Надо Знать

добавить знаний



Донец Михаил Иванович


Donets MI Soc Kiev 1936 03 p10bis.jpg

План:


Введение

Михаил Иванович Донец (* 11 ( 23 января) 1883, Киев - 10 сентября 1941) - украинский певец (бас), народный артист УССР (с 1930). В 1913 - 1941 годах был (с перерывом) одним из ведущих солистов Киевского театра оперы и балета. Современники называли его украинским Шаляпиным. Убит в енковедистских застенках.


1. Биография

Михаил Донец родился 23 января 1883 года в многодетной рабочей семье. Отец его, Иван Васильевич, происходил из безземельных крестьян Василькова. Поэтому после военной службы в саперном батальоне, который дислоцировался в Киеве, он не вернулся в родной Васильков, а устроился помощником чертежника на местный завод "Арсенал". Женившись на киевской мещанством Ориной Ивановной, поселился в перекособоченные развалюсь под заводским стенами, поскольку на приличное жилье не хватало заработка. Однако вечные бедность не помешали молодым супругам родить пятерых дочерей и двух сыновей.

Материальные лишения заставили детей Донцов детства добывать кусок хлеба насущного. Сестры нянчилы маленьких детей, а брать служили пищу в лавочных приказчик "мальчиками на побегушках".

Однажды известный киевский музыкант и регент Алексей Гринченко услышал исключительной красоты и алмазной чистоты дискант малолетнего батрака. Это был восьмилетний Миша. С тех пор мальчик стал петь в церковном хоре, даже с платой - 50 копеек в месяц.

Как потом вспоминал I. Донец, любовь к музыке заронила и развила в нем мать, знала множество украинских народных песен. Не обошла судьба дара музыки и отца. "Увидев мой набожный тягу к вокалу, - вспоминал позже певец, - он собственноручно смастерил и подарил мне самодельную скрипку: Та домашняя музыкальная закваска и привела меня под благодатное крыло провидца по розыску будущих талантов композитора-педагога Гринченко".

Заключив соглашение с антрепризой Киевской оперы, А. Гринчеко обслуживал детским хором соответствующие представления. Таким образом Миша Донец оказался в роли маленького артиста на оперной сцене. Перед ним открывается волшебный и неизведанный мир высокого искусства. Ему посчастливилось услышать пение лучших тогдашних маэстро, один на один встретить самого Петра Чайковского, дирижировал детским хором в спектакле собственной оперы "Пиковая дама". Выглядело так, что сцена навсегда станет его призванием и жизнью.

Но случилось несчастье. Когда Михайлику прошло одиннадцать, умерла от чахотки его мать. А через три года не стало прибитого горем отца. По ходатайству рабочих-арсенальцев недоросля хориста М. Донца, как круглого сироту, причислили к военной школы медицинских фельдшеров.

С тех пор мир перевернулся для вчерашнего театрального романтика: фельдфебельскую команды, бездумная ежедневная муштра, грубость. Но были и курсантские спектакли, в которых М. Донец охотно исполнял самые разнообразные роли.

I тут вторично улыбается ему судьба. В одном из спектаклей его заметил тогдашний популярный актер и режиссер, основатель русского драматического театра в Киеве Николай Николаевич Соловцов. С того времени началось духовное возрождение юноши, все свободные от службы часы проводил или в Соловцовском драмстудия, или на галерке Украинского народного театра, где его завораживала игра корифеев сцены - Марии Заньковецкой, Марка Кропивницкого, Николая Садовского, Панаса Саксаганского.

Отбыв воинскую повинность, М. Донец несмотря на материальное затруднение полностью отдался самообразованию, принимал изложения вокала выдающихся киевских педагогов - Е. Мессине, М. Бочарова, А. Самтагано-Горбакова. Вместе приобретал сценической практики в популярной драматической труппе Бородая в "ролях с пением".

После смерти Н. Соловцова в ноябре 1903 года началась профессиональная сценическая деятельность Михаила Донца. Дебютировал он в пьесе А. Островского "Снегурочка", исполнив роль гусляра. Работая в театре, начинающий актер не прекращал овладевать искусством вокала в элитарной музыкальной школе Тутковского.

1905 года М. Донца причисляют к Киевской оперы. Появление его на сцене профессионального театра была настолько успешной, что уже в следующем году певца пригласили в Москву на работу в едва ли не лучшем частном оперном театре Сергея Ивановича Зимина. "Служба в опере Зимина, - вспоминал в день своего юбилея М. I. Донец, - заложила музыкальный театр всей моей сценической деятельности. В атмосфере этого театра я впервые начал осознавать истинное призвание искусства. Здесь у меня воспитывался художественный вкус, укреплялась строгая артистическая дисциплина ".

Именно в Москве М. Донец снискал себе имя, став достойным сценическим партнером таких всемирно признанных корифеев вокала, как Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Иван Алчевский и др..

В 1913 году, завоевав славу первоклассного оперного певца, Михаил Иванович вернулся в Украину. Киевский зритель восторженно встретил своего талантливого земляка. Как свидетельствуют очевидцы, каждое его появление на сцене становилась событием в культурной жизни города. Страницы местной прессы пестрели отзывами типа: "образец божественного вдохновения жизненной правды на сцене".

Правда, расцвета его таланта очень скоро помешали бурные общественные события. С разгаром первой мировой войны он был мобилизован в царскую армию, служил фельдшером в киевском госпитале, лишь изредка появляясь на сцене.

В послереволюционные годы Михаил Донец стал одним из активных основателей украинского оперного театра. Ему первому среди оперных певцов республики было присвоено почетное звание Заслуженного артиста, а 1930 года - Народного артиста Украины.

За свою творческую жизнь Михаил Донец совершенстве овладел 134-ю партиями басового репертуара. Голос его отличался красивым тембром, широтой диапазона, ровным во всех регистрах. Он создал непревзойденные образы Ивана Карася ("Запорожец за Дунаем" Гулака-Артемовского), Тараса Бульбы ("Тарас Бульба"), Выборного ("Наталка Полтавка") в операх Лысенко; Захара Беркута ("Золотой обруч" Лятошинского). Среди других партий: Отец ("Катерина" Аркаса), Артем ("Кармелюк" Костенко), Сатана ("Яблоневый плен" Чижка), Калинчук ("Перекоп" Мельтуса, Рыбальченко, Тица, первое исп.), Сокальский ("Щорс" Лятошинского, первое исп.), Мельник ("Русалка" Даргомыжского), Сусанин ("Жизнь за царя" Глинки), Додон, Салтан ("Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова), Кочубей ("Мазепа" Чайковского), Погнер, Генрих ("Нюрнбергские мейстерзингеры", "Лоэнгрин" Вагнера), Мефистофель ("Фауст" Гуно) и др..

М. Донец много гастролировал. В 1930-х годах он совершил большие концертные поездки СССР, в частности Уралом, Сибирью, Дальним Востоком. С большим успехом гастролировал в оперных театрах Харьков, Днепропетровская, Львова, Ленинград.

1936 года принимал участие в первой Декаде украинского искусства в Москве. Записал на грампластинки ряд украинских народных песен и арий из опер украинских композиторов.

Да еще с конца 20-х годов, когда началось наступление на очередного "врага" - национал-уклонизме, во все республиканские и краевые ГПУ поступил с Лубянки тайный приказ начать подготовку по селекции национальных кадров интеллигенции. В реестр потенциальных врагов сталинского режима внесено и имя светоча оперного искусства М. I. Донца. Собственно, еще в пору сумерек процесса украинизации судьба Михаила Ивановича была предопределена. С тех пор его секретно "Дело-формуляр" неумолимо пополнялось. Нужен был только подходящий повод.

Он наступил с началом второй мировой войны, когда возникла насущная потребность немедленно осуществить тотальную селекцию заранее выявленного антисоветского элемента, чтобы обезопасить тыл Красной Армии.

Уже 2 июля 1941 года начальник 1 отделения II отдела III Управления НКВД УССР лейтенант госбезопасности Пенкин на основе изучения собранных оперативных материалов нашел, что пребывание на свободе артиста оперного театра Донца М. I. может представлять опасность для советской власти и выписал ордер на его арест и обыск по ч. 47.

В следственном деле ч. 982516, как опровергнуты основания для обвинения Донца в контрреволюционно-националистической деятельности и подозрению в шпионаже, подшиты копии протоколов допросов осужденных в разное время к расстрелу киевского экономиста Калиуха Д. В., композитора-дирижера Верховинца-Костива В. М ., директора Киевского театра оперы и балета Яновского II

Трижды за время заключения Донец был допрошен, и ни разу он ни в чем не признал себя виновным. В одном из протоколов зафиксирована заявление Михаила Донца: "Никакой контрреволюционной работой я Никогда не Занимался и националистами никогда не был. Я любил и люблю украинскую народную песню и украинскую музыку и больше Никаких националистическим увлечений у меня нет".

Следователи тоже не довели преступной деятельности М. Донца. Однако после 6 июля 1941 года следы Михаила Ивановича безнадежно теряются в тюремных дебрях Киева.

Могила Михаила Донца

10 сентября 1941 года в киевских тюрьмах по приказу наркома госбезопасности Меркулова без суда были поголовно расстреляны все заключенные. Есть данные, что именно в этот день оборвалась его жизнь.

Однако имя чародея оперной сцены не витруилося из памяти народа. Чем продолжительнее была молчание официальных властей, тем реальнее становилась догадка, кто именно прервал свой земной путь Михаила Донца.

После смерти Сталина жена певца Мария Эдуардовна Донец-Тессейр на личное обращение к С. Хрущева получила короткую справку: ": с санкции врага народа Меркулова Донец без решения суда был в Киеве расстрелян". Однако это вынужденное признание сделано шепотом. Поскольку ни один печатный орган в Украине не обнародовал официального заключения КГБ СССР, на основе пересмотра следственного дела Донца М. I. "Нельзя считать установленным в его причастности" антисоветское националистической организации и проводимой им антисоветское работе ".

Так, с 1955 года Михаила Донца партноменклатура уже клеймила открыто "врагом народа", однако отношение к нему компартийных идеологов оставалось недоброжелательным.

Реабилитирован М. I. Донца 1989 года.


2. Увековечение памяти

С 1992 года имя Михаила Донца назван улицу [1] в жилом массиве Киева "Отрадный" (до того - улица Затонского).

3. Примечания относительно источников

Литература



код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам