Надо Знать

добавить знаний



Досократики



План:


Введение

Досократики - философы античного периода до Сократа (800 - 500 годы до Р. Х.).

Досократики (нем. Vorsokratiker; франц. Presocratiques, англ. Presocratics) - новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6-5 вв. до н. е. Произведения досократиков известны только по фрагментам, которые сохранились в виде цитат у позднейших античных авторов (см. доксографии). Основные философские центры ранней философии Греции - Милет (в Ионии, западное побережье Малой Азии), Сицилия, Элея. Крупнейшие философы досократиков: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (Милетская школа), Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Парменид и его последователи (элеаты), Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. В центре внимания всей философии досократиков - космос, его элементарные первоосновы, причины различных природных явлений, поэтому эта философия называется также космологической и натурфилософией. В целом для восточной, ионийской, традиции (Милетская школа) характерны эмпиризм, интерес к многообразию материально-вещественного, для западной (итальянской) традиции (пифагореизм, Элейский школа, отчасти Гераклит) - преимущественный интерес к формальному, числовому и структурному аспекту вещей, первая постановка гносеологических и онтологических проблем в чистом виде, нередко религиозно-эсхатологические интересы. Суммой и итогом развития всей ранней философии стала атомистическая система Демокрита. В ранний период греческая философия сформулировала два универсальных тезиса, которые позволяют говорить о ней как о самостоятельном школе мысли: "из ничего ничего не бывает" и "подобное познается подобным", которые так или иначе присутствовали во всех построениях досократиков.

Антропологическая проблематика ранней традиции включена в космологическую: сначала она не выходит за рамки узкой физиологии и рассматривает человека как материал, хотя и одушевленный элемент космоса, затем, в атомистической философии, приобретает черты рационалистической этики, обосновывает правила поведения в обществе в связи с представлению об универсальном благо (счастье).


1. История

Впервые термин "досократиков" был введен в 1903 году, когда немецкий филолог Герман Дильс ( 1848 - 1922) собрал в своей книге "Фрагменты досократиков (" Die Fragmente der Vorsokratiker ") тексты" философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имен вместе с фрагментами орфических и других дофилософское теокосмогоний.

Античная философия (сначала греческий, а затем римская) охватывает более чем тысячелетний период с VI в. до н. есть. до VI в. н. есть., зародилась в древнегреческой полисах (городах-государствах) демократической ориентации и содержанием, методами и целью отличалась от восточных способов философствования, мифологического объяснения мира, присущего ранней античной культуре. Формирование философского взгляда на мир подготовлен древнегреческой литературой, культурой (произведениями Гомера, Гесиода, гномической поэтов), где ставились вопросы о месте и роли человека в универсуме, формировались навыки установления мотивов (причин) действий, а художественные образы структурировались согласно чувство гармонии, пропорций и меры. Ранняя греческая философия использует фантастические образы и метафорическую язык мифологии. Но если для мифа образ мира и настоящий мир отделимые, ничем не отличались и, соответственно, сравнению, то философия формулирует как свою основную цель: стремление к истине, чистое и бескорыстное желание приблизиться к ней. Знание полной и определенной истиной, по античной традиции, считалось возможным только для богов. Человек же не могла слиться с "Софией", поскольку смертная, конечна, ограничена в познании. Поэтому человеку доступно только непрерывное стремление к истине, никогда не завершено полностью, активное, деятельное, страстное желание истины, любовь к мудрости, что вытекает из самого понятия философия. Основные этапы развития для древних греков живших в период античной философии становления цивилизации, мир - огромное собрание разнообразных природных и общественных сил и процессов. Как жить в таком мире? Кто правит миром? Как согласовать собственные возможности с тайными и могущественными силами природы? Что есть бытие и каковы его фундамент, начало? Бытие ассоциировалось с множеством постоянно меняющихся стихий, а сознание - с ограниченным количеством понятий, которые сдерживали хаотическое проявление стихий. Поиск устойчивого первоначала в меняющемся круговорота явлений необъятного Космоса - основная познавательная цель древнегреческой философии. Поэтому античную философию можно понять как учение о "первые начала и причины?. По своему методу такой исторический тип философии стремится рационально объяснить бытия, реальность как целостность. Для античной философии значимых разумные доводы, логическая аргументация, риторико-дедуктивная рациональность, логос. Переход "от мифа к логосу" создал известный вектор развития и духовной культуры, и цивилизации Европы.

В развитии античной философии выделяется четыре основных этапа.

Первый этап - охватывает VII-V вв. до н. есть. и называется досо-кративським. Философы же, которые жили до Сократа, так и называются-досократиков. К ним относятся мудрецы из Милета (так называемая Ми-летська школа - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит из Эфеса, элеаты (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, ато-содержи (Левкипп и Демокрит). В центре ранней - досократовской-греческой натурфилософии стояли проблемы физики и космоса.

Второй этап - примерно с середины V в. до н. есть. - До конца IV в. до н. есть. - Классический. Софисты и Сократ, впервые попытались определить сущность человека, осуществили антропологический поворот в философии. Философское наследие Платона и Аристотеля, характеризующийся открытием сверхчувственного и органическим формулировкой основных - классических - проблем, полно обобщает и отражает достижения классической эпохи греческой античности.

Третий этап в развитии античной философии - конец IV-II вв. до н. есть. - Обычно называют эллинистическим. В отличие от предыдущего, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию и универсальных по тематике философских систем, формируются разнообразные эклектичные конкурирующие философские школы: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Все школы объединяет одна особенность: переход от комментирования учений Платона и Аристотеля к формированию проблемам этики, морализаторской откровенностью в эпоху заката и упадка эллинистической культуры. Тогда популярная творчество Теофраста, Карнеада, Эпикура, Пиррона и др..

Четвертый этап в развитии античной философии (I в. До н. Есть.-V-VI вв. Н. Есть.) - Период, когда решающую роль в античности стал играть Рим, под влияние которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистического. В римской философии выделяются три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лук-реци Кар). В III-V вв. н. есть. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, выдающийся представитель которого является философ Плоды тин. Неоплатонизм значительно повлиял не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.


2. Обучение

Основным предметом философствования в досократиков был космос. Он представлялся им составленным из обычных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не выделялись досократиков с общекосмической жизни. Индивид, общество, космос в досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.


3. Философия досократиков

Человека рассматривали как Микрокосм по отношению Макрокосма, как часть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма. Но в понятие космоцентризма вкладывается еще один смысл. Космос - противоположность Хаосу, соответственно - порядок и гармония противопоставляются неустроенности и др.. Поэтому-то космоцентризм ранней античности объясняется как ориентация на выявление гармонии в человеческом бытии. Ведь если мир гармонично упорядочен, если мир - Космос, Макрокосм, а человек - его отражение и законы человеческой жизни подобны законам Макрокосма, то, следовательно, и в человеке есть скрытая подобная гармония. Общепринятое значение космоцентризма следующее: признание за внешним миром (Макрокосм) статуса, определяющего все остальные законы и процессы, включая духовные. Такая мировоззренческая направленность формирует онтологизм, выраженный в том, что первые мудрецы - физики искали причины начала бытия. Ферекида с Сирос (600 ~ бл.530 pp. До н. Н.э.), которого считают учителем Пифагора, утверждал, что существовала архе - земля (греч. Кто-ния) Фалес из Милета (625'-547 pp. до н. есть.) под архе-землей понимал воду, Анаксимен (585-525 pp. до н. есть.) - воздух, Гераклит (544-483 гг. есть.) - огонь. Гераклит писал: "Этот космос одинаков для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но всегда был, есть и будет вечно живой огонь, умеренно загорается, умеренно угасает". В V в. до н. есть. Эмпедокл (490-424 pp. До н. Есть.) Объединил все четыре стихии, придав им статус элементов, т.е. самоотождествленные, количественно и качественно неизменяемые субстанции, не сводятся одна к другой (в Ге-раклита взаемоперетворюються), сочетаясь в определенной пропорции, образуют все многообразие мира, включая живые организмы. В философии Древней Греции понятие архе как субстанции и основы всего сущего расширил ученик Фалеса Анаксимандр (610-546 pp. До н. Есть.). Первооснову Анаксимандр нашел не среди реальных стихий, подлежащих наблюдению, а в апейроне. Прилагательное апейрос по-гречески означает необъятный, необозримый, бескрайний, бескрайней. Апей-рон Анаксимандра бессмертный, неподвластный уничтожению и вечно движется. На безмерности алейрон базируется способность не иссякать, быть вечным генетическим началом Космоса, лежать в основе взаимопревращения четырех стихий: ведь если стихии превращаются друг в друга, значит, у них есть нечто общее, что само по себе не является ни землей, ни водой, ни воздухом, ни огнем. Анаксимандр утверждал, что апейрон - основа и единственная причина всей сути; алейрон все из себя производит сам: вращательно двигаясь, апейрон выделяет противоположности: влажное и сухое, холодное и теплое, их парные комбинации образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Апейрон Анаксимандра является несколько неопределенно. Анаксимандр первым осознал, что бесконечность какой-либо определенной стихии (например, земли, воды, воздуха или огня) привела бы к ее обособленности, превосходства над всеми другими стихиями как конечными. Апейрон Анаксимандра является неопределенное, а потому равнодушно ко всем стихиям, что исходящие из него и порождаются им.

Естественно, Анаксимандр первым в философии осознал несовместимость некоторой однозначности качественной определенности начала и атрибута бесконечности. Концепция начала как апейрона, т.е. не определенного количественно и качественно, правильная в современных условиях. Известный чешский космолог Лео Ригер в книге "Введение в современной космологии" указывает на то, что попытки суммировать современные представления о материи и ее свойства обязательно приходят к идее апейрона Анаксимандра. Действительно, любое однозначное и исчерпывающее онтологическое определение материи в принципе невозможно. А понятие бесконечности и неопределенного ного совпадают, ведь часто говорят: функции (или число) становятся неопределенными, имея в виду их бесконечный рост. Гераклит говорит, что "огонь все охватит и всех рассудит", огонь - не только архе как стихия, но и как живая разумная сила. Тот огонь, что для чувств является именно огонь, для ума есть логос - принцип порядка и меры в Космосе и микрокосмоса. Будучи огненным, человеческая душа обладает самовозрастающая логосом. Таков объективный закон Вселенной. Но логос означает слово, причем разумное, есть, во-первых, объективно данное содержание которого разум должен отчитываться, во-вторых, это сама деятельность ума, который отчитывается, в-третьих, для Гераклита это сквозная смысловая упорядоченность бытия и мышления. Это противоположность всем бессознательном и бессловесном в Мире и в человеке. Наделенный логосом огонь, по Гераклиту, умный и божественный.


3.1. Философия Гераклита

Философия Гераклита диалектическая: мир, которым правит логос, единственный и изменяющийся, ничто в нем не повторяется, все преходящее и одноразовое, а главный закон Вселенной - борьба: отец всего и царь над всем, борьба общая, и все рождается благодаря борьбе и по необходимости . Так, Гераклит один из первых объяснял суть вещей и процессов через борьбу противоположностей. Именно противоположно направленные силы, действующие одновременно, образуют напряженное положение, которое и обуславливает внутреннюю, тайную гармонию вещей. Эту глубокую мысль Гераклит иллюстрирует известным примером: оба дугообразных конца лука стремятся разогнуться, но тетива сдерживает их, и их взаимное действие создает высшее единство. Но несмотря на то, что логос царит повсюду, распоряжается, властвует над всем, люди зачастую теряют связь с логосом. Отклонение от логоса случается тогда, когда люди ограничивают себя поверхностными будничными знаниями и становятся приверженными чувственно-телесных утех. Гераклит очень негативно оценивал невозможность понять внутреннюю сущность мира и погоню за наслаждением, что являются взаимосвязанными и почти тождественными. Но каждый человек имеет возможность восстанавливать и усиливать непосредственную связь с логосом. Гераклит советовал: во-первых, "беспредел нужно гасить чаще, чем пожар", во-вторых, "необходимо соблюдать всеобщего", что является предметом не чувственного познания, а философского рассуждения. "Мышление - это большая стоимость, и мудрость - в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, действовать с ним". Познание скрытой, тайной гармонии, что является лучшей, чем явная, - это способ избежать высокомерия. Такое познание позволяет преодолеть многообразие взглядов, ориентироваться на постижение единой истины, что обеспечивает взаимопонимание и объединение людей.


3.2. Учение Парменида о бытии

Еще один, весьма существенный шаг на пути освобождения философии от элементов мифологического сознания сделан представителями элейской школы. Собственно, именно в элеатов впервые формируется категория бытия, впервые ставится вопрос о соотношении бытия и мышления. Парменид (540-480 pp. До н. Есть.), Который стал известным благодаря высказыванию: "Бытие есть, а небытия нет", - фактически заложил основы онтологизма как осознаваемого, отчетливого образца философского мышления. Что же такое бытие? Для Парменида важнейшее определение бытия - постижения его умом: то, что можно познать только разумом, и есть бытие. Чувством же бытие недоступно. Поэтому "одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует". В таком утверждении Парменида подчеркивается тождество бытия и мышления. Бытие - это то,, что есть всегда, что единое и неделимое, что незыблемо и непротиворечивое, "как мнение о нем". Мышление же - это способность постигать единство в непротиворечивых формах, результат мышления - знание (episteme). Чувственное восприятие имеет дело с множеством разнообразных вещей и единичных предметов, окружающих человека. Человек может иметь голову, взгляд (doxa)-обычное, повседневное представление, противостоящее знанию как следствия постижение единого. Стремясь найти глубокую основу всего существующего, Парменид замечает: ничто из непосредственно данного в чувственном опыте не может удовлетворить его из-за явно преходящий и конечный характер. Все вещи, в чем смертные видят истину, веря в нее, все это - лишь имя пустое: быть, но также и не быть, рождаться, но и погибать, место на место менять, менять цвет и окраска - так яркими выражениями Парменид опровергает чувственно воспринимаемые вещи и явления как нечто совершенно не достойно внимания философа через "неистинности" их существования, то есть через их ^ преходящи, подвластную изменениям и преобразованиям, бренную природу. Его интересует то, что остается непреходящим в вечном потоке общих изменений. От непосредственной данности бытия как множественного Парменид идет к признанию существования, справедливо полагая, что без существования мира как единого не было бы и его чувственной множественности. Но потом концентрирует внимание на грани единого в бытии, открывшейся ему. Абсолютный, нетленный и непреходящий характер единого бытия омрачает множественное и чувственное. Теперь бытием философ называет только единственный и недвижимое, а множественное и чувственное - небытием, вопреки суждениям людей. Отсюда все парадоксы учения Парменида. Что же понимает Парменид под единственным в бытии? Через отрыв единого от множественного, единственное выступает не как одна сторона бытия, а как само бытие. Множественное объявляется просто не существующим. Разрыв многочисленного и единого и гипертрофия единственного возникла в ущерб и за счет множественного, может вызвать нежелательные последствия. Бытие Пар-мениды представляется по форме вполне совершенной шара с правильным центром посередине. Чуть больше или меньше немногочисленного. "Небытие совсем нет, что целостность его нарушалась бы. Нет и бытия, что было бы в одном месте больше, чем в другом. Бытие, как целое, неуязвимым. Ровно со всех сторон, бытие имеет определенные границы". Использование чувственного образа - пули - для иллюстрации мира как единого целого, и еще в устах такого сторонника логического познания, как Парменид, сначала удивляет. Между тем всеединого Ксенофана также шаровидные.

Уподобление бытия шара объясняется представлением древних философов о шар как о самом, прекрасное и самая совершенная из всех тел, одновременно конечное и бесконечное, движимое и неподвижное. Шар древние определяли как тело, замкнутый в самом себе, самодостаточное, что имеет в самом себе свою определенность, а не определяется внешними условиями. Поэтому шар казалась им наиболее подходящим образцом для иллюстрации той реальности, с которой возникает как основа самой себя, чужой движению и изменениям, вечная, ни от чего не зависит и непреходящая. В совершенстве шара видели образец совершенства бытия. Определение единого Парменид получает путем опровержения множественного, различий, дифференцировки. Понимание единого, вместе с тем, имеет субстанциальный характер, что свидетельствует о непоследовательности, но не чужие мысли об общей закономерности в природе, следует из свойств мира как единого. Сравнение картин мира, по Гераклиту и по Парменидом, ведет к искушению противопоставить их друг другу, а также назвать Парменида анти-диалектиком: ведь парменидовское бытия неизменное, непреложное и несу-перечливе. Существует даже мнение, что система Парменида легко представить как реакцию на вченняМГераишит-а об общих изменениях и противоречия существу. Но, во-первых, Гераклит рассуждал о движении той же системы онтологизма (бытие Космоса есть и не зависит от человека, который пытается познать его), во-вторых, Гераклит интуитивно, а Парменид - сознательно ориентируются на рациональное познание человеком мира (логос у Гераклита пронизывает всю Вселенную, объективный логос в макрокосме и субъективный логос в душе человека, в микрокосме - это одно и то же, ибо следуя Логосом, человек может познать мир - именно в "разумных понятиях, а не из-за чувства ), о Парменида, наверное, не будет преувеличением сказать это - самый явный предшественник европейского рационализма (бытие постигается разумом), в-третьих, прислушаемся к Аристоте-ля и вслед за ним - до Секста Эмпирика: "Наверное, Парменид не был необразованные в диалектике, если Аристотель считал его ученика Зенона за родоначальника диалектики ". В современных условиях Парменид представляется таким, каким его видел Платон:" Парменид всегда казался мне и достойным уважения, и опасным, говоря словами Гомера: "В его речах заметна удивительная глубина. Я боюсь, что мы не понимаем его слов и еще меньше понимаем его мысли ".


3.3. Философия Зенона Эгейского

Зенон Елепський (490-430 pp. До н. Есть.), Защищая и обосновывая взгляды своего учителя и наставника Парменида, отвергал мислимисть чувственного бытия, множественности вещей и их движения. Впервые применив доказательство как способ, как познавательный прием, Зенон стремился показать, что множественность и движение не могут мыслить-ся без противоречия (и это ему вполне удалось!). Такую же спор, где с помощью возражений ставят противника в затруднительное положение и опровергающие его точку зрения, - прообраз диалога, прообраз субъективной диалектики. Такой же метод широко применяли софисты. У истоков исключительной по драматизму и богатством содержания проблемы континуума в современной науке стоит легендарный Зенон из Элеи. Приемный сын и любимец Парменида, признанный глава Эгейской школы в античной философии, первым продемонстрировал, что через 25 веков назовут неразрешимость в континуум проблемы. Зенон, создатель биильше сорока апорий, определенных фундаментальных трудностей, по его замыслу, должны подтвердить правильность учения Парменида о бытии мира как единого и какие умел находить буквально на каждом шагу, критикуя обычные чисто множественные представления о мире. Достаточно точная апория, напоминающий парадокс Парменида. В апории подвергнуто критике чисто множественные представления о бытии. "Если сущее множественно, то одновременно должен быть большим и малым, причем большим до бесконечности и малым к исчезновению". Современная трактовка апории находим в исследованиях по истории математики: "пусть отрезок есть бесконечное множество" неделимых "частей. Если величина отдельных" неделимых "равна нулю (т.е. неделимые - это точки), то и величина всего отрезка есть ноль. Если каждое неделимое имеет некоторую величину, не явно предполагается, что эта величина для всех неделимых одинакова, то и величина отрезка будет бесконечной. С точки зрения современной математики апория показывает, что нельзя определить меру отрезка как сумму мер неделимых, что понятие меры множества вовсе не является чем-то, что очевидно есть в самом понятии множества и мера длины не равна сумме мер его элементов. Поэтому апорию, очевидно, направлена ​​против односторонне множественного толкования мира, иногда называют также апорией меры. Так, в апории предусматривается и логическая трудность, до сих пор заставляет вводить меру множества чисто аксиоматически. Действительно, в современных условиях мера множества определяется системой интервалов, причем воспринимается, что интервалы уже имеют определенную длину (меру). самом деле речь идет о структуре пространственно-временного континуума. Очевидно, Зенон хотел показать иллюзорность исключительно множественного толкования структуры пространства и времени, подтверждая истинность учения ГИарменида о бытии мира как единственный.

Исходя из представлений о непрерывности бесконечного деления любого пространственного или временного отрезка, Зенон прибегает к апории деления на два. Гипотеза непрерывности пространства порождает актуально бесконечную совокупность половинных отрезков каждой новой половины, возникающие в бесконечном делении (дихотомии) исходного отрезка, так что движущееся тело, занятое бесконечным переборкой возникающих здесь отрезков, не может преодолеть ни малейшего расстояния. Отсюда и знаменитый вывод: движения нет. Аналогичный смысл имеет и апория "Ахиллес и черепаха". Победитель Олимпийских игр быстроногий Ахиллес сражается с неспешной черепахой, которая в момент старта находится впереди на некотором расстоянии. Пока Ахиллес преодолевает половину выходного расстояния, разделяющего его и черепаху в момент старта, черепаха, конечно, уползает на некоторое расстояние вперед. Пока Ахиллес преодолевает половину новой расстояния, разделяющего их, черепаха снова уползает на некоторую новую расстояние и т. д. Через принятую гипотезу бесконечной делимости (непрерывности) пространства и времени ситуация точно воспроизводит бесконечное количество раз, каждый раз, пока Ахиллес пробегает половину новой расстоянии разделяющую его и черепаху, все же черепаха, хотя и не намного, уползает вперед. Удивительный вывод: быстроногий Ахиллес не способен не то что обогнать, но даже догнать медленную черепаху! Что отсюда следует? Очевидно, необходимо отказаться от представления о бесконечной делимости (непрерывность) пространства и времени. Это означает, что существуют самые атомарные элементы пространственной протяженности и временной-Триа - лосиьишслвани неделимые, дальше которых делимость уже нем-ожлива и ука ? ные Зеноном трудности легко снимаются. Зенон, наверное, действительно пытался навязать своему собеседнику с помощью апорий ?Дихотомия?, ?Ахиллес и черепаха" вывод об отказе от гипотезы непрерывности и тем самым обосновать переход к концепции неделимых - концепции дискретной структуры пространства и времени. Но достижение цели составляло лишь половину стратегического замысла Зенона, которого уже современники прозвали двуязычным. Исходя из концепции неделимых, философ предложил рассмотреть две задачи, сформулированные в апориях "Стадион" и "Стрела, летящая". Проследите движение трех колонн спортсменов на стадионе, но теперь уже с позиций неделимых (признавая дискретную структуру пространства и времени, где убедились с помощью первых двух апорий), приглашал древних греков, больших любителей спорта и физической культуры. Пусть в момент старта все три колонны находятся в состоянии покоя, причем каждый спортсмен якобы находится в соответствующей ему ячейке пространственной протяженности. Далее Зенон предлагает рассмотреть такую ​​ситуацию. Пусть средняя колонна стоит, а две крайние начинают одновременно двигаться в противоположных направлениях. С позиций неделимых это означает: верхняя и нижняя колонны течение одного часового неделимого сместятся сравнению со средней неподвижной колонной на одно пространственное неделимое. Теперь, предлагает мудрец, посмотрим на взаимный движение верхней и нижней колонн отношении друг друга. Оказывается, за одно временное неделимое сместились друг от друга на два пространственных неделимых. Итак, неделимое делится! (В данном случае временной неделимое делится на два пространственных неделимых). Но это противоречит выводу первых двух апорий о существовании неделимых! Далее, в апории "Стрела, летящая", Зенон показывает, как может быть разделено и пространственное неделимое. Стрела, выпущенная из лука, летит в пространстве повседневного опыта, но летит по элементарного отрезка пространственного неделимого? Если так, то сам факт движения в пределах неделимого стрелы, летящей разделит его (на ней всегда можно нанести отметки и при движении стрелы различные положения отметки в пределах неделимого пространственного отрезка разделят его). Но это опять противоречит концепции неделимых. Остается признать, что стрела, летящая, не следует в каждом из неделимых. Но возможен тогда вообще движение? Ведь сумма моментов покоя (в каждом из неделимых) ничего не дает, кроме покоя (для всего пространства), подобно тому, как сумма нулей ничего не даст, кроме нуля. И вновь напрашивается уже известный вывод: движения нет.

В "Лекциях по истории философии" Георг Гегель привел такой анекдот: Зенон начинал молча ходить перед своими учениками, тем самым наглядно опровергая вывод о невозможности движения, следовал из предварительно изложенных им четырех апорий. Когда ученики, наконец, удовлетворились таким способом опровержения апорий, Зенон принимал большую палку, стоявшую в углу комнаты, и начинал бить их, приговаривая: "Тот, кто довольствуется чувственными доказательствами, должен получить такие же чувственные возражения". Или Зенон действительности употреблял таких чрезвычайных мер, чтобы убедить в различиях между чувственным и логическим, неизвестно. Точно же, что именно элеаты, Парменид и Зенон прежде, на заре развития европейской культуры четко определили чувственное и логическое.

Действительно, в основе развития европейской науки лежит идея логического обоснования и доказательства, сама возможность и необходимость которого впервые полностью осознана и воспета Парменидом в знаменитой поэме "О природе". Здесь впервые - и это качественно новый и существенный шаг вперед по сравнению с древневосточной философии - отдельно чувственное познание от логического. Чувственное знание расценивается как мысль (мысль), поверхностная и ложная, истинным же признавалось лишь знание логическое. Без Парменида и Зенона невозможно формирование Евклида и Архимеда. Вот почему истинным создателем учения о логосе считается Парменид, который почти никогда не пользовался таким понятием. Пар-мениды относятся также и важнейшие принципы логического познания: во-первых, ничто не возникает из ничего, во-вторых, метод доказательства от противного, в-третьих, доказательство путем сведения к абсурду, в-четвертых, открытие закона исключения третьего, а также открытие закона тождества, закона противоречия.

Диалектика Парменида и Зенона во многом актуальна. О глубине и фундаментальности проблемы соотношения непрерывного и дискретного в свойствах пространства и движения, нешаблонно поставленной Зеноном, свидетельствует и неослабевающий интерес к апорий. Так, логическая структура трудностей, раскрыта в четырех апориях Зенона, точно воспроизводится в релятивистской электродинамике в вопросе энергий и массы электрона. Энергия и масса электрона определяется взаимодействием (через виртуальные фотоны) с полем. В случае присвоения электронный точечного размера, энергия и масса становятся бесконечными, так как в соответствующих интегралах возникают виртуальные фотоны, которые выделяются на любых малых расстояниях и поглощаются электроном в процессе взаимодействия с полем, имеют хоть какую-то частоту (значит, и энергию). Отсюда, необходимость введения конечного радиуса электрона, снимает трудность. Однако с релятивистского взгляда сложно присвоить электронную некоторое конечное и наименьшее значение его радиуса. Кроме учения мудрецов-Милетцы, Гераклита и элеатов, довольно популярным становится пифагореизм.


3.4. Пифагоризм

О самом же Пифагора - основателя пифагорейский союз - сведения дошли до современности из более поздних источников античной Греции. Платон называет Пифагора только раз, Арис-тотель - дважды. Большинство греческих философов считают родиной Пифагора (580-500 pp. До н. Есть.) Остров Самое, который им заброшенный через тиранию Поликлита. Есть сведения, что Пифагор якобы по совету Фалеса едет в Египет, где учится у жрецов, потом пленным (в 525 г. до н. Есть. Египет захвачен персами) попал в Вавилон, где учился у индийских мудрецов. После многолетнего обучения Пифагор возвращается в Великой Эллады, в город Кротон, где и организует Пифагорейский союз - научно-фантастическую и этико-политическую содружество единомышленников.

Пифагорейский союз - закрытое общество, а учение пифагорейцев - тайное. Образ жизни пифагорейцев полностью соответствовал иерархии ценностей.

  • Первое место отводилось прекрасном и благопристойном (в том числе науке).
  • Второе место занимало выгодное и полезное.
  • Третье - приятное.

Пифагорейцы поднимались до восхода солнца, выполняли мнемонические (связанные с развитием и укреплением памяти) упражнения, а затем шли на берег моря встречать солнце, обдумывали предстоящие дела, работали. В конце дня после омовения все вместе обедали и славили богов. Затем - совместное чтение. Перед сном каждый пифагореец отчитался о прошлом пройденный день. В основе пифагорейской этики лежало учение о должном: победу над страстями, подчинение младших старшим, культ дружбы и товарищества, почитание Пифагора. Такой образ жизни должен мировоззренческие основы, исходил из представлений о Космосе как упорядоченную и симметричную целостность, красота которого открывается не всем, а тем, кто ведет праведный образ жизни.

О Пифагоре - личность, несомненно, выдающейся - сложено множество легенд. Есть свидетельства, что Пифагора видели одновременно в двух разных городах, имел золотое бедро, что однажды его приветствовала человеческим голосом река Кас подобное. Сам Пифагор утверждал, что "число владеет вещами", в том числе и моральными, а справедливость-е число, умноженное на само себя. Во-вторых, душа есть гармония, а гармония - это числовое соотношение, душа бессмертна и может переселяться (идею метапсихозу Пифагор, возможно, позаимствовал из учения орфизма-хов), т.е. Пифагор придерживался дуализма души и тела. В-третьих, философ положил в основу космоса число, наделяет старое слово новым содержанием: число соотносится с единым, единое же служит началом определенности, что единственная подлежит познанию. Число - это упорядоченное числом мироздание. Значительный вклад совершил Пифагор в развитие науки, прежде всего, математики. В астрономии ему приписывают открытие косой положение Зодиака, определения продолжительности "великого года" - интервала между моментами, когда планеты занимают относительно друг друга то же самое положение. Пифагор - геоцентрист заявляя, что планеты, двигаясь вокруг Земли по эфиру, создают монотонные звуки разной высоты, а вместе создают гармоничную мелодию. К середине V в. до н. есть. Пифагорейский союз распался. Тайное становится явным.

В творчестве Филолая (V в. До н. Есть.). Единица, о которой знаменитый геометр Эвклид скажет: то, через что каждое из существующих считается единым, в Филолая - это пространственно-телесная величина, часть вещественного пространства. Филолай связывал арифметическое с геометрическим, а через него - с физическим подобное. Если единица - это пространственно-телесная точка, то 2 - это линия, 3 - плоскость, 4 - самая геометрическая фигура (тетраэдр), 5 - качество и цвет, 6 - наделение душой, 7 - ум, здоровье и свет, 8 - любовь и дружба, мудрость и изобретательность. Вселенная Филолай конструирует из Предела, Беспредельного (апей-рона) и Гармонии, что является "сочетанием разнородного и согласованием неуз согласованных". Граница, укрепила апейрон как некую неопределенную материю, - это числа. Выше космическое число - 10, декада, которая "большая и совершенная, все выполняет и является началом божественного, небесного и человеческой жизни". По Филолай, самим вещам присуща истина в той мере, как материя организована числом: "Ничего ложного не принимает в себя природа при условии гармонии и числа. Ложь и зависть присущи беспредельной, безумной и неразумной природе". С точки зрения Филолая, душа бессмертна, ею наделяется тело с помощью числа и бессмертной, бестелесной гармонии. Опыт разработки пифагорейцами мировоззрения - яркое доказательство того, что задуманное, поставленное целью, далеко не всегда в процессе осуществления достигается именно в желаемом качестве.

Атом (дословно: неделимый) - логическое продолжение пространственно-телесной монады (дословно: один, единица, единое, неделимое как синонимы). Но в отличие от одинаковых монад, неделимые Екфанта отличаются друг от друга величиной, формой и силой, мир, который состоит из атомов и пустоты, единственный и шаровидный, движется умом и управляется промыслом. Традиционно возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именами Левкиппа (V cm. До н. Есть.) И Демокрита (460-371 pp. Do н. Есть.), Взгляды которых на природу и строение Макрокосма одинаковы. Демокрит исследовал и природу Микрокосма, уподобляя его Макрокосма. И хотя Демокрит не намного старше Сократа, а круг его интересов несколько шире традиционной досократовский проблематику (попытки объяснить сновидения, теория цвета и зрения, которая не имела аналогов в ранней греческой философии), все же его относят к досократиков. Концепция древнегреческого атомизма часто квалифицируют как "примирение взглядов Гераклита и Парменида: существуют атомы (прообраз - парменидовское бытия) и пустота (прообраз - небытие Парменида), где атомы движутся и, соединяясь друг с другом, образуют вещи. Есть мир текуч и переменный , бытие вещей множественно, но сами атомы - неизменны. "Ни одна вещь не происходит зря, но через причинную связь и необходимость" - учили атомисты и демонстрировали тем самым философский фатализм. Но фатализм не оставляет места случайности. Человека де мокрит определяет как животное, от природы способен к различного обучения и имеет помощника во всем руки, рассудок и умственную гибкость. Человеческая душа - это совокупность атомов; необходимое условие жизни - дыхание, которое атомизм понимал как обмен атомов души со средой. Поэтому душа бессмертна. Оставив тело, атомы души рассеиваются в воздухе, и никакого "загробного" существование души нет и быть не может.

Демокрит различает два вида существования: то, что существует в действительности, и то, что существует в общей мысли. Демокрит относит только атомы и пустоту, которые не имеют чувственных качеств. Чувственные же качества является то, что существует в общем мнении, - зрительные, вкусовые и др.. Однако чувственная косность возникает не просто в уме, а в общем мнении. Демокрит считает такую ​​качественность не индивидуально-субъективной, а общечеловеческой и объективность чувственных качеств имеет свою основу в формах, величинах, порядках и в расположении атомов. Тем самым утверждается, что чувственная картина не произвольна: атомы, влияя на нормальные человеческие органы чувств, всегда порождают одни и те же чувства. Вместе Демокрит осознавал сложность и трудность процесса достижения истины: "Действительность - в пучине". Поэтому субъектом познания может быть лишь мудрец. "Мудрец - мера всех существующих вещей. С помощью ощущений мера - воспринимаемых вещей, а при помощи разума - мера постичь вещей". Философская творчество Демокрита фактически завершает эпоху досократиков. Генезис философской мысли стимулировал развитие всей культуры античной Греции, а через нее - экономической и политической сфер общественной жизни.


4. Представители

Самые досократиков:


5. Школы

Досократики традиционно подразделяются на представителей ионийской философии ( Милетская школа, Гераклит, Диоген Аполлонийский), итальянской философии ( пифагорейцы, элеаты) и атомистов. Иногда к досократиков ошибочно причисляют и софистов, но это не совсем корректно, поскольку большинство софистов была современниками Сократа и он с ними активно спорил. Кроме того, обучение софистов сильно отличается от обучения досократиков.


Философы / Античные философы / Досократики
Предфилософских традиция

Орфей ? Лин ? Ферекида ? Эпименид ? Акусилай ? Семь мудрецов

Милетская школа

Фалес Милетский ? Анаксимандр ? Анаксимен

Пифагорейцы

Пифагор ? Алкмеон ? Филолай ? Архит Гиппон

Элеаты

Ксенофан ? Парменид ? Зенон Элейский ? Мелисс

Атомисты

Левкипп ? Демокрит

Софисты

Протагор ? Продик ? Горгий ? Гиппий ? Критий

Вне школами

Гераклит ? Анаксагор ? Эмпедокл ? Диоген Аполлонийский

п ? о ? р Философия
Западная философия ? Восточная философия
История философии
Отрасли
Философия ...
антропологии ? войны ? географии ? юмора ? действия ? экономики ? закона ? информации ? истории ? литературы ? математики ? языка ? музыки ? обучение ? науки ? здравоохранения ? политики ? психологии ? религии ? сознания ? социальных наук ? техники ? физики ? Онтология ? Метафилософия
Школы
Аверроизм ? Аналитическая философия ? Аристотелизм ? Ашари ? Гегельянство ? Гедонизм ? Герменевтика ? Гуманизм ? Деизм ? Деконструкция ? Деонтология ? Диалектический материализм ? Досократики ? Дуализм ? Экзистенциализм ? Эмпиризм ? Эпикурейство ? Эпифеноменализм ? Этика добродетели ? Идеализм ? Квиетизма ? Континентальная философия ? Концептуализм ? Либерализм ? Логический позитивизм ? Марксизм ? Материализм ? Монизм ? Мутазилиты ? Натурализм ? Неоплатонизм ? Нигилизм ? Новые философы ? Нью-эйдж ? Объективизм ? Пантеизм ? Партикуляризм ? Платонизм ? Позитивизм ? Постконструктивизм ? Постмодернизм ? Прагматизм ? Провиденциализм ? Рационализм ? Реализм ? Релятивизм ? Скептицизм ? Стоицизм ? Структурализм ? Схоластика ? Трансцендентная философия ? Утилитаризм ? Феноменология ? Физикализм ? Философия Авиценны ? Философия Канта ? Философия обыденного языка ? Франкфуртская школа ? Функционализм
Портал Философия ? Категория Философия

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам