Надо Знать

добавить знаний



Духовность



План:


Введение

Духовность - абстрактный [1] существительное к слову духовный. Как и слово первооснова духовность связана с внутренним психическим жизнью человека, его нравственным миром. Также слово часто имеет оттенки оценочной категории и связывается с религией. Четко очерченного значение слово не имеет. Как термин слово духовность используется в философии, этике, богословии для обозначения различных понятий [2] так или иначе соприкасающихся внутреннего мира человека.


1. Употребление

Обычно в быту под духовностью понимают нравственность, религиозность, определенную возвышенность мыслей и поступков. Духовность как высокое противопоставляется низком, греха, аморальному. Несмотря на абстрактность понятия, в узусе очень часто слово духовность используется как конкретная качество мало не реально существующая субстанция, о чем свидетельствует употребление вроде "человек большой духовности", "дефицит духовности в обществе" и т.п..

В религиозном узусе как правило духовность связывают с внутренней религиозностью, верой, мистическим опытом, "общением с Богом".

Спекулятивность, абстрактность и нечеткость понятия делает его использование популярным в различных общих утверждениях и в демагогических риторике вроде нареканий на "низкую духовность молодежи" или "упадок духовности общества". Однако, что же именно считать "духовностью" и соответственно, является ее упадком или наоборот развитием в силу размытости понятия каждый может решать сам.


2. Понятие духовности в философии

Понятие духовности в философии, обычно, было связано прежде всего с теми формами общественного сознания, которые, в свою очередь, отождествлялись с формами организации знания. Велся упорный поиск, который сводился к разработке научно-универсальной, "общественной" сущности духовности. В противовес этой тенденции сегодня наблюдается другая: духовность преимущественно ассоциируется с религиозностью, с нравственными ценностями, постулированной той или иной конфессией. В современных западных работах об обществе и культуре понятие "духовность" почти не употребляется, оно как правило используется в мировой литературе религиозно-философского содержания, где духовность рассматривается как фактор самоопределения верующего человека. Такой подход обедняет значение понятия духовности и во многом выводит проблематику духовности тематических областей философии.

К определению понятия духовности у ученых нет единого мнения. Каждый ученый понимает понятие "духовность" по-разному. Понятие "духовность" всегда имело в философии важное значение, и играет решающую роль в ключевых проблемах: человек, его место и предназначение в мире, смысл его бытия, культура, общественная жизнь. И поэтому такие философы: Платон, Аристотель, Юркевич, Григорий Сковорода считали, что понятие "духовность" является производным от слова "дух" (лат. "spirit" и греч. "Pneuma"), что означает подвижное воздуха, повивання дыхания, носителя жизни.

Уже в первобытную эпоху складываются первые представления о духовности. Но это понятие еще не розмежовувалось от телесной сути. Впервые Платон отделил телесное и духовное, определил, что духовность это специфическая человеческое свойство, а телесное этом ниже, то, что заложено природой человеку. Аристотель тоже отделил эти понятия, но рассматривал телесное и духовное как ровно необходимы.

Новый подход производится в христианской традиции. Здесь духовность наделяется новым лицом, и считается, что духовность присуща человеку разумному, что выделяет ее из животного мира, и уподобляет Богу.

Проблема духовности стала ведущей и в русской религиозной философии конца XIX начала XX в. Ее разработка связана с именами Федора Достоевского, Владимира Соловьева, Ивана Ильина, Павла Флоренского, Николая Федорова. Здесь духовность понималась двояко. С одной стороны: Духовность это одухотворение тваринности, сущностная характеристика человека, выделяет ее из мира животных. Другое понимание: Духовность это идеал, к которому стремился человек в собственном развитии, ориентация на высшие, абсолютные ценности.

По мнению ученых понятие "духовность" это категория этики, которая определяет нравственное измерение человеческой жизнедеятельности, это живой источник добродетелей человека, его моральная способность и высшая ценность.

Значительный вклад в разработку проблемы духовности сделан в философии, присущ таким философам, как Мартин Бубер, Макс Шелер, Пьер Тейяр де Шарден, Хосе Ортега-и-Гассет, Альберт Швейцер, Эрих Фромм, Виктор Франки. Ведущей идеей этих ученых являются: человек разумный на рубеже оказалась неспособной преодолеть всевозможные кризисы жизни, в частности глобальные, поэтому ей на смену должна прийти человек духовный. И по определению этих ученых: Духовность это общекультурный феномен, который вмещает в себя не только абстрактно-теоретические ценности и идеалы, но и поступки по совести, истины и красоты.

Обміркування проблеми духовності стає силою і в сучасній українській філософії. В 90-ті роки після того як в Україні марксистські методологічні канони перестали бути "офіційними" і обов'язковими, дослідження духовності відбувається за такими основними напрямками:

  • релігієзнавчим, предметом якого є духовність, витлумачена богословськи, як досконалість віри в надприродні сили;
  • культурологічним, в контексті котрого духовність постає як спосіб самобудови особи в межах культурного світу через самовизначення і самоспрямування особи, що передбачає не лише знання, але й почуття, осмислення дійсності, здатність до співпереживання;
  • філософсько-соціологічним, в якому духовність розглядається як багатомірний соціально - історичний феномен, специфічність виявів якого зумовлена своєрідністю всесвітньої історії як поліцентричного утворення.

3. Понятие духовности в психологии

Духовность - это интегральное образование человеческой психики, сложное гармоничное сочетание определенных психически процессуальных и личностных качеств человека, как и любое психическое явление имеет определенные формы проявления, которые можно изучать.

Духовность - это совокупность системно интегрированных особенностей когнитивно-интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и волевой сфер, которая обеспечивает человеку способность к психически личностного совершенствования и самосовершенствования. Говоря по-другому, духовность, с одной стороны, является системно-интегрированной составляющей психики, с другой - синергетическим фактором взаимодействия различных психических сфер человека [3].

В конце ХХ - нач. XXI в. наблюдается усиление внимания к феномену духовности со стороны отечественных психологов.

Так, плодотворную попытку объяснить психологические механизмы духовного развития личности осуществил украинский психолог А. П. Колесник, проанализировав ведущие этапы этого процесса [ [4].

Наш соотечественник, психолог М. Л.-А. Чепа, рассматривая структурные уровни человеческого развития как подсистемы большой системы - психики человека как целостного образования обнаружил общие и особые функции структурных уровней, их иерархическую и координационный организацию. Он подчеркнул, что по своим сущностным характеристикам духовность является сложной системой нелинейного типа, а значит, должен изучаться средствами синергетики [ [5].


3.1. Формы проявления духовности

Прежде духовность проявляется в направлении интересов, склонностей человека на познание, усвоение и создание духовных ценностей [6].

Духовные ценностные ориентации мы рассматриваем как сложную систему психических образований, которые направлены на процесс усвоения (восприятие, интериоризацию, создание) духовных ценностей. Одновременно это позитивная установка личности на духовные поступки. В условиях целенаправленного формирования духовные ценностные ориентации могут приобрести высшей формы - трансформироваться в духовные потребности, т.е. систему мотивов активности человека, которая побуждает человека к различным видам духовной деятельности (познавательной, эстетической, коммуникативной). В отличие от других видов деятельности, духовная определяется не прагматическими целями, а направлена ​​на удовлетворение бескорыстных духовных потребностей (в знаниях, общении, эстетическом удовлетворении).

Специфичный формами проявления духовности есть духовные состояния и чувства - недостаточно исследованы традиционной психологией явления. Впечатляющим фактом в человеческом чувственно-интеллектуальной опыте всегда были те странные моменты внутреннего "инсайта", которые в некоторых философских кругах получили название "космическая" или "расширенная" сознание. Чаще всего они возникают в процессе общения человека с лицом которую горячо любит или созерцание пейзажей природы, произведений искусства. В этот момент человек переживает бурный эмоциональный, чувство облегчения, свободы, всеобъемлющей любви ко всему миру. У некоторых возникают ощущения, что его собственное "Я" расширилось до границ Вселенной, некоторые осознает себя маленькой частицей этого бесконечного мира. Тогда исчезает граница между живым и неживым в природе, человеком и животными, близкими и незнакомыми - все воспринимается как единое целое, неотъемлемой частью которого является тот, кто переживает духовное состояние.

Люди, имеющие опыт духовных состояний, утверждают, что после пережитого их охватывали чувство любви ко всему живому, желание творить добро. Итак духовные состояния стимулируют возникновение духовных чувств (совесть, вина, раскаяние, любовь, вера, надежда). Специфической формой чувственного проявления духовности, по нашему мнению, является эмпатия, то есть способность человека к состраданию другому лицу (существу), желание и умение понять и почувствовать ее внутренний мир, понять ее ценность и неповторимость, стремление к бескорыстному удовлетворение его потребностей и интересов [7 ].


3.2. Системно-структурный анализ духовности как феномена психологии

В процессе теоретической разработки проблемы мы пришли к выводу, что духовность как психологический феномен является творческой способностью человека к психической самореализации и самосовершенствования и имеет сложную структуру. Для осуществления анализа составляющих духовности использовался системный подход, который предусматривает рассмотрение объекта исследования (в нашем случае - духовности) как системы, т.е. определенной обособленной множества элементов, находящихся во взаимодействии (Аверьянов А., Афанасьев В., Садовский В. ) [8].

С позиций системного подхода по установившейся классификации систем духовность можно отнести к разряду динамических открытых систем. Динамичность духовности проявляется в способности ее структурных компонентов к определенным изменениям, а значит к метаморфозам самой духовности, уровней ее развития. Открытость духовности как системы заключается в возможности ее взаимодействия на разных уровнях с биологическим и социокультурным окружением.

Понятие "система" тесно связано с понятием "структура", что означает построение системы, т.е. определенное количество элементов и характер их взаимосвязи. Структурные элементы системы представляют собой тоже сложные системы. Для полного исследования сущности и особенностей развития духовности как системы мы исследовали ее структурные компоненты как подсистемы [9].

Потребностно-ценностный компонент. Включает духовные потребности и духовные ценностные ориентации. Во духовными потребностями мы понимаем стремление индивида к усвоению общечеловеческих и индивидуальных ценностей и их создания в процессе духовных видов деятельности. В индивидуальные ценности входят интересы, взгляды, идеалы, потребности личности, которые являются результатом осознания окружающего мира и своего собственного места в нем. Общечеловеческие ценности включают: человечность, добро, красоту, справедливость, знания.

Наличие ценностей является проявлением неравнодушия человека в отношении к окружающему, которая возникает из значимости различных сторон, аспектов окружающего мира для его жизни. Личность начинает согласовывать и строить свои взаимоотношения с другими, направлять усилия на самосовершенствование согласно своих ценностных ориентаций, собственных убеждений и взглядов, что является проявлением ее духовных потребностей в самореализации и саморазвития.

Духовные ценностные ориентации рассматриваются нами как относительно устойчивая система направленности интересов, потребностей личности, которая нацелена на процесс интериоризации духовных ценностей. Одновременно это положительная психическая установка на духовный тип поведения (см. далее).

Поступков-поведенческий компонент, к которому мы относим духовный тип поведения, духовное саморазвитие и духовный поступок.

Духовный тип поведения, по нашему мнению, выражается в утверждении человеком в своей жизнедеятельности гуманистических и эстетических общечеловеческих идеалов, т.е. ценностей, которые выступают как цель жизнетворчества.

Духовное саморазвитие мы рассматриваем как процесс осуществления субъектом сознательного управления своей деятельностью и поведением в соответствии с духовных ценностных ориентаций, целью которого является психическое самосовершенствования и самореализация.

Духовный поступок, на наш взгляд, это бескорыстная действие, направленная на сохранение или поддержание существования людей, живых существ, предметов и объектов окружающей среды.

Когнитивно-интеллектуальный компонент определяется такими особенностями интеллектуальной сферы как наблюдательность, любознательность, глубина, самостоятельность, критичность мышления.

Волевой компонент духовности проявляется в таких качествах личности: целеустремленность, настойчивость, самообладание, саморегуляция, а также отличаются спецификой мотивов волевых действий, основанных на духовных потребностях, интересах.

Чувственно-эмоциональный компонент духовности предусматривает развитость эмоциональной сферы (способность к переживанию разнообразной гаммы эмоций и чувств, в том числе и экзистенциальных - совесть, вина, сомнение, любовь, вера, надежда, раскаяние - которые выполняют функцию глубинной связи человека со Вселенной, поддерживают константность личности и ее индивидуальную целостность), а также духовных состояний.

Гуманистический компонент духовности проявляется в отношении человека к любой формы жизни как высшей ценности; уважении к внутреннему миру другого человека, которая сочетается со способностью к сочувствию и реализуется через воплощение в отношения с этим человеком высоких духовных ценностей - добра, красоты, любви.

Эстетический компонент духовности - отражает специфическое чувственно-эмоциональное и интеллектуально-когнитивное отношение человека к окружающей действительности, отражают ее стремление к красоте, гармонии, совершенства и проявляется в потребности и способности воспринимать эстетические объекты, а также испытывать чувство эстетического удовольствия.


3.3. Психологическое содержание понятия "духовное развитие"

Развитие духовности, в нашем понимании, - процесс позитивных количественных и качественных изменений: 1) в умственной сфере человека (ребенка) - от познания предметов и явлений на чувственном уровне - к осознанию их сущности и взаимосвязи. 2) в чувственно-эмоциональной сфере - от простых эмоций - к способности сочувствовать и переживать духовные состояния и чувства, 3) в нравственной сфере - от эгоцентризма к гуманизму, альтруизма, 4) в деятельно-волевой сфере - от непроизвольных действий - к целенаправленной саморегуляции , духовных поступков, 5) в эстетическом мировосприятии - от созерцания эстетических объектов - до эстетической потребности и эстетической деятельности.

Исходя из главных постулатов гуманистической психологии, где личность исследуют как уникальную целостную систему, имеющую чисто человеческую возможность для самоактуализации, мы рассматриваем духовное развитие как динамику иерархии метамотивив и потребностей, с позиции которых личность оценивает себя, других, окружающей среды и действует. Существенным для осуществления духовного развития мы считаем формирование и реализацию таких высших потребностей человека: в познании мира, себя, смысла жизни; в признании и уважении собственной личности со стороны других лиц в восприятии и создании красоты (т.е. эстетическую), в добродетели и утверждении справедливости (т.е. гуманистическую) в психическом и личностному совершенствованию [10].

Итак, психологический смысл понятия "духовное развитие" мы определяем как процесс реализации когнитивно-интеллектуального, чувственно-эмоционального, волевого, креативного потенциалов субъекта, осуществление прогрессивных качественных и количественных изменений в его ценностных ориентациях и поступках, результатом которого является достижение психической целостности и гармонии. Этот процесс может быть интерпретирован как разновидность творчества, поскольку он является индивидуальным путем познания человеком своей природы, открытие собственных возможностей и их реализации [11].


Примечания

  1. Слова обозначающие названия процессов, признаков, свойств, которые не принадлежат к каким-либо конкретным предметам и мыслятся вне связи с ними, это существительные для обозначения качеств, свойств, действий, которые человек не воспринимает непосредственно органами чувств
  2. следует заметить, что часто иноязычные понятия которые имели в своем названии корень "дух" были переведены на украинский как "духовность", согласно духовность здесь лишь слово-ярлычок на разных понятиях
  3. Маценко Ж. М. Духовность: феномен психологии и объект воспитания. К., Образование Украины. 2010. - 100 с.
  4. Колесник А.П. Степени духовности и психические механизмы саморазвития личности / Ментальность. духовность. Саморазвитие личности. Тезисы доп. и материалы Междунар. н-практ. конф. - Луцк, 1994, И час., III разд. - С. 349-392.
  5. Чепа М.-Л.А. Ментальность. Духовность. Саморазвитие личности. / / Тезисы доп. И материалы международной. н.-практ. Конференции. - Луцк, 1994. И час., III разд. - 171с.
  6. Маценко Ж. М. Духовность: феномен психологии и объект воспитания. К., Образование Украины. 2010. - 100 с.
  7. Маценко Ж. М. Духовность: феномен психологии и объект воспитания. К., Образование Украины. 2010. - 100 с.
  8. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. - М.: Политиздат, 1985. - 264 с.
  9. Маценко Ж. М. Духовность: феномен психологии и объект воспитания. К., Образование Украины. 2010. - 100 с.
  10. Маценко Ж. М. Духовность: феномен психологии и объект воспитания. К., Образование Украины. 2010. - 100 с.
  11. Маценко Ж. М. Духовность: феномен психологии и объект воспитания. К., Образование Украины. 2010. - 100 с.

Источники

Литература

Аверьянов А. Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. - М.: Политиздат, 1985. - 264 с.

Гаврилова Т. П. Эксперементальное изучение эмпатии у детей младшего среднего школьного возраста. // Вопросы психологии.- 1974. № 5. - С. 21-28.

Колісник О. П. Ступені духовності та психічні механізми саморозвитку особистості / Ментальність. духовність. Саморозвиток особистості. Тези доп. та матеріали Міжнар. н-практ. конф. - Луцьк, 1994, І част., ІІІ розд. - С. 349?392.

Маценко Ж. М. Духовність: феномен психології та об'єкт виховання. К., Освіта України. 2010. - 100 с.

Чепа М.-Л. А. Ментальність. Духовность. Саморозвиток особистості. // Тези доп. Та матеріали Міжнародн. н.-практ. Конференції. - Луцьк, 1994. І част., ІІІ розд. - 171с.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам