Надо Знать

добавить знаний



Доменико Скарлатти


Худ.Доминго Антонио Веласко, портрет Доменико Скарлатти, 1738

План:


Введение


Джузеппе Доменико Скарлатти ( итал. Giuseppe Domenico Scarlatti ) 26 октября 1685, Неаполь - 23 июля 1757, Мадрид) - итальянский композитор и клавесинист эпохи барокко, сын композитора Алессандро Скарлатти.


1. Биография

Родился в Неаполе в семье известного композитора Алессандро Скарлатти. Брал уроки таких композиторов как Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини и Бернардо Пасквини.

С 1701 работал в королевской часовне. В 1704 - 1708жив в Венеции, с 1709 - в Риме придворным музыкантом польской королевы в изгнании Марии Казимире. Участвовал в соревновании исполнителей, был признан лучшим клавесинист за Генделя, однако уступил ему в ловкости игры на органе. В эти годы написал ряд опер для частного театра Казимиры. С 1715 по 1719 год он был капельмейстером в соборе Святого Петра, и в последний год он уехал в Лондон, где поставил свою оперу Narcisco в королевском театре.

В 1720 - 1725 служил королевским придворным музыкантом в Лиссабоне. 1728 в Риме женился на Марии Екатерине Джентили. В 1729 - 1733 жил в Севилье, где ознакомился с музыкой фламенко.

С 1733 года живет при Мадридском королевском дворе, где и прожил до самой смерти. В Мадриде Скарлатти написал более 500 сонат для клавира, многие из которых не теряют популярности сегодня. В Мадриде в Скарлатти родились пять детей. После смерти своей жены Марии Катерины в 1742 году, женился на испанцы Анастасии Махар Химене. Доминико Скарлатти был другом Фаринелли, знаменитого кастрата - сопрано, который также был уроженцем Неаполя, но проживал под королевским патронажем в Мадриде. Историк и музыковед Ральф Киркпатрик обнаружил корреспонденцию Фаринелли, в которой найдено большая часть известной сейчас информации о Скарлатти.

Доменико Джузеппе Скарлатти умер в Мадриде, в возрасте 71 года. На его доме в Calle Leganitos висит памятная доска с его именем, а его потомки до сих пор живут в Мадриде.


2. Музыка

Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в 1738 году сборник 30 своих самых известных работ Essercizi ("Упражнения"). Сборник с успехом был принят по всей Европе, и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Барни.

Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение следующих двух с половиной столетий. Несмотря на это, его музыка привлекала выдающихся музыкантов, таких как Фридерик Шопен, Бела Барток, Генрих Шенкер и Владимир Горовиц.

Скарлатти написал более пяти сотен сонат, большинство имеют одночастной форме, с неизменным темпом и является образцом древней двухчастной форме. Современная техника игры на фортепиано испытала сильное влияние этих сонат. Некоторые из них показывают смелую работу с гармонией, что выражается как в использовании диссонанса и кластеров, так и в неожиданных модуляциях в непараллельными тональности. Его творчество сыграло значительную роль в дальнейшем развитии сонаты, влияние на многих композиторов, среди которых упоминается Пьетро Доменико Парадизо.

Значительное влияние на Скарлатти оказала испанская народная музыка. Это выразилось в использовании фригийского строя, тональных модуляций, не свойственных академическом европейскому искусству тех времен, а также диссонирующие звучания кластеров как имитации звучания гитары. Иногда Скарлатти цитировал народные мелодии практически без изменений, что было очень необычно для его эпохи.


3. Память

Сонаты Скарлатти занимают значительное место в репертуаре пианистов и клавесинистов. На клавесине записи сонат Скарлатти осуществляли Ванда Ландовская, Густав Леонхардт и Ральф Киркпатрик, известный исследователь творчества композитора. На фортепиано записи сонат Скарлатти осуществляли Владимир Горовиц, Марта Аргерих, Артуро Бенедетти Микеланджели, Дину Липатти, Михаил Плетнев, Эмиль Гилельс, Клара Хаскил, Мюррей Перайя, ряд сонат записал также известный композитор Бела Барток

Именем Доменико Скарлатти назван кратер на Меркурии.


Литература

  • Kirkpatrick R. Domenico Scarlatti. Princeton University Press. 1953.
  • Кузнецов К. Эскизы о Д. Скарлатти / / Советская музыка. - 1935. - № 10.
  • Климовицкий А. Зарождение и развитие сонатное формы в творчестве Д.Скарлатти / / Вопросы музыкальной формы. Выпуск 1. - М., 1966.
  • Петров Ю. П. О циклических принципе исполнения сонат Д. Скарлатти / / Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Вып.27 - М., 1976.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам