Дом с химерами

Дом с химерами ( 1901 - 1902 [1]) - кирпичное сооружение с украшениями на мифологические и охотничьи сюжеты, является главным архитектурным сооружением раннего декоративного стиля модерн города Киева, столицы Украина. Свое название получила из-за скульптурные украшения, тематика которых - животный наземный и подводный миры, атрибуты охоты, сказочные существа.

Расположена по улице Банковой, 10. Архитектор - Владислав Городецкий, который построил ее в 1901 - 1903 годах как доходный дом с помещением для своей семьи. Место для строительства выбрал над крутым обрывом на Банковой улице. Скульптурные украшения по собственным эскизам выполнил скульптор Элио Саля.


1. Архитектура

"Дворовый сад" с фонтаном

Дом спроектирован в форме куба : со стороны улицы Банковой он имеет три, а со стороны площади Ивана Франко - шесть этажей. В свободной планировке использован принцип функциональной взаимосвязи изолированных групп помещений (парадных, жилых, хозяйственных), что характерно роскошным домом начала ХХ столетия. В доме было семь электрифицированных квартир: двух-и трехкомнатные на первом этаже (для служанок, комната для гувернантки, запасная комната, буфетная, посудомоечная, два клозеты, две кладовые), шестикомнатная - на втором, восьмикомнатные - на третьем и шестом, девяти месяцев пятикомнатных - на пятом и десятикомнатная - на четвертом.

Довольно скромная по размерам земельный участок использовался однако рационально. Во двор въезжали мимо двойные арки пандусом, соединенным с кирпичной подпорной стеной. Слева от центрального фасада радовал глаз камерный сад с альпийской горкой и фонтаном.


1.1. Наружная отделка

Фасады украшены с характерным для модерна использованием разных стилей. "Дом с химерами" получил в народе такое название благодаря скульптурным украшениям мифологической и охотничьей тематики на фронтоне. Интересно использование высокого парапета на крыше, что позволило практически скрыть кровлю - первое здание "без крыши" в украинской столице.

Architectural details on House with Chimaeras 2007 3.JPG House with Chimaeras front fa?ade.JPG Architectural details on House with Chimaeras 2007.JPG Architectural details on House with Chimaeras 2007 2.JPG
Борьба львицы и орла.
Скульптурное оформление ограждения
Фасад дома
с улицы Банковой
Скульптурное оформление крыши
Колонны украшены
головами оленей

Скульптурные украшения по собственным эскизам Владислава Городецкого выполнено его неизменным компаньоном, миланским скульптором Элио Саля. Над скульптурной битвой орла и львицы нацарапано автограф мастера: "E. Sala. 1902". В стену здания вделаны бетонные головы слонов, носорогов, антилоп и крокодила. На колоннах притаились ящерицы. По водостоки правят главы слонов. На крыше гигантские лягушки, морские чудовища и нереиды. Вместо волос на голове они несут цепи, фантастическое листья и цветы. На углу здания огромный питон.

Владислав Городецкий - личность незаурядная и загадочная. Кроме увлечения архитектурой, он любил и охоты. Стоял у истоков создания охотничьего общества в Киеве, мечтал принять участие в африканском сафари. Поэтому, возможно, он и украшал фасад собственными мечтами для себя, на свое 40 - летие. Вот как описывал дом искусствовед Сергей Гиляров :

" С углов крыши спускают усы-щупальца уродливые дельфины, их хвосты, переплетаясь, четко профилируют на фоне неба. На спинах дельфинов сидят обнаженные женские фигуры с трезубцами в руках; вдоль карнизов разместились огромные лягушки; стволами колонн, вдоль парадного входа, вылезают бодрые ящерицы; в орнамент капителей вплетены морды носорогов, а наличники окон изображают слоновьи головы ... "
Elephant on House with Chimaeras.JPG House with chimaeras.jpg Snake on House with Chimaeras.JPG Square in front of House with Chimaeras.JPG
Председателя слонов.
Скульптурное оформление первого этажа
Тыльная
сторона здания
Питон.
Скульптурное убранство водостока
Архитектурная композиция
улицы Банковой

Парадные лестница не менее удивительные, чем внешнее убранство дома. Элио Саля украсил их лепным фризом, рельефами, в центре поместил колонну с изображением обвитого растениями огромного дельфина. На пьедестале угловой ограждения орел раздирает добычу - раненого льва.


1.2. Внутренняя отделка

Внешнему виду дома полностью соответствуют его интерьеры с художественными росписями, мрамором, лепным декором, деревянной резьбой, инкрустацией. Большую художественную ценность представляют камины известной немецкой фирмы Мейсона. Здесь и винтовая лестница, и витражи на охотничьи темы, и многоугольные залы.

Поражает лепнина, украшающая стены вдоль лестничных маршей, окруженные фигурами путти с луками и стрелами, на балясинах - птичьи лапы, на потолке - фризы из экзотических растений и фруктов, перемежающиеся скульптурными изображениями черепов оленя, лося. При входе вас встретит огромный спрут, будто сделан из мельчайших морских ракушек и морских звезд. А на самом деле это обычный, покрытый слоем перламутра гипс. Потолок украшен лепными ананасами. Наталья Косенко, руководитель группы реставраторов, предложила восстановить цветовое оформление интерьера. В результате оно стало таким, каким было. А главные лестницы теперь украшают изображения газелей - рисунки архитектора перенесли на стены в виде фресок.

В центре холла интересный светильник - торшер в виде двух испещренных водорослями и цветками лотоса огромных рыб с хвостами вверх. Особенно пышно украшены плафоны: гирлянды из фруктов и ветвей винограда, ананасы, листья, цветки подсолнечника, морская тематика. В вестибюле розетка плафона - морская звезда. Пилястры - страусиные ножки, потолок - многочисленные витиеватые "фирменные" химеры. Далее вас сопровождать картины на охотничьи сюжеты, которыми расписаны стены. Между ними развешаны охотничьи трофеи самого владельца дома - черепа, рога множество чучел.

" ... Обшивка стен - ольха, 4 живописных плафона работы Eugenio Sala, парадные мраморные лестницы (из белого карасского мрамора в черную жилку) ... все работы по оковка дверей и окон и все декоративно-металлические изделия - бельгийское общество металлических изделий, паркеты - Здолбуновская паркетная фабрика "Тайкург", керамическая плитка для пола, ванн и уборных - завод Бергенгейма в Харькове, облицовки стен в ванных - фаянсовыми плитками Веллера , бронза и электрическое освещение - фабрика бронзы Сековского в Варшаве по специальным рисункам ... "

Во всех помещениях есть скульптуры; например, на стенах и потолке столовой изображена всяческую охотничье добычу и пищу - битую птицу, рыб, крабов, фрукты. Юдженио Саля, брат скульптора, выполнившего живописные панно вдоль лестницы, в жилых комнатах. Все люди, которые входили в парадный вестибюль, чувствовали себя словно на дне морском.

Грубы - плод фантазии. Майоликовые изразцы, которыми их облицованы, изготавливали по эскизам художницы Евы Куликовской на киевской фабрике Андржейовського. Среди уцелевших отличается грубая стиле рококо, завершающийся женской фигурой с вазой. Сохранилось и художественный металл: печные дверцы, оконные решетки, винтовые лестницы, вентиляционные решетки.


2. История

Первоначальный проект дома с химерами

2.1. Сооружение, ранняя история

Декоративный стиль модерн не характерно для начала XX века на территории Украины. Но мастер строил его фактически для себя - с 1903 по 1913 года он жил и работал на Банковой, 10. Владиславу Городецкому удалось на этом месте почти за бесценок - 15640 рублей, приобрести 1550 м ? земли в кредит [2]. Участок считался непригодным для застройки из-за слишком крутого склона, однако это не смутило профессионала строительного дела. Владислав Городецкий смог рационально использовать небольшую земельную площадку и обойти сложные условия почв. Для укрепления устойчивости склона было убито почти 50 бетонных набивных свай, разработанных инженером Л. Е. Страусом, на глубину 5 метров. Для большей безопасности сверху свай были положены бетонные "подушки".

Материалом для возведения был выбран бетон. Для рекламы своего товара Рихтер [3], владелец одного из первых цементных заводов в Киеве, якобы бесплатно поставлял цемент на строительство Городецкого.

" Вы должны убедить всех, что цемент надежный строительный материал, чем известь. "

Однако известно, что архитектор сам был совладельцем завода "Фор".

Оригинальное чертежи плана собственного жилья выполнено Городецким в начале 1900-х

Дом был построен уже в 1901 году. Это стоило архитектору 65 тыс. рублей. Работы по внутренней и внешней отделки затянулись еще на два года. В 1903 году все работы были закончены, кроме отделки парадной лестницы. Заселение дома жителями произошло в 1904 году.

Сам хозяин поселился в квартире № 3, площадью 380 м ?, выходившей в первом уровне на Банковскую улицу, а остальные шесть квартир сдавал в аренду. Во вестибюлем хозяин оборудовал мастерскую. Стоимость аренды достигала весьма значительной суммы - 3500 рублей в год. Каждой семье предоставлялся персональный винный подвальчик, склад для дров, конюшня, сарай для экипажа, комнатка для кучера и даже коровник. Молоко жители дома пили от собственных коров. Здесь, например, снимал квартиру Всеволод Голубович - премьер-министр Украинской Народной Республики.

Возможно, Городецкий собирался строить рядом с "Домом с химерами" еще одно здание. Он приобрел соседний участок земли, расположенный на таком же крутом склоне (сейчас на этом участке является лестница, ведущая вниз, к театра Франко). Однако на соседнем участке архитектор так ничего и не построил. Осенью 1911 года он поехал охотиться в Африки. Слишком большие затраты поставили его в затруднительное материальное положение. Летом 1912 он вынужден был заложить свою недвижимость, как он думал, на некоторое время, а оказалось - навсегда. Выкупить его так и не удалось. В 1913 году знаменитый дом перешел в собственность Общества свеклосахарного рафинадного завода "Благодатинське", возглавлявший инженер Даниил Балаховский, сын киевского купца, французский консульский агент в Киеве, известный меломан. В ноябре 1916 года дом Городецкого перекупил Самуил Немец, купец первой гильдии.


2.2. Во времена советской власти

После революции 1917 года здание было национализировано и некоторое время дом использовался как жилье, размещался штаб военно-трудовой дружины. Затем новая власть разместила здесь Ветеринарное управления Киевского военного округа. В 1930-е годы киевляне называли этот дом не иначе как "Морское дно", утверждая, что дом принадлежал отставному адмиралу. В марте 1944 Совнарком и ЦК КПУ решили передать его для жилья работникам театра им. Франко, возвращавшихся из эвакуации. Однако уже в том же году его передали ЦК КПУ, а госслужащие устроили в нем свой ​​медицинское учреждение - поликлинику № 1.


2.3. Современность

Во времена независимости здание изначально принадлежала Министерству здравоохранения Украины. Позже "Дом с химерами" имел статус музейно-культурного центра. На его базе как филиал Национального музея был создан центр "Шедевры искусства Украины".

В 1998 году был разработан проект реконструкции "Дома с химерами". С течением времени дом раскололся пополам - ширина трещины составляла 40 см, за сто лет сваи утратили свою опорную функцию. Ибо только под половиной дома убили сваи, остальные возведена на обычном ленточном фундаменте. Дом треснул именно на стыке этих фундаментов и наклонился в сторону резиденции Президента Украины на 33 см, а в сторону театра имени Ивана Франко - на 10 см.

Во время реставрации под капитальными стенами забили новые сваи на глубину 21 м. Полностью заменили шесть перекрытий. Потолки из густой липкой перекрипилы на металлические балки. Выровняли перекошенные камины. 560 м ? кровли заменили на медную, отреставрировали перекрытия на чердаке. Заменили все лифты. Восстановление интерьеров осуществляли по старым сохранившимся чертежам. После капитального ремонта [4], стоимостью 166 млн грн. вместо сметных 104063000 грн., который продолжался до 2004 года, три этажа (третий, четвертый и пятый) переоборудовали под помещение для проведения мероприятий с участием Президента Украины. На первом и втором этажах резиденции Главы государства расположены служебные кабинеты работников Главной службы Государственного Протокола и Церемониала Протокол Президента Украины президентского Секретариата.

В доме есть зал для вручения верительных грамот, правительственный зал для подписания документов и малый зал для переговоров и помещения для брифингов и комната для проведения торжественных праздничных приемов. Также есть зал "тет-а-тет тет", где проводят встречи с глазу на глаз в светлых голубых тонах с китайскими мотивами - "китайская" комната. Есть также обеденный зал, красиво оформленная, с овальным столом.

В залах резиденции можно увидеть произведения известных художников. Например, картина XVI века - работа голландского мастера "Мадонна с младенцем". Есть четыре огромные портреты князей Вишневецких. Немалая коллекция гравюр XVI века.


3. Легенды

Не последнюю роль в том, что это сооружение приобрела огромную популярность и признание, сыграли и легенды, которые изначально овивалы дом.

Распространенной среди них есть легенда, по которой дочь архитектора Владислава Городецкого, который является автором этого произведения, утонула в Днепре (по другой версии - в Средиземном море) или из-за несчастной любви, или по каким-то другим причинам. Наконец, помешанный от горя отец построил в честь дочери дом, убранство которого символизировало бы подводное царство. Биографы Городецкого установили, что дочь Елена (после замужества Яценко) во время строительства была жива и здорова. Она вообще пережила отца на несколько десятилетий, переехав со своей семьей сначала в Польши, а затем, после окончания войны, в Швейцарии. А люди просто связали с новым домом давнюю историю о погибшей в море дочь предыдущего владельца имения - Федора Мьоринга.

Другая легенда утверждает, что дом был построен Городецким, чтобы выиграть пари. Когда Городецкий объявил о своем намерении строиться на этом месте (на крутом обрыве, к тому же, раньше на месте театра имени Франко, который находится рядом, озеро), то поспорил, что через два года он сведет здесь собственное жилье. Тогда известный киевский архитектор Александр Кобелев приложил руку ко лбу зодчего и с пафосом произнес:

" Вы, сударь, сумасшедший. Только сумасшедшему может прийти в голову такая идея. "

Однако паре Городецкий выиграл.

Также существует мнение, что перед тем как покинуть дом, Городецкий наложил на него проклятие. Якобы все обитатели особняка будут несчастливы, и только потомки Городецкого смогут беспрепятственно уживаться с химерами. Сторонники этой версии указывают на то, что конторы, владевшие здесь помещениями или арендовали их, обанкрочивались - их фонды таинственно исчезали, организации расформировывались. Возможно, поэтому украинское так не везет с президентами.

Поговаривают даже, что автором проекта была не Городецкий, а другой архитектор - Николай Добачевский, хотя под проектом стоит подпись Городецкого, или этот дом архитектор строил не для себя, а для любовницы. Однако, как там было на самом деле, неизвестно.


4. Галерея ночных изображений

Haus mit dem Chim?ren.jpg House with Chimeras Bankova.jpg House with Chimeras.JPG




Примечания

  1. Малаков, Дмитрий (1999). Архитектор Городецкий. Кий. ISBN 966-7161-30-7
  2. Документация по залогу имущества Владислава Городецкого в Киевском обществе взаимного кредита. (Рус.)
  3. Прогулки по Киеву. Дом с химерами - narodna.pravda.com.ua/travel/468d12ca51334 /
  4. Распоряжение Председателя Киевской городской государственной администрации № 1636 от 14.09.2000 года. Заказчик: Главное управление охраны культурного наследия и реставрационно-восстановительных работ. Генподрядчик: Корпорация "Укрреставрация". Генпроектировщик: Институт "УкрНИИпроектреставрация".

Литература