1918 года, принадлежа к куреня Черных гайдамаков, участвовавших в штурме киевского "Арсеналу". Эти события впоследствии, через 11 лет, Довженко изобразит в своем фильме "Арсенал", но уже по другую сторону баррикад. По свидетельствам того же Шоха, Довженко пережил в Киеве подполье германские, русско-советские, российско-монархические и польский оккупации, не один раз бывая под расстрелами.

Август 1919 г. - С двумя товарищами оказывается во Житомира. Когда город заняли красные, был арестован Волынской ЧК, отправлен в концлагерь как "враг рабоче-крестьянского правительства", где в течение 3 месяцев отбывал наказание. Своим спасением обязан писателю Василий Эллан-Лазурном [4]. Существует версия, что тогда же его завербовали чекисты [5]. Известно, что в это время он устроился преподавателем истории и географии в школу красных старшин при штабе 44-й стрелковой дивизии в Житомире [6].

По совету Эллана-Блакитного, в начале 1920 г. поступил в партии боротьбистов. Вследствие умелых манипуляций Владимира Ленина эта партия быстро самоликвидировалась, а ее члены влились в ряды КП (б) У. Сам Довженко так пишет об этом в автобиографии: "В начале 1920 года я вступил в партию боротьбистов. Это вступление, неверный и ненужный ... Я очень хотел поступить в Коммунистической партии большевиков Украины, но считал себя недостойным переступить ее порог, поэтому я пошел в боротьбисты , как в подготовительный класс гимназии ... Через несколько недель партия боротьбистов влилась в КП (б) У, и таким образом я стал членом КП (б) У " [2].

Автобиографию, посмертно опубликованной в журнале "Днепр" (декабрь 1957 г.), Довженко написал 1939 года, поэтому биографы Довженко считают, что многое в своей биографии (в том числе и вступление в ряды КП (б) У) он подал так, как было наиболее безопасно в те времена.

1920 - Довженко назначают заведовать Житомирской партийной школой [2]. Но вместо этого он попадает в польского плена, где его показательно расстреливают холостыми, обещая следующий раз настоящий расстрел. И ему удается бежать.

Довженкознавець Сергей Тримбач считает: "Довженко, как и немалое количество украинских интеллектуалов 20-лет, верил, что можно совместить силу и мощь большевистской идеи и украинского натуру. Он, как и многие ровесников, обжегшись на поражении украинской в годы гражданской войны, сделал ставку на силу и то, что эта сила большевика поможет воскресить Украины и украинскую культуру как таковую. Он ошибся " [7].


1.3. Ранние советские годы

При содействии боротьбистов Довженко занимает разные должности: секретаря Киевского губернского отдела народного образования, комиссара Театра им. Тараса Шевченко, заведующего отделом искусств в Киеве.

В это время друзья-боротьбисты опять спасли его от очередной "чистки" в рядах партии, организовав срочный выезд в однопартийца Шумского, который возглавлял полномочного представительства СССР в Польше. В апреле 1921 года Довженко вызывают в Харькова, причисляют к Наркомата иностранных дел и направляют на дипломатическую работу - в Польше он возглавил миссию по репатриации и обмена пленными (со временем занял должность управляющего делами представительства). В начале февраля 1922 года его переводят на должность секретаря консульского отдела Торгового представительства СССР в Германии.

Мемориальная доска в Берлине

К этому времени относятся первые публикации Довженко-художника. Некоторые из его карикатур были напечатаны в журнале "Молот" ( США). Понимая, что совмещать служебные обязанности и рисования будет трудно, Довженко обратился в ЦК КП (б) У с просьбой предоставить ему возможность заняться в Германии изучением графики.

Получив стипендию в 40 долларов от Наркомпроса УССР, которым тогда руководили боротьбисты, он около года учился в частной художественной школе профессора- экспрессиониста Вилли Геккеля, где усвоил палитру живописного экспрессионизма. Летом 1923 года Довженко отозвали в Украину. Как пишет сам Довженко, "... в партии я не был ... Исключение из партии я переживал очень тяжело" [2].

Сам Довженко подавал эту версию так, будто он не успел перерегистрироваться из партии боротьбистов к большевистской партии, а потому автоматически выбыл из одной и не был в другой. Но известно, что потеряв партбилет, Довженко не торопился его обновлять, так и оставшись до конца жизни беспартийным.


1.3.1. Работа в Харькове

По возвращении в Украину, летом 1923 года, Довженко поселяется в Харькове, тогдашней официальной столицы Украины. В те времена Харьков находился в водовороте культурного возрождения и Довженко сразу оказывается в обществе украинских литературных романтиков и писателей футуристов, работает как художник-иллюстратор в редакции газеты "Известия ВУЦИК" и карикатурист под псевдонимом "Саша", а также становится известным как иллюстратор книг, в частности "Голубых эшелонов" Петра Панча.

В это время он тесно общается с влиятельным в то время и ориентированным на кино литературным объединением "Гарт", что было создано в январе 1923 года. Творческими и идейными вдохновителями "Гарта" были Василий Эллан-Голубой и Майк Иогансен. В состав также входили К. Гордиенко, И.Днипровський, И.Кириленко, О.Копиленко, В.Коряка, Г.Коцюба, И.Кулика, М.Майський, Полищук, И.Сенченко, Сосюра, М.Тарновський, Тычина и Хвылевой.

После распада "Гарта" Довженко становится одним из основателей ВАПЛИТЕ. В своей статье "К проблеме изобразительного искусства" в теоретическом сборнике ВАПЛИТЕ за 1926 год Довженко дал решительный отпор попыткам Ассоциации Художников Революционной России (АХРР), которая поддерживалась московским правительством, подчинить неоромантический искусство Украины принципам социалистического реализма и наброскам на него "нищей художественной традиции передвижников". "Это первый случай в истории культуры, где стиль" постановляет на заседании "", - смеется Довженко. Вместо этого он провозглашает независимый путь украинского искусства, которое всегда опиралось на историческую и народную традицию, и имела живой контакт с современным европейским искусством. АХРР Довженко противопоставляет Ассоциации революционного искусства Украины (АРМУ), которая была своеобразным аналогом ВАПЛИТЕ в художественном искусстве, за что и была впоследствии уничтожена органами НКВД.

Впоследствии из-за ВАПЛИТЕ Довженко сближается с ВУФКУ, но в Харькове в то время единственным драматическим искусством был театр, а Довженко театр не интересовал. Именно в это время он разрабатывает собственную концепцию кадра-скетча и кадра-плаката, поэтому театр был отвергнут как такой, что не соответствует ни темперамента художника, ни его пониманию режиссуры.

Со временем Александр Довженко пробивается к кино. С 1925 года Довженко - стажер по агитфильму "Красная Армия" А. Строева. Режиссура начинает интересовать его во время работы в киногруппы Арнольда Кордюма при постановке картины "За лесом" (о классовой борьбе на селе).

Также Довженко пишет сценарий для детей - "Вася-реформатор". Яновский, который в то время работал в ВУФКУ в Одессе отверг этот сценарий, но по ходатайству московской комиссии его же запускают в производство. Фавст Лопатинский, который осуществлял постановку, непредсказуемо отходит от съемок и на предложение Павла Нечеса, в 1926 году Довженко уезжает в Одессу заканчивать фильм, где устраивается режиссером на кинофабрике. Переключаясь на кино, Довженко планировал посвятить себя, по его словам, исключительно жанра комических и комедийных фильмов.


1.3.2. Одесса. ВУФКУ

На съемках "Васи-реформатора" Довженко, не имевший опыта и не владел техникой, создает инцидент с инцидентом. Он вынужден уйти с площадки, оставляя оператора Йозефа Рону самого заканчивать фильм. На съемках этого фильма и другого под названием "Ягодка любви" он знакомится с оператором Даниилом Демуцким, с которым впоследствии будет работать еще над многими фильмами, создав знаменитый тандем украинского кино.

В Одессу Довженко приезжает уже с готовым, фактически первому сценарию "Царь", сатирой на Николая II. Это трагикомический фарс о бессмысленности войны, когда солдата никогда не воевал приговаривают к смертной казни, а затем посмертно награждают. Довженко предложил этот сценарий Чарли Чаплину, но ответа не получил.

Став режиссером, Довженко планирует снять другие комедии: "Батькивщина", сюжет о палестинских евреев, "Затерянный Чаплин", о Чарли Чаплина на необитаемом острове. Однако его сценарий о бывших врангелевцев "Согласие" (первоначально названный "Восстание мертвых" и написанный в соавторстве с Борисом Шаранським) не пройдет, а потом будут отброшены друг за другом и остальные этих сценариев. "Вася-реформатора" и "Ягодка любви" сам Довженко зачислит в свой репертуара. Первым своим фильмом он назовет "Сумку дипкурьера".


1.3.3. Первые успехи. Трилогия

Первый серьезный успех пришел в 1929 году после выхода на экраны фильма "Звенигора". Фактически, Довженко еще в Харькове был сценарий к этому фильму. Идея принадлежала Юрку Юртику (Тютюннику), который в соавторстве с Майком Йогансеном и написал сценарий фильма-легенды о кладе, закопанный гайдамаками в недрах горы.

Но Довженко почти на 90% переработал этот сценарий. Он стремился создать "свою Илиаду" . Огромная поэтическая фреска, охватывает две тысячи лет бытия, может быть понята только тем, кто знаком с историей Украины. Двенадцать песен этой ленты воспроизводят легенды скифов и варягов, запорожских казаков, гражданской войны, петлюровцев, большевиков и белогвардейцев. Все они объединены одним персонажем - дедом, который олицетворяет патриархальное крестьянство, привязанное к ценностям прошлого. Фильм не вписывается все же в ряд фильмов, которые были призваны формировать пролетарский реализм, хотя и заканчивается апологией социалистической промышленности. Довженко оправдывает большевистскую революцию веря, что эта новая идеология будто возникла из какого-то древнего собрания. "Звенигора" было сенсацией 1928 года, но одновременно это было начало личной трагедии Довженко - за эту ленту, и впоследствии за фильм "Земля" его будут постоянно обвинять в буржуазном национализме.

Сам Довженко, уже через 10 лет после запрета "Арсену", писал о ней в автобиографии: "Звенигора в моем сознании одклалася как одна из самых интересных работ, это" прейскурант моих творческих возможностей ", я сделал ее одним духом - за сто дней, не сделал, а пропел, как птица. Мне хотелось раздвинуть рамки экрана ... заговорить языком больших обобщений " [8].

Первым печатным отзывом о работе Довженко стала статья редактора журнала "Кино" Николая Бажана : "Это - историческая симфония, равной ей нет в мировом кино. Это снято лирика, эпос и философия, обнаружены в образах такой глубины и значимости, что многим не сила до конца их раскопать и понять".

Эйзенштейн так описывал свои впечатления после просмотра довженковской картины: "... в воздухе стояло: среди нас новый человек кино. Мастер своего жанра. Мастер своей индивидуальности. И вместе с тем мастер наш. Свой. Общий. Перед нами был человек, который создал новое в области кино " [9].

Фильм будет демонстрироваться в Москве, два общественных просмотры в Париже закончатся овацией, он обойдет экраны Голландии, Бельгии, Аргентины, Мексики, Канады, Англии, США, Греции.

Многие киноведов считали, что только в "Звенигоре" осуществилась творческая фантазия автора, которому в силу обстоятельств не суждено повториться. А возродилась она только в 1960-е годы вместе с развитием поэтического кино Украины.

Следующим фильмом Довженко стал "Арсенал" - фильм-уступка перед властью, как считает большинство киноведов. В то время каждый украинский интеллигент стоял перед дилеммой: стать коммунистом и закрыть глаза на фактически предательство своего народа, подвергаться опасности, а может и смерть. Этого не избежал и Довженко. "Арсенал" - унижения и осуждения освободительной борьбы украинского народа после распада царской империи. Несмотря на то, что сам автор воевал в рядах армии УНР, на этот раз он - на другой стороне. Критики до сих пор спорят, скрытый в этом фильме косвенный упрек националистам, утративших независимую Украину, или это чисто большевистский произведение, доказывающий власти и критикам того времени отсутствие националистического наклона в творчестве.

Наконец с июля по ноябрь 1929 Довженко снимает свой гениальное произведение "Земля", гимн труду на земле, хлебопашеству и человеку, работающему на земле, является частью космического ритма бытия. Довженко первым в мировом кино выразил мировоззрение, качественно отличный от еще изображаемого. Это мировоззрение нации земледельческой, в которой спокойная достоинство обусловлена ​​ее образом жизни. Среда и люди - единое и нераздельное, а их образ жизни является исконным, мировоззрение непреклонным. Символика Довженко была тесно связана с мировоззрением украинского народа, с образностью народной поэзии. Именно в этом отличие фильмов Довженко от фильмов русских авангардистов (формалистов) 1920-х годов.

Руководство "Украинфильма" признало, что "Земля" соответствует по своей идеологической ориентацией линии партии и мерам для земельного реорганизации в сельском хозяйстве. Но критики Павел Бляхин, Хрисанф Херсонский и особенно Демьян Бедный мгновенно начали обвинять Довженко в пренебрежении освещением классовой борьбы, пантеизме и Биологизм, в защите кулаков и воспевании печали по прошлому. Бажан, один из немногих, вставших на защиту режиссера, понимали его особое отношение к коллективизации : переход патриархального крестьянства к коллективистского общества обязательно проходить через постоянный конфликт человека и природы.

После необходимых купюр и 32-х официальных и частных показов 8 апреля 1930 года "Земля" выходит на киевские экраны, а уже 17-го числа фильм с показа снимают. Официальная причина - натурализм и покушение на обычаи.

Довженко пишет в "Автобиографии" о том, что случилось с ним после выпуска "Земли": "Радость творческого успеха была жестоко подавлена ​​чудовищный двопидвальним фельетоном Демьяна Бедного под названием" Философы "в газете" Известия ". Я буквально поседел и постарел за несколько дней. Это была настоящая психическая травма. Сначала я хотел умереть " [8].

Довженко с удивлением узнал, что фильм имеет грандиозный успех в Европе, в то время как его запрещено в Украине. После премьеры в Берлине об Александре Довженко появляется 48 статей, в Венеции итальянские кинематографисты называют Довженко "Гомером кино". А вот в Советском Союзе ленту реабилитируют лишь в 1958 году после международного референдума в Брюсселе, где он войдет в число 12 лучших фильмов всемирной истории кино.

В общем, "Звенигора", "Арсенал" и "Земля" рассматриваются как отдельный этап в творчестве Довженко, тем более, что главные герои этих фильмов были объединены за счет выполнения роли одним и тем же актером - Семен Свашенко.


1.4. Период кинематографического выживания. Москва

С июня по сентябрь 1930 года Александр Довженко вместе с Даниилом Демуцким и Юлией Солнцевой находится в Чехословакии, Германии, Англии и Франции. В Праге директора кинотеатров признали его фильмы слишком революционными и слишком художественными. В Берлине Довженко думал о постсинхронизацию "Земли", но тщетно. В Париже ему предлагают поставить фильм, а в Лондоне Довженко ведет разговор уже о телевидении.

Вернувшись, он предлагает руководству "Украинфильма" сценарий о трагедии Умберто Нобиле и Руаль Амундсен, но получает отказ. Чтобы работать дальше Довженко соглашается "оплатить дань" и снимает фильм о строительстве плотины Днепрогэса - "Иван" (первый звуковой фильм) - который должен подтвердить необратимый путь индустриализации.

Сценарий он пишет с горечью и наскоро - за 11 дней, но сам почти не снимает его, поручая делать это ассистентке и жены Юлии Солнцевой. Затравленный, зачислен в националистов -реакционеров, без поддержки бывших единомышленников, отстранен от должности на кафедре Государственного кинематографического института в Киеве, Довженко должен был закончить свою работу до октябрьских праздников 1932 года. Но фильм был обречен на провал. Преувеличенное восхищение трудом, подъем машин, на фоне которых люди выглядели лишь статистами, превращают этот фильм в сплошной блеф. На самом деле Днепрогэс строили кустарными способами 10 тысяч рабочих, которые, избегая голода в деревне, обосновались землекопами. Первый звуковой фильм Довженко, снят не очень качественной техникой, в целом остался несовершенным.

Довженко всегда сожалеть по поводу этого своего произведения, понимая, что снимал его во времена агитпроповского путаницы. И тем не документальные кадры этого строительства остаются свидетелями эпохи.

Довженко на съемках фильма, 1932 г.

После этой жертвы на "алтарь индустриализации", колесо уничтожения "украинского буржуазного национализма" только набирает обороты. После фильма "Иван" родителей Довженко выгоняют из колхоза (по доносам отца характеризуют как активного церковника, националиста, "земледельца-собственника" - разве таким место в колхозе?), а наблюдение за сыном усиливается.

Чувствуя дыхание в спину идеологов будущих репрессий, Довженко ищет спасения. В 1934 году он оказывается в Москве. По его собственным словам, он пишет письмо Сталину с просьбой "защитить его и помочь творчески развиваться". Но и известно также, что существовала бумага одного из влиятельных шефов агитпропа в ЦК, которая, по приказу Сталина, вызвала Довженко в Москву весной 1933 года, потому генсек не мог позволить Довженко работать в Украине во время Голодомора. История общения Довженко с "вождем народов" - особая страница в жизни художника. Сталин сделал Довженко своеобразным "исповедником" и часто вызывал среди ночи, чтобы прогуляться по Москве и "поговорить по душам".

По заказу Сталина Довженко снимает в 1935 году ленту "Аэроград" о новом городе, который вырастает среди тундры, о прекрасном и светлом будущем чукчей. Для определения мест натурных съемок Довженко отправляется в экспедицию на Дальний Восток, в сибирскую тайгу. С августа по октябрь 1934 года в регионе от Владивостока до Хабаровск продолжались съемки. Впервые встретившись с неукраинским видом, Довженко находит здесь пространство безграничной поэтики и намечает сценарий фильма, что никогда не увидит свет: "Потерянный и найденный рай". "Аэроград" же станет синтезом воображения и мечты о новых городах Сибири, которые должны стать форпостами обороны Восточной Сибири от шпионов и иностранного вторжения на территорию СССР. С выходом фильма на экраны Довженко признал себя певцом современности.

За "Аэроград" идет "Щорс", который был снят по требованию Сталина (во время вручения ордена Ленина за "Аэроград" тиран дает понять Довженко, что тот "должен" "украинского Чапаева"). В настоящее время Довженко мечтал поработать над " Тарасом Бульбой" , но понятно, что приказ генсека он не мог проигнорировать. Сценарий, построенный по маршрутам боев Николая Щорса, Александр Довженко пишет 11 месяцев, имеет много писем от участников боев и соратников Щорса, посещает архивы и исторические музеи.

Сценарий все время переделывался, Довженко жертвовал исторической правдой раз по разу, понимая, что ее в этом фильме быть не может. Большая дань большевистской революции - замалчивание смерти Щорса. И хотя съемки Довженко начал в 1937 году (до получения официального признания сценария), закончил его только в 1939 потому, что именно в те времена длились истребления " троцкистов" , которые ранее считались героями гражданской войны (в частности, Якорь, Тухачевский). Пробы фильма систематически направляли Сталину в Москву, и в зависимости от воли вождя некоторые эпизоды Довженко вынужден был переделывать по 5-6 раз.

При съемках "Щорса" Довженко-режиссер прибегает к интересному ходу - ставит большевистский фильм на сугубо украинских фоне (съемки проходили в Чернигове и окружающих селах). Фильм, полный народными песнями и танцами, местными обычаями, думами, приобретает национальную окраску. Русский и украинский языки там органично сочетаются. Одновременно это был гимн большевистской мифологии и героизма, заключительный акт большевистской саги, начатой ​​Довженко в "Арсенале". Фильм выходит на экраны 1 мая 1939 года одновременно в Москве и Киеве и за первую неделю его смотрит около 31-го миллиона зрителей.

После присоединения Галичины результате пакта Молотова-Риббентропа в 1939 году Александра Довженко вызывают в Киев, чтобы организовать экспедицию кинематографистов к Западной Украины и Западной Белоруссии. В течение двух месяцев Довженко путешествует западными землями. В результате появляется историческая хроника "Освобождение", сопровождающееся резким политическим комментарием. В хронике Александр Довженко показывает только освобожден от польского ига народ, но народ богатый и цивилизованный, в котором живет дух свободы, его трудно скрыть от камеры. "Освобождение" демонстрируют 11 сентября 1940 года, после чего фильм быстро исчезает с экранов.


1.5. В годы войны

Довженко на фронте, 1943 г.

Успехи "Щорса" давали Александру Довженко основания считать себя реабилитированным: он стал депутатом, руководителем Киевской киностудии и членом президиума комиссии по присуждению Сталинской премии.

В это время мастер продолжает работать над своей давней мечтой была отложена почти на 10 лет - сценарию "Тараса Бульбы". В конце мая 1940 года, после долгих консультаций с выдающимся специалистом по истории казачества Дмитрия Яворницкого, Довженко заканчивает его. Но как раз в то время, когда Александр Довженко готовился к отъезду в Инкерманского крепости на натурные съемки, началась война, окончательно конец заветном желанию (в послевоенные годы он также не сможет осуществить этот проект: на этот раз на пути станет Ждановская культурная политика и слабое здоровье мастера).

С началом войны Довженко был эвакуирован в Ашхабада. Предназначен полковником интендантской службы, он не выдерживает бездействия и просит, чтобы его отправили на фронт, где он становится корреспондентом газеты "Красная звезда" и свидетелем освобождения от оккупации, после чего печатает в "Известиях" 31 марта 1942 года статью "Украина в огне". Одноименное название относится и сценария фильма, который пишет Довженко в 1941-1943 годах. Некоторые отрывки этого сценария появились в прессе в сентябре 1943 года, вызвав возмущение агитпроповского руководства. Как следствие, Довженко обвиняют в открыто провозглашенных сомнениях относительно коллективной вины за брошенного врагу беспомощное населения и боеспособность Красной армии. Довженко предлагают переписать сценарий, зрусификувавшы героя-украинской Кравчину. 30 января 1944 года его вызывают к Сталину, от которого он узнает о запрете своего фильма под предлогом "антиленинизму, пораженчества, ревизионування национальной политики и поощрения украинского вместо советского патриотизма". Сталин, обижен на критику именно в то время, когда советская армия изгоняет врага, не смог простить Довженко причиненного образы. В тот же день Довженко уничтожает три "найкрамольниши" тетради своего дневника, который он вел с 1939 года.

Всем органам цензуры было отправлено директиву "не публиковать в гражданской и военной печати произведения Довженко без особого на то разрешения в каждом отдельном случае". Осмысливая эту ситуацию, Александр Довженко записал в своем дневнике: "... неужели любовь к своему народу национализм ли национализм ... в неумении художника сдержать слезы, когда народу больно ...?"

Режиссера увольняют с должности художественного руководителя Киевской киностудии, вычеркивают из состава всеславянского комитета и комитета присуждении Сталинской премии, а также из списков будущего Художественного совета. Зато Довженко переводят в Центральной студии кинохроники, где он использует свой талант монтажера и комментатора, бравшы участие в создании документальных фильмов "Битва за нашу Советскую Украину" и "Победа на Правобережье" (1945).


1.6. Послевоенный период

Послевоенные годы характеризовались особым упадком кинематографии, особенно украинских. 14 апреля 1945 года Довженко заявляет: "В нашей культуре приговорены к смертной казни". В 1946 году снимает документальный фильм о Армению "Родная страна".

Последние годы жизни Довженко будет находиться как бы в "вавилонском плену" - он снял лишь один полнометражный художественный фильм "Мичурин" по собственной пьесе "Жизнь в цвету", и то на заказ Сталина. Восстановлен в должности на киностудии " Мосфильм" с августа 1945-го, Довженко воспроизводит биографию ученого, к которой включает зашифрованные моменты собственной биографии. "Мичурин", снятый в 1949 -м, звучит как восстановлен гимн природе, как общее видение ученого и режиссера на превращение земли в огромный сад. Это последнее произведение, законченное при жизни автора. Проекты "Золотые ворота" и "Тарас Бульба" так и не будут воплощены.

Многолетнее тоска по родной земле отразилась на моральном состоянии Довженко, он рвется к Украина, но тщетно, туда он имеет право ездить в командировки, а вот жить имеет в Москве.

В 1954 году на II съезде советских писателей Довженко жалуется на обесценение специальности сценариста, в 1955 во время рабочей встречи говорит о последствиях малокартинья последних десяти лет, от которых страдает кинопромышленность. В настоящее время Довженко Первый пытается законно противостоять произволу в сфере культуры. Он открыто выражает обеспокоенность давлением, которое оказывается на интеллектуальную и художественное творчество, на молодых начинающих кино, сожалеет, что соцреализм стал усеохопним. Эта обеспокоенность услышана и подхвачена молодыми режиссерами, в результате чего начинается новая волна молодого кино, стремится порвать с традиционным кино и штампами соцреализма ("Тревожная молодость" О.Алова и В.Наумова, "Над Черемошем" Г.Крикуна, "Андриеш" Я . Базеляна и С.Параджанова).

За это время Довженко сталкивается с проблемой съемок задуманного фильма "Прощай, Америка!", производство которого прекратили без объяснений. В 1951 -м заблокирован съемки "Открытие Антарктиды", одиссеи российских моряков в южных морях. Довженко думает ставить другую картину, к которой готовился пять лет - "Поэма о море" (последним фильмом задуманной трилогии "Потомки запорожцев", "Повесть пламенных лет", "Поэма о море"). После отбрасывания "Открытие Антарктиды" Довженко едет в Украину, чтобы вникнуть в ход строительства Каховской ГЭС. Каждое лето до 1956 года он приезжал на стройку, жил среди рабочих. Во время обдумывания сценария Довженко начинает понимать, что он должен зафиксировать ценный природный и исторический ландшафт, ведь после сооружения плотины будут залиты исторические места Запорожской Сечи и, в частности, Великий Луг. "Наше новое море - наше новое горе. Так народ говорит о море" , - записывает Довженко в дневнике, - "[...] почти все против меня", смета фильма сознательно занижен чиновниками из министерства. Довженко хотел снимать фильм не только в Украине, но и с Киевской киностудией, но "добро" он не получил . Да и фильм не снял. После смерти режиссера его снимет Юлия Солнцева, жена и соратник.

В 1954 году Довженко делает наброски сценария "В глубинах космоса", фильма-фантазии о трех советских инженеров, 8 лет блуждают звездным вселенной. Но сценарий будет холодно воспринят художественным советом.

В 1954 - 1955 режиссер заканчивает работу над киноповестью "Зачарованная Десна", начатую еще в 1942 году, где он вспоминает свое детство. Ее напечатают в журнале "Днепр", но сценария из нее Довженко не создаст. В апреле 1956 -го вместе с другими режиссерами Довженко пишет письмо к министру культуры СССР о неотложной необходимости технического переоснащения киностудий. Но уже ее не дождется. Он еще успеет вернуться в Каховку, чтобы присутствовать при затоплении земель и начать первые пробы. А 25 ноября того же года умирает на даче под Москвой.

Могила Александра Довженко

"Поэму о море" ( 1956), "Повесть пламенных лет" ( 1961) и "Зачарованная Десна" ( 1964) (начали снимать в августе 1963 студией "Мосфильм" на Черниговщине) поставит уже Юлия Солнцева. Кроме того, она снимет "Незабываемое" ( 1968) и "Золотые ворота" ( 1969) на основе литературных произведений режиссера. Фильмы считаются в целом противоречивыми, только "Поэма о море" выражать мнение метра и раскроет главные темы: превращение человека революцией и преобразования природы человеком. "Повесть пламенных лет" страдать от разницы во времени между замыслом сценария в 40-е годы и его реализацией. "Зачарованная Десна" вообще считается пародией на замысел Довженко.

Похоронен Довженко на Ново-девственников кладбище в Москве. Хоронили за государственный счет, поскольку денег на его счету в сбербанке было только 32 рубля. Траурная церемония состоялась в Доме литераторов. Пел друг покойника Иван Козловский, играл на скрипке Леонид Коган. Из Украины приехала делегация, однако не было бывших друзей, например Бажана. Привезли сноп ржи, землю и яблоки. Комочек родной земли бросили в могилы со словами "Земля, по которой твои ноги ходили, сейчас теплом тебя принимает". На могиле написано по-русски: "Умер в воскресенье". Большинство людей, которые приходят к нему, читают последнее слово как "воскресение".

Сам Довженко все время тосковал по Украина и в последние годы своей жизни записал в дневнике: "Я умру в Москве, так и не увидев Украине! Перед смертью попрошу Сталина, чтобы, перед тем, как сжечь меня в крематории, из груди моих вынули сердце и закопали его в родную землю, в Киеве, где над Днепром, на горе ".

В 2006 году общественные круги Украины наконец подняли вопрос перед властями о переносе праха А. П. Довженко и его жены в Украину, о возможности возвращения архивов режиссера (в частности дневники художника по воле его жены закрыты в архивах еще до 2009 года) и увековечения его памяти " памяти в государствах, где он проживал. Вопрос пока не решен и как выразился Ярослав Проць, член Союза журналистов Украины, "крестный путь Довженко к своей Земле еще ​​не закончилась".


2. Памяти

Памятная монетная номиналом 2 гривны посвящена до 110 летию со дня рождения Александра Довженко. Аверс

Памяти гениального художника Александра Довженко в Украине на крайне низком уровне. То, что было сделано, в основном было сделано во времена СССР и советской власти: с 1957 года Киевская киностудия носит имя Довженко, в 1972 -м был утвержден Золотую медаль им. Довженко "За лучший военно-патриотический фильм", в 1960 году создан музей Довженко в родительском доме, несмотря на то, что в Украине Довженко персона нон-грата. Еще за два года скульптор Анатолий Фуженко вынужден был подарить усадьбе памятник (художественный совет боялась Довженко даже в бронзе, поэтому официально скульптуру не утвердила), следовательно существует только один памятник, и то не официальный.

Первые значительные шаги по сохранению и чествованию памяти выдающегося украинские были сделаны с обретением независимости Украиной, однако до сих пор этого крайне мало, а его соотечественники не имеют свободной возможности увидеть фильмы Довженко. 10 сентября - день рождения Александра Довженко - отмечается в Украине как День кино. В этот же день с 1994 года по указу Президента Украины вручается государственная премия в области кинематографа имени А.Довженко. В 1994 году было создано "Национальный центр Александра Довженко", работа которого сосредоточена на двух основных направлениях: сбор и сохранение фильмов (прежде всего национального кино) и распространения кинолент (в первую очередь украинский), их популяризация среди населения. В 2006 году центр завершил работу над изданием фильмов Довженко в формате DVD, но уникальное издание распространенное только в консульствах и посольствах качестве подарка. В то же время, за рубежом, фильмы Довженко на DVD уже давно в свободной продаже.

С 5 июля 2004 года Национальный банк Украины ввел в обращение юбилейную монету в 2 гривны, посвященную 110-летию со дня рождения Довженко. Один из банков в Киеве планирует открыть памятник Довженко до следующего юбилея.

Наконец в ноябре 2006 года указом Президента Украины начата программа действий по памяти Александра Довженко.

В феврале 2011 г. один из кинотеатров Киева устроил ретроспективу фильмов Александра Довженко - стоит заметить, что фильмы по заказу украинского Минкульта было оцифровано и существенно улучшено качество изображения оцифрованных копий [10].


3. Художественная и литературное наследие

3.1. Произведения

  • Воля к жизни
  • Зачарованная Десна (киноповесть)
  • Земля (сценарий потеряно, воспоминания о сценарии и фильме)
  • Мать
  • Ночь перед боем
  • Повесть пламенных лет
  • Потомки запорожцев (драматическая поэма)
  • Украина в огне (киноповесть)
  • Поэма о море (киноповесть)
  • Антарктида (киноповесть)
  • Жизнь в цвету (пьеса)
  • Дневник 1941-56

3.2. Фильмография

  • 1926 Вася-реформатор (сорежиссер, сценарист, фильм потеряно)
  • 1926 Ягодка любви (режиссер, сценарист)
  • 1927 Сумка дипкурьера (режиссер, переработка сценария, актер)
  • 1927 Звенигора (режиссер, переработка сценария)
  • 1929 Арсенал (режиссер, сценарист)
  • 1930 Земля (режиссер, сценарист)
  • 1932 Иван (режиссер, сценарист)
  • 1935 Аэроград (режиссер, сценарист)
  • 1939 Щорс (режиссер, сценарист)
  • 1939 Буковина, земля украинская (режиссер)
  • 1940 Освобождение (режиссер)
  • 1943 рус. Битва за нашу Советскую Украину (Режиссер, в соавторстве с Ю. Солнцевой и Я. Авдеенко)
  • 1945 Победа на Правобережной Украине (режиссер, в соавторстве с Ю. Солнцевой)
  • 1945 Родная страна (художественный руководитель)
  • 1948 Мичурин (режиссер, сценарист)
  • 1951 Прощай, Америка! (режиссер, незаконченный, смонтировано только 6 частей)
  • 1959 Поэма о море (режиссер)

3.3. Нереализованные сценарии

  • 1926-1929 Царь, Родина, Затерянный Чаплин, Согласие (Восстание мертвых)
  • 1934 Затерянный и найденный рай
  • 1941 Тарас Бульба [1]
  • 1943 Украина в огне
  • 1951 Открытие Антарктиды
  • 1954 В глубинах космоса

4. Награды и премии

  • 1934 МКФ в Венеции (Приз, фильм "Иван")
  • 1941 Сталинская премия (I степени, фильм "Щорс")
  • 1949 МКФ в г. Готвальда (Премия труда, фильм "Мичурин")
  • 1949 МКФ в Марианских Лазнях (Премия за лучший кольорвий фильм, фильм "Мичурин")
  • 1949 Сталинская премия (II степени, фильм "Мичурин")
  • 1959 ВКФ (Первая премия автору сценария (посмертно), фильм "Поэма о море")
  • 1959 Ленинская премия (посмертно, фильм "Поэма о море")

5. Примечания

  1. Владимир Гриневич. Еще раз о "затемненные" страницы из жизни Александра Довженко / / сайт "Украинская литература" - www.ukrlit.vn.ua/article/1290.html
  2. а б в г д А. Довженко, Автобиография, 1939 г. - www.refineua.com.ru/pageid-4723-1.html
  3. Впоследствии, по обрусения, к плате учителям Киевской, Подольской и Волынской губерний даже доплачивали 18 рублей надбавки.
  4. "Украинская элита происходит родом из УНР" - www.te-ga.com/index.php?print_version=7522
  5. Р.Корогодского, "Довженко в плену" - gpu-ua.info/index.php? & id = 144196 & rid = 51
  6. Николай Куценко. Страницы жизни и творчества А. П. Довженко.
  7. "Довженко - это миф!" - www.telekritika.ua/daidzhest/2006-11-24/7845
  8. а б Ю. Лавриненко, из книги "расстрелянного возрождения" - www.ukrcenter.com/library/read.asp?id=1264&page=3 # text_top
  9. Т. Ананченко, "Художник стал на творческое крыло в Одессе" - www.slovoprosvity.com.ua/modules.php?name=News&file=article&sid=3465
  10. В Киеве - неделя ретроспективы фильмов Александра Довженко - www.radiosvoboda.org/content/article/2299538.html

См.. также

Литература

Произведения Александра Довженко:

  • А. Довженко. Господи, пошли мне силы: киноповесть, рассказы, фольклорные записи, письма, документы. Харьков: Фолио, 1994.
  • А. Довженко. Писатель кино в свете требований современности / / А. Довженко. Собрание сочинений в 4-х т. Москва: Искусство, 1969, т. 4.

Произведения об Александре Довженко

  • Саша Дерманский о Авиценну, Александра Суворова, Александра Довженко, Уолта Диснея, Пеле / ​​С. Дерманский. - Киев: Грани-Т, 2007. - 112 с.: Ил. - (Серия " Жизнь выдающихся детей" ). - ISBN 978-966-2923-80-3
  • И. Кошеливец, Е. Сверстюк. Довженко вчера и сегодня. О затемненные места из биографии / / Терен. - 2005.
  • Ю. Лавриненко. Александр Довженко / / Украинское слово. Киев, 1994, т. 2.
  • О. Плавского. Александр Довженко / / Украинская литературная газета, Мюнхен, 1957, ч. С.
  • IP Семенчук. Жизнеописание Александра Довженко. Киев, 1991.
  • В. Дончик. Александр Довженко / / История украинской литературы XX в.: В 2 кн. Кн, 1 / Под ред. В. Г. Дончика. Киев, 1994.
  • Р. Корогодский. Довженко в плену. Разведки и эссе о мастере. Киев: Геликон, 2000.
  • О. Грищенко. С берегов очарованной Десны. Киев, 1964.
  • М. Шудря. Гений высшей пробы. Киев, 2005.
  • В. Марочко. Очарованный Десной. Исторический портрет Александра Довженко. Киев: Киево-Могилянская академия, 2006.
  • С.Тримбач. Александр Довженко. Гибель богов: Идентификация автора в национальном время-пространстве. Винница: Глобус-пресс, 2007
  • Marco Carynnyk. Dovzhenko, Alexander, The Poet as Filmmaker: Selected Writings, ed. and trans., Cambridge, Mass.: MIT Press, 1973.
  • Vance Kepley, Jr. In the Service of the State. Madison, Wisconsin: University of Wisconsin Press, 1986.
  • Ivor Montagu. Dovzhenko: Poet of the Life Eternal, Sight and Sound, 1957.
  • Marshall Herbert. Masters of the Soviet Cinema: Crippled Creative Biographies, London: Routledge, 1983.
  • George O. Liber. Alexander Dovzhenko: A Life in Soviet Film, London: British Film Institute, 2002, ISBN 0-85170-927-3.
  • Довженко в воспоминаниях современников. Москва: Искусство, 1981.
  • Юренев Р. Александр Довженко. Серия Мастера киноискусства. М. Изд-во Искусство. 1959 г. - 192с.

7. Источники информации


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам