Надо Знать

добавить знаний



Древнегреческая философия



План:


Введение

Афинская академия Платона, Рафаэль, фреска Апостольского дворца, Ватикан

Древнегреческая философия традиционно в украинской истории философии рассматривается как одна из двух веток античной философии. При таком разделении временные рамки древнегреческой философии охватывают период от 6 век до н.е. примерно до 6 века после рождения Иисуса Христа. В узком смысле термин "древнегреческая философия" охватывает время от зарождения до эллинистической философии.

Философия зародилась в Древней Греции около 6 век до н.е., как новый рационалистический способ видения мира противовес мифологическому мировоззрению предыдущих веков. В своем становлении она опиралась на древнегреческий мифологию в древнегреческое искусство и поэзию и на те физические, математические, астрономические знания, которые уже были накоплены предыдущими цивилизациями Средиземноморья.

Особенностью философии Древней Греции была склонность к космологии, т.е. к объяснению природы вещей. Этим она отличается от философий Древней Индии и Древнего Китая, которые начали складываться примерно одновременно, в период, получивший название осевой эпохи. Индийская философия видела главную проблему в личном совершенствовании человека на пути к просветлению, тогда как китайский в основном интересовали вопросы управления государством. В древнегреческой философии психология и этика обосновывались космологией.

Благодаря своему уклону к космологии древнегреческая философия содержала в себе зачатки естествознания, которое выделилось из философии гораздо позже. Древнегреческая философия имеет фундаментальное значение для всей западной философии.


1. Периодизация

Благодаря особому месту в древнегреческой философии Сократа, Платона и Аристотеля, в ней выделяют досократовский период, период классической греческой философии, период эллинизма, который сменился периодом неоплатонизма. Эти периоды коррелируют с историческими событиями в древнегреческом мире. Древнегреческая философия стала складываться в греческих полисах-колониях. После завоеваний Александра Македонского греческая культура распространилась на завоеванные страны, начав таким образом эллинистический период. В эпоху римского владычества греческая и римская культура и философия в значительной мере срослись. С распространением христианства греческая философия начала терять свое влияние. После падения Западной Римской империи началась эпоха Средневековье, в которую достижения греческой философии были потеряны европейской культурой, однако произведения греческих мудрецов были сохранены в исламских странах, и вернулись в Европу в начале 2 тысячелетия. Несмотря на то, что исламская философия сохранила для человечества философские произведения греков, ее отношение в корне изменилось со времен Аль-Газали.


2. Досократики

Первые школы древнегреческой философии известны под названием натурфилософских, поскольку в основе их учения лежали соображения о том, как устроен мир. Эти школы были свободными объединениями, в которых вокруг мудреца-учителя собирались единомышленники и ученики из свободных граждан полисов. Поиски истины часто принимали форму философских диспутов. Характерной чертой того времени были странствующие мудрецы, благодаря которым происходил обмен философскими идеями. Сведения о мысли наиболее ранних философов Древней Греции сохранились в основном в переводах авторов поздних веков. Для произведений греческих философов характерно изложение в виде диалогов, что породило понятие "Диалектика".


2.1. Милетская школа

Первой из натурфилософских школ была Милетская школа (6 век до н. э), основанная Фалесом. Для милетской школы характерно представление о том, что все вещи должны происходить из единого вещественного начала, которое они называли стихией. Эта первоначальная стихия воплощает в себе основную черту мира вещей - его непрерывное становление. Первоначальной стихией Фалес полагал воду. Его последователь Анаксимандр принимал как основу всего сущего ( архе) хаотическое "беспредельное" ( апейрон), движущееся извечно и заключающее в себе противоположные начала, из которых состоят миры. Анаксимен считал, что эта безгранична и неопределенная стихия есть воздухом : все вещи образуются из него путем сгущения и разрежения, оно оживляет все своим дыханием как душа. К натурфилософского направлению принадлежала ряд философов 5 века ( Гиппон, Идей, Диоген Аполлонийский).

В 5 веке до н. н.э. возникли космогонические и натурфилософские учения, которые выделяли не одну, а несколько первооснов всех вещей. Эти первооснов находятся в постоянном движении и взаимодействии. Такое учение Эмпедокла, который в качестве начальных принимает неизменные четыре стихии: огонь, воздуха, воду и землю. Объединение и распад сочетаний этих стихий действием любви и вражды приводят к возникновению и гибели вещей, любовь и вражда выступают как нематериальные причины движения. В учении Анаксагора в качестве причины и движителя изменений выдвигается невещественный всеобъемлющий ум. Рядом с ним Анаксагор утверждал существование множества материальных элементов, носителей различных качеств - "гомеомерий", которые содержат в себе, каждая по-своему упорядоченная, все качества вещей.

Учение Гераклита Эфесского трактуют, особенно с позиций марксизма-ленинизма, как яркий образец ранней диалектики древнегреческой философии. В духе представлений ионийской натурфилософии о всеобщей изменчивости всех вещей Гераклит развил учение о вечно живой огонь как универсальное первоисточник, о борьбе противоположностей, в которой находит согласие и возникает единый согласованный космос. Единство, есть ничто иное как борьба противоположностей, - это логос, слово, вечный закон космоса.


2.2. Пифагорийство

Другой ранней школой древнегреческой философии был пифагореизм (основан Пифагором в 6 веке до н. н.э.). Когда мудрецы из милетской школы искали вещественное, материальное первоисточник мира, пифагорейцы на первый план ставили закон, логос, начав идеалистический направление в философии. Первооснову этого закона они видели в натуральных числах. Сначала вещи отождествлялись с числами, позже числа осмысливались как принципы и причины вещей. Число является основой любой степени, гармонии и соразмерности. В нем осуществляется синтез единства и множества. Наряду с беспредельным пифагорейцы принимали предел, а Вселенная рассматривалась как гармоничное сочетание противоположных начал через число. Последователи Пифагора - Филолай, Архит, Лисий, Эврит и другие философы 5-4 века построили своеобразную систему музыкально-математически-астрономической космологии, которая, развиваясь на протяжении двух веков существования пифагорейской школы, была затем во многом унаследована платоновской Академией.


2.3. Элеаты

Элеаты (6-5 века) отмечала неизменности первоосновы мира и на позирности изменений в нем в учении о вечности истинно-сущего бытия. Основателем элейской школы был поэт Ксенофан из Колофона. Законченную форму обучения элеатов получило в Парменида, который учил об истинно-сущее как о едином, вечно неизменное, неподвижное бытие, которое не может ни создаваться из ничего, ни превращаться в ничто. Есть одно положительное бытие, небытия же нет, а потому поистине нет множества вещей, нет происхождения и уничтожения и нет движения, поскольку они предусматривают небытия в пространстве (пустоту) и в времени. Множественный мир чувственных ощущений сам по себе неистинный. Мелисс и Зенон (5 век до н. н.э.) развили это учение в полемической форме. Известны апории Зенона раскрывают противоречия, присущие самим понятием множества, величины, места, движения.


2.4. Атомизм

Представители школы атомизма Левкипп и Демокрит с Абдеры (5-4 века до н. э) положили в основу всего сущего атомы, движущиеся в пустоте. Атомы, будучи неизменными, вечными, непроницаемыми и неделимыми, различаются по размеру и форме и этим обусловливают все разнообразие явлений. Демокрит проводил мысль о причинный порядок всех явлений, о возможности достигнуть достоверного знания, отличного от субъективных мнений. Он синтезировал в своем учении большой объем современных ему естественно-исторических знаний, разработал этическое учение, оказавшее впоследствии влияние на Эпикура.


2.5. Софисты

В 5 веке до н. е. философская мысль Греции концентрировалась в Афинах, ставших после греко-персидских войн экономическим, политическим и культурным центром всей Эллады. В настоящее время развитие демократических учреждений обусловило необходимость подготовки образованных людей, владеющих техникой политического и судебного красноречия, сведущих в вопросах политической жизни. Появились учителя таких знаний, которых называли софистами. Софисты популяризировали философию, продвинули вперед риторику ( Горгий), грамматику и стилистику ( Продик), размышляли о мораль в законах и политических учреждениях ( Гиппий, Фрасимах и другие). Философское направление, которое называют софистическим, характеризовался эклектизмом и скептицизмом. Это связано с тем, что предыдущие течения греческой философии, вводя первооснову сущего, в которой реализуется единство космоса, приводили к мысли о том, реальный мир совсем не такой, каким человек его видит и чувствует. Первоисточники ранних греческих философов не давали возможности познания реальности. Познание изменчивого мира явлений дает только впечатление, мнение о мире. Софисты, рассматривавшие именно чувственный мир в его проявлениях, должны были прийти к выводу о относительность представлений человека о природу. Мерой всех вещей становится человек, его восприятие и оценка, как учил Протагор (5 век до н. н.э.). Это привело к скептического отношения к человеческого знания вообще и к попыткам эклектического комбинирования древних космологических систем.


3. Классическая греческая философия

3.1. Сократ

Новый период древнегреческой философии начался с Сократа (5 век до н. э), мнение которого известны в переводе Платона. Сократ не занимался вопросами космологии, но, с другой стороны, отверг релятивизм софистов и перенес исследование в нравственную область, стремясь найти всеобщее и безусловное знание не в чем-то внешнем, а в себе самом. Самопознание есть начало мудрости и истинной человеческой деятельности, теоретической и практической. Обличая мнимое знание, Сократ отыскивал универсальное начало разумного познания. Он утверждал нравственное достоинство человека как свободно-разумного существа, которое должно осуществлять высшую правду.

Сократ не основал школы, но его последователи, которые по-разному толковали его учение, основали ряд философских школ после его смерти (так называемые Сократические школы, 4 век до н. Н.э.). Мегарская школа, основанная Евклидом мегарский (Эвбулид, Алексин, Диодор Крон), развила формальную диалектику Сократа. Такой же характер имел элидо-Эритрейская школа (основатель Федон элидским). Антисфен основал школу киников, Аристипп - Киренск школу. Для двух последних характерно отрицание возможности и полезности разумного познания, ограничение философии практической мудростью. Высшую цель, с которой следует согласовываться, они понимали по-разному. Киники видели ее в добродетели, которая заключалась в самоосвобождения от страстей и потребностей ( апатия), киренаики - в наслаждении ( Аристипп) или в отсутствии страданий ( Гегесий). Наиболее плодотворное развитие сократовская идея совершенного разума как источника истинного знания получила в учении Платона, где она превратилась в умозрительный идеализм.


3.2. Платон

Учение Платона является синтезом досократовской направлении древнегреческой философии ( пифагорейцы, Гераклит, Парменид), стремившегося осмыслить изменчивый и множественный мир явлений как всеобъемлющее единство бытия, и учения Сократа о совершенном ум. Центральным для философии Платона мир вечных, неизменных идей, который единственный в действительности реальным. Цилокупнисть идей, в своем единстве выступает как выше, подлинное бытие является основой для познания. Эта цилокупнисть идей воплощается в виде множественного чувственного мира, связываясь с другим первоосновой - относительным небытием. Небытие - условие реализации мира идей в мире явлений, но последний, рожденный и потому несет в себе небытие, уже не является подлинным. Истинность, как и само существование, он получает лишь благодаря причастности идеям. Человеческое познание объясняется причастностью к этой сущей истине души человека, которая, будучи бессмертной, хотя и подверженной круговороту, изначально родственна высшему бытию. Мир, каким его видит человек, является только отражением подлинного реального мира, театром теней, хотя до своего рождения человек имел полное знание о реальном мире идей. Познание истины Платон понимает как воспоминание того, что душа созерцала до рождения. Этическое учение Платона содержит в себе, с одной стороны, созерцательный аскетизм, с другой - стремление к совершенствованию человеческого общества (реформа нравов, воспитания; утопия государства, в котором господствуют философы). В останній період життя Платона його філософія все більше зближується із піфагорейською містичною математикою. Цей характер успадкувала після його смерті Платонівська академія в особі його найближчих наступників - Спевсіппа, Ксенократа та інших.


3.3. Аристотель

Аристотель, учень Платона, заснував у 335 до н. е. самостійну школу - Лікей. Погоджуючись із Платоном щодо прийняття ідеальних загальних засад, осяжних нашим розумом, Аристотель, однак, не протиставляє їх действительности. Як справжні причини і першооснови речей ідеї суть живі "енергії", якими має визначатися всякий рух, розвиток, сама реальність. Не існує насправді абстрактної матерії (абсолютно безформної потенції), немає і чистих ідей - вони здійснюються в реальних речах. Природа - природна градація одиничних речей, або "субстанцій", за межами якої перебуває як її верхня межа божественний розум, нерухомий першорушій світу, а як нижня - невизначена речовина, здатна прийняти будь-яку форму. Це вчення про буття Аристотель поклав в основу синтезу, що охоплює величезне коло знань про природу і суспільство. Логіка роботи Аристотеля впродовж двох тисячоліть служила базисом логічних досліджень. Природноісторичні твори Аристотеля являють собою широку систематизацію вивчення природи. Започатковану Аристотелем роботу в галузі історії та природознавства продовжували його учні: Теофраст (класична ботаніка, історія фізики, етичні трактати тощо), Евдем (етика, історія наук), Аристоксен (теорія музики), Дікеарх (історія культури Греції).


4. Криза грецької філософії

Характер грецької філософії значно змінився після завоювань Александра Македонського. Грецька культура вийшла за межі колоній-полісів, поширившись у Передній Азії та Північній Африці. Становище громадян полісів змінилося. Якщо раніше вони брали активну участь в управлінні, що було не тільки їхнім правом, але вважалося обов'язком громадянина, то у великих військово-монархічних державах вплив окремої людини значно зменшився, що знайшло відображення у зміні характеру мислення. Освальд Шпенглер називає цей процес переходом від культури до цивілізації. За нових обставин філософія стала шукати визначення таких принципів особистої поведінки, які могли б надати мислителю найвище доступне йому благо. Міркування грецьких філософів усе ще опиралися на космологічні уявлення, але тепер на перше місце вийшли питання етики. Для нового періоду властивий сумнів у можливості людини пізнати природу й саму себе, що призвело до поширення філософського скептицизму. З поширенням християнства грецьким філософам довелося вступити в полеміку з християнською апологетикою періоду патристики.


4.1. Стоїцизм

З виниклих у 4-3 століттях філософських шкіл переважний вплив отримали стоїцизм (засновник Зенон з Кітіона), школа Епікура і скептицизм. У центрі вчення стоїків (в систематичній формі воно викладене Хрісіппом, 3 століття до н. е.) - етичний принцип покори світовому закону. Єдину світову силу, якою є бог, але за своїм внутрішнім законом перетворюється на світ, стоїки слідом за Гераклітом шукають у вогні. Вогонь є і першоречовина, і світова душа, розум, якому підвладні будь-який рух і будь-яке творіння. Людина включена у розумну єдність природи, і її чеснота полягає в підпорядкуванні своєї волі пізнанню законів природи. Поведінка людини має визначатися благом світового цілого, але піднятися до його пізнання можна лише за умови стриманості і самовладання.


4.2. Эпикурейство

Вчення Епікура також характеризується переважно увагою до проблем етики. Розвиваючи матеріалістичний атомізм Демокріта, Епікур висунув гіпотезу про самовільне відхилення руху атомів від прямих траєкторій і використовував її не тільки у космології і фізиці, але і в етиці, розглядаючи це відхилення як мінімум свободи в рамках причинного зв'язку природних явищ. На цій основі Епікур побудував вчення про людину, її душу, а також етику, ідеалом якої є незворушність мудреця, який задовольняє тільки ті потреби, які є необхідними і природними. Найбільш значним із послідовників Епікура був римський філософ Лукрецій Кар.


4.3. Скептицизм

Для давньогрецького скептицизму (Аркесілай, Карнеад, 3-2 століття до н. е.), пізніше Енесідем і Секст Емпірик характерні ідеї сумніву в достовірності відчуттів, однакової доказовості протилежних думок, з чого випливає утримання від будь-яких суджень.

4.4. Римський період

В период римского владычества в Греции возрождались древние философские учения, приобретая религиозного и мистического окраску. Появляются также попытки соединить разные направления в философии, телесное и духовное ( Каллифон). Мистицизм характерен для гностицизма неопифагорейцев. Философия неопифагорейство принимает дуализм Бога и материи. Попытками преодоления такой дуализм путем введения косвенных начал были учение Филона Александрийского (1 век до н. н.э. - 1 век н. э), а также философия последней школы древнегреческой философии - неоплатонизма (3-6 века нашей эры - Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл). Система Плотина - диалектика восхождения от першоединогоо невыразимого божества через посредственные звена: Ум, Мировую душу, души отдельных людей - в небытие, или материи, и обратного движения человеческой души, который соединяется с Богом в экстази, что достигается путем упражнений и аскезы.

В 6 веке нашей эры древнегреческая философия прекратила свое самостоятельное развитие, но ее идеи продолжали влиять на философскую мысль всех последующих периодов. Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии, оказав определяющее влияние на становление и формирование средневековой философии (традиции платонизма и аристотелизма) в дальнейшем ее идеи усваивались и воспроизводились в различных направлениях новоевропейской философии - как материалистических, так и идеалистических.


5. Феномен древнегреческой философии

Первые философские учения возникли около 2 500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции. Однако только древнегреческая философия представляет собой вполне оригинальное, завершено явление, которое коренным образом повлияло на западную цивилизацию.

Особенности древнегреческой философии
  • приобрела автономного характера развития;
  • появилась открытой и доступной: все свободные граждане, кроме женщин, имевших право заниматься философией;
  • была чрезвычайно пластичной, способной принимать различные форм и выражений;
  • терпимо относилась к различным идей и позиций;
  • была чрезвычайно динамичной в развитии.
Условия появления феномена древнегреческой философии
  • географически-климатические - размещение Балканского полуострова, где начинается развитие античной философии, на пересечении трех континентов, благоприятный климат, наличие различных климатических зон (горы, реки, заливы)
  • культурно-исторические - Древняя Греция находилась в интенсивных контактах с древними цивилизациями, обращалась к их достижениям и умела оценить, переосмыслить и использовать;
  • социальные - высокий уровень развития социальных отношений и деятельности, разнообразие направлений жизнедеятельности, существование полисной формы организации жизни, демократический строй, интенсивные контакты между городами;
  • относительная ясность древнегреческой мифологии и ее близость к человеку;
  • талантливость, активность и подвижность древних греков.

См.. также

Источники

п о р Философия
Західна філософія Східна філософія
История философии
Отрасли
Філософія ...
антропології війни географії гумору действия економіки закону информации історії літератури математики мови музики обучение науки охорони здоров'я політики психології релігії свідомості соціальних наук техніки физики Онтологія Метафілософія
Школы
Аверроїзм Аналітична філософія Аристотелізм Ашарі Гегельянство Гедонізм Герменевтика Гуманізм Деїзм Деконструкція Деонтологія Діалектичний матеріалізм Досократські філософи Дуалізм Екзистенціалізм Емпіризм Епікурейство Епіфеноменалізм Етика чесноти Ідеалізм Квієтизм Континентальна філософія Концептуалізм Лібералізм Логічний позитивізм Марксизм Матеріалізм Монізм Мутазиліти Натуралізм Неоплатонізм Нігілізм Нові філософи Нью-ейдж Об'єктивізм Пантеїзм Партикуляризм Платонізм Позитивізм Постконструктивізм Постмодернізм Прагматизм Провіденціалізм Раціоналізм Реалізм Релятивізм Скептицизм Стоїцизм Структуралізм Схоластика Трансцендентна філософія Утилітаризм Феноменологія Фізикалізм Філософія Авіценни Філософія Канта Філософія буденної мови Франкфуртська школа Функционализм
Портал Філософія Категорія Філософія
п о р Древняя Греция в темах - Портал: Греция
История
География
Экономика
Деньги и монеты Сельское хозяйство Рабство Вина
Культура
Древние греки
Происхождение
и племена
Філософи
Полководцы,
ученые
Архитектура
Искусство
Наука
Календари Астрономия Математика Медицина Технологии
Язык и письмо
Протогреческие Микенская Гомеровская Диалекты (эолийский аркадокиприотський аттический дорийский ионийский локридський давньомакедонська язык Памфилии) койне Линейное письмо А Линейное письмо Б Греческий алфавит

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам