Надо Знать

добавить знаний



Древняя Индия



План:


Введение

Срок Древняя Индия охватывает период от зарождения на территории Индостана первых государств до распада империи Гуптов в 6 веке. В этот период сложились основы индийской культуры, возникло большинство из основных индийских религий, развились основные индийские философские школы.


1. Периодизация истории Древней Индии

В истории и культуре Древней Индии можно выделить несколько периодов. Появление первых крупных государств, созданных, как считают, дравидских племенами, относят к III тыс. до н.э. Им на смену приходит "Арийская цивилизация", связанная с появлением сначала на северо-западе Индии, а затем и на большей части полуострова индоевропейских племен, которые называли себя "ариями" ("благородные", "из хорошей семьи"). В это время (примерно XV-VI вв. До н.э.) возникает вначале множество отдельных государств, а с VI в. до н.э. начинает усиливаться одно из них - Магадха, находящийся в долине Ганга.

Один из ее царей - Чандрагупта, основатель династии Маурьев, в IV в. до н.э. впервые в истории Индии объединил ее в единое государство - империю Маурьев (IV - II вв. до н. н.э.). Следующий период связан с покорением северной части Индии кушанами, выходцами из Средней Азии - господство Кушанской династии (I - III вв. до н.э.). Нового общеиндийского объединения удалось достичь династии Гуптов в IV - VI вв. н.э.


2. Хараппская цивилизация

Раскопки Мохенджо-Даро.
Ареал распространения Индской цивилизации.
Статуэтка жреца из Мохенджо-Даро.

К середине XIX в. мир ничего не знал о древнейшую цивилизацию в долине Инда, считая, что культуру в Индию принесли арии. Однако случайная находка английского генерала Каннингема в районе села Хараппа, который обнаружил интересные печати с абсолютно неизвестными надписями, заставила пересмотреть этот взгляд и начать с 20-х годов XX ст. планомерные раскопки. Это привело к потрясающим открытиям.

Были найдены крупные городские поселения - Хараппа, Мохенджо-Даро, Калибанган. Они строились по схожим проектам и состояли из "цитадели" - "верхнего" города, расположенного на холме, и "нижнего" города с жилыми постройками. Здания возводились из обожженной кирпича, связующим материалом был илистый или гипсовый раствор. Улицы пересекались строго перпендикулярно, на перекрестках углы закруглялися, чтобы не препятствовать движению, ширина улиц достигала не более 10 метров. Дома не имели украшений и окон, выходящих на улицу. Жители этих древних городов были очень консервативны. Расположение улиц не менялось веками, а новые дома возводились на месте старых. Во всех городах была система канализации, причем осуществлялось как водоснабжения, так и отведения сточных вод. Ничего подобного в других государствах того времени еще не встречалось. Существовали также общественные купальни, которые служили скорее всего для ритуального омовения. Ремесленники научились хорошо обрабатывать металлы - медь, олово, бронзу, золото, серебро, но при этом совершенно не знали железа. Обширными были торговые связи, о чем свидетельствуют находки гирь и измерительной линейки.

Археологи в большом количестве находят статуэтки из глины, мягких пород камня. Особое внимание специалистов привлекла бронзовая статуэтка обнаженной танцовщицы и скульптурное изображение бородатого мужчины, условно именуемый "жрецом". Также было очень развито гончарное ремесло.

Очень своеобразны печати-амулеты с изображениями людей, богов и животных, и, главное, с образцами древней письменности. Она не была алфавитной и состояла из рисунков ( пиктограмм). Строки располагались горизонтально и включали в себя до 8 знаков. Писали справа налево. Расшифровка этих надписей пока еще не завершена, хотя установлено дравидских характер языка. По рисункам на печатях можно судить и об определенной связи религии жителей Хараппы с последующими религиозными верованиями Индии (например, изображение богов в позе йоги).

Индская (Хараппская) государство вело активную внутреннюю торговлю. Умалчивает, какой была форма власти и государственное устройство : по размерам она могла быть империей (более 1100 км с севера на юг и более 1600 км с запада на восток), но есть предположение, что глава государства мог тут выбирать народ. Около 1800-1700 до н.э. Харрапской государство начинает падать. Однако именно эта цивилизация считается колыбелью всей теперешней индийской культуры.


3. Религиозные учения

3.1. Литературная традиция

В середине II тыс. до н.э. культура Хараппе приходит в упадок, причины которого окончательно не выяснены. Как одну из них можно рассматривать проникновения в Индию с севера арийских племен. Они уже были знакомы с железом и довольно быстро перешли от кочевого скотоводческого к оседлой земледельческого образа жизни с искусственным орошением земли.

Дальнейшая культурная традиция Индии прежде знаменательное и особенно интересна разнообразием, сложностью духовной жизни - возникновением и изменением, борьбой и сосуществованием, взаимодействием и взаимовлиянием различных религий, а также тесно связанных с ними философских, этических, эстетических школ и учений. Основные направления этого непростого пути известны нам по богатому литературному наследию.

Для общественных представлений древних арийцев характерным явлением было наличие варн - своеобразных сословных групп, которые стали складываться в них еще до переселения на Индостан. До конца II тыс. до н.э. окончательно складывается доктрина о 4 варны, каждое из которых, по преданию, была создана с той или иной части тела первочеловека Пуруши (или в более поздней традиции Праджапати, воплощение бога Брахмы): брахманы (жрецы) - с уст; кшатрии (знать, воины) - с плеч; вайшьев (земледельцы, ремесленники, торговцы) - из бедер; шудры (низы общества - слуги, бедняки, переселенцы и т.д.) - с ступней ног.

Арийские законы запрещали браки вне варнами, не допускали их смешивания, и не позволяли даже прикасаться к людям, стоящим вне варнами - уборщиков мусора, могильников, палачей. Они так и назывались - "неприкасаемые". По натуре арийцы считались чрезвычайно эмоциональными, склонными к употреблению хмельных напитков, азартных игр, музыки.

В эпоху "Ригведы" начал складываться и такой чисто индийский феномен, как сословно-кастовая система. Здесь впервые обосновывалось морально-правовые мотивы разделения индийского общества на 4 основных состояния: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцы), шудры (слуги). Впоследствии было сформирована еще много пидстанив, каст.


И в современной Индии источником мудрости считаются "Веды" - сборники священных гимнов в честь арийских богов. Известны 4 таких сборника. Древнейший из них - "Ригведа" - относится к III, а частично и до конца VI тыс. до н.э. и состоит из 10 книг и 1028 гимнов. Позднее были составлены "Самаведа" и "Яджурведа", включающие в себя песни и жертвенные формулы. Последняя - "Атхарваведа" - содержит магические формулы. В ведийской литературе относят также различные комментарии к Веды, написанные в более поздний период.

Ведическая литература дает нам представление о религии древних ариев. Они считали, что Вселенная состоит из трех миров: небо, воздух и земля. И боги, соответственно, делились на 3 группы. В начале I тыс. до н.э. на основе ведизма и верований доарийского населения возникает брахманизм. Согласно им только брахманы могли выполнять религиозные обряды и учить людей религии. На смену старым ведическим богам - Варуне, Индре, Сурья - приходят новые: Брахма считается творцом мира, Вишну - его хранителем, а Шива - разрушителем.

Одновременно возникает учение о миграции душ ( сансара - "блуждание", "перерождение"), о "Дхарму" - закон, нравственный порядок и о "Карму" - деяния человека, определяющие его положение. Сюда же примыкает и представления о "Мокша" - состояние "ненароджуваности и невмирання". Все эти религиозно-философские убеждения найдут свое отражение в позднем буддизме и индуизме.

Брахманизм составил легенды о подвигах героев Кришны и Рамы, которые легли в основу древних эпических поэм - "Махабхараты" и "Рамаяны". Первая из них ("Великая война потомков Бхараты) была составлена, по преданию, мудрецом и певцом Вьясою и состоит из 18 книг, включающих в себя 107 000 двустиший. Это в 8 раз больше, чем объем "Илиады" и "Одиссее", вместе взятых. Сюжетной основой эпоса является борьба за власть потомков легендарного Бхарати - Пандавов и Кауравов. Но "Махабхарата" - не только литературное произведение, она также законоповчальним трактатом и священной книгой. Особенно это касается шостый, заплатити ее части, названной "Бхагавадгита" ("Гимн бога"), содержащий наставление Кришны. Гимны затрагивающие множества проблем общего характера. "Рамаяна" ("Сказание о Раме") по размерам уступает "Махабхарате", но отличается большей стройностью и образностью. В основе сюжета лежит история жизни Рамы - идеального сына и идеального правителя, его любовь к Сити, ее похищения царем ракшасов (демонов), победа Рамы и его господства. Обе поэмы стали национальным достоянием индийского народа, неистощимым источником сюжетов и образов для литературы и искусства на много веков.

Начиная с VI с. до н.э. в обиход широко вводятся новые произведения брахманистам - сутры и шастры - своеобразные трактаты по различным отраслям знаний. Появляются сборники обычного права, известный из которых - "Законы Ману". Складываются первые философские школы: саннхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта, найвойовничою из которых была последняя. В V - IV вв. до н.э. брахман Панини создает единый литературный язык - санскрит (очищенный, в отличие от "Пракрити" - разговорных языков), которая стала языке мижиндийського общения.

VI в. до н.э. связан в истории Индии с появлением новых верований - джайнизма и буддизма. Термин "джайнизм" происходит от слова "джина" - победитель (имеется в виду победитель над круговоротом перерождений). Его основатель Махавира жил в VI с. до н.э. В основе учения - путь освобождения от сансары через соблюдение "трех сокровищ" джайнизма - "правильное знание", "правильное видение" и "правильное поведение". Махавира предписывал своим последователям аскетизм и ахимса - непричинение вреда всем живым существам, как условие спасения души.


4. Буддизм

Создание буддизма - одной из современных мировых религий - связывают с именем Сиддхартхи Гаутамы (563-483 гг до н.э.), который в 28 лет покинул дом отца- раджи и 7 лет находился в путешествиях, пока на него не снизошло просветление и он не стал Буддой ("Просветленным"). Будда открыл четыре "благородные истины" о том, что жизнь есть страдание, что их причиной являются человеческие желание, страсти, стремление жизни, и выход из этого - преодоление всех страстей. Главная цель человека - достижение "Нирваны", состояния, когда человек навсегда выключается из процесса перерождений. Таким образом, спасение было возможно для каждого человека независимо от его происхождения через самосовершенствование и без каких-либо посредников (например, брахманов). Наивысшего взлета буддизм достигает при Ашоци - третьем императору с династии Маурьев (268-232 гг до н.э.). Он созвал буддийский собор, где были утверждены канонические основы буддизма. Благодаря его усилиям буддизм выходит за пределы Индии.

Со времени покорения Северной Индии Кушанской империей ( 1 ст.) происходят и серьезные изменения в индийском обществе. На основе системы варн начинает складываться кастовая система. Касты, или "джати" - замкнутые группы населения со своими обычаями и законами. Члены "джати" жили в одной местности, занимались однородной деятельностью, имели свою администрацию, систему взаимопомощи, общую кассу. Общение между членами разных каст ограничивалось.

В Кушанськую эпоху оформляется новое направление буддизма - махаяна, где Будда становится богом бодхисаттв - святых, достигших уровня Будды, но на время отказались войти в нирвану из сострадания к человечеству. Буддизм в это время подчиняет Китай и Индокитай, чуть позже достигает Кореи. Начиная с 4 ст. распространяется религиозное образование. В 5 веке царь Кармагупта с династии Гуптов открыл известный буддийский университет - монастырь Наланда в Северном Бихаре. Позже появились университеты в Таксиль и Аджанты.

В борьбе с буддизмом начинает формироваться новый тип брахманизма - индуизм. Основу нового учения составила "Бхагавадгита". Исходя из того, что каждое божество - это ипостась, воплощение верховного бога (как Рама или Кришна были воплощением бога Вишну), индуизм позволял которые культы и верования, проявляя при этом еще большую терпимость, чем буддизм. Главные боги индуизму - Шива, Вишну и богиня Шакти - были также проявлениями высшего божества - Брахмы, что восседает в вечной медитации на вершине Гималаев.

Таким образом в ходе древней истории Индии оформились основные религиозные учения: на основе ведической традиции - брахманизм, что трансформировался в индуизм; джайнизм; буддизм, а внутри него - множество различных направлений.


5. Искусство

Все религии влияли не только на литературную традицию, но и на архитектуру и изобразительное искусство. Сначала арийские племена использовали для строительства почти исключительно дерево. Каменные дворцы вместо деревянных сооружений стали возводиться в период царствования императора Ашоки из династии Маурьев. Известен его дворец в Паталипутра - столицы Магадхи. Повсеместно ставились стамбхи - каменные столбы с буддийской символикой или изображениями животных и высеченными на них надписями (например, Львиная капитель из Сарнатха, возведенная на месте первой проповеди Будды стала гербом современной Индии). В это же время появляются и первые ступы - культовые сооружения напивсферичнои формы, в которых хранятся реликвии, связанные с Буддой. По преданию Ашока построил 84000 ступ.

Прекрасные архитектурные памятники дошли до наших дней со времен Кушанской империи. Это прежде чайтьи - пещерные храмы, возведение которых становится традицией (например, пещерные комплексы в Карки и Эллори). Уникальный храм в Кайлас соединил в себе образы и мотивы с индуизму, джайнизма и буддизма. Самый скальный храмовый комплекс находится в Аджанты. Ее пещерные храмы сохранили единственные в своем роде многоцветные фрески. Реалистичными и в то же время стилизованными росписями покрыто все: и стены, и потолки, и колонны.

В Кушанской эпохи в изобразительном искусстве Индии Будда изображался только в виде символов, теперь появляются его изображение в виде человека. Его часто окружают бодхисаттвы, как, например, на стене с Катя ( 2 ст.).

Наиболее распространенным направлением в искусстве этого времени становится гандхарське, названное так по имени местности Гандхары на северо-западе Индии. Оно соединило в себе традиции среднеазиатской, иранской, индийской и эллинистической культуры. Примерами могут служить статуя Будда из хоте-Мардань и сидячий Будда из Тахта-Бахи. Изображение в гуптского искусстве становятся менее сухими, более изысканными и чувствительнее. Будда из знаменитой статуи из Сарнатха IV ст. предстает как идеальный человек, достигший состояния нирваны.

Всего императоры из династии Гуптов всячески покровительствовали художественном творчестве. На основе древнего вида театрального искусства - пантомимы - возникает драматургия. При дворе Чандрагупты II (380-415 гг) жили лучшие поэты его времени. Наиболее известный из них Калидасы (353-420). До нас дошли три его драмы, совершенных из которых является "Шакунтала". Существовал и народный театр, который соединял музыку и пластику танца. Индийцы очень любили логические игры. Одна из них - чатуранга (шатрандж) - дошла и до нас в виде современных шахмат.

Достигают высокого уровня научные знания. Одной из загадок для современных ученых остается нержавеющая железная колонна в Дели. Математика уже знала извлечения квадратного и кубического корней. Астрономы установили, что Земля вращается вокруг своей оси, и Луна заимствует свой ​​свет в Солнца. В средние века эти знания, как и индийские цифры, переняли арабы.

Древняя Индия обогатила мировую культуру огромным количеством достижений. Она повлияла на соседние страны, особенно на Юго-Восточную Азию. Буддизм стал мировой религией, распространенной в ряде государств.


См.. также

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам