Надо Знать

добавить знаний



Древнегреческая музыка



План:


Введение

Древнегреческая музыка, музыка Древней Греции - одна из древнейших музыкальных культур, имевшая огромное влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, а также дала большинстве европейских языков сам термин "Музыка" (буквально - от муз).


1. Источники изучения

До настоящего древнегреческий музыка дошла до нас лишь в виде фрагментов нотных записей, выполненных греческими и финикийскими буквами. Это - музыка к песне (стасиме) из драмы "Oрест" Еврипида, два гимны Аполлону ( 138 и 128 до н. н.э.); погребальная и лирическая песни, 12 строк Пеана, 4 строки музыки на самоубийство Aянта и некоторые другие. Сведения о древнегреческую музыку почерпнутые из литературных источников, теоретических трактатов древнегреческих мыслителей и изобразительного искусства.

Древнейшие источники относятся к 3 - 2 тысячелетий до нашей эры. Это изображение Крита древнейших струнных инструментов, сцен игры на лире и авлос, статуэтки арфиста и флейтистов с Кикладских островов. B поэмах Гомера, отразивших быт микенского общества конца 2-го тысячелетия до н. е., говорится об использовании музыки в трудовых процессах, религиозные церемонии и народные праздники. На аттических дипилонських вазах (8-7 века до н. н.э.) встречаются изображения процессий, исполняют песню хором.

Дельфийский камень, на котором высечена гимн Аполлону. Музыкальная нотация выполнена строкой отдельных символов, стоящих над основным строкой - текстовым.
Игра на авлос.
Изображение на древнегреческой керамике
Аполлон и Марсий.
Барельеф на колонне в Мантинеи

2. Музыка и мифология

Музыка нашла свое отражение в древнегреческой мифологии. Древнейшая эпоха музыкального развития связывалась в греческих преданиях с именем мифического силена Mарсия, который вступил в музыкальное состязание с Aполлон, победил его, и тем самым вызвал его гнев. Фригийской происхождения Марсия указывает на влияние музыкальной культуры Малой Азии в Грецию.

Известным мифом, что отсылает к древней эпохи, является миф о певце Орфея, сына фракийского речного бога Еагра и музы Каллиопа, игра которого на золотой арфе очаровывала не только людей, но и зверей, деревья, скалы. По преданию, Орфей отправился в ад, чтобы спасти погибшую от укуса гадюки жену - нимфу Эвридику. Игра на флейте позволила ему очаровать Харона, который согласился перевести Орфея через Стикс, однако нарушив запрет не смотреть на жену до возвращения домой, Орфей навсегда потерял Эвридику и впоследствии погиб сам. Этот сюжет использовали древнегреческие драматурги ( Эсхил, Еврипид), а в новую эпоху - ряд оперных композиторов ( К. Монтеверди, Х.В.Глюк и другие).

Законодателем древнейших правил игры на авлос и законов гармонии считался Олимп. Музыкальные законы понимались как совершенство, согласованность, благозвучие. Его учеником, по преданию, был талет с Крита, что принес в Спарту обычай музыкального сопровождения (на флейте) гимнов Aполлону, a также xopовий пение. О принесении хорового пения с Крита упоминается также в "Илиаде" Гомера.


3. Музыкальные инструменты

Эрос играет кифаре. Скульптура 1 ст. до н. е.
Женщина играет авлос. Краснофигурная киликс, 5 ст. до н. е., Вазописец Брига
Пан обучает Дафниса игре на сиринзи. Копия древнегреческой скульптуры 3-2 вв. до н. е.

В музыкальной практике существовали многочисленные разновидности инструментов. Среди струнных инструментов преобладают щипковые:

  • форминг - щипковый инструмент с корпусом полукруглой формы, с боковыми планками, соединенными вверху поперечным бруском. В 5-4 веках до н. н.э. была вытеснена лирой и кифарой.
  • лира - согласно мифу была изготовлена Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону. Малая плоский, округлый корпус с кожаной мембраной, от 3 до 11 жильных, кишечных, льняных или конопляных струн. Лира, как носитель культа Аполлона противопоставлялась духовом авлос, связанном с культом Дионисия.
  • кифара состояла из корпуса - узкой прямолинейной (трапециевидной) деревянной коробки (иногда округлой снизу), 2 ручек (прикрепленных к корпусу в продольном направлении) и перекладины (ярма), соединяющей ручки. Струны одинаковой длины, но разной толщины и натяжения прикреплялись снизу передней части корпуса и сверху перекладины параллельно плоскости корпуса и ручек. В первой половине 7 века до н. е. имела семь струн, позже 12.
  • самбика (или самбука) - ближневосточного происхождения типа угловой арфы (другое название тригон).
  • псалтерий (буквально - "перебираю струны") имел треугольное или квадратное, чаще трапециевидный корпус. Струны защипувалы пальцами или плектром.

Среди духовых инструментов встречаются как язычковые, так и флейтовые:

  • авлос - язычковый инструмент, который представлял собой пару отдельных цилиндрических или конических трубок из тростника, дерева, кости, позже из металла. Каждая из трубок имела с 3-5 (позднее более) пальцевых отверстий, причем правый авлос добывал более высокие, а левый - более низкие звуки. Существовало несколько разновидностей авлос, по которым известны такие названия как бомбикс, борим, калам, гингр, ниглар, ЭЛИМ. Авлос широко использовался для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, во время погребальных и свадебных обрядов, культовых, военных и других ритуалов, а также в театре.
  • флейта Пана, известная также под названием Сиринга - многоствольная флейта, которая представляла собой от 5 до 13 скрепленных между собой трубок. Согласно мифу сотворил страстно влюблен в Сиринга бог лесов Пан. Убегая от Пана, Сиринга просила сестер превратить ее в трость, Господин же сделал из этого тростника свириль, которая стала его любимым инструментом.

Предшественником современных медных духовых считать корна - длинный рог, прямой или закрученный спиралью, с расширяемым раструбом в конце. Звучал во время ритуальных церемоний и на поле боя.

С древнегреческих ударных инструментов известные тимпан (предшественник литавр), систр, кимвалы (предшественник тарелок), кротали, псифира, роптр и другие. Однако ударные инструменты пользовались меньшей популярностью, чем струнные и духовые.

В 3-2 веках до н. н.э. в Греции появился предшественник современного органа - гидравлос, сконструированный александрийским механиком Ктесибием. Инструмент имел от 4 до 18 труб, а давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось столбом воды. Гидравлос был распространен в Римской империи, затем в Византии.


4. Расцвет музыкальной культуры

Рост полисов, в которых происходили крупные культовые и гражданские праздники, привел к развитию xopового пения аккомпанемент духового инструмента. Вместе с авлос вошла в обиход металлическая труба. Постоянные войны стимулировали развитие военной музыки приобретала политического и патриотического значения. Вместе с тем развивается и лирическая поэзия, которая выполнялась в сопровождении музыкальных инструментов. Среди известных авторов патриотических песен - Алкей, среди авторов лирических песен - Архилох и Сапфо.

Классиком xopовои лирики стал поэт и музыкант Пиндар, автор гимнов, застольных и победных от, отличавшихся разнообразием форм, богатством и вычурностью ритмов. Ha основе гимнов Пиндара развился дифирамб, который выполнялся на дионисийских празднествах (около 600 до н. н.э.).

Музыка стала неотъемлемой частью театральных действ. Трагедия становится синкретическим видом искусства, сочетающий в себе драму, танец и музыку. Авторы трагедий - Эсхил, Фриних, Софокл, Еврипид подобно древнегреческим лирическим поэтам, были одновременно и создателями музыки. Пo мере развития в трагедию вводились музыкальные партии корифея и актеров. Aрион выделил сольную партию с xopу. Xop с "Антигоны" Cофокла "Странных много в мире чудес, удивительное из них - человек" [1] стал гимном Древних Афин.

Еврипид в своих произведениях ограничил введение xоpових партий, сосредоточивая основное внимание на сольных партиях актеров и корифеев, по образцу так называемого нового дифирамба, отличавшийся большей индивидуализацией, эмоциональностью, подвижным, виртуозным характером. Создателями стиля нового дифирамба стали кинесической, Филоксен с Китеры и Tимофий с Mилета, заменивший принятый для сопровождения xopового пения авлос кифарой. Aвтор древнегреческих комедий часто использовали многострунные кифары для сопровождения литературного текста, вводили в спектакль народные песенные мелодии. Вместе с тем комедиографы критиковали трагедию за музыкальные изысканий и иностранные влияния и нередко пародировали заманчивое музыку трагедий, следы чего сохранились в тексте комедии "Лягушки" Аристофана.


5. Учение о музыке

В Древней Греции развивалась также музыкальная теория и музыкальная эстетика. Гераклит отметил диалектическую природу музыки. Пифагор связывал музыкальную гармонию с гармонией вселенной и дал математическое обоснование музыкальной интерваликы. Вместо Аристоксен на первое место ставил живое восприятие музыки человеком. Многие древнегреческих философов занимались проблемами музыкальной этики и эстетики, в частности Платон и Аристотель.


5.1. Акустические вопросы

Основополагающим для европейской теории музыки считается учение Пифагора, которому приписывают установление математических соотношений между частотами колебаний отдельных звуков и изобретения так называемого Пифагорейского строя. По легенде, идея математического объяснения музыкальных интервалов пришла мыслителю, когда тот проходил мимо кузницу, и удары молотов по наковальне показались ему благозвучными и гармоничными. Философ принялся изучать кузнечный инструментарий и заметил, что размеры наковален имеют простые соотношения - один превышало другой в полтора или в два раза, что соответствовало музыкальным интервалам квинты или октавы [2]. По другой легенде, воодушевленный благозвучным кузницу, Пифагор взялся экспериментировать со струнами одинаковой длины, которые он прикрепил к горизонтальной балки и стал подвешивать на них веса разной величины, которые влияли на высоту их звучания. [3] Согласно вероятной версии, Пифагор исследовал природу музыкальных интервалов работая с монохордом - однострунный инструментом.

Пифагор считал, что музыкальная гармония отражает гармонию вселенной, а музыкальные интервалы соответствовали интервалам между Землей, планетами и "неподвижным" звездным небом. Эта философская концепция была известна под названием "Гармония сфер" (или лат. Musica universalis ) И получила новое дыхание в трудах немецкого астронома Иоганна Кеплера. Символом гармонии сфер стал тетраксис - треугольная фигура представляла пропорции 4:3, 3:2, 2:1, связываемые с четырьмя стихиями, гармонией сфер, а также интервалами октавы, квинты и кружки.

Другой взгляд на акустическую сторону музыки представлен в Аристоксена, который является автором трактатов "О элементы гармонии", частично сохранившегося трактата "Об элементах ритма" и сохраненного фрагментарно "О музыке", "О тона", "О хоры". Исследуя природу пения и речи, Аристоксен устанавливает между ними типологическое различие в колебаниях высоты тона и определяет минимальный для слуха интервал звуковысотности как "Диез". Не рассматривая математических выражений музыкальных интервалов, Аристоксен фоне выводит все музыкальные интервалы через соотношение с основными - кружкой, квинтой и октавой, таким образом прокладывая путь к понятию темперированного строя. [4].


5.2. Вопросы музыкальной эстетики

Вопросы музыкальной эстетики и этики были разработаны в трудах ряда античных философов, в частности Платона и Аристотеля.

В "Законах" Платона находим размышления о дифференциации песнопений по жанрам:

Тогда у нас музыкальное искусство различалось по его видам и формам. Один вид песен составляли молитвы богам, называемые гимнами; противоположность им составил другой вид песен - их большей частью называют френами, затем шли пеаны и, наконец, дифирамб, уже своим названием намекает, как я думаю, на рождение Диониса. Как какой-то особый вид песен дифирамбы называли "номами", а точнее - "кифародичнимы номами". После того как это и несколько c остальное было установлено, не разрешено стало злоупотреблять обращением одного вида песен в другой [5]

Вместе с тем мыслитель жаловался на современное ему смешение жанров и стремление угодить широкой публике:

Впоследствии, с течением времени, зачинщиками невежественных беззаконий стали поэты, одаренные природой, но сведущие в том, что справедливо и законно в области Муз. В вакхической исступления, сверхдолжных одержимы наслаждением, смешивали они френ с гимнами, пеаны с дифирамбами, на кифаре последовали флейт, перемешивая все между собой; невольно, по недоразумением, они испортили мусическое искусство, как оно не содержало никакой правильности и как мерилом в нем служит только наслаждение, ощущений тем, кто получает удовольствие, независимо от того, плохой он или хороший. Составляя такие произведения и выкладывая подобные учения, они внушили большинства беззаконное отношение к мусическое искусства и вызывающее высокомерие, побудившей их считать себя достойными судьями. Поэтому-то театры, прежде спокойные, стали поговаривать шумом, словно зрители понимали, что является прекрасным в Музах, а что нет, и вместо господства лучшего в театрах воцарилась какая-то непристойная власть зрителей [5]

Аристотель, который развил учение о катарсис, как очищение и воспитание человека силой искусства, отмечал и воспитательное, очистительное значение музыки. Рассматривая проблемы воспитания, философ выделял четыре искусства, которые можно считать воспитательными средствами: грамматику, рисования, гимнастику и музыку. Роль музыки философ объяснял так:

"Музыка имеет воспитательное значение, потому что она смягчает суровый элемент мужества, но она должна быть ограничена, потому что кроме воспитательной музыки есть еще музыка расслабляющая, которая рознижуе и развращает. Музыка полезна и в другом отношении: она способствует облагораживание печальных состояний души, подобно трагедии, она заполняет наш отдых и досуг ". [6]

Объяснение воспитательной роли музыки содержится и в работах Аристоксена, который рассматривал нравственный идеал как отражение в человеческом обществе космической красоты и космического порядка. По мнению философа, музыка способна оказывать свое моральное влияние благодаря тому, что она сама проникнута этой красотой и этим порядком. Если опьянения приводит в расстройство и тело, и ум, то музыка, "благодаря присущему ей порядка и симметрии", делает противоположный вину влияние и умиротворяет человека. [4]


6. Нотация

По мнению исследователей, древнегреческий музыка была главным одноголосый, хотя при аккомпанементе на лире или Кефар могли образовываться багатозвуччя. Такие догадки можно сделать из следующего отрывка "Законов" Платона, в котором говорится о воспитании музыкантов:

разноголосица и разнообразие звучаний лиры, когда струны выдают один напев, а поэт сочинил другую мелодию, когда добиваются созвучий и противозвуч сообщением плотности и разреженности, ускорения и замедления, повышения и понижения и точно так же приспосабливают пеструю разнообразие ритмов в звучаний лиры, - все это не приносит пользы при обучении детей, раз им надо быстро, в течение всего лишь трех лет, овладеть тем, что есть полезного в музыке [5]

Мелодия записывалась с помощью греческих и финикийских букв, причем существовали различные обозначения нот для вокальной и инструментальной партий. Рисунок ниже иллюстрирует соответствие греческой нотации современной:

Древнегреческая нотация и современная. Энгармонически уровне ноты интонуються таким образом, что первая нота всегда выше другой.

Таким образом сохранившийся до наших времен гимн с Дельф ( 138 до н.е.) современной нотацией мог бы быть записан так:

Paian Athenerschatzhaus Delphi, 1. Teil

7. Ладова система

Основу ладовой системы древнегреческой музыки составляют тетрахорди, які будувалися у низхідному напрямку і починалися з найбільшого, "характеристичного" інтервалу. Залежно від інтервального складу, розрізняли 3 нахили, або роди (gnē) тетрахордів: діатонічний, хроматичний й енгармонічний.

Діатонічний тетрахорд
  • Хроматичний починався з інтервалу малої терції, після чого йшли два півтони (на думку Дж. Чалмера інтервал міг складати 249-398 центів [7]). Сучасною нотацією такий тетрахорд можна записати так:
Хроматичний тетрахорд
  • Енармонічний починався з інтервалу близького великій терції (на думку Дж. Чалмера не менше 398 центів [7]), після чого йшли інтервали близькі чверті тону. Такий тетрахорд у сучасній нотації матиме такий вигляд:
Енармонічний тетрахорд

Два тетрахорди утворювали октавні лади (так звані роди октав, або harmonai). Основні лади - дорійський, фригійський і лідійський - будувалися як об'єднання двох тетрахордів одного виду; тетрахорди приставлялися один до одного таким чином, що між нижнім звуком верхнього і верхнім звуком нижнього утворювався цілий тон. Побічні, гіполади, будувалися з основних за допомогою перестановки тетрахордів і додавання знизу цілого тону, що доповнює звукоряд до октави :

Октавні лади

Об'єднання декількох тетрахордів утворювало так звану "Повну систему" (греч. σύστημα τέλειον ) [8], що включала усі давньогрецькі лади. В залежності від кількості з'єднаних тетрахордів розрізняли "велику" (4 тетрахорди, що охоплювали дві октави) та "малу" (3 тетрахорди, охоплювали дуадециму).

Велика повна система

Давньогрецькі лади лягли в основу середньовічних, що використовувалися в григоріанському хоралі, проте назви давньогрецьких ладів не збігаються з прийнятими у сучасній теорії музики. Розбіжність назв ладів пояснюється тим, що в 9 столітті вони були перейменовані на сторінках анонімного теоретичного трактату "Alia musica" [9] і в пізнішій музикознавчих роботах закріпилися саме ці, перейменовані назви.


Литература

  • Петр В. И., О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке. К., 1901.
  • Античная музыкальная эстетика. Вступительный очерк и собрание текстов профессора А. Ф. Лосева. М. Государственное музыкальное издательство. 1960 г. 304 с.
  • Герцман Е., Античное музыкальное мышление, Л. 1986
  • Anderson, Warren D. (1966). Ethos and Education in Greek Music: The Evidence of Poetry and Philosophy. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
  • Anderson, Warren D. (1994). Music and Musicians in Ancient Greece. Ithaca and London: Cornell University Press. ISBN 0801430836 (cloth); ISBN 0801430305 (pbk).
  • Barker, Andrew (ed.) (1984-89). Greek Musical Writings, 2 vols. Cambridge Readings in the Literature of Music. Cambridge: Cambridge University Press. Limited preview of vol. 1 online.
  • Comotti, Giovanni. (1989). Music in Greek and Roman Culture. Baltimore: Johns Hopkins University Press. ISBN 0801833647.
  • Hagel, S. (2010). Ancient Greek Music: A New Technical History. Cambridge and New York: Cambridge University Press.
  • Landels, John G. (1999). Music in Ancient Greece and Rome. London and New York: Routledge. ISBN 0415167760 (cloth); ISBN 0415248434 (pbk reprint, 2001). Limited preview online.
  • Lord, Albert B. (1960). The Singer of Tales. Cambridge: Harvard University Press.
  • Maas, Martha, and Jane McIntosh Snyder (1989) Stringed Instruments of Ancient Greece. New Haven: Yale University Press. ISBN 0300036868. Limited preview online.
  • Mathiesen, Thomas J. (1999). Apollo's Lyre: Greek Music and Music Theory in Antiquity and the Middle Ages. Lincoln, NE: University of Nebraska Press. Limited preview online.
  • Mathiesen, Thomas J. (1974). Bibliography of Sources for the Study of Ancient Greek Music. New Jersey: Joseph Boonin, Inc.
  • Michaelides, S. (1978) The Music of Ancient Greece: An Encyclopaedia. London: Faber & Faber.
  • Monro, David Binning (1894). The Modes of Ancient Greek Music. Oxford: Clarendon Press. Republished as an unabridged facsimile by Elibron, limited preview online.
  • Murray, Penelope, and Peter Wilson (eds.) (2004). Music and the Muses: The Culture of 'Mousike' in the Classical Athenian City. Oxford and New York: Oxford University Press. ISBN 0199242399. Limited preview online.
  • Phlmann, Egert, and Martin L. West (2001). Documents of Ancient Greek Music: The Extant Melodies and Fragments Edited and Transcribed with Commentary. Oxford: Clarendon Press. ISBN 0-19-815223-X.
  • Sachs, Curt. (1943). The Rise of Music in the Ancient World. NY: WW Norton & Company, Inc.
  • Webster, TBL (1970). The Greek Chorus. London: Methuen anc Co. Ltd. ISBN 0416163505.
  • West, Martin L. (1992) Ancient Greek Music. Oxford, OUP. Limited preview online.
  • Winnington-Ingram, RP (1968). Mode in Ancient Greek Music. Amsterdam: Adolf M. Hakkert.

Источники

Примечания

  1. Український переклад Бориса Тена
  2. Christoph Riedweg, Pythagoras: His Life, Teaching and Influence, Cornell: Cornell University Press, 2005 .
  3. Мэнтли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, Москва, 1997.
  4. а б А. Ф. Лосев. История античной эстетики, том IV ч.5; М.: "Искусство", 1975
  5. а б в Платон. "Закони", 700 b. Перекладено з видання: Платон. Законы. М.: "Мысль", 1999 Перевод А.Н.Егунова.
  6. Український переклад за виданням: Памфіл Юркевич Історія філософії права. Філософія Права. Філософський щоденник.
  7. а б в См.. John Chalmers. Divisions of the Tetrachord. Hanover NH, 1993
  8. У радянській літературі зустрічається термін "совершенная система", проте російський музикознавець Холопов вживає термін "полный"
  9. Н. Ренёва К истории "путаницы" ладов. Средневековое переименование греческих видов октавы
п о р Древняя Греция в темах - Портал: Греция
История
География
Экономика
Деньги и монеты Сельское хозяйство Рабство Вина
Культура
Древние греки
Происхождение
и племена
Полководцы,
ученые
Архитектура
Искусство
Архитектура Чеканка монет Литература Музика Керамика Скульптура Театр
Наука
Календари Астрономия Математика Медицина Технологии
Язык и письмо
Протогреческие Микенская Гомеровская Диалекты (эолийский аркадокиприотський аттический дорийский ионийский локридський давньомакедонська язык Памфилии) койне Линейное письмо А Линейное письмо Б Греческий алфавит
Хорошая статья


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам