Духовная культура

Духовная культура - составная культуры, охватывающий искусство и философию.

Концепцию духовной культуры поддерживают прежде всего деятели искусства и значительная часть философов, которые настаивают на отдельном и особой роли искусства и философии и отчасти возражают против включения науки (не говоря уже о инженерию) в состав культуры.

Элементами духовной культуры являются: обычаи, нормы, ценности, знания, информация, значение.

Понятие духовной культуры включает все области духовной сферы; показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе. Древние греки сформулировали классическую триаду духовной культуры человечества: истина, добро, красота. Соответственно были выделены три важнейших ценностных абсолюты человеческой духовности: теоретизм, етизм, эстетизм.

К ней относят продукты духовной деятельности человека, которые существуют преимущественно в идеальном виде: понятие, представление, верования, чувства и переживания, доступны сознанию и пониманию всех людей. Духовная культура создает особый мир ценностей, формирует и удовлетворяет наши интеллектуальные и эмоциональные потребности. Духовная культура - это продукт общественного развития, ее основное назначение состоит в выработке сознания.

Благодаря закреплению в знаках, символах, организационных формах, компьютерной технике, духовная культура относительно самостоятельной от своего создателя, человека. В ней объективируются и выделяются особые сферы духовного творчества. Духовное и духовно-практическое освоение всей реальности оформляется в философии, искусстве, различных науках. Духовно-практическое освоение (включая регулирование) общественной жизни осуществляется в политике, праве, морали. Универсальные духовные функции, как мировоззренческие, так и нормативно-регулятивные, выполняют миф и религия. В будущем, возможно, состоятся революционные изменения духовной культуры в связи с развитием экологического сознания и освоением космоса.

Украинский ученый О.М.Костенко сформулировал так называемую натуралистическую концепцию "культуры человека": "Культура человека - это мера согласованности воли и сознания с законами Матери-Природы" [1]. Исходя из принципа социального натурализма (лежащий в основе его "теории трех природ"), он считает, что специальным видом культуры человека является "социальная культура человека" как мера согласованности воли и сознания человека с природными законами, по которым существует жизнь людей в обществе . Разновидностями социальной культуры человека является политическая культура человека, экономическая культура человека, правовая культура человека, нравственная культура человека, религиозная культура человека и т.д..

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является продуктом материального, а другая духовного производства, кажется самоочевидным. Ясно и то, что предметы материальной и духовной культуры можно использовать по-разному. Орудия труда и произведения станковой живописи служат разным целям. Так что функциональное различие между материальной и духовной культурой действительно существует. Но вместе с тем и то и другое является культурой, несущей в себе материальное и духовное в их единстве. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, поскольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой и продукты же духовной культуры всегда замаскированы в материальную форму, потому что только таким образом они могут быть обьектовани и стать фактом общественной жизни. Все это дает основание говорить о культуре как таковой, независимо от ее деления на материальную и духовную. Материалистический подход к культуре заключается не в различении материальной и духовной культуры, а в признании ее органической связи с развитием всего общества.


Источники

Примечания

  1. Костенко А.Н. Культура и закон - в противодействии злу. - Киев: Атика. - 2008. - 352 с.


Вышивка Это незавершенная статья по культуры.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.