Надо Знать

добавить знаний



Древнегреческие монеты



План:


Введение

Древнегреческие монеты - широкая и старшая группа в нумизматике. Группу древнегреческих монет обычно подразделяют на следующие подгруппы:


1. Классификация по периоду

Электронная монета с Лидии, с характерным углублением, начало 6 век до н.э. Классический пример первого типа художественного исполнения (см. ниже)

Период чеканки древнегреческих монет охватывает 1 000 лет с конца 8 век до н.е. до середины 3 века нашей эры. Они образуют три группы:

Монеты первой группы серебряные, электронные, очень редко золотые. Представляют собой толстые куски металла неправильной круглой формы, имеющие на лицевой стороне любое изображение, иногда сопровождаемое надписью, а на оборотной стороне - квадратное или прямоугольное, а иногда и другой формы, углубление (quadratum incusum ;).

Монеты второй группы изготовлялись из золота, электрона, серебра и бронзы, они гораздо тоньше предыдущих; лицевая сторона их обычно несколько выпуклая, обратная - наоборот несколько вогнута. На лицевой стороне почти всегда помещена председатель в достаточно сильном рельефе.

Монеты третьей группы, за небольшим исключением, все бронзовые, очень плоские, тонкие и широкие, с портретом римского императора на лицевой стороне.

Другая классификация древнегреческих монет, основанная на политической жизни Греции, разбивает их на монеты:

  • автономные;
  • монеты римского периода.

2. Классификация по изображениям

Изображение, содержавшихся на монетах, главной целью было указать город или страну, которым они принадлежали. Руководящим мотивом при выборе изображений служило религиозное чувство, замена религиозных изображений другими считалась нечестивым. Первое время изображались не самые божества, а лишь предметы, принадлежащие известному культа; вероятно, человеческое лицо было очень тяжелым для первых чеканщиков.

В зависимости от изображаемых фигур греческие монеты делятся на три класса:

  • гражданского чеканки, а также царского без портретов правителей;
  • царской чеканки с портретами;
  • греко-римского чеканки с головами императоров или без них.

2.1. Первый класс

Монеты первого класса имеют на лицевой стороне изображение, а на обратной - сначала углубления, а затем тоже изображение. Последнее или не имеет прямого отношения к лицевой стороны, или же служит дополнением к ней. Председатель или бюст представляет всегда тип лицевой стороны, а группа, фигура или другие предметы - обратная. Если на монете две головы, то голова, размещена на аверсе, изображается несколько увеличена. Если одно изображение дополняет другое, то на лицевой стороне может быть голова божества, а на реверсе - предметы, ему посвященные.

Типы этого класса могут быть сгруппированы следующим образом:

  • голова или фигура местного божества, например, Афины Паллады - на афинских монетах;
  • священные предметы: животное, посвященное известному божеству, - сова, черепаха; растение - оливковая ветвь, например; оружие и орудия - палка Геркулеса, щипцы Гефеста;
  • голова или фигура местного гения - речного бога, нимфы озера, ручья, водопада;
  • голова или фигура чудовища - например, минотавра;
  • удивительное существо: пегас, грифоны и т.п.;
  • голова или фигура героя или основателя города - ойкиста : Одиссей, младший Аякс;
  • предметы, принадлежащие героям, или животные, причастные к ним - например, калидонского вепрь или его клык;
  • изображения священных или каких-либо других мест, с которыми связаны местные предания: лабиринт Минотавра в Кноссе.
  • изображения, связанные с любым религиозным и общественным праздником - например, колесница, победившая на Олимпийских играх, изображение Диоскуров как покровителей конских богов подобное.

2.2. Второй класс

Македонский монета Лисимаха с изображением Александра Македонского, Британский музей

Второй класс составляют монеты царской чеканки с изображением правителя. Это изображение тоже признавалось священным, поскольку оно представляло лицо причисленного к богов. Первое царское изображение - портрет Александра Македонского на монетах Лисимаха. Еще при жизни Александра его считали сыном Зевса - Амона, черты которого и предоставляются ему на монете.

Расположение портрета правителя на монетах быстро распространилось, весьма охотно принятое правителями государств, возникших на развалинах Македонской монархии (см. диадохи), а цари Египет и Сирии присвоили и себе титулы божеств. Александр уничтожил местные типы, принудив города своей большой монархии чеканить монету его типа и позволил лишь на обратной стороне помещать небольшие местные символы.

Преемники Александра придерживались этого правила, поэтому монеты этого периода получают новый характер. На лицевой стороне - портрет царя, который редко уступает место божеству, изображение которого обычно помещается на обратной стороне (например, на сирийских тетрадрахмы - Аполлон). На ней также помещаются и символы служат для обозначения места чеканки монеты.


2.3. Третий класс

Греческо-римские монеты появляются по мере захвата Римом территорий греческих государств. Они почти все бронзовые и демонстрируют дальнейший отход от религиозных типов первых монет. Допускаются изображения знаменитых лиц ( Гомера, Геродота частности), картинные изображения священного характера, иногда имеют карикатурный оттенок, аллегорические фигуры - например, Надежда на монетах египетской Александрии. Подобные изображения заимствовались из произведений скульптуры и разных предметов, например архитектурных памятников. К этому типу греко-римских монет относятся и колониальные, чеканенные в римских колониях и имеющие латинские надписи. За исключением языка надписей, они подобны греческим царских монет.


3. Классификация по художественностью

Серебряная тетрадрахма с грубым изображением Афины и совы на реверсе и надписью АΘЕ

По художественности типов, по совершенству чеканка древнегреческие монеты можно разбить на четыре периода:

  • к первому периоду относятся монеты до первой половины 6 век до н.е. Монеты эти архаические, в виде небольших слитков неправильной формы. Изображение очень немногочисленны; легенд или надписей нет.
  • второй период охватывает один век, между 580 до н.е. и 460 до н.е., и показывает уже значительное совершенство в чеканке. Эмблемы становятся сложными, появляются фигуры и головы богов, героев; углубление обратной стороны также заполняется изображениями и легендами. Прогресс этот очень заметен на монетах Древних Афин. Вместо прежнего горгонейона сейчас находится Афина, хотя и довольно грубого вида, а на оборотной стороне - сова, сопровождаемая полумесяцем, оливковой ветвью и легендой АΘЕ (ναίων). В это время появляются и вогнутые монеты Великой Греции, с выпуклым изображением лицевой стороны и тем же, но вогнутым, на оборотной. К концу периода появляются великолепные македонские монеты, не уступающие по своим совершенством монетам следующего периода.
  • третий период - время от 460 до н.е. в 336 до н.е. - апогей чеканки греческих монет. В это время впервые встречаются имена граверов. Монеты Южной Италии и Сицилии демонстрируют ряд таких имен, тогда как в самой Греции и Малой Азии находим лишь имена Феодота на монетах Клазомен и Негаита на монетах Сидонии, хотя, вероятно, сюда же относятся и некоторые отдельные буквы на монетах Сирии, Фессалии, Крита и т. д. Выполнение работы принадлежат Евайнету и Кимону в Сиракузах и Феодота в Клазоменах. Первые два были современниками, хотя Евайнет начал работать чуть раньше. Время их блестящей эпохи совпадает со временем тирании обоих Дионисиев - Старшего и Младшего - в Сиракузах, когда этим граверам поручено изготовить большие серебряные монеты весом по 10 аттических драхм, названных "пентеконталитрамы", поскольку цена их соответствовавшая 50 фунтам меди. Монеты эти замечательные по красоте Аретусы, чья голова помещена на аверсе. Отличительной особенностью этого периода является попытка помещать лицевые изображения анфас, а не в профиль. Нововведение это распространяется в 60-х годах четвертого столетия; появляются монеты Катании, Сиракуз, Метапонте, Фив и других греческих государств. Работе Феодота принадлежит замечательная монета Клазомен подобного типа [1].
  • Иллюстрация перехода к новой манере: серебряные обола с Тасоса, оба 411-350 лет до н. э ...

  • ... С изображением Сатира в профиль (слева) и на (справа)

  • четвертый и последний период начинается со временем Александра Великого. Хотя первые монеты и высоко художественного типа, но уже при преемниках Александра - диадохов - замечается постепенный упадок искусства, особенно на монетах Селевкидов и Птолемеев.

4. Вес монет

Вес древнегреческих монет была разной, но все они были только делениями разных талантов :

  • тяжелого, иногда называемого ассирийским;
  • легкого, или Вавилон, который составлял половину первого.

Таланты эти проникли в Грецию: тяжелый - морем, из прибрежных финикийских городов, а легкий - сушей. С тяжелой таланта образовались таланты Фоке, Финикии, Птолемаиду, Эгины, с легкого - таланты Персии, Эвбеи, Аттики, Коринфа, Родоса.


5. Надписи на монетах

Монета Антигона Досон с надписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΓΟΝΟΥ

Надписи на древнегреческих монетах традиционно разделяют на главные и второстепенные. На гражданских чеканки главные надписи состоят из названия народа в родительном падеже множества, которому принадлежала монета. Например, AΘ HNAI ΩN - афинян. На царской чеканки помещается имя правителя или имя и титул (в родительном падеже единственного. Например, ΛΕΞΑΝΔΡΟΥ или ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ - нa монетах Александра Великого.

Второстепенные надписи относятся к второстепенным фигур, изображенных на монетах. Например, АΘΛА - есть награда, что встречается на сиракузских декадрахма и одновременно относится к изображенной на монете оружия. Иногда в качестве второстепенных надписей могли выступать имена магистратов или других властных чиновников, а на царских монетах - имена (иногда монограммы) городов и граверов, также даты чеканки. Часто надписи состоят из нескольких начальных букв, особенно в царском чеканке названия городов.


6. Распространение

Золотой статер Филиппа II с изображением Аполлона

Монеты некоторых государств иногда получали огромную популярность, а вместе с ней и повсеместный спрос. Такими в частности были афинские тетрадрахмы течение 5 и половины 4 века. Позже спросом користувалы родосские статеры, а из золотых монет - статеры Кизика. После этого почти два века обращаются исключительно тетрадрахмы Александра и золотые статеры Филиппа II. Такой усиленный спрос на монеты известной государства доставлял последний значительных выгод, что, в свою очередь, вызвало у других государств выпуск монет, следовавшие им.

Подражание это можно разделить на греческое и варварское. Первое было двояким: или подражали только изображение, помещая собственные легенды, или копировали и надписи, прибавляя лишь маленький собственный символ. Подражание это чрезвычайно выполнялось мастерски. Иногда, кроме корыстных целей, прямо заимствовали какое-то особо удачное изображение, например голову Афродиты из коринфских монет, Афины - с афинских, Аретусы - с сиракузских и т. д.

Варварские подражания чрезвычайно грубы. Часто они передают только приблизительные очертания данного изображения, совершенно не заботясь о сходство. Поместив на монете надписи, мастера пытались, чтобы те занимали такое же положение и пространство, абсолютно пренебрегая их смыслом их. Поэтому относились лишь некоторые наиболее легкие буквы или просто подобие букв.


Примечания

  1. Современная копия монеты с изображением Аполлона на на аверсе и лебедя на реверсе - tjbuggey.ancients.info / images / klaztet.jpg [1] - www.forumancientcoins.com/fakes/displayimage.php?album=10&pos=711 [2] - www.forumancientcoins.com/fakes/displayimage.php?album=10&pos=715

Источники

п о р Древняя Греция в темах - Портал: Греция
История
География
Экономика
Деньги и монеты Сельское хозяйство Рабство Вина
Культура
Древние греки
Происхождение
и племена
Полководцы,
ученые
Архитектура
Искусство
Архитектура Чеканка монет Литература Музыка Керамика Скульптура Театр
Наука
Календари Астрономия Математика Медицина Технологии
Язык и письмо
Протогреческие Микенская Гомеровская Диалекты (эолийский аркадокиприотський аттический дорийский ионийский локридський давньомакедонська язык Памфилии) койне Линейное письмо А Линейное письмо Б Греческий алфавит

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам