Надо Знать

добавить знаний



Донецкий национальный академический украинский музыкально-драматический театр


Donezk-065.JPG

План:


Введение

Художественный руководитель театра - Бровун Марк Матвеевич, народный артист Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко.

Театр имеет 5 сцен: большая, малая, экспериментальная сцены, Театральная гостиная и Красный зал.


1. История

1.1. От создания до Второй мировой войны

Творческая биография театра началась 1927 года, когда в Червонозаводском районе Харьков (тогда столице Украина) был создан украинский рабочий театр, который должен был выполнять культурно-просветительскую миссию на востоке Украины. Основу труппы составили актеры Харьковского государственного народного театра и знаменитого "Березиль". Первым руководителем стал воспитанник В. Немировича-Данченко, известный режиссер А. Загаров, а через год художественным руководителем был назначен ученик Л. Курбаса, выдающегося режиссера, в будущем - народного артиста Украины В. Василько.

В 1930 году в рамках Всесоюзной олимпиады искусств состоялись гастроли коллектива в Москве, где Украину представляли лишь два театра, среди которых и Червонозаводский.

В 1933 году, по предложению Народного комиссариата образования Украины, уже зрелый на то время творческий коллектив был переведен в Донецк (тогда еще Сталино), где он открыл свой первый сезон 7 ноября 1933 премьерой драмы И. Микитенко "Бастилия божьей матери" .

Театр стал ведущим коллективом Донбасса и одним из лучших театров Украины, чему значительно способствовали оригинальность и разнообразие репертуара, общая высокая культура и самобытность творческого лица коллектива. Основу труппы того периода составляли: Л. Гаккебуш, М. Д. Главацкая, Г. Чайка, М. Ильченко, Г. Чалишенко, С. Левченко, Ю. Разумовская, Г. Петровская, В. Добровольский, Е. Чупилко, И. Савускан, В. Грипак, А. Воронцов, К. Евтимович, Е. Винников, Д. Лазуренко, В. Довбищенко, а также ученики В. Василько, будущие режиссеры М. Смирнов, П . Ковтуненко, В. Гаккебуш. Лучшими спектаклями были признаны: "Марко в аду", "Песня о Свечу" И. Кочерги, "Леон Кутюрье" по Б. Лавреневым, "Гайдамаки" Л. Курбаса с Т. Шевченко, "Диктатура" И. Микитенко, " Макбет "Шекспира," Васса Железнова "М.Горького," Платон Кречет "А. Корнейчука. Именно на Донбассе в репертуаре театра появляются музыкальные спектакли - от народной оперы "Наталка Полтавка" в трагедии "Борис Годунов".

За первые 10 лет творческой деятельности театр посетил не только крупные города Донбасса (Ворошиловград, Мариуполь, Горловка, Артемовск, Макеевка, Славянск), но и Баку, Минск, Витебск, Гомель, Могилев, Ленинград, Горький, Ростов-на-Дону , Киев.

Начало Великой Отечественной войны прервал творческую работу. Сталинский театр не был полностью эвакуирован: большинство членов коллектива ушли на фронт. Небольшая группа актеров слилась с остатками труппы Артемовского театра и была эвакуирована в Кзыл-Орды (Казахская ССР). Первое представление вновь Театра музыкальной комедии и драмы имени Артема была Показано 11 октября 1941 года. Другая, несколько большая группа, по дороге в Среднюю Азию объединилась с Горловским театром и под названием Сталинский театр работала в г. Джелал-Абад Киргизской ССР.


1.2. Театр в послевоенное время и на современном этапе

После освобождения Донбасса, в январе и марте 1944 года обе группы труппы вернулись в Сталино. Формируется окончательный состав труппы Сталинского государственного украинского музыкально-драматического театра им. Артема. В настоящее время ядро ​​труппы составили опытные мастера сцены: С. Любимый, И. Корж, П. Полевая, К. Даценко, К. Рябцев, Т. Кужель, режиссеры Л. Южанський и В. Гаккебуш, талантливая актерская молодежь - В. Загаевский , М. Адамская, М. Протасенко, Х. Негримовський, Ю. Галинский, Л. Усатенко, А. Малич. А потом труппу пополнили Н. Харченко, Т. Авдиенко, А. Бобина, М. Бондаренко, И. Молошников, А. Акимов, А. Бурлюк, Г. Горшков, М. Крамар, М. Гладнев, М. Крутюк, Е. Воробьева, Е. Колодько и другие талантливые актеры, некоторые из них до сих пор работают на сцене театра.

Последние 30 лет были временем творческого взлета театра, формирования и внедрения новых методов творческого и административного руководства, завоевания любви и привязанности зрителей, расширение творческих возможностей и завоевания высокого авторитета среди коллег. Этот период отмечен такими "знаковыми" для театра постановками: "Роксолана" Павла Загребельного, "Народный Малахий" М. Кулиша, "Эмигранты" С. Мрожека, "Дон Жуан" Ж.-Б. Мольера, "Мы, нижеподписавшиеся" А. Гельмана, "За двумя зайцами" по М. Старицким, "Зойкина квартира" М. Булгакова, "Поминальная молитва" Г. Горина по Шолом-Алейхему, "Ревизор" Н. Гоголя, "Энеида" по И. Котляревскому, "В джазе только девушки" А. Аркадина-Школьника и другими.

За выдающиеся достижения в развитии украинского театрального искусства Донецкому областному украинскому музыкально-драматическому театру впервые в истории независимой Украины 28 сентября 2001 года в был предоставлен почетный статус академического.

26 ноября 2009 Указом Президента Украины театру было присвоен статус национального.


2. Помещения

Долгое время, не имея собственного здания, театр работал в помещении Донецкого музыкального театра (с 1947г. - Донецкий театр оперы и балета). Лишь в конце 1952 года Государственным институтом проектирования театров ("Гипротеатр") во главе с директором М. Гончаровым будет составлен технический проект театра.

Статуя Мельпомены на фронтоне театра

Типовой проект театра был разработан коллективом сотрудников под руководством архитектора Е. Чечик. Свое видение украсить его фронтон выразил Эрнст Неизвестный, он даже предоставил эскизы скульптурных групп, но они были отклонены на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1955 года "О ликвидации злоупотребления в проектировании и строительстве".

4 февраля 1961 коллектив театра въехал в новое пятиэтажное помещения. Стройная колоннада с фронтоном хорошо воспринималась с большого расстояния. Зрительный зал был подковообразную форму. В партере, балконах, ложах размещалось 1000 зрителей. Форма зала и его объем обеспечивали хорошую акустику. Цветовое решение интерьера было осуществлено в спокойных и приятных тонах. Кресла - серого цвета. Общий объем театра составлял 43 тысячи кубических метров.

2005 завершена реконструкция здания театра и обустройство прилегающей территории, которые осуществлялись без перерыва творческой деятельности коллектива. В результате чего в Донецкой появился уникальный театральный комплекс с пятью сценами, которые дают неограниченные возможности для творческой реализации.

14 марта 2005 года на фронтоне театра было установлена ​​статуя Мельпомены, которая держит в руках пальмовую ветвь. высота скульптуры составляет 3,5 метра, вес - около тонны. автор - скульптор Ю. И. Балдин.


3. Труппа

Труппа театра является почти эталонной по своему составу - сбалансированной по возрастным и половым категориям, следующие потенциальные творческие возможности, которые позволяют осуществлять сложные художественные проекты. В театре работает высокопрофессиональный оркестр под руководством главного дирижера, заслуженного деятеля искусств Украины Е. Кулакова и группа артистов-вокалистов под руководством главного хормейстера, заслуженного деятеля искусств Украины Т. Пащук, сформирована профессиональная балетная группа под руководством главного балетмейстера В. Маслия.


4. Творчество

Театр стал центром украинского театрального искусства Донецкому краю, привлекая зрителей к неисчерпаемым источникам украинской культуры, донося певучее украинское слово. Поэтому главное место в репертуаре театра занимает украинская пьеса. На донецкой сцене шли: "Наталка Полтавка", "Москаль-волшебник", "Энеида" И. Котляревского, "Сватовство на Гончаровке", "Шельменко-денщик", "Голубая турецкая шаль", "Бой-женщина" и "Ведьма" Квитки-Основьяненко, "Мать-служанка", "Думы мои ..." по Т. Шевченко, "Суета", "Сто тысяч" И. Карпенко-Карого, "По ревизии", "Оказались в дураках", " По щучьему велению "М. Кропивницкого," Зелье "по О.Кобылянской," За двумя зайцами "," Цыганка Аза "," Майская ночь "М. Старицкого," Кто смеется - так не пройдет "И. Тендетникова," Суженая- неогуженная "Елены Пчелки," Оргия "," Кассандра "Леси Украинский," Закон "В. Винниченко," Свадьба Свечки "," Фея горького миндаля "И. Кочерги," Народный Малахий "М. Кулиша," Роксолана "Павла Загребельного , "Свидание во времени" по В. Стусом, "Осторожно, злой лев", "Любовь в стиле барокко? Я. Стельмаха и другие.

Обращаясь к мировой драматургии, театр берет в репертуар произведения разных стилей и направлений: "Двенадцатая ночь", "Укрощение строптивой" В. Шекспира, "Кали гула" А. Камю, "Ревизор", "Рождественская ночь", "Сорочинская ярмарка" М . Гоголя, "Коварство и любовь" Ф.Шиллера, "Маркиза де Сад" Ю. месим, "Учитель танцев" Лопе де Веги, "Проделки Скапена" Ж.-Б. Мольера, ?Женитьба Фигаро? В.-А. Моцарта на либретто Л. да Понте, "Поминальная молитва" Г. Горина по Шолом-Алейхему, "Милый друг" Ги де Мопассана, "Коломба" Ж. Ануя, "Зойкина квартира", "Полоумный Жур ден" М. Булгакова "В джазе только девушки "А. Аркадина-Школьника по мотивам известного кинофильма Б. Уайлдера и другие.

Значительным событием в творческой жизни коллектива стало открытие Малой сцены, созданной в процессе реконструкции театра. Эта площадка для творческих поисков и смелых экспериментов завоевал расположение многих зрителей. Здесь уже увидели жизнь спектакля: "Три шутки" ("Медведь. Предложение. Юбилей.") А. Чехова, "Анекдоты" А. Вампилова, "Девять ночей ... девять жизней" М. Вишнека, "Холодильники" М . Фратто, "Любофь" М. Шизгала, "Думы мои ..." по Т. Шевченко, "Кавказская рулетка" В. Мережко, "Контрабас" Зюскинда, "Кто боится Вирджинии Вулф?" Е. Олби, рок-опера "Вивисекция" Алексея Коломийцева подобное.

Большое внимание театр уделяет воспитанию юных зрителей, для них всегда ставились только лучшие сказки: "Василиса Прекрасная", "Кот в сапогах" С. Прокофьева, Г. Сабгир, "Аленький цветочек" Л. Браусевича, И. Карнаухова, "Котигорошко" А. Шияна, "Щелкунчик" по А. Гофманом, "Марья красота - золотая коса" А. Вербеця, "Осторожно, злой лев", "Аладдин" Я. Стельмаха, "Трям, здравствуй!" С. Козлова, "Все мыши любят сыр? Д. Урбана, "Принцесса-невидимка" В. Зимина, ?Приключения Буратино? по А. Толстому, "Волшебники страны Оз" по Л.-Ф. Баум, "День рождения кота Леопольда? А. Хайта, А. Левенбук, "Храброе сердце" В. Понизова, "Крашеный лис" по И.Франко и многие другие.

Сегодня Донецкий национальный академический украинский музыкально-драматический театр - один из самых авторитетных театральных коллективов не только юго-восточного региона, но и всей Украины. Творческой победой коллектива театра стало получение 2003г. спектаклем "Энеида" по И. Котляревскому Национальной премии Украины им. Т. Г. Шевченко. Лауреатами стали режиссер-постановщик спектакля В. Шулаков и художественный руководитель-генеральный директор театра М. Бровун.

В стенах театра родилась идея проведения региональных театральных фестивалей - "Театральный Донбасс" и "Золотой ключик". Спектакли театра становились лауреатами двух всеукраинских фестивалей: "Мельпомена Таврии" и "К нам едет" Ревизор ". За значительный вклад в развитие культуры региона коллектив театра был награжден дипломом и памятным сувениром международного фестиваля" Золотой Скиф-97 ", а в 2000 г. - Почетной грамотой благотворительного фонда развития и популяризации Донбасса ?Золотой Скиф".


5. Репертуар сезон 2011-2012

Большая сцена
  • "Сорочинская ярмарка" по Н.Гоголю
  • "За двумя зайцами" по М.Старицкому
  • "В джазе только девушки" А.Аркадин-Школьник
Спектакль "Полоумный Журден"
  • "Служебный роман (Глория)" Ю.Квасниця, А.Багряна
  • "Шоу продолжается" на основе зарубежных хитов ХХ века.
  • "Без вины виноватые" А.Островский
  • "Зойкина квартира" М.Булгаков
  • "Дамский мастер" Ж.Фейдо
  • "Леонардо. Любовь, которой не было" К.Брейтбург, Е.Муравйов
  • "Обыкновенное чудо" Е. Шварца
  • "Боинг-Боинг" М.Камолетти
  • "Шикарная свадьба" Р.Хоудон
  • "Ladies night.Тилькы для женщин" С.Синклер, Е.МакКартен
  • "Опаленные любовью" С.Шальтянис, Л.Яцинявичус
  • "Женский клуб" А.Менчелл
  • "Мою жену зовут Морис" Р.Шарт
  • "Под прицелом" Ф.Вебер
  • "Чисто женские игры" К.Б.Люс
  • "Фредерик, или Бульвар преступлений? Э.-Е.Шмитт
  • "Истории нашего двора" по мотивам песен 60-70-х гг
  • "Современные фейерверк", ревю
  • "От чистого сердца", концертная программа
Экспериментальная сцена
  • "Кассандра" по Лесе Украинский
  • "Происшествие в доме господина Г." Елена Петровна
Малая сцена
  • "Эдит Пиаф" Л.Костенко
  • "Три шутки" ("Медведь. Предложение. Юбилей.") Чехов
  • "Выходили бабки замуж" Ф.Буляков
  • "Превратились в белых журавлей" О.Селин
  • "Кто боится Вирджинии Вулф?" Э.Олби
  • "Холостяки и холостячки" Х.Левин
  • "Именно там, именно тогда" Б.Слейд
Детские спектакли
  • "Котигорошко" по народной сказке
  • "Принцессы и горошины" Е.Тыщук
  • "Кот в сапогах" Ш.Перро
  • "Пеппи Длинныйчулок" по А. Линдгрен
Театральная гостиная
  • "Любовница джаза"
  • "Диалог с подругой"
  • "Танго, любовь моя!"
  • "Великолепная семерка и ..."
  • "Высоцкий. Я, конечно, вернусь"
Красный зал
  • "Мария Каллас. Жизнь без любви"

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам