Доменико Гирляндайо

Доменико Гирляндайо, т.е. Доменико ди Бигорди ( итал настоящее и полное имя Domenico di Tommaso Curradi di Doffo Bigordi 1449 - 11 января 1494) выдающийся художник из Флоренции 2-й половины 15 века, ведущий художник суток, чрезвычайно одаренный портретист. Рисовал станковые картины, фрески. Председатель художественной мастерской во Флоренции, должность занимал за талант, а не за деньги.


1. Биография

Точных сведений о дне рождения Доменико не сохранен.

Родился в городе Флоренция в семье ювелира. Родительские ювелирные произведения, которые пользовались спросом, гирлянды к женских шляпок, причиной появления прозвища Гирляндайо, т.е. гирляндного мастер. Ник перешло на детей и внуков, под которым они вошли и в историю искусств.

Доменико тоже хотел стать ювелиром, но выбрал путь художника. Его учителем был интересный живописец из Флоренции Алессо Бальдовинетти, произведения которого были сохранены и которые можно видеть в 21 веке.

Имел брата Давида, тоже художника, с которым сделал мозаику Благовещение, что и теперь украшает тимпан портала в соборе Санта Мария дель Фьоре.

Но настоящее признание Доменико получил после создания нескольких фресок, которые пользовались шумным успехом среди флоренийцив. Ему отдали под стенописи стены Дома ублюдков Флоренции (Оспедале деи Инноченти), Палаццо Веккьо, часовни семьи Торнабуони в церкви Санта Мария Новелла. Все это - прославленные и лучшие здания Флоренции.

Неудивительно, что слава Доменико дошла до Рима, известного художественного центра Италии. Среди прославленных мастеров, которых папа римский вызвал в Рим, чтобы разрисовали стены его домовой церкви (Сикстинская часовня), был и Доменико Гирляндайо.

Автопортрет Доменико (ниже ростом слева) и портрет Себастьяно Майнарди справа, деталь фрески часовни Торнабуони.

Умер во Флоренции на 45 году жизни.


2. Мастерская

Доменико имел художественную мастерскую во Флоренции, где работали его родной брат Давид, сын Ридольфо, сводный брат Себастьяно Майнарди. Среди учеников мастерской Гирляндайо также были Микеланджело и Франческо Граначчи.

3. Фрески Доменико Гирляндайо

Фресками занимался еще учитель Доменико - Алессо Бальдовинетти. Неудивительно, что талантливый сын ювелира, с детства обучаемый усердно работать над задачей, хорошо овладел техникой создания Буоно-фресок (то есть работать по влажному). Это довольно трудомиська техника, требующая быстрой работы, пока не высох штукатурка, ясной воображения, что хочешь сделать и снайперской точности, потому исправить ошибки невозможно. Надо сдирать весь штукатурка и рисовать неудачный кусок фрески заново.


4. Фрески часовни Торнабуони

  • Истребление младенцев по приказу царя Ирода

  • Посещения роженицы Анны, матери Богородицы Марии

  • Встреча Марии с Елизаветы (на фоне Флоренции)


5. Страсть к архитектуре

Истребление младенцев по приказу царя Ирода

Кроме страсти к портретам Доменико имел пристрастие к архитектуры. Общая мода того времени, когда итальянские гуманисты и художники заново открывали для себя древнеримскую, а затем и древнегреческий архитектуру. С древнеримской было легче, поскольку ее остатки были во многих городах средневековой Италии ( Верона, Брешиа, Падуя т.п.). И ее охотно рисовали на своих картинах Мантенья, Лучано да Лаурана, молодой Браманте, Филиппино Липпи. А Эрколе де Роберти рисует фантастическую смесь из римских развалин и современных зданий ("Четыре чуда Святого Винсента Феррериуса", Ватикан, Пинакотека). Перуджино не мог дождаться, пока руины реставрируют, и рисовал торжественные площади с уже восстановленной древнеримской архитектурой. Иногда рисует современную ему средневековья архитектуру рядом со Святыми (" Городок дерут и святые романея и Рох "). Архитектура присутствует на многих фресках Доменико Гирляндайо. И она различна в зависимости от задач и тем фрески. В" Ангеле, который явился Св. Захарии ", это подобие алтаря небом. Алтарь этот на какой-то городской площади. Подойти к нему легко мимо арки с римскими надписями. На фреске ?Встреча Марии с Елизаветы" Доменико дал окраину реальной Флоренции, где сразу узнаются башни и колокольни прославленного города.

Неприятно удивляет архитетуры фрески "Истребление младенцев по приказу царя Ирода." Столичным городом Ирода - Доменико выбрал Рим. В центре - древнеримская Триумфальная арка, которую хорошо обжили и достроили боковые галереи, на которых солдаты наблюдают за выполнением жестокого приказа царя. Обычная городская архитектура Италии до сих пор неприятно поражает непривлекательностью, упрощенными формами, длинными полосами одинаковых, монотонных окон и примитивными украшениями. Урбанизмом, бездушным и неестественным, веет от такой архитектуры, которая заполонила улицы Рима, Неаполя, Венеции и т.п.. Еще немного и она превратится в трущобная районы, печально известные в Риме или Неаполе. От подобной архитектуры один шаг к бездушно-гадкой архитектуры художника Джорджо де Кирико (1888 - 1978) или зданий периода Муссолини (1883 - 1945).


6. Портреты на фресках

Технические навыки художника Доменико были чрезвычайно высоки. Среди фрескистив Флоренции он в перечне лучших. Но он был еще и лучшим портретистом, а его фрески изобилуют портретами современников, и выдающихся, и рядовых.

  • Деталь фрески "Ангел явился Св. Захарии". Часовня Торнабуони

  • Деталь фрески в часовне Сассетти

  • Ватикан, Сикстинская часовня. Деталь фрески "Христос избирает апостолами Петра и Павла"

Судьба свела Доменико с разными людьми. Среди них было много и выдающихся. Так, он работал бок о бок с выдающимся художником Боттичелли, менее талантливым Перуджино, Пинтуриккио в Сикстинской Капелли. Он видел собственными глазами папу римского и кардиналов, семью Медичи и Торнабуони. При мессы в соборе у него были прекрасные времена наблюдений за верующими, а феноменальная художественная память позволяла потом хорошо воспроизводить выразительные лица детей и подростков, седых старцев и молодичок, их скопления и одежду, выражение наблюдения чуда или размышления над мыслью. К счастью, сохранены рисунки Доменико Гирляндайо. Они в разных техниках, но есть хорошо прорисованы, такие, что сразу узнаешь модель с той или с другой фрески.


7. Автопортреты Доменико.

Он охотно рисовал и самого себя. Но он не хвастун, все автопортреты - это своеобразный подпись мастера, чтобы знали, кто создал это произведение. К тому же, это традиция многих флорентийских художников. Свои автопортреты на фресках оставили и Боттичелли, и Лука Синьорелли, и Филиппино Липпи, и Беноццо Гоццоли, и Перуджино, и (возможно) Мазаччо. В новом, 16 веке, традицию оставлять свои автопортреты на фресках поддержали Рафаэль и наивть Микеланджело, принципиально отказывался рисовать портреты.


8. Страны мира, где хранят произведения Доменико и его мастерской

  • Великобритания
  • Испания
  • Италия
  • Германия
  • Португалия
  • Россия
  • США
  • Венгрия
  • Франция

Источники

  • Данилова И.Е. "Итальянская Монументальная живопись", М, "Искусство", 1970 (рус)
  • Всеобщая история искусств, Т 3, М, 1962 (рус)
  • Гращенков В. Н. "Рисунок мастеров итальянского Возрождения", М, 1963 (рус)