Надо Знать

добавить знаний



Достоевский Федор Михайлович


Dostoevsky 1872.jpg

План:


Введение

Федор Михайлович Достоевский ( рус. Федор Михайлович Достоевский , 30 октября ( 11 ноября) 1821 - 28 января ( 9 февраля 1881) - русский писатель.


1. Украинские корни

Далекий предок Достоевских, Даниил Ртищич, 1506 года получил село достоит на Берестейщине (территория нынешней Беларуси), от названия которого и пошло фамилию. Одна из ветвей рода Достоевских перебрались на Волынь. Там жил какой-то Феодор Достоевский, "прокуратор" князя Андрея Курбского, упомянутый в документах 1570-х годов. Во 1664 годом в с. Секунь упоминается другой господин Достоевский. Достоевские владели и соседним селом Кличковичи (первым владельцем был Карл Достоевский, который имел сына Гомера).

1775 - Достоевские продали Кличковичи. Тогда Григорий Гомерович Достоевский перебрался в Янушполя (как предполагают исследователи, под Житомиром), где стал священником. Его сыновья также стали священниками - на Подолье : Ян - в с. Скала, Андрей - в с. Войтовцы.

Андрей Достоевский, дед писателя, был священником в 1782 - 1820 гг, подписывался украинского - "Андрей". После него в Войтовцах правил его сын Лев ( 1820 - 1829). Другой сын, Михаил (отец писателя), учился в Подольская семинария, тогда была основана в Шаргороде. Оттуда, как одного из лучших учеников, был направлен на учебу в Медико-хирургической академии в Москву (после обучения стал одним из лучших врачей Мариинской больницы для бедных).

Могилы Достевських у Кальнике.


2. Жизнь

2.1. Семья, детство

Хотя Достоевские происходили из рода, когда-то дворянским, способ жизни семьи был типично разночинской. Михаил Андреевич Достоевский был человеком очень скупой, но не жалел денег на воспитание своих детей (они учились в частных пансионах). Сам писатель двойственно относился к отцу - сочувствовал ему и чувствовал близость с ним.

В 1831 году отец Достоевского приобрел две небольшие усадьбы в Тульской губернии с сотней крепостных крестьян. Черты деспотизма и неконтролируемой власти усиливались в нем. Он жестоко относился к крепостным, что привело к трагедии: М.Достоевського убили 1839 года его же крепостные. Ф.Достоевский очень сложно пережил потерю отца. Это вызвало его первый приступ эпилепсии - болезни, которая сопровождала писателя на протяжении всей жизни. С раннего детства Достоевский стал носителем тяжелых противоречий: сын отца, убитого крепостными, он навсегда остался их защитником.

Мать писателя - Мария Федоровна, была веселой и светлой женщиной. Любила поэзию. Ее жизнь оборвалась в 1837 году от чахотки. Сложные взаимоотношения родителей писателя нашли свое отражение в сюжете произведения "Неточка Незванова".

Федор Достоевский активно занимался самовоспитанием - читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, очень любил Шиллера. Известие о гибели Пушкина пришла к нему сразу после смерти матери. И тогда Достоевский сказал, что, не семейный траур, он попросил бы отца носить траур по Пушкину.

Весной 1837 года отец привез Федора и его старшего брата Михаила в Петербург для поступления в Инженерное училище. Однако зачисленным был только Федор (Михаил не прошел по состоянию здоровья).

На обучении Достоевский был замкнутым, но всегда защищал других - особенно новичков. От всех других сверстников Достоевского отличала страсть к литературе. Также он увлекался театром, балетом, музыкой.

1843 году окончил Инженерное училище, работал в чертежную инженерного департамента. Но уже в следующем году ушел в отставку.


2.2. Начало литературной деятельности

1843 - переводил "Евгению Гранде" Бальзака.

В начале 1845 появился первый собственный произведение Достоевского - "Бедные люди", написанный как роман в письмах. Это история пробуждения, подъема и падения, наконец полного уничтожения человеческой души с определенных социальных причин. Уже в первом своем произведении Достоевский обращается к теме "маленького" человека. Роман одобрительно восприняли в литературной среде, Некрасов так отозвался на дебют Достоевского: "Новый Гоголь явился!"

В следующей повести "Двойник" ( 1846) Достоевский вновь обратился к вопросу о роли социальной среды, конкретных жизненных обстоятельств в судьбе человека.

Достоевский очень болезненно относился к критике своих произведений. Поэтому ему не удалось найти друзей в литературной среде, после своего удивительного дебюта молодой писатель оттолкнул знакомых своим характером. Произошли конфликты с Некрасовым, Тургеневым, Панаевым.


2.3. Кружок Петрашевского

С 1847 года Достоевский сближается с Михаилом Буташевичем-Петрашевского. Писатель начал посещать его знаменитые "пятницы", где нашел круг новых друзей. Радикальные взгляды "петрашевцев" подогревались событиями революции 1848 года. Федор Михайлович выступил за немедленную отмену крепостного права в России - даже путем восстания. 15 апреля 1849 года в кружке зачитывали запрещенный тогда "Письмо Белинского к Гоголю". 23 апреля 1849 года 37 участников кружка "петрашевцев" арестовали. Федор Михайлович стойко пережил 7-месячное следствие и был приговорен к смертной казни, которую, однако, вскоре заменили на каторгу.


2.4. Сибирь и каторга

От зимы 1850 года Достоевский находился в Омском остроге. Ему запретили писать, и он мог только наблюдал жизнь каторжан.

Достоевский пытался сблизиться с каторжанами, однако дворянин был для них чужим. Так Достоевский убедился, что между народом и дворянством глибочие пропасть.

В остроге Достоевский обращается к Библии. Для Федора Михайловича начинается духовный поиск новых путей развития России, который длился до 1860-х годов.

С 1854 года Достоевский находился в Семипалатинске. Он женился на Марии Дмитриевне Исаевой. Однако их брак не был счастливым. Только 1859 года Достоевский получил разрешение жить в столице. Тогда же вышли в свет его произведения "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели". 1860 года вышла первая двухтомный сборник произведений писателя.


2.5. После ссылки

30 июня 1859 Достоевскому выдают временный билет № 2030, что позволяет ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель оставляет Семипалатинск. В 1860 Достоевский с женой и приемным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращалось до середины 1870-х годов. С начала 1861 Федор Михайлович помогает брату Михаилу издавать собственный журнал "Время", после закрытия которого в 1863 братья начинают выпускать журнал "Эпоха". На страницах этих журналов появляются такие произведения Достоевского, как "Униженные и оскорбленные", "Записки из мертвого дома", "Зимние заметки о летних впечатлениях" и "Записки из подполья".

Достоевский делает поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинария Суслова, в Баден-Бадене увлекается разрушительной игрой в рулетку, испытывает постоянную потребность в деньгах и в это же время ( 1864) теряет жену и брата. Необычный уклад европейской жизни довершает разрушение социалистических иллюзий юности, формирует критическое восприятие буржуазных ценностей и неприятие Запада.

Через полгода после смерти брата издание "Эпохи" прекращается (февраль 1865). В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы "Преступления и наказания", посылая их М. Н. Каткова прямо в журнальный набор консервативного "Русского вестника", где они печатаются из номера в номер. В это же время под угрозой потери прав на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловским он обязался написать ему роман, на что у него не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский нанимает молодую стенографистку Анну Сниткину, которая помогает ему справиться с этой задачей.

Роман "Преступление и наказание" был закончен и оплачен очень хорошо, но чтобы эти деньги у него не отобрали кредиторы, писатель уезжает за границу со своей новой женой, Анной Григорьевной Сниткиной. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 начала вести А. Г. Сниткина-Достоевская. По дороге в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне.


2.6. 60-е годы. Переход к великих романов

С 1861 года Федор Михайлович и его брат издают журнал "Время", после его запрета - "Эпоха". В напряженном диалоге с современниками Достоевский выработал свой личный взгляд на задачи писателя и общественного деятеля.

В первом же номере журнала "Время" Достоевский начал печатать свой ​​новый роман "Униженные и оскорбленные" ("Униженные и оскорбленные"). Он писал о неравенстве, о людях, забытые всеми и страдают, о несправедливости, лежащей в основе существующих человеческих отношений. Летом 1862 года Достоевский впервые выехал за границу. Посетил Париж, Лондон, путешествовал Германией, Швейцарией и Северной Италией.

Во время второй заграничной поездки Достоевский находился в страшной материальной нужде - увлекся азартными играми и не мог остановиться проигрывать.

1864 - умерли, брат Достоевского, Михаил, и его жена Мария Дмитриевна. Федор Михайлович взял на себя все долги брата.

В октябре 1866 года Достоевский был вынужден заключить кабальный договор с книгоиздателем Стелловським (должен был обеспечить новый роман до ноября 1866 года). Для того, чтобы его выполнить, обратился к стенографистки Анны Григорьевны Сниткиной. Так за 26 дней был написан роман "Игрок" ("Игрок"). 15 февраля 1867 года Анна Григорьевна стала второй женой Достоевского.

В настоящее время творчество Достоевского поднялась на новый философский уровень. Он раскрыл трагедию современного человека силой анализа и гениальной художественной интуицией. Появились произведения "Записки из подполья", "Преступление и наказание" ("Преступление и наказание") ( 1866).

Заграничный период 1867 - 1871 лет был содержательным и плодотворным для Достоевского. Значительное влияние на писателя произведения Рафаэля, Карраччи, Лоррена, Гольбейна.

Наблюдая за общественной жизнью Европы, России, Достоевский остро ощущал кризисное состояние современного мира.


2.7. Творчество Достоевского в 70-е годы

Начиная работать над "бесами" (1870-1871), Достоевский намеревался создать памфлет против западников и нигилистов.

1875 - появляется роман "Подросток" ("Подросток"), в котором писатель изобразил распад семьи, потерю традиционных святынь и поиск новых.

1877 - Достоевского избрали почетным членом Академии наук. Он уже завоевал общую славу и признание. Но здоровье писателя значительно ухудшилось.

1878 года от приступа эпилепсии умер сын Федора Михайловича, Алексей. Писатель тяжело переживал потерю сына. Состоялась беседа Достоевского со старцем Амвросием в Оптинский пустыне. 1879 года появился роман "Братья Карамазовы".

В январе 1881 года болезнь Достоевского усложняется. 27 января Федор Михайлович попрощался с женой и детьми, попросил передать сыну Евангелие, тот получил от жен декабристов в Тобольске. Вечером того же дня Достоевского не стало.

1 февраля 1881 года Достоевского похоронили в Александро-Невской лавре.


3. Политические взгляды

При жизни Достоевского в культурных слоях общества противоборствовать крайней мере два политических течения - славянофильство и западничество, суть которых примерно такова: Сторонники первого утверждали, что будущее России в народности, православии и самодержавии, приверженцы второго считали, что русские должны во всем брать пример с европейцев. И те, и другие размышляли над исторической судьбой России. У Достоевского же была своя идея - "почвенничество". Он был и оставался русским человеком, неразрывно связанным с народом, но при этом не отрицал достижения культуры и цивилизации Запада. С течением времени взгляды Достоевского развивались, и в период своего третьего пребывания за границей он окончательно стал убежденным монархистом


4. Семья и окружение

Дед писателя Андрей Григорьевич Достоевский (1756 - около 1819) служил униатским, позже - православным священником в селе Войтовцы вблизи Немирова (ныне Винницкая область Украины).

Отец, Михаил Андреевич (1787-1839), учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, служил врачом в Бородинском пехотном полку, ординатором в Московском военном госпитале, врачом в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (то есть в больнице для неимущих, еще известной под названием Божедомке). В 1831 приобрел небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 и соседнее село Черемошна (Чермашню), где в 1839 году был убит собственными крепостными:

Страсть его к спиртным напиткам видимо увеличилось, и он почти постоянно бывал не в нормальном положении. Наступила весна, мало обещавшая хорошего ... Вот в этот-то время в селе Чермашню на полях под опушкой работала артель мужиков, в десяток или полтора десятка человек, дело, значит, было далеко от жилья. Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а может быть, только что казался ему таким, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильной грубостью и вслед за тем, испугавшись этой грубости, крикнул: "Ребята, карачун ему! ..". И с этим возгласом все крестьяне, в числе до 15 человек, бросились на отца и в одно мгновение, конечно, покончили с ним ... - Из воспоминаний А. М. Достоевского

Мать Достоевского, Мария Федоровна (1800-1837), происходила из богатой московской купеческой семьи Нечаевым, которая после Отечественной войны 1812 г. лишилась большей части состояния. В 19 лет она вышла замуж за Михаила Достоевского. Она была, по воспоминаниям детей, доброй матерью и родила в браке четырех сыновей и четырех дочерей (сын Федор был вторым ребенком). М. Достоевский умерла от чахотки. По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Федоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой (?Подросток?) и Софьи Ивановны Карамазовой ("Братья Карамазовы").

Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием брата, а работа над журналом "Время" осуществлялась братьями в значительной степени совместно. Младший брат Андрей стал архитектором, Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. А. М. Достоевский оставил ценные воспоминания о своем брате. С сестер Достоевского наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной (1822-1893), о которой он писал брату Андрею: "Я ее люблю, она славная сестра и замечательный человек ..." (28 ноября 1880 г.). Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну (1844-1888), которую, согласно воспоминаниям Л. Ф. Достоевский, "любил как собственную дочь, ласкал ее и развлекал, когда она была еще маленькой, позднее гордился ее музыкальным талантом и ее успехом у молодых людей ", однако, после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет. Потомки Федора Михайловича продолжают проживать в Санкт-Петербурге.


5. Философия

Как показал Ноговицын О. М. в своей работе, Достоевский является ярким представителем "онтологической", "рефлексивной" поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонаж в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает, что проявляется в том, что он осознает свое с ним отношения и действует исходя из него. Отсюда вся парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского. Если в традиционной поэтике персонаж остается всегда во власти автора, всегда увлечен событиями (захвачен текстом), т.е. остается вполне описательным, вполне включенным в текст, вполне понятно, подчиненным причинам и последствиям, движения повествования, то в онтологической поэтике мы впервые сталкиваемся с персонажем, который пытается сопротивляться текстуальным стихиям, своей подвластности текста, пытаясь его "переписать". При таком подходе писательство есть не описание персонажа в различных ситуациях и положениях его в мире, а сопереживание его трагедии - его произвольному нежелании принять текст (мир), в его непреодолимая избыточность по отношению к нему, потенциальная бесконечность. Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание Бахтин М. М.


6. Значение и честь

Ф. М. Достоевский оказал значительное влияние на развитие литературного и культурного процесса не только в России. Примечательно, что и в наше время (нач. XXI в.) Достоевский остается наиболее читаемым русскоязычным автором на Западе и во всем мире. Произведения писателя традиционно включаются в учебные программы, причем не только вузовских и филологических, во многих странах мира.

Всего функционируют семь музеев Ф. М. Достоевского в мире - по одному в Беларуси и Казахстане, остальные - в России. В конце апреля 2009 года открывается первый в Украине музей писателя в Войтовцах на Винницкой (пока действовать на общественных началах), который в первую очередь освещать мало известно украинские корни Ф. М. Достоевского. Большая заслуга, как в формировании и открытии музея, так и поиска материалов и их исследовании принадлежит начальнику Липовецкого районного архива Александр Рогов.


7. Экранизации произведений

Литература

  • Белинский В. Г. [Вступительная статья] / / Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым. СПб., 1846.
  • Добролюбов Н. А. Забитые люди / / Современник. 1861. № 9. отд. II.
  • Писарев Д. И. Борьба за существование / / Дело. 1868. № 8.
  • Леонтьев К. Н. О Всемирной любви: По поводу речи Ф. М. Достоевского на Пушкинский празднике / / Варшавский дневник. 1880. 29 июля (№ 162). С. 3-4, 7 августа (№ 169). С. 3-4, 12 августа (№ 173). С. 3-4.
  • Михайловский Н. К. Жестокий талант / / Отечественные записки. 1882. № 9, 10.
  • Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского (1881-1883). М., 1884. 55 с.
  • Розанов В. В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского : Опыт критического комментария / / Русский вестник. 1891. Т. 212, январь. С. 233-274; Февраль. С. 226-274; Т. 213, март. С. 215-253; Апрель. С. 251-274. Отд изд.: СПб.: Николаев, 1894. 244 с.
  • Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский: Христос и антихрист в русской литературе. Т. 1. Жизнь и творчество. СПб.: Мир искусства, 1901. 366 с. Т. 2. Религия Л. Толстого и Достоевского. СПб.: Мир искусства, 1902. LV, 530 с.
  • Шестов Л. Достоевский и Ницше. СПб., 1906.
  • Иванов Вяч. И. Достоевский и роман-трагедия / / Русская мысль. 1911. Кн. 5. С. 46-61; Кн. 6. С. 1-17.
  • Переверзев В. Ф. Творчество Достоевского. М., 1912. (Переизд. в кн.: Гоголь, Достоевский. Исследования. М., 1982)
  • Тынянову Ю. Н. Достоевский и Гоголь (К теории пародии). Пг.: ОПОЯЗ, 1921.
  • Бердяев Н. А. миросозерцания Достоевского. Прага, 1923. 238 с.
  • Волоцкой М. В. Хроника рода Достоевского 1506-1933. М., 1933.
  • Энгельгардт Б. М. идеологический роман Достоевского / / Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы / Под ред. А. С. Долинина. Л.; М.: Мысль, 1924. Сб. 2. С. 71-109.
  • Достоевская А. Г. Воспоминания [1925]. М.: Художественная литература, 1981.
  • Фрейд З. Достоевский и отцеубийство [1925] / / Классический психоанализ и художественная литература / Сост. и общ.ред. В. М. Лейбина. СПб.: Питер, 2002. С. 70-88.
  • Мочульский К. В. Достоевский: Жизнь и творчество. Париж: YMCA-Press, 1947. 564 с.
  • Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1953. 406 с.
  • Достоевский в русской критике. Сбокник статей. М., 1956. (Вступ. ст. И прим. А. А. Белкина)
  • Лесков Н.С. О куфельном мужиком и пр. - Собр. соч., т. 11, М., 1958. С. 146-156;
  • Гроссман Л. П. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1962. 543 с. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 24 (357)).
  • Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929. 244 с. 2-е изд., Перераб. и доп.: Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. 363 с.
  • Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1964. Т. 1. Т. 2.
  • Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.; Л.: Наука, 1964. 404 с.
  • Мейер Г. А. Свет в ночи: (О "Преступление и наказание"): Опыт медленного чтения. Frankfurt / Main: Посев, 1967. 515 с.
  • Ф. М. Достоевский: Библиография произведений Ф. М. Достоевского и литературы в нём: 1917-1965. М.: Книга, 1968. 407 с.
  • Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова (Книга о романе Достоевского "Преступление и наказание"). М.: Советский писатель, 1970. 448 с.
  • Захаров В. Н. Проблемы изучения Достоевского: Учебное пособие. - Петрозаводск. 1978.
  • Захаров В. Н. Система жанров Достоевского: Типология и поэтики. - Л., 1985.
  • Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с Архаический схемами мифологического мышления ("Преступление и наказание") [1973] / / Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 193-258.
  • Достоевский: Материалы и исследования / АН СССР. ИРЛИ. Л.: Наука, 1974-2007. Вып. 1-18 (продолжающееся издание).
  • Одиноков В. Г. Типология образов в художественной системе Ф. М. Достоевского. Новосибирск: Наука, 1981. 144 с.
  • Селезнев Ю. И. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1981. 543 с., Ил. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 16 (621)).
  • Волгин И. Л. Последний год Достоевского: Исторические записки. М.: Советский писатель, 1986.
  • Сараскина Л.И. "Бесы": роман-предупреждение. М.: Советский писатель, 1990. 488 с.
  • Аллен Л. Достоевский и Бог [1981] / Пер. с фр. Е. Воробьевой. СПб.: Филиал журнала "Юность"; Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. 160 с.
  • Гуардины Р. Человек и вера [1932] / Пер. с нем. Брюссель: Жизнь с Богом, 1994. 332 с.
  • Касаткина Т. А. характерологии Достоевского: Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М.: Наследие, 1996. 335 с.
  • Лаут Р. Философия Достоевского в систематический изложении [1950] / Пер. с нем. И. С. Андреевой; Под ред. А. В. Гулыга. М.: Республика, 1996. 448 с.
  • Бэлнеп Р. Л. Структура "Братьев Карамазовых" [1967] / Пер. с англ. СПб.: Академический проект, 1997.
  • Дунаев М. М. Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) / / Дунаев М.М. Православие и русская литература: [В 6 ч.]. М.: Христианская литература, 1997. С. 284-560.
  • Накамура К. Чувство жизни и смерти у Достоевского / разреш. пер. с япон. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 332 с.
  • Мелетинский Е. М. Заметки о творчестве Достоевского. М.: РГГУ, 2001. 190 с.
  • Роман Ф. М. Достоевского "Идиот": Современное состояние изучения. М.: Наследие, 2001. 560 с.
  • Касаткина Т. А. О творящих природе слова: Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа "реализма в высшей смысле". М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.
  • Тихомиров Б. Н. "Лазарь! гряды вон": Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" в современном прочтения : Книга-комментарий. СПб.: Серебряный век, 2005. 472 с.
  • Яковлев Л. Достоевский: призраки, фобии, химеры (заметки читателя). - М.: Каравелла, 2006. - 244 с. ISBN 966-586-142-5
  • Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы". СПб.: Издательство "Пушкинский Дом", 2007. 640 с.
  • Роман Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы": современное состояние изучения. М.: Наука, 2007. 835 с.
  • Богданов Н., Роговой А. Родословие Достоевского. В поисках утерянных звеньев., М., 2008. (Рус.)
  • Кутзее Дж. М.. "Осень в Петербурге" (так называется это произведение в русском переводе, в оригинале роман озаглавлен "Мастер из Петербурга"). М.: Эксмо, 2010.
  • Открытость бездну. Встречи с Достоевским Литературоведческая, философская и историографическая работа культуролога Григория Померанца.

См.. также

9. Источники, ссылки

п ? в ? р Творчество Федора Михайловича Достоевского
Романы
Бедные люди ? Униженные и оскорбленные ? Записки из подполья ? Преступление и наказание ? Игрок ? Идиот ? Бесы ? Подросток ? Братья Карамазовы
Повести и рассказы
Двойник ? Записки из Мертвого дома ? Роман в девяти письмах ? Село Степанчиково и его обитатели ? Господин Прохарчин ? Хозяйка ? Белые ночи ? Елка и свадьба ? ползунковый ? Слабое сердце ? Чужая жена и муж под кроватью ? Неточка Незванова ? Маленький герой ? Дядюшкин сон ? Честный вор ? Петербургские сновидения в стихах и прозе ? Скверный анекдот ? Крокодил ? Вечный муж ? Бобок ? Кроткая ? Два самоубийства ? Мальчик у Христа на елке ? Сон смешного человека
Публицистика
Дневник писателя
Другое
Петербург Достоевского


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам