Надо Знать

добавить знаний



Душа



План:


Введение

Душа (с греч. Ψυχή, лат. Anima) - сложное понятие из области психологии, философии и религии.

Иеронимус Босх или Иероним Босх ( 1500 - 1504): души после смерти на пути к небу
Человеческие души в Джигоку Зоуши - царстве ада (из японских верований)

1. История развития понятия

По современным представлениям понятие души происходит из анимистических понятий об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда - и растения. С давних времен человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе, как о некоем атрибут живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, что происходит снаружи. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращение жизни при большой ее потере, привели к тому, что в крови видели носитель души. Сновидения привели к представлениям о душе, как о субстанции, которая существует независимо от тела.

В связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписывали свойства тончайшей вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии. По Платону, душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, ?забывает? их. Отсюда суждения Платона о том, что все знания - лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. Аристотель называет ее первой энтелехии жизнеспособного тела, только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.

Герберт Спенсер в 1855 разработал учение о душе, т.е. психологию, подчиненную принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности. В 1863 Вильгельм Вундт прочел лекции об истории развития души человека и души животных. Вундт преподавал проблемы психогенеза в своих работах "Grundz?ge der physiologischen Psychologie" (1908 - 1911) и "V?lkerpsychologie" (1908 - 1917). Сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. Для Паладь и Клагес душа является носителем ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, "непрерывно".

Для современной психологии душа - носитель бессознательного и выражение тех структурных качеств микрокосмоса, которые сообщают его частями (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику (одухотворенность).


Душа (в философии)

Срок, которым преимущественно религия, идеалистическая философия и донаучная психология обозначали психику, внутренний мир человека. Согласно иделистичнимы религиозными концепциями, душа рассматривается как нематериальная потусторонняя бессмертная сила, временно находится в теле и является основой, источником психических явлений.

Дуализм считает душу противоположной телу самостоятельной субстанцией.

Материалисты-метафизики возводили психическую деятельность в чисто механических и физико-химических процессов.

В диалектическом материализме и научной психологии термин "душа" не используется. По существу термин "психика" заменяет термин "душа", выражая внутренний духовный мир человека.


Душа (в религии)

  1. В Библии словом "душа" переводится еврейское слово нефеш [? פנ] и греческое слово психэ [ψυχή]. [1] С библейского употребления этого слова видно, что душа - это человек или животное или жизни человека или животного. [2]
  2. Большинство церквей общепризнанного христианства понимают под "душой" нематериальную или духовную часть человеческого существа, которая переживает смерть физического тела. Другие понимают ее как жизненное начало.
  3. По учению древнеукраинских волхвов - живая духовная плоть человека, определяет его характер, поведение, деятельность, вообще - судьбу. Содержится в сущности человека.

3.1. Душа в христианстве

3.1.1. Душа в библейском понимании

  • Душа - это не то, что дух.
    Евреев 4:12 (Перевод Огиенко): "Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого - оно проникает до разделения души [греческое психэ] и духа [греческое пнеуматос], и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ". (Этот библейский фрагмент показывает, что греческое слово, переведенное как "Дух", не является тем же словом, что переводится как "душа").

    Екклезиастова 3:19 (Перевод Огиенко): "Судьба сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание [" дух ", в переводе Хоменко; еврейское руах] ". (Здесь в Библии указывается, что и у людей, и у животных после смерти выходит "дух" (руах), а не "душа" (нефеш))

    "В Старом 3аповити Есть дихотомии [разделения] на тело и душу. Израильтяне конкретно смотрел на вещи, воспринимал их в целости, и он считал, что люди - это лица, а не что-то сложенное. Срок непеш [нефеш], хотя его переводят словом душа, никогда не означает душу, что существует отдельно от тела или лица ... Время [психэ] в Новом 3аповити является аналогом слова непеш. Он может означать жизненное начало, сама жизнь или живое существо " [3].
  • Душа может умереть.
    Иезекииль 18:4 Перевод Огиенко: "вот, все души Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа *, что грешит, - она умрет". (* В еврейском тексте - нефеш. В некоторых переводах сказано "человек" или "тот").

    Мф. 10:28: "Не бойтесь убивающих тело, души [или" жизнь "] не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу * и тело погубить в геенне" . (* В греческом тексте здесь употреблено психэ в винительном падеже. Хоменко, Кулиш, Деркач, Филарет, Бачиньський - все переводят его как "душа").

    Деяния Апостолов 3:23: "И будет, что всякая душа [греческое психэ], которая не послушает Пророка того, истребится из народа".
  • Животные тоже являются душами.
    Бытие 1:20, 21, 24, 25 (Перевод Огиенко): "Сказал Бог:" Пусть вода пресмыкающихся, душу * живу ... "И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода по роду их , и всякую птицу пернатую по роду ее ... И сказал Бог: ?Пусть земля душу живую * по роду их". ... И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их ". (* В еврейском тексте здесь употреблено слово нефеш. У некоторых переводах сказано "существа" или "существа").

    Левит 24:17, 18 (Перевод Огиенко): "Каждый, кто убьет человека [" душу человечу ", [4]; еврейское нефеш], - предан будет смерти. Кто убьет скотину [еврейское нефеш], должен заплатить за нее, - жизнь за жизнь ["душу в город души",] ". [4] (Еврейское слово нефеш, соответствие слова "душа", применены в этом контексте и к людям, и к животным).

    Откровение 16:3 (Перевод Хоменко): "Стала кровь, как - мертвого, и всякая душа * живая умерла, что в море". (* В греческом тексте здесь употреблено слово психэ. Некоторые переводчики употребляют слово "существо" или передают целое выражение как "все живое").
  • В библейском понимании душа и жизнь являются синонимами. Жизнь в любой форме является душой. Толкование этих двух понятий не следует усложнять, ведь Откровение 16:3 (Перевод Хоменко) прекрасно рассказывает нам о том, что Господь, Бог наш дает человеку душу (жизнь) и когда захочет может ее умертвить. Также следует отметить, что у большинства случаев в Ветхом Завете повторяются стихи по поводу того, чтобы любить Господа Бога своего всем сердцем вашим и всею душею твоею. Но в 2 Хроники 34:31 (Перевод Огиенко) слово "душа" заменяется словом "жизнь".

3.2. Эпоха Второго Храма

Несмотря на то, что в Танахе приведен явный пример явления души мертвого Самуила Саулу, иудеи времен Второго Храма расходились в понимании сущности души. Фарисеи считали, что душа бессмертна и может существовать вне тела до воскресения из мертвых. Саддукеи же считали, что душа умирает вместе с телом.

3.3. В Каббале

В учении Каббалы душа мыслится как духовная сущность, берущая начало в высшем разуме или мировой душе и возникает как эманация последнего. Восхождения души в тело определяется ее природой: она должна соединиться с телом, чтобы, выполнив свое назначение в земной жизни, вернуться к миру чистого света - Богу.

Творения, будучи инструментом раскрытия потенциала Творца, не может воспринимать Его иначе, как в информационных формах своих ощущений. Ощущение эти возникают в результате наполнения сосуда творения, светом Всевышнего. Сосуд, наполненный светом, называется - ДУША, о чем сказано: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни ...". Душа, чувствуя Творца, как мир вокруг себя, воспринимает себя в нем, как наше эгоцентрическое "я". Это "я" одето в материальное тело, по той же причине, по которой Творец воспринимается душой. как материальный мир, такая функциональная природа творения. (Лави К. "Древо Познания")

Душа, как инструмент раскрытия Творца, включена в замысел творения, и поэтому является бессмертной, согласно бесконечностью потенциала Творца. Тело, с помощью которого душа, функционирует в мире, с целью усовершенствования функции творения, лишь однажды раскрывается в мире, на период осуществления своей функции, согласно программе, называемой - судьба. Затем происходит изменение тел и наступает новый цикл усовершенствования функции творения, с помощью души. (Лави К. "Древо Познания")


3.4. Происхождение учения о нематериальном, бессмертную душу

Паpаматма (Наддуша или Веpховного душа) - локализованный аспект Всевышнего, полная экспансия Кpишны, что живет в сердце каждого живого существа

"Христианское представление о духовной душу, созданную Богом и Вселенную в тело в период зачатия, чтобы сделать человека единственным живым целым, - это плод долгого развития в христианской философии. Эта философская концепция окончательно сформировалась только тогда, когда Оригеном [ум. ок. 254 года н. э] на Востоке и св. Августином [умер 430 года н. э] на Западе утвердился взгляд о душе как духовную сущность ... Его [Августиново] доктрина ... обязан многим (в том числе некоторыми недостатками) неоплатонизма " [5]

"Понятие о бессмертии - это плод греческой мысли, тогда как надежда на воскресение относится к еврейской мысли ... После завоеваний Александра иудаизм мало-помалу принял греческие убеждения " [6]

"Бессмертие души - это греческое понятие, сформированное древними мистическими культами и развитое философом Платоном" [7]

"Как нам считать: смерть есть нечто определенное? (...) Очевидно, это не что иное, как разлука души и тела? Смерть, следовательно, заключается в том, что тело, разведены с душой, существует само по себе, а душа, отделенная от тела, - также сама собой? Или смерть что-то другое, а не то, что я сказал? "
- "Нет, самое то". (...) "А душа смерти не улягае?"
- "Нет". - "Значит, душа бессмертна?"
- "Бессмертная". [8]

"Проблема бессмертия, как мы увидели, привлекала серьезное внимание вавилонских теологов ... Ни народ, ни ведущие религиозные мыслители никогда не предполагали возможности полного уничтожения того, что когда-то начало существовать. Смерть считалась переходом к другой жизни" [9].


3.5. Спасение души

В христианстве понятие "душа" неразрывно связано с понятием спасения. Спасение души человека понимается как спасение самой сущности человека и от смерти, которая тоже считается следствием греха и от вечного наказания за грех (в аду или геенне огненной). Большинство христиан считает, что после воскрешения умерших души спасенных воссоединятся с телами и в этих телах спасенным будет гарантирована вечная жизнь.

4. Дохристианское учение о душе на территории Украины

Волхвы считали, что бывают души светлые и темные. После смерти человека светлая душа - сорока дней прощания с миром и физическим плотью своей - идет у Юг, где имеет место вечного райского проживания. Темная душа, которая при жизни творила Несправедливость направляется в Навь и становится ее жителем. Богом и покровителем Нави является Велес.

Ведические произведения указывают, что каждый человек несет в себе две души одновременно - светлую и темную, которые борются между собой и этим определяют поведение человека, степень ее добрых и злых поступков (люди с двойной душой, как правило, кончают жизнь самоубийством, считали волхвы) . По представлению древних Украинский, большинство душ недолго находится в водовороте или подземелье - это касается душ деятельных (неусыпных), тех, которые "рвутся на землю", к делу. Таким Род и Чернобог позволяют возвращаться и воплощаться в новорожденных, не поворачивая, однако, прежнее физического облика.

Души возрождаются не только в людях, но и в животных, деревьях, растениях, в новых ручьях, реках и т.д.. Каждая душа переживает около 8 млн. воплощений, прежде чем, она станет человеком. Люди, которые создают Несправедливость, могут перевоплотиться снова в теле животного. Становясь человеком, душа проходит 4 ступени развития и рождается в четырех состояниях - варна тружеников, варна хозяев, варна воинов, варна ведая. Использовать на топливо только сухое зелье и поваленные Стрибогом ( ветром) или Перуном ( молнией) дерева. И бережно относиться к каждого живого существа.

Древние украинские всячески пытались не допустить возрождения темных душ (например, облагали место, где могла родиться ребенок, полотенцами и ряднами с вышитыми и сотканные стрелами Перуна, изображениями Берегини и Мокоши и т.п.).

С душой связывали загадочные явления в жизни. Если, говорили волхвы, за тобой где-то по дороге повадился собака - не гони его прочь, а приведи домой и накорми - это душа твоего умершего родственника или ближнего тоскует по тебе, хочет быть у тебя. Когда к тебе под окно прилетела птичка и еще стукнула клювиком в окно - скорее нищим милостыню нищим или унеси что-либо в дар соседу, ближнему своему, ибо душа умершего принесла тебе какую-то весть и напомнила о себе.

Раздавать милостыню или делать какое-нибудь добро - то, по мнению волхвов, поминать прежде души умерших, нести им радость и удовольствие тому подобное. В учении волхвов о душе отразились первоначальные гуманистические основы украинской народной морали, философии, мифологии, космогонии.

Женская и мужская души являются двумя половинами одной души. Когда такие души встречаются в Яве, это называется "звездной пары".

Учение волхвов о душе было утрачено после 988 года.


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам