Надо Знать

добавить знаний



Дэвид Юм


David Hume.jpg

План:


Введение

Дэвид Юм (в литературе советского периода основном Юм, англ. David Hume , При рождении Гом ( англ. Home ), 26 апреля 1711 - 1776) - шотландский философ - емпирист, историк и экономист, деятель эпохи Просвещения, в первую очередь известен своими трудами в области эпистемологии. Юма часто называюсь ведущим нео-скептиком восемнадцатого столетия.


1. Биография

Родившийся в семье юриста 26 апреля 1711 Дэвид провел первые годы своей жизни в Эдинбурге, где и получил образование вступив в Эдинбургского университета в 1720. В 1734-1737 он находился во Франции где написал черновик своей работы "Трактат о человеческой природе" (A Treatise of Human Nature) анонимно опубликованной в Лондоне в 1739. В среднем возрасте написал "Историю Англии", работал Военно атташе, библиотекарем, в 1763 стал личным секретарем лорда Гертфорда - британского посла в Париже. В Эдинбург Юм вернулся в 1769, где умер 25 августа 1776.


2. Философия

2.1. Эмпиризм

По сравнению со своим предшественниками и авторитетами, которые играли заметную роль в развитии британского и мирового эмпиризма того времени - Джоном Локком, Джорджем Беркли и Исааком Ньютоном, Дэвид Юм может быть охарактеризован как номиналисты. В противоположность относительно сбалансированной в правах на существование объективной и субъективной реальностей, дуалистической Декартовский модели мироздания, британские философы эпистемологов начиная от Локка берут курс на сенсационализм (sensationalism) - отдача преимущества восприятию и субъективной материи как единно-обоснованном базиса философских теорий. Таким образом мы можем наблюдать постепенную редукцию роли вещей самих в себе (субстрата, материи, субстанции) в их работах и упор на эмпирическое знание и восприятие - единне в истинности чего человек может быть хотя бы в какой-то степени уверена. Все вышеупомянутое выливалось в монизм и номинализм - уменьшение количества сфер и миров в которых ведется человеческое существование из двух или нескольких до одного. Особенно заметными подобные удары по материализма и субстанции становятся после появления трудов Беркли - основные первоначальные положения теорий которого позаимствовал Юм, в частности достойной внимания является концепция идей (ideas / collections of ideas) Беркли, несколько модификуесться Юмом разделяя все объекты сознания на восприятие (impressions) и идеи (мысли) возникшие вследствие их синтеза (ideas). Тем не менее следует отметить, что несмотря на радикальность своего эмпиризма, Юм определял целесообразным пользоваться им только в метафизическом контексте так же как и своей скептичность о реальности причинно-следственных связей о которой речь пойдет ниже и признавал нелепость использования подобного суждения в повседневной жизни.


2.2. Связи идей и предметы действительности

"Связи идей" и "предметы действительности" определенно не самый удачный перевод словосочетания relations of ideas, что в простых словах должно было обозначать способы и пути ассоциирования, сочетание идей друг с другом и другими идеями, построение категорий и matters of fact - предметы мышления полученные из чувств, "думальна субстанция", то над чем проводятся манипуляции разума.

Влияние этого нововведения на дальнейшее развитие мировой философии интересен в первую очередь потому, что оно легло в основу знаменитой концепции синтетических и аналитических суждениях Иммануила Канта, увлекавшийся Юмом как борцом с догматизмом в области философии и теологии того времени.


2.3. Каузальность

Причинно-следственные связи и логическое мышление становятся главным объектом атаки в работах Юма, в частности в его эссе "Исследование о человеческого познания" ( англ. An Enquiry Concerning Human Understanding , 1748). Беркли, требовал у материалистов примеров непосредственного восприятия материи что довело ее существование, считал все чувства посылаются человеку рациональным Богом. Юм впервые откровенно задает вопрос - откуда мы можем знать то посылает нам восприятие действительности Бог и дает нам основания утверждать наши восприятия и их причинно-следственная связь реальные и действительно упорядочены по какой-то схеме. Согласно версии Юма, рациональность а также причина, следствие, а главное - разум - это всего лишь химера создана рядом постоянных совпадений в море мирового хаоса. Обычно эти совпадения очень устойчивы и некоторые из них повторяются уже не одну тысячу лет, дает нам все основания считать за одним действием следовать другая и использовать это для своего блага, но кроме этого нестовидсотковои вероятности совпадений, нет ничего позволяло нам говорить о то между двумя событиями во вселенной существует любая рациональная каузальность и необходимость. За подобные высказывания Юму пришлось долго расплачиваться ярлыками атеиста и радикала, однако именно он в свое время написал то, о чем долго боялись даже сказать другие.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам