Надо Знать

добавить знаний



Доменико Трезини


VO Universitet 12 Kollegiy 02-03-2008.jpg

План:


Введение

Доменико Трезини ( итал. Dominico Trezzini 1670 - 1734) - российский военный инженер, архитектор, садовник суток барокко начала 18 века. Имел итальянское происхождение, кантон Тессин, Южная Швейцария, где жили итальянцы.


1. Этапы исследования

Бенуа Александр Николаевич уехал в 1908 году на отдых в Южную Швейцарию. Он приобрел старинную книгу "Словарь (справочник) известных уроженцев кантона Тессин". Среди них был и Доменико Трезини, которого он знал по предыдущим исследованиям как первого профессионального архитектора Петербурга. Бенуа продолжил поиски и с удивлением узнал, что Тессин изобиловал семьи каменщиков, архитекторов, инженеров, декораторов, художников. Особенно много было строителей и архитекторов. Часто они отбывали на заработки в дальние страны, потому что не имели заказ на родине. Только в Российскую империю на труд и службу прибыли тессинци -

  • Джакомо Кваренги, архитектор
  • Д. Висконти, строитель
  • Д. Адамини, архитектор
  • Федор Бруни, художник
  • Луиджи Руска, архитектор
  • Д. Бернардацци, что строил город Пятигорск.

Долю документентив о Доменико Трезини нашел М.Корольков. В 1951 г. долю семей с фамилией Трезини исследовал швейцарец Йозеф Эрети.

В конце 20 века тень Доменико Трезини дождалась и новых статей, и радиопередач, и монографий об архитекторе. Но доля документов потеряна навсегда через войны, пожары и халатность людей.


2. Жизнеописание. В Швейцарии.

Происходит из кантона Тессин. Архитектуре и инженерным наукам учился в Италии, как писал позже. В городке Астаны 30 января 1698 года состоялось венчание Доменико Трезини с Джованни ди Вейтис. Мужчина был дворянин, но семья небогата. Родилось две дочери. Доменико отбыл на заработки в Германию, а впоследствии перебрался в Копенгаген. Там планировали достройки крепости и Доменико стремился получить закажет.

3. Контракт на работу в Московию

Худ. Репин И.Е. "Два царя, Петр и Иван V", литография 1900

В Копенгагене перебивался частными закажите, когда прознал о найме специалистов в Московию. Первого апреля 1703 года он и подписал контракт на работу в Московии вместе с российским дипломатом А.Измайловим. Европейские наемники достались новому месту службы парусником, медленно добрался порта Архангельск, единственного в то время значительного порта Московского царства. С Архангельске через город Вологда где лодками, где волоком добрались до Москвы.

В 1704 г. он уже в Санкт-Питер-Бурге. Земли только отвоевали у шведов. Поэтому подороджни прибывают под защитой драгун, потому идет война. Нового специалиста сразу задействовали как военного инженера и архитектора. Его первая постройка - деревянный форт на льду Балтики (зимой готовятся к боям летом). Венцы бревен связали прямо на льду, а полость набили камнями и глиной. Лед подрубили и форт под собственным весом стал на морское дно, к которому 5 метров. Его достроили сверху, добавили пушки и крышу. А весной он уже стал препятствием шведским военным лодкам. Среди других задач - казармы для солдат, склады для орудий, оружия, еды, скдады. И все это так, чтобы выдержало вражескую осаду и обстрелы. Оборонительную линию усиливали форты и гарнизон на острове Котлин ( Кронштадт) и вновь флот.

В 1704 году русские воины после бомбардировки захватили шведский город Нарва, ставший еще одним российским портом на Балтике. Русские пушки превратили Нарву на руины. Доменико чинил в городе казармы, арсенал, крепостные сооружения, теперь уже российские. Среди чисто архитектурных задач - парадные ворота города в виде Триумфальная арок.


4. Петропавловская крепость

Saint Peter & Paul Cathedral + Peter Gate.jpg
Петропавловский собор, часы.jpg

Первоначально ее называли Санкт петербургская фортеция. Первоначально она была земляной. В 1706 г. средства, оторванные от войны, позволили начать перестроение крепости в кирпиче. Масштабы строительства начали неуклонно расти. Царь издал указ о создании Канцелярии городовых дел для ускорения строительства. Председателем стал Ульян Сенявин. Канцелярия городовых дел руководить как военным строительством, так и гражданским. В послевоенные годы - еще и планировка новой столицы.

В память собственных военных побед царь приказал создать в крепости парадные ворота. Архитектурную часть создал Доменико. Рельефы и скульптуры - итальянец Карло Бартоломео Растрелли

  • Фортуна или Надежда

  • Петровские ворота

  • Воинственная Минерва

  • Петровские ворота на гравюре

Крепость строили как главную в империи. По отвоевание Таллинн, Риги, замка Выборг защитные функции крепости сильно уменьшились. Но пушки крепости стреляли часто - и в праздники, и на годовщину побед, по поводу сооружений новых парусников, по поводу захоронений в семье царя. Вскоре казематы крепости приняли первых государственных преступников, среди которых и сын-беглец царя Петра - Алексей, которого хитростью выманили из Италии. Крепость становилась главной политической тюрьмой империи.

Во дворе замка разместили также здание Сената, Монетный двор, казармы, дом коменданта и собор. Величественную колокольню Петропавловского собора создал Доменико Трезини. Чтобы крепостью не слонялись лишние, Сенат перевели через канал на площадь рядом. В 1718 г. Доменико строил временное сооружение для Сената на Троицкий площади, рядом с собором Св. Троицы, рынком, Гостиным двором и аптекой. Некоторое время площадь была главной в городе.

Когда искали места для Коллегий (тогдашних министерств), нашли его у Сенатской здания. А в Троицкий церкви состоялся молебен-благодарность, когда пришла долгожданная весть по мирное соглашение ("Ништадтского мир") и официальное окончание Северной войны. Пять сооружений Коллегий сделали площадь государственным.

На левом (со стороны Москвы, "московскому") берегу Невы распланировали Адмиралтейскую верфь (верфь и склады для построения лодок). Она тоже имела крепостные стены и пушки. Под защитой этих фортречних сооружений правительство отказалось от крепостных стен вокруг города. Так Петербург стал первым городом без крепостных стен.

  • Площадь перед собором

  • Санкт-Петербургский монетный двор.

  • Дом коменданта крепости.


5. Стар реликвия в новом городе

Благовещенская церковь
Митрополичий корпус Александро-Невской Лавры

Для феодального периода характерно стремление иметь святого покровителя. Мало своего небесного покровителя и каждый большой город. Повезло итальянском городу Баре. Купцы приобрели мощи Св. Николая Чудотворца в Турции и вывезли к себе, уславившы его как место захоронения уважаемого святого христианского мира. Напыщенных венецианцев не удовлетворил культ местного Св. Теодоро. Его потеснил сам Апостол Марк, мощи которого вывезли из Александрии.

Потребовал иметь священные реликвии в любимом Петербурге и царь Петр. Он воспользовался народным преданием о баталию, что якобы прошла рядом с Петербургом. Здесь сошлись воины князя Александра Невского с воинами-шведами Биргера, которого Невский преодолел. В 1545 году русская православная церковь канонизировала новгородского князя. Петр, что бродил землями Московии, прознал о священном реликвию и вывез ее в Петербург.

В июле 1710 года в присутствии генералов, солдат и толпы состоялось торжественное основания нового монастыря в честь князя Александра Невского. Это была уступка церкви и скрытый, но важный политический ход. Петр тоже воевал со шведами и таким образом становился наследником и продолжателем дел Невского.

К проектированию нового монастыря привлекли нескольких архитекторов, чтобы дело шло быстрее. Планировка и строительство поручили Доменико Трезини. Проект неоднократно дополняли и переделывали. Только гравированных изображений монастыря существует несколько. В новом городе при стремлении к западноевропейской культуры - и православный монастырь выглядел на западный манер. Планировка было регулярное. Церкви и монастырь имели черты европейской архитектуры барокко ( пилястры, купола, крыши с переломом, разновеликие объемы, уступчатый фасад, единый стиль всех сооружений, нерусский декор фасадов). Все это сочетали в единый ансамбль двухэтажные галереи с такими широкими окнами, напоминающие гигантские дворцовые комплексы. Дворцовые образцы напоминали и декор, и яркая окраска фасадов в бело-красной гамме. Монастырь дополняли сад барокко и фонтаны, что было совсем странным нововведением.

Ход событий побудил к погоне за быстрым результатом. В Петербурге людей косили изнурительный труд, недостаток пищи, болезни, морозы зимой, тяжелый быт. Умерших иностранцев хоронили в тогдашнем пригороде у Сампсониевский церкви. Знатных умерших стали хоронить в Благовещенской церкви нового монастыря, которую построили одной из первых. Впоследствии возникает и аристократический кладбище под стенами нового монастыря.

Полностью комплекс сооружений не успеют построить ни при жизни Петра I, ни при жизни еще шести российских монархов. Его строительство растянется почти на 100 лет и станет очередным примером долгостроя. Просчеты при строительстве собора монастыря были такими значительными, что он пошел трещинами. Главный собор монастыря угрожал рухнуть и его разобрали до фундамента. В барочном окружении Невского монастыря новый Троицкий собор в стиле классицизм построит архитектор Старов Иван Егорович (1744 - 1808). Он закончил почти столетнюю строительную эпопею по созданию монастыря станет впоследствии Александро-Невской лаврой.

  • Угловая северо-западная башня монастыря

  • Александро-Невская лавра 025.jpg
  • Александро-Невская лавра 018.jpg
  • Александро-Невская лавра 017.jpg

6. Генерал-губернатор и архитектор

Генерал-губернатор Петербурга Меншиков А.Д.
Меншиковський дворец, гравюра А. Зубова, 1715

Осторожный, предусмотрительный Доменико Трезини годы выстраивал хорошие отношения с губернатором Меншиковым Александром Даниловичем, жадным, быстрым на расправу. Петр окружил себя новыми вельможами, подняв к дворянскому сословию талантливых и преданных ему лиц и его делу. Первое место среди "новых вельмож" и занял энергичный моторный Меншиков. Последний использовал свою должность для личного обогащения, а пять своих дворцов в Петербурге - как экспериментальные и строительные площади для испытаний новоприбывших архитекторов, художников, декораторов, садоводов, парикмахеров, музыкантов, секретарей и т.д.. Доменико Трезини молча выполнял многочисленные задания губернатора по развитию его дворцов и усадеб, годами ожидая платы. Хотя это увеличивало количество дел и без того крайне загруженного архитектора.

Зато получил его поддержку. "Экзамены" у Меншикова прошли и скульптор Карло Бартоломео Растрелли, создавшего бронзовое бюст губернатора (первое в Петербурге), и дипломат Савва Рагузинський, и ряд архитекторов-иностранцев, и художник из Франции Филипп Пильман. Экзамены у Меншикова не прошел француз Александр Леблон, ссора вылилась в противостояние. Враждебность Меншикова, который был беспощадным к противникам, сломила карьеру просвещенного и одаренного Леблона в Петербурге и не дала возможности розкиты значительные творческие потенции художника. Дело довершил гнев Петра I, Меншиков удачно направил на надменного, но беззащитного в столице француза. Очередная вспышка гнева закончился драматич, царь-тиран избил архитектора Леблона и он умер, проработав в Петербурге только два года. Об этом скрыто, шепотом вспоминали годы.

Доменико Трезини хорошо усвоил осторожность в отношениях с мощным Меншиковым. И пережил разрушенную карьеру и Леблона, и смерть Петра, и самого Меншикова, которого арестуют и выгонят в ссылки.


7. Дачные участки

Nuvola apps kview.svg Внешнее изображение
проект загородной усадьбы за Трезини
Searchtool.svg [1].

По окончанию Великой Северной войны 1700 - 1721 гг военного инженера и архитектора задействовали в построении гражданских и светских сооружений. Среди них - проекты типовых дачных участков для сторонников царя и государственные учреждения. По проектам дач от Трезини свои садибкы с садами барокко, парковыми павильонами, сарай для лодок и ставками создали -

  • Алексей Макаров, кабинет-секретарь самого царя
  • Антон Девиер, денщик царя, генерал-полицмейстер Петербурга
  • Алексей Волков, секретарь князя Меншикова
  • Андрей Ушаков, будущий глава Тайной политической канцелярии
  • ряд приближенных к царю чиновников, тихо и веско правят делами в бюрократических недрах столицы, с которыми часто сжимается архитектор.

Доменико Трезини становился одним из государственных, российских чиновников. Впоследствии архитектор даже выслужил офицерский чин, который дал ему право на российское дворянство. С января 1726 он получил звание полковника фортификации. И Доменико Трезини (Андрей Яковлевич Трезини) остался в Петербурге навсегда.

Проекты типовых дачных участков награвиювалы Алексей Зубов и Алексей Ростовцев. Это немного сократило время архитектора по ПЛАН участков и разъяснением новоиспеченным обладателям, что и как делать в соответствии царского регламента, согласно царским требованиям. В Петербурге - все делалось по регламенту.

Проекты осядут в частных кабинетах и библиотеках обладателей, а затем разойдутся и по городам империи, осядут в государственных архивах. Офорты-копии проектов это убережет от полного уничтожения, как были уничтожены архитектурные модели Доменико Трезини, его переписка в России, его авторские чертежи, даже могила архитектора.


8. Здание Двенадцати коллегий и "новый патриарх"

Фасад Двенадцати коллегий

Среди поздних построек архитектора главное место заняла здание Двенадцати коллегий. Он уже имел опыт по созданию Мазанкова здания Пяти коллегий и Сената в Троицкий площади. Но это были временные сооружения. Центр города в очередной раз перенесли, теперь уже на Васильевский остров. Здесь была Биржа, таможня, Гостиный двор и главный торговый порт столицы. Неподалеку и начали строительство теперь уже кирпичных Двенадцати коллегий (министерств).

Особенностью суток было покорение православной церкви светской власти царя Петра I. Он запретил избрать нового патриарха после смерти последнего еще в 1700 году. На запитання, кто теперь новый патриарх, грозно бил себя в грудь и отвечал: "Вот вам новый патриарх ". По царя Петра I православная церковь потеряла духовную автономию, была превращена в очередной бюрократический департамент в виде Синода. Священников сделали привычными государственными чиновниками приказу делать доносы на паству (была официальный запрет на секретность исповеди прихожан, а доносы - здоровались и становились государственным долгом). В перечень Двенадцати коллегий как бюрократический отдел вошел и Синод.

Состоялся в 1724 году и конкурс на государственную сооружение. Победу одержал проект Доменико Трезини, как наиболее дешевый, деловой, но сдержанно величественный. Судьей был сам царь, всегда демонстрировал экономичность.

По приказу царя отдельные сооружения строить "единой фасады", как в Амстердаме. Двенадцать отдельных коллегий стоят единым блоком в триста восемьдесят три (383) метра длиной. На фасад каждой коллегии отвели около 32 метров, зато право - на три этажа. Чуть больше забрала себе лишь Коллегия иностранных дел, выстроилась первой от реки Нева. Каждая из коллегий (министерств) имела строить свою постройку за свой счет. Строительство растянулось на несколько лет и стало последней огромной сооружением Доменико Трезини в столице Российской империи. Архитектору пошел седьмой десяток, а строительство все продолжалось. После смерти архитектора - сооружение завершили другие строители.

  • HallwayTwelveCollegiaJune2009.JPG
  • Monument-p1030446.jpg
  • Санкт-Петербург 034.jpg
  • Twelve Collegiums 01. JPG

В начале 19 века огромное сооружение перестроена внутри и отведена под вновь Императорский Петербургский университет. Сооружение и сейчас - главный корпус университета в историческом районе Петербурга, где неподалеку -


9. Реестр сооружений

Стоимость творчества и творческого пути архитектора оценивают по его сооружениям и неосуществленным проектам. За тридцать лет неустанного труда по развитию Петербурга Доменико Трезини создал план планировки Васильевского острова (имевший градостроительное значение), типовые проекты домов дворян, типовые проекты дачных участков с садами, Александро-Невский монастырь, Петропавловский собор и ряд церквей, крепостные стены, участки садов и павильоны в них. На его постройках - клеймо делового, сдержанного или даже бюргерского вкуса, присущего деловой, жестокой, далекой от сантиментов суток. Но количество им созданного ставит архитектора в почетную ряд способных, творчески продуктивных художников раннего русского барокко.

Проекты типовых дачных участков - позже раскритикуют за дрибьязкисть деталей, искусственность план, прозаичность решений. Но все они созданы согласно требованиям тогдашней барочной теории. А искусственность планировка была присуща как проектам всех тогдашних архитекторов, включая и выдающихся, так и русской архитектуре в целом ближайшие сто сорок - сто пятьдесят лет. Доменико Трезини эту профессиональную недостаток времени - не преодолел.

В Доменико Трезини не было биографа. Не имел он и собственного архива. Писем в Швейцарию практически не писал, не вел дневников. Трагическая эпоха и беспокойство не способствовали долгим раздумьям и анализа событий. Но Реестр собственных сооружений (перечень) создал. Этот перечень потребовал иметь пожилой Петр, что планировал создать историю развития Петербурга. В пути царю стала собственная смерть. Реестр чудом сохранился в архиве и его 200 лет спустя нашел Грабарь Игорь Иммануилович. Обнародован Реестр стал важным источником как для биографии архитектора, так и для исторических исследований первых тридцати лет существования и развития города.


10. Семья

С отрывочных воспоминаний и свидетельств известно, что Доменико Трезини принимал брак трижды. От второго брака имел сына Пьетро. Третья жена (Мария Карлотта) родила еще пятеро детей.

Царь разрешил Доменико выстроить собственный дом на Васильевском острове. Но долговременное строительство мешало поселиться там. Когда сооружение завершили, нетерпеливый Петр подарил дом барону Остерману за государственные услуги, минуя Трезини. Правда, царь дал стройматериалы на построение новой дома. Семья Трезини жила в Немецкой слободе Петербурга, а позже перебралась на Васильевский остров.


11. Черты универсальности

Архитектурную одаренность Доменико Трезини считают неяркой, сдержанной. Но она имела черты универсальности. Архитектор хорошо овладел строительное дело и качество его сооружений говорит само за себя. Ремонтируемые и переоборудованы для новых функций, они служат по сей день. Архитектору поручали разнообразные задачи и он при случае работал как инженер, фортификатор, садовник и ботаник, эксперт по качеству строительных материалов, преподаватель, староста церковного прихода и знаток европейских языков.

Доменико Трезини знал минимум четыре языка - итальянский, французский, латынь, русский. Как знатока французского в Канцелярии городовых дел его использовали при переводе французских документов. Его переводы фиксировали российские канцеляристы без знания языков.


12. Смерть

Умер в Петербурге. Похоронили на кладбище Сампсониевский собор. Могила не сохранена.

Источники

  • же "Старые годы", 1909, (Бенуа А.Н. статья "Рассадник искусства")
  • Коваленская Н. "История русского искусства 18 века", М, 1962
  • Пилявский В.И. и др. "История русской архитектуры", Л, Стройиздат, 1984
  • Малиновский К. В. Доменико Трезини. - СПб.: Лед, 2007. - 231 с. - ISBN 978-5-901805-31-2
  • Овсянников Ю. М. Великие зодчие Санкт-Петербурга: Трезини Д., Растрелли Ф., Росси К. Изд. 2-е, доп .. - СПб: Искусство-СПБ, 2000. - 632 с. - ISBN 5-210-01539-4
  • Лисаевич И. И. Доменико Трезини. - Л.: Лениздат, 1986. - 233 с.

Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам