Надо Знать

добавить знаний



Древнеримская религия


Vexilloid of the Roman Empire.svg

План:


Введение

Древнеримская религия - одна из политеистических систем рабовладельческого общества с пережитками религиозных представлений эпохи родового строя.


1. Основы

Основным звеном хозяйствования римской общины было земледелие. Поэтому для древнеримской религии характерна вера в духов - покровителей природы, сельской жизни и земледелия. Патриархальность жизни обусловила также особое уважение и обожание душ предков как покровителей домашнего очага - ларов, пенатов и др.. В культе деревьев, земли, камней, некоторые животных отражены черты фетишизма и тотемизма.

Постепенно из массы мелких божков, которые олицетворяли силы природы и считались покровителями тех или иных явлений действительности, религиозное сознание древних римлян стала выделять отдельных главных богов. К этому периоду относится и возникновение многочисленных мифов о богах. Римская мифология потерпела огромного влияния греческой мифологии.

С образованием классов и государства боги древнеримской религии (их было около 30) стали общегосударственными, не связанными с определенной территорией. Оформление пантеона было прежде всего делом знатным и жрецов. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, которые становились все мощнее, существовало множество мелких богов, духов, которые занимались отдельными жизненными или хозяйственными делами.

Народные массы нередко поклонялись богам не только не популярным в высших слоях, а также таким богам, которым знатные надмевалось. В эпоху империи любимым богом рабов был Сильван. Высшим среди государственных богов, "отцом богов", олицетворявший мощь Рима, считался Юпитер. В Риме для всех граждан был установлен обязательный культ так называемой тройке (Юпитера, Юноны и Минервы).

В римском религиозном культе строго хранились старинные традиции, которые достигали родового строя. Между богом и человеком никогда не доходило до фамильярности. Одиссей, который спорил с Афиной, Диомед, который боролся с Афродитой, все ссоры и любовные интриги греческих героев с Олимпом были для римлянина непонятны.

Идеально разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. С между жрецов выделялась коллегия понтификов, которую возглавлял "великий понтифик" ( Pontifex Maximus).


2. Влияние чужеземных религий

Вследствие постоянных контактов с другими народами римская религия испытала большое влияние чужеземных верований. Например, Юнона и Минерва были этрусского происхождения. От этрусков заимствовано многочисленные религиозные обряды и организации жреческих коллегий. Под влиянием греков произошло почти полное отождествление римских богов с греческими. У римлян был обычай после завоевания какого-либо города переселять в свою столицу богов побежденных, чтобы вызвать к себе их благосклонность и уберечься от их гнева. Вот как, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрец провозглашал торжественное заклинание: "Боже или богине, что распространяете опеку над народом и государством карфагенян, вы, являются покровителями этого города, к вам обращаюсь с молитвами, вам отдаю должное, у вас милости прошу, чтобы оставили народ и государство карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Выделите меня в Рим. Пусть наш город и город будут вам приятнее. Будьте ласковы и благосклонны ко мне, и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этого хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут храмы и оказывать на вашу честь игры ".

Превращение Рима в средиземноморскую державу вызвало немалое влияние восточных культур. С Малой Азии в II ст.до н.е. в Рим проник культ богини Кибелы. В эпоху империи широко распространился культ египетской Исиды, фригийского Аттиса, сирийской Атаргатис, Кападокийской Беллоны, иранского Митры.

Для религиозной жизни периода поздней империи характерен синкретизм. В Риме разнообразные обряды, верования, боги постепенно сливались. Устранение богов значительной мере зависело от предоставления одинаковых функций различным божествам. Определенного бога считали всемогущим, ему давали атрибуты всех остальных. Это было следствием подрыва политеистической системы древнеримской религии и перехода римлян к монотеизму.


3. Переход к христианству

Общий кризис рабовладельческого строя (с начала новой эры и особенно в III - V вв. н.э.) вызвала глубокие социальные и идеологические перемены в жизни римского общества, стала частичной причиной перехода огромных масс людей от политеистической религия христианства.

См.. также

Литература

п ? о ? р Римская мифология
Главные боги
Капитолийская вовчиця1.JPG
Второстепенные боги


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам